Медный змей

В первый месяц сорокового года после исхода из Египта Израильтяне пришли в пустыню Син и остановились в Кадесе. В это время умерла Мариам и похоронена здесь.

Моисей приготовлялся теперь ввести народ в землю обетованную. Это было уже новое, бодрое поколение, но как ни закалилось оно в испытаниях, взросшее в пустыне, под руководством Моисея, однако не вполне еще искоренились в душе его наследственные дурные наклонности, и снова малодушно возроптал и восстал народ на Моисея, когда оказался недостаток воды на пути.

И так отозвался Господь Моисею и Аарону, павшим пред Ним на лица свои у входа скинии собрания: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его» (Числ.20:7-8).

«И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале и сказал он им: послушайте, непокорные, разве вам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его» (Числ.20:9-11).

«И сказал Господь Моисею и Аарону: за то что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я ему даю» (Числ.20:10). Таким образом проявил Бог, что требует Он послушания Себе непоколебимого, безусловного, не щадя в воздаянии Своем и праведных рабов Своих.

После того Моисей продолжал вести народ по направлению в ту сторону, с которой была доступнее земля обетованная. «От горы Ор отправились они путем Черного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути», роптал на то, что должен довольствоваться одною манною, – и снова не остался без наказания: «послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество из сынов Израилевых» (Числ.21:4-6).

Когда же сознали свою вину и стали раскаиваться в ней Израильтяне, то «сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого‑либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ.21:8). Так и поступил Моисей по слову Божию, так и оставались живы взглянувшие на медного змея.

Из Нового Завета, которому Ветхий Завет служит прообразованием, из слов Самого Иисуса Христа в Его беседе с Никодимом: «И как Моисей вознес змию в пустыне; так должно быть вознесену Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14-15). Мы знаем, что знамя, на котором был выставлен медный змей, было прообразованием Креста, на котором был распят Спаситель Христос, и как тогда взиравшие на змея оставались живы и неуязвимы, так и теперь, и вечно все уязвляемые древним змием, диаволом, взирая с верою на Распятого Христа, останутся живы и неуязвимы.

 (По материалам книги «Библия, пересказанная детям старшего возраста»)

Мультфильм "Библейские истории. Моисей"

Прочитайте детям стихотворение Ф.Сологуб. Медный змий

Возроптали иудеи:

«Труден путь наш, долгий путь.

Пресмыкаясь, точно змеи,

 Мы не смеем отдохнуть».

В стан усталых иудеев

Из неведомой земли

Вереницы мудрых змеев

Утром медленно ползли.

Подымался к небу ропот:

«Нет надежд и нет дорог!

Или нам наш долгий опыт

Недостаточно был строг?»

Рано утром, в час восхода,

Голодна, тоща и зла,

В стан роптавшего народа

Рать змеиная ползла.

И, раздор меж братьев сея,

Говорил крамольник злой:

«Мы отвергнем Моисея,

Мы воротимся домой».

Чешуёй светло-зелёной

Шелестя в сухой пыли,

По равнине опалённой

Змеи медленно ползли.

«Здесь в пустыне этой пыльной

Мы исчахнем и умрём.

О, вернёмся в край обильный,

Под хранительный ярём».

Вдруг, ужаленный змеёю,

Воин пал сторожевой, —

И сбегаются толпою

На его предсмертный вой.

И, скользя между ногами

Старцев, жён, детей и дев,

Змеи блещут чешуями,

Раззевают хищный зев,

И вонзают жала с ядом

В обнажённые стопы

Их враждебно-вещим взглядом

Очарованной толпы.

Умирали иудеи, —

И раскаялись они.

«Моисей, нас жалят змеи! —

Возопил народ. — Взгляни:

Это — кара за роптанье.

Умоли за нас Творца,

Чтоб Господне наказанье

Не свершилось до конца».

И, по слову Моисея,

Был из меди скован змей,

И к столбу прибили змея

Остриями трёх гвоздей.

Истощили яд свой гости

И, шурша в сухой пыли,

Обессиленные злости

В логовища унесли.

Перед медным изваяньем

Преклоняется народ,

И смиренным покаяньем

Милость Божию зовёт.

Игра «Наши верные друзья»

Попросите детей назвать животных (птиц, насекомых, цветы, растения), которые являются верными друзьями человека, и объяснить почему. Например, пчела — верный друг человека, потому что она дарит ему мед.

Затем дети встают в круг и получают карточки с рисунками разных обитателей мира природы. Предупредите детей, что они не должны показывать друг другу свои карточки. Один ребенок — ведущий. Он выходит на середину круга. По очереди дети рассказывают ему, как верно служат людям их обитатели мира природы.

По рассказам детей ведущий должен угадать, о ком говорит тот или иной человек. Если обитатель мира природы угадан правильно, ведущий получает карточку с рисунком этого обитателя; если неправильно — ведущим становится тот, чью карточку не угадали.

Лучший ведущий тот из детей, кто к концу игры соберет больше всего карточек.

Вопросы и задания для беседы:

  • Какого человека можно назвать верным другом?
  • Есть ли у вас верный друг?
  • Перечислите животных, которые верно служат человеку. Расскажите о верности ваших домашних животных.
  • Расскажите о том, как вы заботитесь о своем домашнем животном.

 (По материалам: A.Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости»)

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Библия. Книга Числа, главы 20-21.

Телепроект «Закон Божий». Часть 137. Сорокалетнее странствование евреев .

"Библейские сюжеты в искусстве": Медный змий (Русский музей)