Освящение новой скинии

Когда приношений израильского народа собралось достаточное количество, приступили к построению новой скинии у горы Синай. Все ее размеры, составные части и находящиеся внутри предметы были подробно указаны Моисею Богом. И сделал Моисей все как повелел ему Господь.

В первый месяц второго года по исшествии их из Египта в первый день месяца поставлена была скиния. И поставил Моисей двор вокруг скинии и жертвенника, и повесил завесу в воротах двора. Двор, окружавший скинию, длиною был приблизительно в 50 м и шириною в 25 м. Двор был окружен завесами, висевшими на столбах, обложенных медью. Сама же скиния имела форму прямоугольника, приблизительно 15 м длиной, 5 м шириной и 5 м вышиной. Вход был с восточной стороны.

Внутри скинии было два отделения. Первое помещение, называемое «Святилище», было больше размером, и в нем находился золотой жертвенник курения. Возле жертвенника стоял золотой стол, на котором лежали двенадцать хлебов. Эти хлебы назывались «хлебами предложения» или священными хлебами. В этом же помещении находился золотой светильник с семью лампадами. Второе, внутреннее помещение, отделилось от первого завесой. Там находился золотой «ковчег завета» (или ковчег откровения), т.е. сундук с изображением двух золотых ангелов. В нем хранились скрижали завета, на которых было написано десять заповедей. Все второе помещение наполнила слава и присутствие Божие, и поэтому оно называлось «Святое святых». В «Святилище» позволялось входить только священникам, а в «Святое святых» только первосвященнику один раз в год.

Ветхозаветное священство было разделено на три чина — первосвященнический, священнический и левитский. По повелению Божию в Первосвященнический чин Моисей возвел своего брата Аарона, а его сыновей поставил священниками. С этого времени первосвященники и священники должны были избираться из племени Аарона. Третий чин имели все представители колена Левина, которых называли левитами. Первосвященник был главным хранителем закона и наблюдал за его исполнением. Священники обязаны были поддерживать неугасимый огонь в скинии, приносить жертвы, возжигать курения, возносить к Богу молитвы народа и наставлять в законе Божием народ. Они имели право ежедневно входить в Святилище, где зажигали лампады, воскуряли фимиам и переменяли хлебы предложения. Все остальные левиты помогали священникам при богослужении, устанавливали скинию, несли ее во время переходов.

Когда новую скинию собрания построили, Моисей освятил ее и священников, которые должны были служить в ней. После этого облако покрыло всю скинию собрания и слава Божия наполнила ее. В ночное время облако горело в скинии огнем, а днем стояло над ней. Иногда облако поднималось высоко над скинией. Это был знак от Бога. И по этому знаку народ отправлялся в путь в ту прекрасную землю Ханаанскую, куда Господь вел их из Египта. Если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось.

Скиния называется в Библии также «скинией откровения» и «скинией собрания», так как народ собирался вокруг нее для богослужения.

Прообразовательное значение скинии

Ветхозаветная скиния прообразовала Церковь Христову. Вход в скинию был с востока — это означало, что Ветхозаветная Церковь ожидала явления Cолнца правды — Христа. Ее двор, открытый для всего народа, означал призвание в Церковь Христову всех людей. При входе в скинию стоял жертвенник и умывальница. Жертвенник прообразовал Крест, на котором Иисус Христос принес Себя в Жертву Богу за весь человеческий род и этим самым открыл людям вход в Царство Божие. Умывальница прообразовала купель Крещения, посредством которого человек может вступить в Церковь Христову. Святилище, в которое позволялось входить только одним священникам, прообразовало истинно верующих. Светильник, трапеза с хлебами и кадильный жертвенник прообразовали Иисуса Христа, Который просвещает и питает верующих и возносит их молитвы к Богу Отцу. Святая Святых, в которую входил только первосвященник с кровью, означала духовное Небо, куда Иисус Христос вошел со Своей Кровью за весь человеческий род. Ковчег Завета был образом Престола Божия, окруженного херувимами.

Судьба скинии

Если проследить историю еврейского народа, то увидим, что долгое время существовал только один храм: сначала переносной храм скиния, затем стационарный храм Соломона. Первое Святилище – скиния была с евреями во всех скитаниях и походах в течение нескольких столетий. По окончании странствования евреев и по вступлении их в Обетованную землю скиния была поставлена в Галгалах (Нав 4:19), а по совершенном завоевании и разделении ее была перенесена в Силом, как средоточие земли Обетованной, и оставалась здесь от 300 до 400 лет. Затем отсюда ее перенесли в Номву (1Цар 21:1-9) и после в царствование Давида — в Гаваон (1Пар 21:28), где она и находилась еще в начале царствования Соломона (2Пар 1:1-13). Новой страницей в истории этой святыни стало в конце XI века до Р.Х., воцарение Давида. Он сделал столицей Иерусалим, возвел в нём роскошный дворец, а рядом устроил новую скинию, в которую бережно перенесли Ковчег Завета. Царь Давид так ликовал по этому поводу, что даже плясал перед ним: «Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом» (2Цар.6:14-18). В одно время совершалось двойное богослужение: первосвященник Садок священнодействовал в Гаваоне, а другое богослужение совершалось в Иерусалиме, где находился Ковчег Завета. Со времени построения впоследствии царем Соломоном каменного храма в Иерусалиме о скинии ничего более не говорится. Так первый Храм Божий пройдет свой путь от переносной палатки до великолепного каменного сооружения.

