Иисус Навин – преемник Моисея

Моисей очень состарился, и Бог сказал ему, что он скоро умрет. Но перед смертью Моисей помолился, чтобы Господь поставил ему преемника для управления народом Божиим, чтобы они не были как овцы, не имеющие пастыря.

Тогда Господь сказал ему: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух Божий, и возложи на него руку твою, и поставь его перед Елеазаром священником и перед всем обществом, и дай ему наставление перед глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых. И будет он обращаться к Елеазару священнику, и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним, и все общество» (Чис.27:18-21). Моисей сделал так, как повелел ему Господь.

Вы, наверное, помните рассказ «Соглядатаи в Ханаане». Иисус Навин был одним из тех двух соглядатаев, которые верили, что Бог поможет израильскому народу войти в Ханаан. Они ободряли народ, говоря: «С нами Господь, не бойтесь их!» Со дня этого события прошло много времени. Сорок лет путешествовали израильтяне по пустыне. За это время все взрослые, вышедшие из Египта, умерли и не увидели обетованной земли Ханаан. Все случилось так, как сказал Бог: «В пустыне сей падут тела ваши, и все вы… от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина. Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели… По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною» (Чис.14:29-34).

 (По материалам сайта bibleonline.ru)

Прообраз Христа

По некоторым данным, Иисус Навин — прообраз Христа. Само слово «Иисус» в переводе — «Яхве спасает». Иисус — облеченный милостью, наследующий Моисею представитель Закона. Новый Завет, возвещенный Иисусом Христом, также наследует Ветхому Завету, Закону Моисееву. Иисус Навин вел народ к победе, и так же Христос ведет нас к победе над грехом. Иисус Навин был ходатаем и заступником перед Богом за Израиль. И так же Христос Спаситель — заступник за нас всех перед Господом. Каждому колену Иисус Навин дал удел наследия — Господь дарует нам каждому Свои дары по Своему усмотрению.

Какие черты характера мы видим в Иисусе Навине? Это прежде всего воин, борец, который проявил себя еще при Моисее. Нам открывается борьба (Исх. 17), молитва, разочарование (Исх.), служение, смирение, вера, послушание, ответственность (Исх., Чис.). Основное дело Иисуса Навина в его служении Господу — возглавление и наставление народа, завет, который он заключает между народом и Господом.

Видеоматериалы: мультфильм "Истории Ветхого Завета. Иисус Навин"

 

Прочитайте детям рассказ Л. Кобзева.  Хочу быть взрослым

Однажды Антону захотелось быть взрослым. А началось всё с того, что у его старшего брата Валеры появилась машина, мобильный телефон и банковская карта. При виде всех этих вещей у Антона возникло непреодолимое желание иметь то же самое. И вот как-то Антон подошёл к своему брату и серьёзно произнёс:
   – Я хочу, чтобы у меня тоже была такая машина, как у тебя, и такой телефон и карта с деньгами.
   – Вот когда подрастёшь, тогда у тебя всё это будет, – с улыбкой ответил Валера.
   – А почему я не могу это иметь прямо сейчас? – удивлённо спросил Антон.
   – Потому что детям это иметь не положено, – невозмутимо ответил Валера.
   – Ответ Валеры не устроил Антона, и он с тем же вопросом отправился к бабушке.
   – Бабушка, я хочу, чтобы у меня была машина, мобильный телефон и карточка, по которой в банке можно получать деньги. Ведь у Валеры всё это есть, а у меня нет, – заявил бабушке Антон.
   – Внучок, когда ты вырастешь, у тебя обязательно всё это будет, – ласково глядя на внука, сказала бабушка.
   – Ну вот, бабушка, и ты говоришь так же, как Валера, – разочарованно махнув рукой, произнёс Антон и пошёл к маме.
   – Мама, почему Валера может иметь машину, мобильный телефон и банковскую карточку, а я нет? – спросил у мамы Антон.
   – Потому что Валера – уже взрослый, – сказала мама, – а ты – ещё маленький. Когда ты подрастёшь и будешь как Валера, у тебя тоже будет своя машина, мобильный телефон, банковская карточка и многое другое.
   – Ну вот… И Валера, и бабушка сказали мне то же самое, – расстроенным голосом произнёс Антон и, тяжело вздохнув, добавил, – Выходит, у меня нет никаких шансов получить эти вещи, пока я не стану взрослым.
Окончательно расстроенный таким положением вещей, Антон пошёл в свою комнату делать уроки. Вечером, когда папа пришёл с работы, он, как обычно, заглянул к Антону в комнату.
   – Как у тебя дела, сынок? – спросил он Антона.
   – Неважно, – с грустью в голосе ответил мальчик.
   – У тебя что-то случилось?
   – Папа, я очень хочу быть взрослым! – горячо произнёс Антон.
   – Хм, а почему тебе вдруг захотелось быть взрослым? – удивился отец.
   – Потому что у взрослых есть столько разных вещей, которых нет у детей, – стал объяснять Антон, – Взять, к примеру, Валеру: у него теперь есть машина, мобильный телефон, и такая удивительная карточка, с которой он идёт в банк и получает деньги. Мне так хочется, чтобы у меня тоже были такие вещи! А Валера, бабушка и мама сказали, что у меня это будет только тогда, когда я стану взрослым.
   – Значит, ты хочешь быть взрослым, только лишь потому, что тебе хочется иметь свою машину, мобильный телефон и банковскую карточку? – посмотрев на сына, спросил отец. Антон утвердительно кивнул головой.
   – Тогда, Антон, объясни мне, пожалуйста, почему тебе так сильно хочется всё это иметь? – задал очередной вопрос отец.
   – Потому что тогда я смогу стать самостоятельным и независимым, – с важным видом заявил Антон и с воодушевлением продолжил, – На своей машине я мог бы поехать, куда захочу и когда захочу. А по телефону я мог бы разговаривать, с кем угодно и сколько угодно. А если бы у меня была банковская карточка, я мог бы брать в банке много денег и покупать, всё что мне хочется…

