О шестой заповеди блаженства

Поговорим сегодня о шестой из девяти заповедей блаженств:

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят

или по-русски:

Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.

В этой заповеди Иисус Христос внушает нам заботиться о чистоте сердца. Сердце - источник и хранитель нашей духовной жизни. В Нагорной проповеди Господь сказал: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф.6:22-23). Чистота сердца заключается, прежде всего, в чистоте от душевных и телесных греховных страстей.

Чистое сердце хранит слово Божие, как посеянное семя в притче Христа о сеятеле: «а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плодов в терпении» (Лк. 8:15).

Увидеть Бoгa - высшее блаженство. Вот почему чистое сердце постоянно ищет лицезрения Божия, не желает ничего, кроме света Его в глубине своей души и стремится жить в совершенной чистоте. Так жила Божия Матерь. Мы называем Деву Марию «Пречистой» - не только потому, что ублажаем поддержание Ее целомудрия, телесной чистоты, но также благодаря Ее духовной целостности. Сердце Ее было чистым, ум Ее был здравым, душа величала Господа, дух ликовал в Боге, Ее Спасителе, и тело Ее было духовным храмом.

Чистота сердца необходимое условие для единства с Богом. Св. Григорий Нисский пишет об этом: «...Человеку, очистившему зрение души своей, предлагается радостное видение Бога. Так учит нас Господь Иисус Xpистос, когда говорит нам, что «Цapcтво Божие внутри вас есть» (Лк. 17:12)».

Aп. Павел писал в своих пастырских посланиях: «Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1:15). Во втором послании к Тимофею мы читаем: «Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2: 21-22).

Но что делать, если нет у нас чистого сердца? Как очистить его от всякой скверны? Прежде всего надо молиться, чтобы Господь даровал нам духовное прозрение, чтобы даровал нам Духа Святого, который всё проницает, всё видит. Такая молитва всегда бывает услышанной, ибо Господь обещал: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13). Молящееся сердце, наполненное сокрушением, Богу приятно, ибо, как сказано в псалме: «сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19). Искренняя молитва согревает сердце, возбуждает благоговейное умиление и привлекает к себе очищающую и освящающую благодать Божию. Так и Церковь учит нас очищать сердце теплой молитвой.

Святые отцы о чистоте сердца

Святитель Иоанн Златоуст: «Вместе с усерднейшей и частой молитвой очищению сердца служат воздержание и пост.»

Святитель Иоанн Златоуст: «Чистыми сердцем Иисус Христос называет тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собой никакого лукавства, или тех, которые проводят жизнь в целомудрии. Ибо для того, чтобы видеть Бога, мы ни в чем столько не имеем нужды, как в этой добродетели.»

Преподобный Симеон Новый Богослов: «Чистым сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись так сказать, в едину добродетель.»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Что такое сердце чистое? Кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное.»

Средства к приобретению чистоты сердца

1. Благоговейное призывание имени Господа Иисуса Христа.

Многие наблюдения показывают, что частое призывание с верою и благоговением сладчайшего имени Иисуса Христа в так называемой «молитве Иисусовой» способно не только изгнать из сердца христианина все нечистые его движения, но и наполнить его высоким блаженством, небесной радостью и миром. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Молитву эту творят вслух или тихо, про себя, или лишь мысленно, медленно, со вниманием и в сердце, свободном от всего постороннего.

2. Второе средство к очищению сердца – усердная молитва.

«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.2:19), говорит один из очищавших свое сердце. Святая молитва согревает сердце, возбуждает благоговейное умиление и привлекает благодать, очищающую и освящающую сердце. Преподобный Пимен Великий дает следующий совет о том, как бороться с мыслями, вредящими хранению сердца в чистоте: «Это дело подобно тому, – говорит он, – как если бы у человека в левой руке был огонь; он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом».

3. Далее, постоянное наблюдение за сердцем и воздержание его от злых желаний и страстей.

