О дружбе

Прежде всего, заметим, что в душу человека изначально заложены две потребности – общения с Богом и общения друг с другом. Дерево не может жить без солнца. Так и человек без Бога не имеет настоящей жизни, и это выражается в ощущении душой какой-то недостаточности, нехватки чего-то высшего, настоящего. Но и если дерево растет одно, оно легко становится жертвой плохой погоды, например, сильного ветра. Человек без друзей терпит бедствия с особенной сокрушающей силой, и душа чувствует свое одиночество, покинутость в мире земном.

 Замечали ли вы, что после общения с друзьями настроение всегда повышается и появляются силы и вдохновение для совершения своих ежедневных дел? Общение, единство и радость от дружбы всегда пробуждают интерес к жизни. Для каждого из нас большое значение имеет не только теплое слово близких людей, но и просто их присутствие рядом. И когда рядом долго нет никого близкого тебе, душа начинает тосковать, чувствуя свое одиночество. Итак, друзья – это тоже проявление Божией заботы о нас. Господь показывает, что мы все-таки не одиноки в этом мире, и потому подлинная дружба – действительно сокровище.

А что такое вообще подлинная дружба? И кто это – друг? Ведь одно дело – найти человека, разделяющего твои интересы, другое – встретить того, кого бы ты «взял в разведку». Дружба – это не просто привычка общения с кем-либо; в подлинной дружбе есть особая близость и родственность душ, из которых рождаются взаимное доверие и преданность.

Подлинный друг – это тот, с кем мы ведем себя просто и естественно, не принимая на себя какой-то напыщенной роли, не скрывая свойственных нам недостатков. Подлинный друг – тот, чье замечание мы не боимся принять, так как знаем, что оно останется между нами. Друг не нанесет удара в спину. Настоящий друг есть тот, кому бы ты доверил свои тайны. Впрочем, подлинный друг не тот, кто настырно лезет во все твои тайны. Но если твой друг – настоящий, то ты и сам будешь делиться с ним сокровенным.

Таким образом, подлинная дружба это глубокая общность с полным доверием и откровенностью друг перед другом.

Но ведь не зря само слово «друг» по какой-то причине означает «другой», «иной, нежели я»? И сама суть дружбы заключается в том, что мое «я» расширяется, включая в себя другую жизнь, из-за чего внутренне обогащается и моя душа.

И все-таки не всякая дружба хороша. Ведь ради дружбы не только бескорыстно помогали другим, но и грабили, и убивали. Дружба – это тесная общность нескольких человек. Но, увы, не только высокие, но и низкие предметы объединяют людей.

Итак, дружба – великая вещь, но, прежде всего, тогда, когда в самой дружбе присутствует Бог.

В реальной жизни мотивы, цели и ценности, которые объединяют людей, могут быть самыми разными. Временно объединяют и шалости, и преступление, но именно временно. Вавилонское столпотворение на какой-то миг объединило людей, но в итоге привело к тому, что люди разучились понимать друг друга и, забыв о начатом деле, расселились по всей земле.

Христианин призван быть таким другом, который объединяет не только с собой, но и с Богом. Христианин призван включать в единение с Богом своих друзей, делиться с ними этим сокровищем, как делятся с голодным куском хлеба или с жаждущим глотком воды.

В Евангелии упоминается одно из чудес Спасителя – исцеление расслабленного по вере его друзей. Представим бедственное положение этого человека. Парализовано тело, да и душа, вероятно, не имела особой духовной крепости. Тем не менее, забота о нем его близких была такой неотступной, что они не просто принесли его к месту проповеди Господа, но в виду многолюдства забрались на крышу, разобрали ее и спустили больного перед Спасителем, – так что в Евангелии мы читаем: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5). Христос прощает грехи больному по вере его друзей! А затем, в подтверждение Своих слов, исцеляет расслабленного. Вот что могут дружба и забота о ближнем!

Для христианина важно помнить тех, с кем был ты дружен и близок на протяжении предыдущих лет, любить их всем сердцем и от души молиться о них Богу, желая спасения души всем, кого Господь поставил рядом с тобой хотя бы в самом малом твоем возрасте.

(По материалам статьи В.Духанина «О друге, дружбе и общности» на сайте pravoslavie.ru)

Святые отцы о дружбе

Прп. Ефрем Сирин: «Прилепись... к человеку, боящемуся Господа, но не люби проводить время с небрежными».

Свт. Григорий Богослов: «...Друг верный — сокровище одушевленное».

Свт. Григорий Богослов: «Никакое приобретение не лучше друга, но никогда не приобретай себе в друзья худого человека».

Свт. Иоанн Златоуст: «Не столько умножение имущества, не столько оружие и стены, окопы и другие бесчисленные средства могут обезопасить нас, сколько искренняя дружба».

Свт. Иоанн Златоуст: «Не имей же друзьями учителей вреда, не имей таких друзей, которые больше любят (сытный) стол, нежели дружбу».

Свт. Иоанн Златоуст: «Кто становится другом, получая благодеяния, тот, если они не будут непрерывны, сделается врагом...».

Вопросы для беседы:

  1. Расскажи о своих друзьях.
  2. В какие игры ты играешь со своим другом?
  3. Что ты делаешь вместе со своими друзьями?
  4. Что нужно сделать для того, чтобы у тебя появился друг?

Прочитайте детям притчи

Были два брата по духу: диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, ...как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к Святым Тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, — до того вооружил их враг.

Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: «Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя». Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит Умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: «Прости и благослови меня, отец мой!» Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: «Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем». И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: «Что все это значит?» И он рассказал: «Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня». Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

(Источник: Киево-Печерский патерик)

 

В Сергиевом Посаде жили два друга: Николай Иванович Шабунин, заведовавший лаврской аптекой, и некто Сергей Сергеевич Бочкин. Николай был старше Сергея, иногда позволял себе допускать фантазерство по вопросам веры, а Сергей в религиозных убеждениях был строго православен. Иногда их разговоры касались темы вечных мучений. При этом всякий раз Николай фантазировал, как и многие, говоря, что вечных мучений не бывает. «Не может быть, — утверждал он, — чтобы Бог осудил Свое создание на вечные мучения». А Сергей, на основании слов Господа в Святом Евангелии: идут сии в муку вечную (Мф. 25:46), считал истиной существование вечной муки. Шабунин обычно упорствовал, и спор друзей кончался тем, что они оставляли этот вопрос до смерти кого-нибудь из них. Кто первый умрет, уславливались они, тот должен, если на то будет воля Божия, обязательно явиться из загробной жизни оставшемуся в живых и сказать, есть ли вечное мучение. Николай говорил шутя: «Ну, Сережа, придется мне являться к тебе из загробного мира с ответом о вечных мучениях. Я старше и несомненно умру прежде тебя». Сергей отвечал: «Бог знает, кто из нас умрет первым, может случиться, что я, молодой, умру прежде тебя».

Так и вышло. Прошел год после их разговора. Сергей заболел. Ему сделали операцию, которая оказалась неудачной, и он умер. После его смерти, накануне сорокового дня, Николай, ложась спать, читал книгу профессора Голубинского «О Премудрости и Благости Божией в судьбах мира и жизни человека». Почувствовав усталость, он положил книгу под подушку и уснул. Только он задремал, как ясно видит перед собой Сергея. Лицо его молодо, необычайно красиво и исполнено радости. Одежда на нем изящная, что особенно привлекло внимание Николая, а в его галстуке сияет крупная брошь, переливаясь всеми цветами радуги. Сергей, подойдя к Николаю, сказал: «Есть жизнь светлая, вечная, есть и муки вечные, уготованные собственным произволением грешников». Сергей сказал другу еще несколько слов и в завершение добавил: «Всего сказано мной ты и не упомнишь, но у тебя лежит под подушкой книга. Прочитай в ней с особенным вниманием шестую и седьмую главы, и твой ум просветится благодатной истиной о жизни вечной. В этой жизни существуют и неизреченное райское блаженство, и мука вечная». Когда Николай проснулся, то немедленно зажег огонь и с великой радостью прочитал в книге Голубинского указанные места. От прочитанного ум его как бы просветлел, а сердце наполнилось радостью и успокоением. Он искренне благодарил Бога за Его великую милость к нему, а Сергея — за дружескую любовь, которая вечна и не умирает.

 

Прочитайте детям рассказ

А. Лопатина. Настоящий друг

Лешка, кто позволил тебе трогать мой катер? — закричал Володя, вернувшись из школы.

— Я только посмотрел, — испуганно ответил младший брат.

— Посмотрел… А почему он на боку лежит? — старший брат стукнул малыша по макушке и пошел на кухню. Обедать не хотелось, и он решил попить чаю с вареньем.

— Володь, а ты сделаешь мне такой катер? — тихо спросил Леша, входя на кухню вслед за братом.

В этот момент тяжелая банка с вареньем выскользнула из рук Володи и раскололась. Варенье растеклось на полу большой малиновой лужей.

— Вечно ты мешаешь, и теперь мне попадет, — разозлился старший брат, схватил свой портфель и выскочил из дома.

Володя вернулся домой, когда вся семья ужинала. Он тихо вошел на кухню, ожидая нагоняя.

— Где ты пропадал, сынок? Садись ужинать, — ласково сказала мама.

— Я у Гриши был, мы уроки учили, — ответил Володя.

— Вот молодец, — похвалила мальчика мама.

— А ты, Леша, не получишь к чаю сладкого, раз целую банку с вареньем разбил, — сердито сказала она малышу.

— Лешка, ты настоящий друг, — прошептал Володя, садясь за стол. — Завтра мы вместе сделаем катер для тебя.

Вопросы и задания:

  • Что необходимо для настоящей дружбы?
  • С кем ты хотел бы подружиться?
  • Как ты думаешь, почему младший брат взял вину старшего брата на себя?
  • Защищал ли ты когда-нибудь своего друга в беде?

Рисунок «Дерево дружбы»

Прочитайте детям пословицу: «Дерево сильно корнями, а человек — друзьями». Раздайте детям листочки с рисунком дерева без корней. Попросите каждого раскрасить свое дерево и нарисовать у этого дерева столько корней, сколько друзей он имеет. Обсудите с детьми, как чувствует себя дерево, если у него мало корней.

Творческое задание «Сказочные друзья»

Прочитайте детям пословицу: «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги». Попросите детей рассказать, что должны сделать разные герои сказок, чтобы всегда жить дружно. Например: три поросенка, Маша и медведи, Красная шапочка, волк и бабушка.

 (По материалам: A.Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости»)

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Мультфильм «По дороге с облаками» .

Мультфильм «Снежная королева» .

С.Козлов. Сборник сказок «Правда, мы будем всегда?» .