Скиния является прародительницей храмов, в которые мы сейчас ходим

С вочеловечением Господа Нашего храм приобрёл новое значение. В разговоре с самарянкой на её вопрос, где надо покланяться Богу: на этой ли горе, которая виднелась перед ними, или в Иерусалиме, Господь ответил, что Богу нужно покланяться в Духе и Истине, и наступает время, когда истинные почитатели поклоняться Отцу на всяком месте (Ин. 4:23-24). Этими словами Господь показал нам, что истинное Богопочитание не связано ни с каким местом - на «всяком месте владычества Божия» можно поклоняться Богу, но это поклонение должно быть прежде всего духовно и истинно. Мы живём во времена исполнившихся слов Христа. Мир наполнен христианскими храмами. Кроме того сам человек призван стать храмом, вместилищем Благодати («Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» 1 Кор.3:17).

Православные храмы по аналогии со скинией состоят из трёх частей: Святая Святых – Алтарь, Святилище – Средняя часть храма, Двор - Притвор.

Скиния, храм – это символ того, что Бог пребывает среди людей - это дом Божий. Скиния воспринималась еврейским народом как место присутствия Божия (Исх. 25:8); там совершалось богослужение, приносились жертвы Богу. Через скинию люди объективно ощущали близость Бога. Повелевая построить скинию, Бог как бы протянул людям Свою руку и в подтверждение показал Своё пребывание с ними видимым образом: через облако славы, которое нисходило на скинию (Исх.40: 34-38) и через открывание Своей воли над крышкою ковчега между двумя херувимами (Исх. 25:22).

И в скинии и в православном храме есть место особой святости - область Бога - Святая Святых – Алтарь. Во Святая Святых скинии хранились главные ценности - ковчег Завета, скрижали, манна и другие великие святыни. И сейчас в православном Алтаре в дарохранительнице хранятся величайшие ценности - Тело и Кровь Христовы.

Святая Святых и Алтарь отделяются от остального храма: в ветхозаветные времена – это была завеса, а сейчас иконостас. Когда Христос умер на Кресте, завеса, закрывавшая Святое Святых, разорвалась надвое: это был видимый знак людям, что с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Закон Божий. Скиния. Священство

Прочитайте детям сказку Ласточка и воробей. Турецкая сказка

Жила ласточка. Она слепила себе гнездышко под самой крышей. А по соседству было жилье воробья. Но что это было за жилье? Просто щель между трубой и кровлей. Каждый год ласточка высиживала птенцов, а потом обучала их летать и петь. Не то было с воробьихой. Она тоже каждый год несла несколько яичек, но ей ни разу не удалось вырастить птенцов. Либо озорные ребята вытаскивали из ее гнезда яйца, либо птенцов поедала кошка.

Посмотрела воробьиха на ласточкино семейство, и уж очень ей стало завидно.

— Какая ты счастливая! — сказала воробьиха. — Каждый год ты выращиваешь птенцов. Я же никак не могу уберечь своих!

— Ты же сама виновата в этом, — ответила ласточка. — Если бы у тебя было такое же прочное гнездо, как у меня, тебе бы не могли повредить ни мальчишки, ни кошки.

— Научи меня, пожалуйста, как строить такое гнездо! — попросила воробьиха. Наверное, ты знаешь какой-либо секрет или мудрый способ!

— Строить гнездо надо с умом, — сказала ласточка, — но, в сущности, тут нет ничего премудрого. Летим, соседка, я научу тебя!…

— И они полетели к озеру.

— Соседушка, возьми в клюв немного глины — вот как делаю это я, — сказала ласточка.

— Чирик! — ответила воробьиха. — Я вижу, ничего трудного в этом нет, никакой мудрости!

Ничего не сказала ласточка. Прилетела к дому, где они жили, и прилепила кусочек глины к стенке.

— И ты сделай так! — снова посоветовала она воробьихе.

— Вижу, вижу! — ответила воробьиха. — Сделать это проще простого, а я-то думала, что в твоем гнезде есть секрет или уж по крайней мере что-то особенно мудрое, необыкновенное! А так лепить всякий сумеет! Нет, уж такими пустяками я заниматься не буду!

А ласточка много раз летала к озеру и приносила в клюве глину. Когда ее набралось достаточно, ласточка полетела за соломой и начала лепить гнездо. Прилепит к стенке глину, к ней приложит соломку, потом снова глину, и опять соломку…

— Вот так и нужно делать! — учила она воробьиху. — И получится хорошее, прочное гнездо!

— Знаю, знаю! Ничего в этом хитрого нет! — с презрением пропищала воробьиха.

— Знать-то ты знаешь, но одним знанием гнезда не слепишь. Для этого нужно еще и потрудиться. Пока ты не проработала столько же, сколько я, тебе не вырастить своих птенцов, — ответила ей ласточка.

Вопросы и задания к сказке:

  • Какими качествами и навыками должна обладать птица, чтобы построить хорошее гнездо? Были ли эти качества и навыки у ласточки?
  • Почему некоторые люди много говорят, но мало делают?

Сценка «Как построить гнездо»

Поделите детей на пары. Один ребенок в паре — ласточка, другой — воробьиха. В сценке-диалоге дети должны рассказать, как ласточка обучала воробьиху гнездо строить.

Игра «Трудимся с любовью»

Педагог делит детей на группы и дает каждой группе по одному поручению. Например: полить цветы, расставить по местам игрушки, подмести пол, вытереть пыль, убрать со стола посуду и т. д.

Нужно заранее предупредить детей, что они должны выполнять свою работу с любовью. После того как дети выполнят поручения, они должны рассказать, что чувствуют разные предметы, после того как их расставили по местам, полили, почистили и т. д.

Вопросы и задания для беседы:

  • Скучно ли вам выполнять домашние обязанности?
  • Расскажите о работе, которую вы сделали с любовью.
  • Кем вы хотите стать? Когда человек должен начинать задумываться о том, кем он станет?

(По материалам: A.Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости»)

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Библия. Книга Исход, главы 25-31, 36-40.

Скиния Моисея. 3D-модель .