Горящий терновый куст

Узнав об убийстве Моисеем египтянина, фараон вознамерился убить Моисея, и тот, спасаясь от преследования, удалился в землю Мадиамскую. Моисей поселился у одного священника, именем Иофора, женился на его дочери Сепфоре и стал пасти овец своего тестя. Здесь, в то время, когда он проходил со своими стадами по долинам, между горами Хоривом и Синаем, мысленно часто переносился он к своим угнетенным братьям, сокрушался о них всею душою и, в глубоком уединении среди величественной природы, располагающей к высоким размышлениям, сосредоточивал свое внимание на той мысли: каким бы образом помочь своему народу.

И Господь стал чудно отзываться на возвышенные стремления великой души Моисея, и чудным путем повел его к достижению его цели… Однажды особенным образом явился Он Моисею, когда тот, расположившись со своим стадом у подошвы горы Хорива, предавался своему обычному раздумью о судьбе своих единоплеменников. Внезапно увидел Моисей перед собою пламя, исходящее из одного тернового куста, но не сожигающее его.

– Пойду и посмотрю на такое странное явление, – подумал Моисей, – почему это куст горит, но не сгорает?..

Когда же он приблизился, то «воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! – Он сказал: вот я! (Господи!).

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога.

И сказал Господь (Моисеею): Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян, и вывести его из земли сей (и ввести его) в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевуссеев.

И так пойди: Я пошлю тебя к Фараону, (царю Египетскому); и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к Фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? – И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что я послал тебя: когда ты выведешь народ мой из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий, и сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам. Господь Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. Пойди, собери старейшин (сынов) Израилевых и скажи им: Бог отцов ваших явился мне и сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, где течет молоко и мед. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому и скажете ему: Господь Бог Евреев призвал нас; итак, отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему.

Но я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою. И простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас». (Исх.3:4–20)

«Но что скажу я им, если они не поверят мне, не послушают меня, скажут: не являлся тебе Господь?» – спросил Моисей в трепетном недоумении своем. «И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю; он бросил на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.Но когда по слову Божию, он его поднял, то змей стал снова жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили (тебе), что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». (Исх.4:1-5)

Затем, снова по слову Божию, Моисей положил руку свою к себе за пазуху и вынул ее, побелевшую от проказы, потом снова положил ее за пазуху и вынул ее оттуда здоровою. «Если же не поверят и двум сим знамениям (сказал Господь), и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки, и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше». Но все еще недоумевал Моисей и ссылался на свою косноязычность, на затруднительное произношение… «Господь сказал (тогда) Моисею: кто дал уста человеку? Кто делает немым или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь (Бог)? И так пойди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить.

(Моисей) сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.

И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата Левитянина? Я знаю, что он может говорить (вместо тебя), и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем. Ты будешь ему говорить и влагать слова Мои в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать. И будет говорить он вместо тебя к народу. Итак он будет твоими устами, а ты ему будешь вместо Бога. И жезл сей, (который был обращен в змея), возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения». (Исх.4: 6–9, 11–17).

(По материалам книги «Библия, пересказанная детям старшего возраста»)

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

Тот куст (купина), который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим, является одним из прообразов, указывающих на Божию Матерь. Богоматерь, родившись на грешной земле, ни разу не согрешив, осталась безусловно чистой, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая».

Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, отсюда и возникла икона «Неопалимая Купина».

По народному верованию, эта икона избавляет дома почитающих ее от огня. А пожарные считают ее своей покровительницей. По рассказу одного очевидца, попавшего на большой пожар, охватившего много зданий, он видел деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимая Купина». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар усиливался, а женщина стояла неподвижно. На следующий день очевидец вернулся на пепелище, - там возвышался только один домик, сохраненный чудотворной силой иконы.

Игра «Как родился слух»

Дети встают в круг. Один из них шепчет на ухо своему соседу какое-либо предложение. Этот человек передает то, что он услышал, дальше по кругу. Последний человек в круге вслух произносит предложение, которое передавалось.

Обсудите с детьми, как меняется сказанное, когда оно передается от человека к человеку. Сделайте вывод, что человек, если он хочет иметь собственное представление обо всем, должен узнавать информацию из первого источника.

Вопросы и задания для беседы:

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы чего-то пугались, а потом убеждались, что бояться не стоило?
  • Чего в жизни вы больше всего боитесь? Подумайте, от чего у вас возник этот страх, и как его можно победить.

(По материалам: A.Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости»)

Прочитайте детям сказку

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Мультфильм «Истории Ветхого Завета. Неопалимая Купина».

Видеокурс «Закон Божий». Чудотворные иконы Божией Матери.

Н. Носов. "Тук-тук-тук".