О кресте

Крест – главный символ христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Крест является символом жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям, духовным оружием христиан.

Далёким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – кресту животворящему – ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную.

На кресте мы видим Бога распятым. Но в Распятии таинственно пребывает сама жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует благодать Божия.

Крест Христов, который каждый православный христианин, получив при крещении, носит всю жизнь, есть символ нашего спасения, оружие духовной борьбы, символ исповедания веры.

Крест мы носим на шее, начертываем на себе кисточкой с елеем или сложенными перстами (пальцами). Крест венчает любой православный храм или часовню. Это напоминание нам о том, какой ценой куплено спасение человека, каждого из нас.

Любой знак креста есть христианский символ. И крест строгий, четырехконечный, и крест, декоративно орнаментированный.

Христиане осеняют себя крестным знамением, выражая таким образом добровольный отказ от удовлетворения лишь собственных желаний и жертвенное предание своей жизни в руки Отца и Бога. Вот почему христиане крестятся не только во время молитвы, но и перед всяким делом, и перед принятием пищи, и входя в дом и выходя из дома, и ложась спать, и пробуждаясь.

Что означает выражение «нести крест»

Но о чём же говорит в Евангелии Иисус Христос: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24) и «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38)? Мы же, христиане, при Крещении получили крест, который всегда висит у нас на груди! Неужели этого мало?

Прочитаем ответ святителя Игнатия Брянчанинова на этот вопрос: «Что значит  «крест свой», почему этот «крест свой», то есть отдельный каждого человека, вместе называется и «Крестом Христовым»?

Крест «свой»: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека — свои. Крест «свой»: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они — свои. Крест «свой»: греховные недуги, или страсти, которые у каждого человека — свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни. «Крест Христов» — учение Христово».

Объяснение того, как можно нести свой крест, находим у святителя Иоанна Златоуста: «Взятие Креста Христова есть готовность и окрыленность свободной воли самого человека на борьбу за Божию правду и в своей Душе и в мире. Крест есть свободное человеческое согласие на борьбу за любовь и правду в этом мире. Нелегко человеку бороться за любовь, правду и чистоту на этой земле. Все словно осуждает, срывает, обессиливает наш порыв к добру и внутри нас и вовне... Но человек верующий несет этот порыв через всю свою жизнь. Это и есть его крест. Не только его. Но и Христов. Крест в нем. И тот, кто отказывается нести светлый, спасающий Крест Христовой правды, чистоты и любви, принужден нести безнадежный разбойничий крест своих страстей, своих злых дел и их следствий. Это крест того ленивого разбойника, распятого со Христом на Голгофе, но не покаявшегося пред Христом, не осознавшего своей греховности и — отвергнувшего Христа».

Итак, что же мы должны делать, если хотим нести свой крест:

- отказывать телу в излишествах, довольствуясь лишь самым необходимым,

- жить в послушании Богу, отказавшись от своеволия,

- читать Евангелие,

- не бояться трудностей и страданий,

- признавать себя грешником, достойным тех скорбей, которые посылает Господь,

- с терпением переносить всё случающееся,

- постоянно приносить искреннее покаяние,

- благодарить Бога за возможность подражать Христу страданиями.

Крест до тех пор тяжело нести, пока он крест «свой», а когда он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную легкость: «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть», сказал Господь (Мф.11:30).

Каким бывает нательный крест

Существуют канонические формы крестов - четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его».

Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста - отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно. Миряне носят нательный (на теле) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ. Ни при каких обстоятельствах христианин не должен добровольно снимать с себя крест. Но можно менять вид и способ его ношения: если при занятиях спортом нельзя носить на теле - то можно прикрепить на форму, если нельзя металлический – то, например, можно вышить нитками, но все равно ради исповедания веры и сохранения с собой сберегающей силы Креста иметь его на себе необходимо. В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже - и священники. Священнический нагрудный крест называется наперсным («перси» по-церковнославянски значит «грудь»). Наряду с наперсным, священники носят и нательный крестик.

