Таинства. Таинство Крещения

Что такое таинство? Само это слово подразумевает что-то таинственное, что-то превышающее наше разумение, когда в результате наших человеческих действий и слов, в нашу жизнь приходит что-то такое, что невозможно выразить словами - благодать, невидимая сила Божия,- и мы становимся лучше, чище, сильнее. Вот определение таинства, которое дает нам Церковь: "Таинство – это совокупность священнодействий и молитв, в результате которых на их участников нисходит благодать Святого Духа". Таинств Церкви – семь: Евхаристия, Крещение, Миропомазание, Брак, Покаяние, Священство, Соборование, или Елеосвящение. Сегодня мы поговорим о первом из них – Крещении.

По какому случаю совершается Таинство Крещения?

Оно совершается тогда, когда кто-либо из младенцев или из взрослых, прежде неверовавших, но принявших после веру в сердце, или ошибочно понимавших Бога и неверно обращавшихся, покланявшихся Ему, например мусульман, или язычников, или идолопоклонников, принимает христианскую православную веру.

Каким образом совершается Таинство Крещения?

После определенных молитв о крещаемом и особых священных действий над водой, священник три раза погружает (окунает в купель с освященной водою) дитя или взрослого, желающего принять христианскую спасительную веру, и говорит: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа" – и в это время Дух Святой тайно сходит на крещаемого, очищает его от грехов и дарует ему праведность перед Богом.

О чем молится священник за крещаемого при совершении над ним Таинства Крещения?

Главным образом о том, чтобы Господь удалил от него врага его спасения – диавола, рабами которого сделались все люди со времени грехопадения своих прародителей Адама и Евы в раю, очистил его от грехов, соединил с Собой через благодать Святого Духа и принял в Свое Царство и здесь, на земле, то есть в Христианскую Церковь, и на Небо после смерти, то есть в рай.

Какие священнодействия мы видим при совершении Таинства Крещения?

Здесь мы видим, в частности, следующие священнодействия: 1) обращение крещаемого к западу для отречения от сатаны, служения ему и всех дел его; и после этого – дуновение и плюновение на него (сатану) в знак отвержения и презрения; 2) помазание крещаемого елеем перед погружением в воду; 3) само трехкратное погружение с призыванеим имени Лиц Святой Троицы; 4) одевание в белую одежду и возложение креста на грудь новокрещенному; 5) хождение с ним вокруг купели с песнопением в честь Христа; 6) пострижение волос новокрещенного в знак предания им своей воли и жизни всецело в руки Божии.

Что означает обращение крещаемого к западу и дуновение и плюновение его на сатану?

Запад есть место тьмы, а потому и представляется как бы обиталищем диавола, который есть духовная тьма, поэтому крещаемый обращается к западу и отрекается от сатаны. Дуновение означает отгнание от себя нечистого духа, плюновение – презрение его, отвращение от него.

Что означает помазание елеем крещаемого?

В древности помазывали елеем готовящихся к борьбе на зрелищах, для удобства в борьбе; крещаемый же готовится к борьбе с диаволом в продолжение своей жизни, для означения чего и помазывается елеем при крещении.

Какое значение самого погружения крещаемого в воду?

Оно представляет и дает крещаемому очищение от грехов подобно обыкновенному омовению тела в воде.

Что означает одевание крещаемого в белую одежду и возложение на него креста?

Одевание крещаемого в белую одежду изображает собою то, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую, то есть добродетельную, жизнь. Возложение же креста бывает для того, чтобы крещеный постоянно помнил, что он содержит веру во Христа, распятого на кресте, и спасается этою верою.

Что означает хождение вокруг купели при крещении?

Круг есть образ вечности, так как у него нет ни начала, ни конца. Поэтому хождение вокруг купели означает, что крещеный обещает хранить христианскую веру всегда, до самой своей смерти.

Для чего бывает пострижение волос у крещаемого?

В древности стригли рабов, в знак их рабства другим. Поэтому стрижение волос у новокрещеного означает то, что он делается рабом Христовым со времени крещения.

Какое самое важное священнодействие при совершении Таинства Крещения?

Троекратное погружение крещаемого в воду. Именно в это время крещаемый очищается от грехов.

(По материалам книги Владимира Зоберна «Закон Божий, или Основы православия»)

Видеоматериалы: "Закон Божий. Таинство Крещения"

Прочитайте детям сказку  О. Першина. Крест в огне не горит (в сокращении)

Филипповым постом видел отец Симеон сон.           
Идёт он по зимнему лесу, дорожка снежная, хорошо утоптана, по бокам ели и сосны с ворохами снега на ветвях. Выходит он на поляну.                                                Снег тут тоже хорошо утоптан, но вокруг ни души. А чуть в стороне видит отец Симеон необычную конструкцию: две вертикальные жерди и несколько горизонтальных, на которых укреплено множество крестов – больших и малых, деревянных и из металла. Кресты эти объяты пламенем, горят, но не сгорают… И слышит он тихий, ласковый голос: «Симеон! Крест в огне не горит!» Отец Симеон проснулся, с минуту лежал в оцепенении от увиденного, а затем трижды перекрестился и медленно прочитал Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». В дверь кто-то громко застучал.          

