Об одиннадцатом члене Символа веры

Продолжаем изучать Символ веры. Сегодня речь пойдет об одиннадцатом члене Символа веры, который звучит так:

Чаю воскресения мертвых...

Чаю – значит, ожидаю. Мы веруем, что все умершие люди при кончине мира оживут и будут бессмертны.

Что такое воскресение мертвых, которого мы ожидаем? Когда и как оно произойдёт? Как могут воскреснуть тела, превратившиеся в прах, истлевшие в земле и рассыпавшиеся? Что будет с телами, которые были уничтожены хищными зверями, рыбами, птицами? На это верующий человек отвечает: Господь Бог всемогущ, Он всё может. Еще во время земной Своей жизни Господь Иисус Христос воскресил дочь Иаира, сына наинской вдовы, Лазаря, уже четыре дня как погребенного. Во всех этих случаях Господь произносил только слово, и по этому Его слову мертвые оживали. Это были чудеса Божьего всемогущества. Подобное чудо совершит Господь некогда и над всеми умершими. Как во время земной жизни Спасителя, голос его проник в гроб Лазаря и вернул его к жизни, так некогда этот же голос проникнет в гробы всех умерших людей и вернет их к жизни. Об этом ясно говорится в Евангелии: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин.5:28-29). Тела всех умерших людей соединятся с их душами и оживут.

Наглядное изображение этого великого события показано в видении пророка Иезекииля. Пророк видел поле, усеянное костями умерших людей, и на вопрос Бога оживут ли эти кости, отвечал, что он не знает и не может знать этого, ибо это знает один  только Бог. Далее пророк  приводит повеление Божие, данное ему: «И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: кости сухие, слушайте слово Господне». Слово же это было следующее: «Так говорит Господь Бог костям сим: вот Я введу дух в вас и вы оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею. И введу в вас дух, и оживете и узнаете, что Я - Господь» (Иез.37:5-6). Всемогущество Божие подтверждается многими примерами. Слову человека повинуются только люди и некоторые животные, слову же Божию повинуется вся тварь, одушевленная и неодушевленная, и даже сухие кости. «Я изрек пророчество, говорит пророк, как повелено было мне; и когда пророчествовал, произошел шум и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своей. И видел я, и вот жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а души не было в них» (Иез.37:7-8). Затем говорится, что пророк, по повелению Божию, сказал слово духу и дух соединился с телами умерших и они ожили. Это замечательное пророчество наглядно показывает, как по действию всемогущества Божия, все тела умерших людей соединятся с их душами и оживут.

Каковы же будут эти воскресшие тела? О людях, воскрешенных Иисусом Христом во время Его земное жизни, известно, что тела их, после того, как соединились с душами и ожили, не остались навсегда живыми и снова умерли. Значит, их души соединились со смертными телами. Тела, воскресшие при общем воскресении, станут нетленными и бессмертными; они уже не рассыпятся в прах и будут жить всегда; они будут духовными.  Если воскресшие тела будут духовными, то у них будут подобные же свойства, и они не будут ограничены ни пространством, ни временем. Такое тело было у воскресшего Христа Спасителя, оно быстро передвигалось с места на место, проходило через закрытые двери.

Однако, как же воскреснет истлевшее в земле и рассыпавшееся тело? Все части наших тел должны будут соединиться, ожить! Есть люди, которые этому не верят. Неужели же Бог, создавший сначала из праха (земли) тело, не может опять восстановить рассыпавшееся? Для тех, кто правильно понимает всемогущество Божие, нет сомнений, что Бог, всемогущий и истинный, может исполнить и непременно исполнит Свое обещание о воскресении мертвых. В этом нас убеждает и постоянный опыт, наблюдение над тем, что происходит вокруг нас. Ведь посеянное зерно хотя и истлевает в земле, однако же из него вырастает трава или дерево. На это указывает и апостол Павел, говоря «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; и когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1Кор.15:36-38). Известного ученого Ньютона спросили: «Кто же чудесно соберет рассеявшиеся в прах тела умерших, чтобы образовать новые тела для душ?» Ньютон молча взял горсть железной пыли, смешал эту пыль с пылью земляною и спросил: «А кто выберет железные опилки из этой смеси»? При общем  недоумении ученый взял большой магнит и стал водить над смесью. В ней обнаружилось движение и послышался шелест. Быстро пылинки железа стали прилипать к магниту. Тогда Ньютон серьезно посмотрел на присутствующих и сказал: «Тот, Кто дал такую силу бездушному металлу, неужели не сможет совершить большего при посредстве наших душ, когда наступит время воскресения?»