 (По материалам сайта azbyka.ru)

Прочитайте детям притчу . О деревянном кресте

Жил на свете крестьянин, работав­ший с утра до ночи, но при этом едва сводивший концы с концами. Так про­должалось много лет, и все эти годы все чаще приходила ему мысль о неспра­ведливости мироустройства. «Отчего одних Бог облагодетельствовал богат­ством, знатностью, а других оставил в нищете на всю жизнь?»

И вот однажды было ему видение. Стоит он в огромной пещере, заполненной великим множеством крестов разного и размера, и вида, и веса. Здесь кресты и золотые, и каменные, и деревянные, и из соломы. Тут явился ему Ангел и говорит: «Видишь эти кресты? Выбирай для себя любой и неси его на вершину горы».

Выбрал крестьянин сначала самый большой золотой крест, но сколько ни старался, не мог его даже приподнять. Тогда решил взять крест поменьше, из серебра, но и его не смог взвалить на себя. Перебрал он все кресты — одни были слишком тяжелы, другие — неудобоносимы. Впору пришелся ему простой деревянный крест, который он удобно взял и понес на гору. Отнеся крест наверх, крестьянин вернулся и спросил Ангела:

— Какая же мне будет за этот труд награда?

Чтобы ты сам мог решить, чего заслуживаешь, я открою тебе, что это были за кресты, — сказал Ангел. — Золотой крест, который тебе сначала приглянулся, — это царский крест. Большинство людей думает: как хорошо быть царем! Сиди себе на мягком троне да приказы раздавай. А того не знают, что как золото — тяжелейший металл, так и доля царская — самая тяжелая. Серебряный крест предуготован тем, кто облечен властью. Эти люди несут на себе много забот и скорбей других людей, и немногим удается донести этот крест до вершины. Медный — крест тех, кому Бог послал богатство. Многие завидуют им, а ведь жить им тяжелее, чем тебе. Ты после трудов можешь спокойно уснуть, никто не покусится на твой скромный дом.

А богатый и днем, и ночью боится за свое добро, как бы его никто не обманул. Кроме того, богатый за свое богатство должен дать ответ Богу: как он его употребил. Железный крест — крест военных. Порасспроси тех, которые воевали, и они расскажут, как он достается. Каменный крест — у людей торговых; их работа физически не тяжела, зато как часто бывает, что купец теряет все и вынужден начинать сначала! А вот деревянный крест, который ты поднял на гору, — это и есть твой крестьянский крест. Знает сердцеведец Господь, что во всяком другом положении ты погубил бы свою душу, не донес креста. Так что ступай домой и не ропщи на свою долю: Господь дает каждому крест по силам.

У каждого свой крест

Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нес на плечах свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжелый. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, он догнал остальных и пошел с ними дальше. Вдруг на их пути открылась пропасть. Все положили свои кресты через пропасть и перешли. А хитрец остался на этой стороне, так как его крест оказался слишком коротким.

Прочитайте детям стихотворение. Константин Константинович Романов (К.Р.)

Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.

Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь?

Творческое задание «Что такое счастье»

Педагог просит детей перечислить, кто или что может быть счастливым, например: ребенок, семья, будущее, день, обстоятельство, смех, дом и т.д. Все перечисленное записывается на доске. Дети делятся на группы и выбирают что-то одно из записанного на доске. Каждая группа должна рассказать о том, какого ребенка можно назвать счастливым, описать счастливый смех, рассказать о счастливом дне и т.д. Дети могут приводить примеры из жизни или литературы.

Затем педагог обсуждает с детьми, что необходимо человеку, чтобы быть счастливым.

Вопросы и задания для беседы:

  • Как вы думаете, может ли быть какое-либо одно общее счастье для всех людей на земле?
  • Согласны ли вы с мыслью, что человек создан для счастья, и почему?
  • Может ли человек быть всегда счастлив?
  • Всегда ли исполненное желание приносит человеку счастье?
  • Может ли счастье исцелить человека?
  • Испытывали ли вы когда-нибудь счастье, слушая музыку?
  • Почему от счастья и радости иногда плачут?

 (По материалам: A.Лопатина, М. Скребцова «Вершины мудрости»)

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Телепроект «Закон Божий». Часть 69. О крестном знамении и благословении священника .

Мультфильм «Твой крест».

Как производятся нательные кресты .