- Иду! - крикнул он, быстро одеваясь.          
На крыльце стояли Гавриловы. Пётр - отец семейства, и Сашка, его младший сын - всеобщий любимец.           
- Идите в дом!           
Пётр, сильно хромая, вошёл, за ним и Сашка.          
- Благослови, отец Симеон! – сказал Пётр.          
Отец Симеон благословил обоих.          
- Радость у нас! Татьяна родила дочь! Решили Серафимой назвать в честь чудотворца Саровского. А крестить прямо 15-го хотим, на Святках. Придёшь крестить-то? 
- Приду, как не придти! Он знал о семейной традиции Гавриловых детей крестить дома.
- Вот так радость! – продолжал отец Симеон, – всем радостям радость! Он также знал, что Гавриловы давно хотели девочку, а рождались всё мальчишки да мальчишки. Последним был Сашка, которого Батюшка покрестил вот уже года 4 назад.          
- А ты как, богатырь, живёшь? – спросил он с улыбкой, обращаясь к Сашке.          
- Холосо, Батюска! Я зиву холосо!         
- А сестрёнку-то видел?          
- Видел, Батюска!          
- Красивая она?              
- Класивая, только оцень плакает!          
- Ну что ж, плачет. Все малыши плачут. Ты, что ли, не плачешь?          
- Нет, Батюска, я не плакаю, я узэ больсой!          
- Вот так большой! Двухметровый отец Симеон подхватил Сашку на руки и ласково поцеловал его в самую макушку.          
- Ты, Пётр, Татьяну от нас поздравь. Я на днях зайду к вам, проведаю. А 15-го Серафимушку окрестим, обязательно окрестим!         
Гавриловы пошли домой, а Батюшка, узнав о таком радостном событии, и вовсе забыл о своём странном сне.          
За Рождеством наступили Святки. 15-го января отец Симеон отправился к  Гавриловым. Батюшку дорогого ждали. В большой комнате стояла небольшая серебристая ванночка-купель, наполненная водой. Комната была празднично убрана. Рядом с купелью украшенная ёлка, которую оставляли до самого Крещения. Батюшка прикрепил к купели три свечи, зажёг их и неспешно начал читать молитвы. На лицах родителей, крёстных, детей Гавриловых сосредоточенное, благоговейное внимание.          
Отец Симеон освятил воду, помазал Серафиму елеем и со словами: «Крещается младенец Серафима во имя Отца! Аминь! и Сына! Аминь! и Святаго Духа! Аминь!» – трижды погрузил её в купель. Вместо того чтобы расплакаться, малышка вдруг заулыбалась.          
- Вот так Серафимушка! Отец Симеон освятил и надел ей крестик на шейку, а Татьяна надела на неё белую кружевную креcтильную рубашечку, белое кружевное платьице и белый чепчик с кружевами.          
- Не Серафимушка, а маленький ангел! – радовался отец Симеон.