«Сыне, всяцем хранением блюди твое сердце» (Притч.4:23), т.е. смотри, старайся, чтобы сердце твое было соблюдаемо от греха и хранимо в невинности и чистоте таким, каким оно вышло из купели святого крещения. Вот несколько советов опытных в хранении сердца от всякой скверны греховной подвижников: «Когда горшок снизу подогревается огнем, – говорит авва Пимен, – то ни муха, ни иное какое насекомое или пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, то садятся на него: то же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его».

4. Труд телесный содействует сохранению сердца в чистоте.

Спросили однажды авву Агафона: что важнее – телесный труд или хранение сердца? На это старец отвечал: «Человек подобен дереву; труд телесный – листья, а хранение сердца – плод. Но так как, по Писанию, всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо (Мф.3:10); то очевидно, что должны мы иметь все попечение о плоде, т.е. о хранении ума. Впрочем, для нас нужно и лиственное одеяние, т.е. труд телесный».

5. Пост есть одно из верных средств к достижению чистоты сердца.

«Пост укрощает наши страсти и обуздывает худые навыки, а бдением, – говорит святой Иоанн Лествичник, – сердце смягчается, чистота мыслей блюдется, непристойные воображения прогоняются».

6. Уединение также одно из средств к достижению этой добродетели.

Один святой подвижник хорошо объяснил это следующим опытом: три ученые друга решились поступить в монашество. Один из них избрал себе дело – умиротворять спорящих, по Писанию: блажены миротворцы (Мф. 5:9); другой – посещать больных; а третий пошел в пустыню на безмолвие. Первый, сколько ни трудился, не мог прекратить раздоров между людьми и всех успокоить. Побежденный скукою, пошел к тому, который услуживал больным, и нашел, что и он изнемогает от малодушия и не в силах более исполнять заповеди. Тогда оба пошли посетить того, который живет в пустыне, рассказали ему свои дела, просили и его сказать им, какую он получил пользу в уединении. Тот, немного помолчав, вливает воду в сосуд и говорит им: «Посмотрите в воду». Вода была мутна. Через несколько времени опять говорит им: «Посмотрите же, как светла сделалась вода». Те посмотрели и как в зеркале увидели свои лица. Тогда сказал им: «Точно то же бывает и с нами, когда кто находится среди людей, – от людского шума и суетливости он не видит свои грехи, а сподобившийся увидеть себя, свои грехи, по словам святого Исаака Сириянина, блаженнее сподобившегося увидеть Ангела, конечно, потому, что, видя свои грехи, можно очищать их, и по чистоте сделать душу ангелоподобною» (Древний Патерик).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о чистоте сердечной

У святителя Игнатия в монастыре был наместник, видный по лицу и росту, деятельный, талантливый в различных областях, любимец многих. Выходец из крестьян, он очень дорожил высоким положением, которого достиг в монастыре.

Однажды приехал к нему родной брат, простой деревенский мужичок в сером кафтане. Cамолюбивому наместнику стыдно стало принять такого брата: он отказался от него и выслал вон. Тот очень огорчился и рассказал о своей беде кому-то из монахов. Дошла эта история и до святителя Игнатия. Тот немедленно приказал привести мужичка к себе, принял его в гостиной, обласкал, посадил, велел подать чаю и в то же время послал за наместником. Когда он вошел, святитель Игнатий, обращаясь к нему, сказал: «Вот, батенька, к тебе братец приехал, поздоровайся с ним. Он обедает у меня, и ты с нами садись обедать». Отец архимандрит накормил, напоил мужичка и дал ему денег на дорогу. А когда проводил гостя, сделал внушение своему «застенчивому» наместнику.

В другой раз монах, обучавший деревенских мальчиков арифметике, грамматике, чистописанию, ударил на уроке одного из ребят. Затем, обличаемый совестью, пошел и рассказал об этом святителю Игнатию. Тот выслушал горе-учителя и сказал: «Ударь меня». Тот ответил, что этого сделать не может. Тогда святитель Игнатий спросил: «А если ты меня не можешь ударить, как же ты ударил мальчика, который так же, как и я, создан по образу Божию?»

Чистым сердцем, способным к Богозрению, святитель Игнатий считал сердце, в котором движется одно добро: «…сердце, по подобию Божества движимое безмерным чувством милости ко всем созданиям».

