О второй заповеди блаженства

Поговорим сегодня о второй из девяти заповедей блаженств:

Блажени плачущии, яко тии утешатся

или по-русски:

Блаженны плачущие, потому что они утешатся.

Конечно, для всех плачущих самое естественное состояние в том, что они утешатся. Поэтому смысл рассматриваемого блаженства может быть таков: блаженны плачущие, так как они получат помощь, от которой их слезы прекратятся. Человеку свойственно всеми силами избегать печали, скорби и боли. Многие современные люди стремятся побольше получать удовольствий и всячески избегать страданий. Но вспомним, что Господь сказал Своим ученикам: «Отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мк. 8:34). Он имел ввиду, что каждый христианин призван быть похожим на Бога. Как Иисус Христос шёл к месту казни, неся свой крест, так у каждого из нас своё испытание, которое христиане в переносном смысле называют крестом. На этом крестном пути идущего ждут страдания и слезы. Но если человек  достойно пройдет его, то придет туда, где нет слез,  горя и тоски – в Царствие Небесное. По словам святителя Николая Сербского: «В эту жизнь ты послан не для того, чтобы иметь счастье, а для того, чтобы его заслужить».

Плачущие - люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость. Слово, переведенное с греческого языка как «плач» может иметь также и значение «печаль». Святитель Иоанн Златоуст в своем толковании второй заповеди блаженства говорит: «Печаль мирская» («плач мирской») есть печаль без надежды на Бога, происходящая не от сознания своей греховности перед Богом, а из-за неудовлетворения своих желаний. «Печаль ради Бога» («Плач ради Бога») – печаль за свои грехи, ведущая к покаянию».

Однако есть и другие слезы –  слезы злобы, ненависти, униженной гордости. Много слез проливается оттого, что человек не достиг богатства, славы, не исполнились его личные желания и планы или разрушился план жизни, который он сам себе придумал. Такие слёзы не имеют отношения ко второй заповеди блаженств. Таким образом, не всякий плачущий человек блажен, а тот, кто плачет о своих грехах или грехах других людей, вплоть до плача о всем человечестве.

Способность плакать – естественная способность человека. Люди знают, что плач приносит облегчение боли и уменьшение страданий, отмечают его удивительное свойство – очищать душу. Вот несколько примеров слёз из Священного Писания.

Царь Давид обращается к Творцу (Пс. 41:4): «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «Где Бог твой?». 

В Евангелии (Лк. 7:36-39) говорится о женщине, омывшей ноги Иисусу своими слезами и отиравшей их волосами своими. Это были слезы благоговения и слезы поклонения, слезы, текущие от благодарности в сердце.

Господь плакал у гроба Лазаря, потому что любил его (Ин. 11:35). Мария Магдалина плакала об умершем Иисусе (Ин. 20:11).

Чтобы проверить, как мы относимся к собственным грехам, плачем ли о них, попробуем честно ответить на вопросы:

1. Видите ли Вы свои  грехи либо оставляете их без внимания?

2. Находите ли Вы удовольствие в грехе?

3. Утешаете ли себя словами  – «Не согрешишь, не покаешься». 

4. Сожалеете ли Вы о том, что совершили грех?

5. Болит ли Ваше сердце при воспоминании о грехе?

6. Исповедуете ли Вы  свои грехи?

7. Испытываете ли  Вы  ли облегчение и утешение после искренней исповеди? 

Притча о мытаре и фарисее

Как-то раз Иисус Христос сказал к тем, «которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Лук.18:9-14) Молитва мытаря вошла в состав утренних молитв.

Вопросы для беседы:

  1. Как молился фарисей? О чем он говорил?
  2. Чем отличалась молитва мытаря?
  3. Чьё покаяние было искренним?
  4. Как вы думаете, кто из них двоих больше грешил в жизни?
  5. Чья молитва оказалась угодней Богу?

Преподобная Мария Египетская

Преподобная Мария Египетская - одна из самых великих святых за всю историю христианства. Не много подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время Великого поста перед Пасхой. И среди них только одна женщина - Преподобная Мария. Необычна её жизнь, необычен и путь её обращения к Богу, исключителен её духовный подвиг и его плоды. Её житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого Поста оно ещё и целиком прочитывалось в Церкви. С чем это связано? Судьба Марии Египетской - один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно  напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.  Давайте и мы послушаем о ее жизни:

Прочитайте детям рассказ В.Осеева. Кто наказал его?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? - спросила соседка.

- Он сам наказал себя, - ответила мама.

Вопросы к рассказу:

  1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал?
  2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал?
  3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих?
  4. Всегда ли есть возможность исправить свой поступок?

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Мультфильм «Волк и Совёнок» .

С. Прокофьева. «Не буду просить прощения».

Н. Носов. "Огурцы".