Только после того, как Таинство Крещения было завершено, она заплакала, и Татьяна отнесла её в детскую комнату напротив, чтобы накормить и уложить в кроватку.                 Тут же в большой комнате был накрыт праздничный стол. Батюшка благословил трапезу, и все ещё долго сидели, обсуждая сегодняшнее важное семейное событие.          
Начало уже смеркаться, когда встали из-за стола. Отец Симеон надел пальто, которое никогда не застёгивал, накинул шарф, и все пошли провожать его. - Сторожи сестрёнку!- Холосо, Батюска, буду столозыть! Вышли уже за ограду дома, отец Симеон благословил всех и уже повернулся, чтобы идти домой, как вдруг в одной из комнат полыхнуло пламя и появились клубы чёрного дыма.            
Татьяна вне себя закричала: - Пожар! Дети! Мои дети!           
Батюшка, ни секунды не раздумывая, стремительно бросился назад и, только успев поцеловать свой наперсный крест, вбежал в дом. Дышать от едкого дыма было трудно, и он изо всех сил стал звать:
- Сашка, Сашка! Где ты?
- Батюска, я тють! – послышался Сашкин голос из детской.              
В комнате, где крестили Серафиму, полыхало пламя. Отец Симеон быстро захлопнул дверь, ведущую туда. Вбежал в детскую, сорвал с шеи шарф, обмотал им правую руку и стал быстро выбивать стёкла из окна. От грохота разбиваемых стёкол Серафима проснулась и заплакала. Заревел и Сашка.            
- Не реви! Молись!            
Сашка бросился на колени и громко-громко залепетал: «Заступница! Богородица! Спаси нас!» Стёкла были выбиты. Теперь надо выбить рамы. Их две – внутренняя и наружная. Тоже громко воззвав: «Пресвятая Богородица! Спаси нас! Святый отче Серафиме! Подсоби!» – отец Симеон стал плечом и кулаком выбивать рамы. Обе рамы вдруг разом рухнули на улицу.                
Стащив с головы скуфью, отец Симеон натянул её Сашке на голову до самых глаз, быстро снял пальто, закутал его, поднял, перегнулся через оконный проём и выпустил из рук. Сашка упал прямо в сугроб у окна. Отец Симеон подбежал к кроватке, вытащил Серафиму, укутал её в одеяльце прямо с головой, закрыл полой своего толстого вязаного жилета и выпрыгнул из окна.            
К нему бежала Татьяна и с трудом шёл Пётр. Татьяна, увидев Батюшку с малюткой на руках, упала на колени, обхватила ноги его и, захлёбываясь от слёз, повторяла:      
- Спаси тебя, Господи! Спаси тебя, Господи!      
- Не надо, Татьяна, не плачь! Дети живы, всё хорошо. Возьми Серафиму.       
Сашка, запутавшись в батюшкином пальто, всё ещё лежал на снегу.             
Пётр, не помня себя от радости, что и дочь и сын  целы и невредимы, но, интуитивно чувствуя, что он, Сашка, и есть виновник происшествия, дал ему затрещину.           
- Папоцка, я больсе так не буду! Плости меня, папоцка!      
- Ладно, Пётр, не надо. Слава Богу, живы!       
Со всех сторон к дому подбегали соседи с вёдрами, и огонь был быстро потушен. Сильно пострадала только большая комната, но из-за дыма находиться в доме было нельзя. Гавриловы пошли к соседям. Пошёл и отец Симеон. Лицо его было покрыто копотью, но он, не умываясь, сел на стул, поставил Сашку перед собой и строго спросил:

- Ну, рассказывай, что учинил!      
- Батюска, плости меня глешного! Плости! Я только хотел свецецку зазець, как ты!           
- Из спутанного Сашкиного рассказа стало ясно, что, как только все пошли провожать Батюшку, он побежал на кухню, как-то залез в буфет, где хранились спички, прибежал назад и стал зажигать одну из свечей у купели. Свечка зажглась, но упала на ёлку, стоявшую рядом, которая мгновенно вспыхнула. Батюшка, глядя на Сашку, медленно произнёс:

- Ни-ког-да! Слышишь! Никогда не трогай спичек и не зажигай ни свечей, ни лампад, пока не вырастешь большой! Понял? Повтори!    
 - Понял, Батюска! Я больсе никогда-никогда не буду тлогать спицки, пока не выласту больсой!
- Правильно! Целуй крест!    
Батюшка поднял Сашку и посадил его на колени. Сашка перекрестился и приложился к батюшкиному наперсному кресту. И тут неожиданно в сознании отца Симеона ясно и отчётливо зазвучали слова: «Крест в огне не горит!» Так вот оно что, вот он сон-то! Дивны дела Твои, Господи! Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе! Отец Симеон крепко прижал Сашкину голову к своей груди и трижды поцеловал его в самую макушку.

Игра «Кто ответственный»

Дети встают в круг. Педагог с мячом — в центре круга. Он бросает мяч всем по очереди и задает какую-либо ситуацию, например:

  • папа забыл об обещании сходить в цирк с сыном и уехал на рыбалку с друзьями;
  • мама помогла дочке сшить игрушку для кукольного театра, несмотря на усталость;
  • мальчик пошел гулять и оставил одну свою маленькую сестренку;
  • дети уехали на дачу и забыли оставить еду для своей кошки;
  • девочка встает рано, чтобы успеть полить комнатные цветы;
  • перед поездкой на море папа ходил с сыном в бассейн и учил его плавать.

Тот, кто ловит мяч, должен рассказать, ответственно или нет поступил человек в данной ситуации. Если с мнением игрока согласно большинство детей, он делает шаг в центр круга. Если дети не согласны с мнением кого-либо, все обсуждают этот вопрос, и игрок остается на месте. Затем мяч возвращается педагогу, и игра повторяется. Задача каждого — как можно быстрее дойти до педагога.

Вопросы и задания для беседы:

  • Что значит быть за кого-либо в ответе?
  • Как твои родители учат тебя ответственности?
  • Как бы ты научил детей отвечать за свои поступки и доводить до конца любое дело?
  • Считают ли твои родители тебя ответственным человеком и поручают ли тебе важные дела?
  • Как ты считаешь, всегда ли ты все делаешь на совесть?

(По материалам: A.Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости»)

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Человек перед Богом. Фильм 3. Таинство Крещения.

Мультфильм "Повесть временных лет. Крещение Руси".