Но больше всего укрепляет нашу веру в обещанное Спасителем воскресение мертвых Его собственное воскресение, поэтому мы и поем на Пасху: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Воскресение будет общее, но что же будет с людьми, в то время не мертвыми, а живыми? Умрут ли они, или с ними произойдет что-то другое? На это отвечает апостол Павел: «Не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор.15:51-52). Это значит, что все, бывшие живыми во время общего воскресения, изменятся, что их смертные и тленные тела станут бессмертными и нетленными, такими же, как у людей воскресших. Их душевные тела станут духовными. Это совершится в одно мгновение: тленное тело станет нетленным, смертное - бессмертным.

Что касается времени воскресения мертвых, то оно будет при конце нашего видимого мира, перед самым Вторым Пришествием Господа на землю, для совершения всеобщего суда, когда соберутся перед Ним все народы. Об этом говорилось при объяснении седьмого члена Символа Веры. Мир тогда не уничтожится, а только изменится или преобразится, сделается нетленным.

Мы говорили о смерти и о воскресении мертвых. А что же происходит с душами умерших до воссоединения их со своими телами при общем воскресении?

Древние египтяне думали, а некоторые язычники и теперь думают, что души умерших людей переходят в тела животных, а по смерти этих животных в тела других животных и так до тех пор, пока снова не вернутся в тела людей. Эти язычники, конечно, заблуждаются, но все же, в их учении есть и нечто истинное. Они признают, что души людей не умирают вместе с телом, а продолжают жить, значит, они признают бессмертие души и их заблуждение состоит только в том, что, по их мнению, души умерших людей остаются на земле и продолжают жить в земных телах. Бывают и совсем неверующие люди, которые утверждают, что вообще, будто бы, со смертью человека все кончается. Мы же знаем о судьбе душ умерших людей от Господа Иисуса Христа. В притче о богатом и Лазаре Он открывает нам, что души умерших переходят в другой мир и продолжают жить там. О душе богатого повествуется, что она отошла в ад, в место мучения, и там была живою душою: она думала и имела желания. Это было сознательное состояние. 3начит души людей по смерти продолжают жить в состоянии сознательном. Но это состояние совершенно разное для душ праведных и для душ грешных. Души праведных людей находятся в свете, в покое, в ожидании вечного блаженства, а души грешных в состоянии противоположном этому, т. е. в мраке, скорби, ожидании вечного мучения. Полное блаженство для праведников наступит только в последний день, после воскресения и всеобщего суда Христова. Человек состоит из тела и души; в его добрых делах, как и в его грехах, участвуют и тело и душа, поэтому, по праведному суду Божию, полное блаженство должен получить весь человек, вместе с душою и телом. Это будет при соединении души и тела человека после всеобщего воскресения. «Всем нам должно явиться пред судище Христово - говорит апостол Павел - чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор.5:10). Посмертная же жизнь душ праведных и грешных начинается тотчас по смерти человека, как это видно из притчи о богатом и Лазаре, по свидетельству которой Лазарь тотчас после своей смерти был отнесен на лоно Авраамово. Это же видно и из слов, сказанных Спасителем, покаявшемуся на кресте разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43).

Для чего нужно молиться за умерших

Души грешников тоже тотчас по смерти отходят в ад, в место мучений, но это еще не окончательно. Некоторым из них, именно тем, которые умерли с верою и покаянием, и только не успели принести плодов достойных покаяния, остается еще возможность получить облегчение в своем тяжелом состоянии и даже совершенно освободиться от него. Молитвы и добрые дела в память умерших могут облегчить их загробную участь. Господь в словах о грехе, который не простится ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32) прямо указывает, что есть грехи, которые могут быть прощены и в будущем веке, т. е. по смерти человека. Молитвы за усопших и милостыня в их память дают их душам облегчение. Рассказов духовно опытных людей о помощи усопшим молитвами за них очень много. Православная церковь это хорошо знает и постоянно молится за усопших, особенно же за Божественной литургией и при совершении панихид и отпеваний. Следует молиться за усопших и в домашней молитве. Какое утешение знать, что мертвые воскреснут, что душа человека никогда не умирает, и что ей можно помочь.

Святой Иоанн Дамаскин рассказывал, что один святой старец имел ученика, жившего беспечно и согрешавшего. В таком состоянии юноша и скончался. Святому очень хотелось узнать посмертную участь своего ученика, и он слезно молил об этом Бога. Господь услышал молитву старца и в видении показал ему ученика, стоящим в пламени по шею. Святой ужаснулся и стал усердно молить Бога о спасении грешного юноши. Тогда в видении Господь снова показал ему ученика в огне, но на этот раз юноша стоял в пламени уже только по пояс. После этого чудесного видения старец начал еще больше молить Господа о прощении грехов своего ученика, и Господь показал ему юношу в третий раз. Теперь ученик стоял совершенно вне всякого пламени.