Когда Антон замолчал, отец серьёзно сказал:
   – Антон, ты рассуждаешь об этих вещах, как о развлечении, которое приносит только удовольствие. С одной стороны иметь машину, мобильный телефон и банковскую карточку – действительно хорошо и удобно. Но давай посмотрим на это с другой стороны. Ведь на машине не только ездят. Машину нужно заправлять бензином, ремонтировать и мыть. За телефон нужно регулярно платить, иначе его могут отключить. А чтобы иметь банковскую карточку, нужно открыть счёт в банке и регулярно перечислять на него деньги. Как видишь, Антон, за все эти удовольствия надо платить, а, значит, нужно постоянно работать. Твой брат работает с утра до вечера и только поэтому может иметь и машину, и телефон, и банковскую карточку.
Внимательно выслушав отца, Антон задумчиво произнёс:
   – Папа, а я и не думал, что всё так сложно. Оказывается, быть взрослым – это большая ответственность. Я думаю, что я к этому ещё не готов.
   – Я тоже так думаю, – похлопав сына по плечу, сказал отец и добавил, – Но ты, Антон, не переживай. Детство – это прекрасная пора. Ты ещё успеешь стать взрослым. Всему своё время. Сейчас же твоя главная задача – слушаться старших и хорошо учиться.
   – Да, папа, – согласился Антон.
Отец улыбнулся, обнял сына и вышел из комнаты.

Творческое задание «Король и министры»

Дети делятся на группы и получают карточки с какими-либо государственными проблемами, например:

  • В государстве началась эпидемия гриппа;
  • В государстве снизилась рождаемость;
  • Соседи объявили захватническую войну;
  • В государстве началась засуха и т.д.

В каждой группе один человек — король, остальные — министры. Министры по очереди высказывают королю свое мнение по той или иной проблеме. Выслушав всех министров, король должен прийти к какому-либо решению. Затем «короли» из каждой группы рассказывают о своих решениях остальным группам. После игры педагог обсуждает с детьми, какие решения королей были самыми ответственными, и почему.

Вопросы и задания для беседы:

  • Родители отвечают за своих детей. Должны ли дети отвечать за своих родителей, и с какого возраста?
  • Чувствуете ли вы ответственность за кого-либо?
  • Как вы думаете, кто отвечает за все, что происходит в государстве (мире, семье, школе)?
  • Что значит уметь отвечать за самого себя?
  • Должны ли педагоги отвечать за поведение своих учеников после того, как они закончили школу?
  • Должны ли врачи отвечать за здоровье своих пациентов после того, как они расстались?

 (По материалам: A.Лопатина, М. Скребцова «Вершины мудрости»)

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Библия. Книга Числа, главы 14, 27.

Телепроект «Закон Божий». Часть 137. Сорокалетнее странствование евреев.