О том же, как можно добиться такой чистоты, он говорил вполне определенно: «Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах».

Примеры святых, хранивших свое сердце в чистоте

1. Высочайший и недостижимый для чело­века образ чистоты сердца представляет Бого­человек Иисус Христос. Святой апостол Петр говорит о Нем, что Он «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1 Пет. 2:22; Ис. 53:9). Иисус Христос — единственный пример на земле совершенной чистоты сердца. Пример этот вполне недостижим ни для кого. Даже свя­тые подвижники и угодники Божии не дости­гали совершенной чистоты сердца.
    2. Между всеми земнородными одна пренепорочная и пречистая Матерь Божия более всех приблизилась к истинной и совершенной чистоте сердца. Она, по преимуществу, образ и пример чистоты сердца; Она скорая помощница душ чистых; к Ней с таким молением от лица верующих обращается святая церковь: «Чистое Божие жилище бывши, чистая, с бесплотными молися, чисте совершити ми путь житейский».
    3. Иоанн Креститель, дивный пустынножи­тель и проповедник покаяния, строгий дев­ственник, великий борец и мученик за правду служит образцом чистоты сердца.
    4. Все святые подвижники благочестия стре­мились к достижению чистоты сердца и по мере сил своих и возможности достигали ее. Так, о преподобном Силуане повествуют, что он никогда не допускал в сердце свое по­мыслов, прогневляющих Бога.
    5. Рассказывают также о преподобном Иси­доре, что он в течение сорока лет своих под­вигов, ощущая греховные помыслы, никогда не предавался ни пожеланиям, ни гневу.
    6. Преподобный Исаак Сирин в пример чис­тоты сердца поставляет преподобного Сисоя. Он совершенно отрешился от мирских жела­ний и помышлений, и пришедши в первона­чальную простоту, стал как бы младенцем, только без младенческих недостатков. Препо­добный Сисой даже спрашивал ученика свое­го: «Ел я, или не ел?» Но будучи для мира мла­денцем, он для Бога был совершен душой.
    7. Святой Андрей, Христа ради юродивый, служил высоким образцом чистоты сердца и получил от Бога за свою нравственную чисто­ту и смирение духа дар прозорливости. При жизни святого Андрея был в Константинопо­ле иерей (из неженатых), постник, уединенник, молитвенник. Все его чтили. Но встретился с ним святой Андрей и видит, что он одет каким-то темным туманом, а около шеи у него обви­лась змея с надписью: «Змея сребролюбия». Вот какова была душа его! А между тем, этого никто не видел. Увидели просвещенные очи ду­ховные святого Андрея.
    8. Святой Антоний, чудный подвижник, стро­гим постом, молитвами и богоугодными труда­ми очистивший свое сердце, получил от Бога дар прозорливости. Однажды он беседовал с учени­ками своими и увидел полосу света, поднимаю­щуюся к небесам. Всмотревшись в нее и разли­чив, что там такое, он сказал: «Это Аммон святой восходит на небо в сопровождении ангелов».

(По материалам книги «Уроки и примеры христианской надежды». Свящ. Гр. Дьяченко)

Видеоматериалы: Закон Божий. О добродетелях. Целомудрие

Прочитайте детям сказку Братья Гримм. Поющая косточка

Настало раз в одной земле великое разоренье из-за дикого кабана. Портил кабан крестьянам поля, уничтожал скот, а людей разрывал своими клыками. И вот посулил король, что тот, кто освободит землю от такой напасти, получит большую награду. Но зверь был такой огромный и сильный, что никто не отваживался подходить близко к лесу, где он обитал. Наконец король объявил, что тот, кто поймает или убьет дикого кабана, получит в жены его единственную дочь.

А жили в то время в этой земле двое братьев, сыновья одного бедняка. Вот явились они и решили отважиться на это опасное дело. Старший был хитер и умен и согласился на это из удали, а младший был простодушен и глуп и пошел на это от чистого сердца. И сказал король:

— Чтоб вернее зверя поймать, заходите в лес с разных сторон.