Телепроект "Вера святых". Всеобщее воскресение мертвых

Вопросы по теме:

  1. О чем говорится в одиннадцатом члене Символа Веры?
  2. Какой ветхозаветный пророк описал будущее всеобщее воскресение?
  3. Какие примеры воскрешения вам известны из Священного Писания?
  4. Что будет происходить с душами умерших людей до всеобщего суда?
  5. Сможет ли Господь восстановить тела всем людям или только некоторым?
  6. Для чего мы молимся за усопших?

Игра «Чем мы прекрасны»

Дети встают в круг. Включите музыку и попросите детей представить, что над землей летает Птица Красоты и учит людей находить друг в друге все прекрасное: красивые глаза, волосы, добрый характер. Затем музыка обрывается, дети открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга. Тот, кто увидел что-то красивое в своих друзьях, выходит на середину круга и рассказывает об этом человеке, не называя его имени. Все остальные угадывают, о ком идет речь. Затем вновь включается музыка, и игра повторяется.

Вопросы и задания для беседы:

  • Расскажите о самом прекрасном дне в своей жизни.
  • Что в ваших родных самое прекрасное?
  • Чему прекрасному вы хотели бы у них научиться?

Прочитайте детям сказку А. Лопатина. Где живет красота

Анечка была веселой и отзывчивой девочкой, и у нее всегда было много подружек. Одно только расстраивало девочку. Когда Анечка смотрела в зеркало на свой курносый носик, рыжие волосы и рыжие веснушки, она грустно думала: «Ну почему я такая некрасивая!»

Летом Анечка приехала в деревню к бабушке. Рано утром после приезда она выглянула в окно и ахнула. Прямо за бабушкиным домом расстилался цветущий луг, сверкающий капельками искорок-росинок.

— Вот где красота прячется! — воскликнула Анечка.

— Красота везде прячется, моя милая. А ты у меня первая красавица, — откликнулась бабушка.

— Неправда, бабушка. В нашей семье вообще нет красавиц, а я самая некрасивая, — вздохнув, ответила Анечка.

Бабушка помолчала, а потом, хитро улыбнувшись, сказала:

— Ты, внученька, с феей Красоты не встречалась. Говорят, она в цветах живет. После завтрака беги на луг, поищи ее.

Два часа провела Анечка на лугу, во все цветы заглядывала, а фею Красоты не нашла. Солнышко припекало, и Анечка решила передохнуть в тени кустов на краю луга. Рядом с кустами было сыро, и густо росли голубые незабудки. Стала Аня их разглядывать и вдруг увидела крохотную, похожую на мушку, прозрачную девочку, перелетавшую с цветка на цветок.

«Наверное, мне померещилось, — подумала Анечка, — дайка я сорву незабудки и разгляжу хорошенько».

Только она протянула руку к цветам, как послышался нежный, словно звон серебряного колокольчика, голосок: «Не рви, не рви», и крохотная мушка подлетела к Ане.

— Неужели мушка может разговаривать? — удивилась Аня.

— Я не мушка, а фея, — сказала прозрачная девочка с крылышками и выросла до размера Аниного пальчика.

— Я могу принимать любой размер, но я, фея Красоты, живу в цветах, и мне удобно быть маленькой.

— Почему Вы живете только в цветах? — спросила Анечка. — Людям тоже важно быть красивыми.

— Красота людей от меня не зависит. Мое дело цветами напоминать людям о прекрасном, — нежно прозвенела фея.

— А от чего зависит красота людей? — спросила девочка.

— От доброго сердца и веселого нрава, — звонко ответила фея. — Я рада, что встретилась с такой прекрасной девочкой, как ты. К тому же ты еще и золотоволосая красавица.

Анечка засмущалась и переспросила:

— Неужели я красивая?

— Наклонись, Анечка, я шепну тебе одно волшебное прекрасное словечко, — попросила фея.

Анечка наклонилась, и фея что-то прошептала ей на ушко, а затем сказала на прощание:

— Никогда не рви незабудки, Анечка. Эти цветочки ничего не забывают, и поэтому я храню в них все самые прекрасные слова на свете.

Девочка пообещала и побежала к бабушке. Вернувшись домой, Анечка вгляделась в добрые лучистые морщинки старушки, нежно обняла ее и сказала: «Бабушка, ты у меня самая красивая, и я тебя очень люблю».

Вопросы и задания к сказке:

  • Почему Анечка считала себя некрасивой?
  • Как ты думаешь, почему фея Красоты жила в цветах?
  • Как ты думаешь, почему цветы часто дарят людям в праздники и на дни рождения?
  • О чем еще напоминают людям цветы?

(По материалам: A.Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости»)

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Библия. Книга пророка Иезекииля. Глава 37.

Телепроект «Закон Божий». Часть 192. Чудеса воскрешения. 

Телепроект «Закон Божий». Часть 19. Беседа о XI и XII частях Символа веры.