И отправился старший брат в лес с вечера, а младший с утра. Прошел младший брат немного, глядь — подходит к нему маленький человечек, было у него в руке черное копье, и говорит:

— Это копье даю я тебе потому, что у тебя доброе и чистое сердце. С этим копьем ты можешь спокойно идти на дикого кабана, — он не причинит тебе никакого вреда.

Младший брат поблагодарил человечка, положил на плечи копье и без всякого страха двинулся дальше. Вскоре он заметил зверя, который кинулся на него, но он протянул навстречу ему копье, и зверь в слепой ярости бросился на копье с такой силой, что сердце разорвалось у него надвое. Взвалил он тогда чудовище на плечи и отправился домой, чтоб отнести его королю.

Вышел он из лесу с другой стороны, видит — стоит на опушке дом, веселятся в нем люди, пляшут и распивают вино. Его старший брат тоже зашел туда; считая, что кабан от него все равно не убежит, захотелось ему сперва для пущей храбрости напиться.

Заметил он младшего брата, который выходил из лесу, нагруженный добычей, и не стало покоя его завистливому и злому сердцу. Он окликнул его:

— Милый братец, заходи-ка сюда, отдохни да подкрепись кубком вина.

Младший брат, не подозревая ничего дурного, зашел в дом и рассказал брату о добром человечке, давшем ему копье, которым он и убил кабана. Старший брат уговорил младшего остаться здесь до вечера, а затем они отправились вместе.

Подошли они в сумерках к мосту над ручьем, и предложил старший брат младшему идти вперед; и вот когда тот дошел до середины моста, ударил его старший брат сзади так сильно, что тот свалился замертво вниз. Закопал он его под мостом, взял затем кабана, принес его королю и стал утверждать, что это он-де его убил; и получил он за то королевскую дочь в жены.

Когда младший брат назад не вернулся, то старший сказал:

— Это его дикий кабан разорвал, — и все этому поверили.

Но ничего не остается скрытым от Бога; так и это темное дело должно было обнаружиться. Много лет спустя гнал однажды пастух свое стадо через мост и заметил внизу на песке белую, как кипень, косточку и решил, что из нее выйдет хороший мундштук. Он спустился вниз, поднял ее и вырезал из нее для своего рожка мундштук. Вот попробовал он на нем заиграть, и начала косточка, к великому удивленью пастуха, сама петь:

Ах, мой милый пастушок,

Ты на косточке играешь в свой рожок,

Братец-то меня убил,

Под мостом захоронил, —

Из-за злого кабана,

Ради дочки короля.

— Что это за волшебный рожок, — сказал пастух, — сам по себе поет, надо будет отнести его королю.

Пришел он к королю, и запел снова рожок свою песенку. Тогда король все понял и велел раскопать под мостом землю, — и нашли там кости убитого.

И не мог злой брат отрицать своего злодейства, и вот зашили его в мешок и живым утопили, а кости убитого брата схоронили на кладбище в красивом гробу на вечный покой.

Игра «Красивые руки и глаза»

Обсудите с детьми, какими должны быть красивые глаза, и что они должны уметь видеть. Затем педагог показывает детям карточки с рисунками разных предметов или животных. Каждый должен рассказать обо всем красивом, что есть в том или ином предмете или животном. Тот, кто перечислил больше всего красивого, получает карточку. Самые красивые глаза у того, кто наберет больше всех карточек.

Обсудите с детьми, какими должны быть красивые руки, и что они должны уметь делать. Снова покажите детям карточки с рисунками разных предметов или животных. Каждый рассказывает обо всем красивом, что его руки могут сделать для того или иного предмета или животного. Тот, кто перечислил больше всего красивого, получает карточку. Самые красивые руки у того, кто наберет больше всех карточек.

Вопросы и задания для беседы:

  • Если бы вас спросили, как научиться видеть красоту, какой совет вы дали бы?
  • Расскажи, что для тебя важнее всего:— красота природы;
    — красота человека;
    — красивые дела и поступки?
  • Представь, что ты напился из волшебного источника красоты. Расскажи о каком-либо красивом поступке, который ты совершишь.

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Мультфильм. Гора самоцветов. Сердце зверя. Амурская сказка.

Г.Х.Андерсен. Русалочка.