Заповеди блаженств. Первая заповедь блаженства

Изучив заповеди Ветхого Завета, мы с вами увидели, что они предписывают человеку: «делай» или «не делай». За их исполнение Господь обещал поощрение, а за неисполнение – наказание. То есть Бог воспитывал избранный народ, как воспитывают детей. Апостол Павел не случайно назвал Ветхозаветный закон «детоводителем  ко Христу» (Гал.3:24). Новый Завет, заключаемый между Богом и человеком, указывает уже не на то, что делает человек, а на то, каков он. Его заповеди, данные людям Иисусом Христом, обращены к внутреннему миру человека, к его сердцу, требуют преображения «человека ветхого» – «раба Божия», в «человека нового» – «сына Божия». Заповедями блаженства начинается Нагорная проповедь, которую Иисус Христос произносит, расположившись на небольшом холме (горе), чтобы было хорошо слышно множеству людей, жаждущих узнать суть Его учения. Иисус Христос обращается к слушателям  ясными, знакомыми и понятными им словами. Возможно, что для современных людей эти слова уже не кажутся столь же понятными, как простым евреям первого тысячелетия. На церковнославянском языке (так, как они поются сейчас на каждой Литургии) они звучат так:

1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.

3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Поговорим сегодня о самой первой из девяти заповедей:

Блаженны нищие духом, потому что их есть Царство Небесное.

Слово блажени, которым начинается каждая из заповедей (в синодальном переводе Библии – «блаженны») означает в разговорном русском языке - «счастливы». То есть нищим духом обещается Богом счастье от пребывания в Царстве Небесном, в раю. Что же это за нищета такая? Нищета в привычном смысле слова означает абсолютную бедность, при которой человек вынужден просить милостыню, и полностью зависит от других людей. Бедность, прекрасно известная Древнему миру, переосмысляется как нравственная, душевная. Понимая, что желая быть добрым, вновь и вновь поступает зло и жестоко, желая творить великие дела, совершает мелкие поступки, мечтая стать ученым, остается невеждой, человек убеждается в своей немощи и ничтожестве. Другие люди не могут ему помочь, потому что и они ничтожны и слабы, как и он сам. Тогда человек обращается к своему Творцу, предается Его воле и взывает о помощи. Бедняки духа - это люди, которые просят Бога сойти к ним, спасти их, кто без Бога не может жить, кто всю свою жизнь ставит в тесную зависимость от Бога.

Таким образом, нищие духом - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные и помнят, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это - люди смиренные.

 

Святые отцы о нищете духовной

Блаженный Августин (V век): «Кто такие нищие духом? – Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают дурно».

Св. Феофилакт Болгарский (X век): «Нищие духом суть душевно чувствующие свое недостоинство».

Святитель Филарет Московский (XIX век): «Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и, таким образом, должны считать, что мы – ничто, и во всем прибегать к милосердию Божию».

О смирении

В православном представлении в смирении как христианской добродетели можно выделить три различных проявления:

1. Смирение по отношению к Богу – стремление подчинить свою волю Божьей воле,  перенесение жизненных невзгод и трудностей без жалоб, уповая на Божие милосердие.

2. Смирение по отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Способность  на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес первым произнести искреннее «прости». Искренняя незлобивость, основанная на осознании того, что Господь любит каждого человека, так же, как и тебя, в том числе и того, с которым произошло разногласие. Любой человек, вне зависимости от вероисповедания является образом Божиим.

3. Смирение по отношению к самому себе – осознание своей собственной греховности, личных недостатков, а не выискивание их у других людей. Способность в  любом конфликте винить прежде всего самого себя.

Смирение вовсе не предполагает потворство злу или безропотное созерцание его.  Злу нужно противостоять, следуя при этом совету апостола Павла – «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21). Чтобы приобрести смирение, нужно постоянно помнить о том, что все, что у нас есть, дано Богом, причем во временное пользование, как сказал преподобный Максим Исповедник: «Мое только то, что я отдал».

Телепроект "Закон Божий". Заповеди блаженства. Часть 1

Критерии нищеты духовной при самооценке человека:

– упование на Бога, а не на себя и не на других людей;

– умение видеть в себе  недостатки, а в других – их положительные качества;

– утрата ощущения своего «я». Оно отступает перед мыслями о Боге, других людях и их нуждах;

– возвышение других, а не себя;

– потребность в молитве. Нищий духом вынужден просить Господа. Он будет стучать в небесные двери и не уйдет от них до тех пор, пока не получит помощи;

– служение Господу без всяких условий;

– отсутствие ропота на обстоятельства жизни, недовольства ими. Они таковы, какие мы заслуживаем. Наши страдания одновременно и заслуженны, и спасительны для нас; 

– благодарность Богу за Его милость, переполняющая душу.

О гордости

Противоположность смирению – гордость. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) помогает нам понять, в чем наша гордость проявляется:

– не благодарим Бога за Его милости к нам, приписываем своим заслугам те блага, какие получаем от Него;

– не полагаемся на Бога, не просим у Него помощи. Наоборот, полагаемся на свои силы, ищем помощи у людей, обращаемся к чародеям и ворожеям;

- тяжко страдаем самонадеянностьюне просим даже благословения Божия в молитве на начало дня и всякого дела, на сон грядущий;

– обижаемся на других людей, помним зло, неспособны простить;

– стремимся выделиться, показаться лучше других;

– отваживаемся на дела, превышающие наши силы, а потом стонем и изнываем под непомерной тяжестью их;

– завидуем достоинствам других людей и осуждаем их недостатки, часто мнимые;

– не желаем уступить;

– не видим своих ошибок, либо не желаем признаться в них; 

– раздражаемся и досадуем, когда ожидая похвал и одобрений, не получаем их;

– не терпим упреков, даже справедливых.

Христианские притчи. Гордый монах

Прочитайте детям притчу  Гордость и мудрость

Принц был умен, образован и горд. Друзей у него не было, принц не дружил с теми, кто был ниже его по происхождению. Королева боялась, что гордость помешает сыну. Король, наоборот, считал, что гордость украшает принца. Однажды принц с охраной отправился на рыцарский турнир. По дороге банда разбойников напала на принца и его спутников в лесу. Никто не уцелел, кроме принца, который сражался, как лев. Но разбойники набросили на него сетку и связали юношу. Увидев богатую одежду юноши, атаман разбойников хотел получить за него выкуп. Но принц отказался говорить. Тогда юношу избили и приковали в пещере железной цепью. Принца почти не кормили. Он выжил благодаря одному бродяге, который тайком приносил ему воду и лепешки. Бродяга тоже был пленником и носил железные цепи на ногах, но он мог свободно ходить по лагерю. Однажды ночью бродяга пришел к принцу и прошептал:
— Я вижу, что ты благородный юноша, и хочу рассказать тебе свой план.
Принц пробормотал сквозь зубы:
— Я не разговариваю с бродягами.
Бродяга замолчал и исчез. Оказывается, он каким-то образом снял цепь и бежал. Вскоре армия короля разгромила разбойников. Принц был еле жив. Когда доктора поставили принца на ноги, отец сказал:
— Сын, мы узнали о тебе, благодаря одному бедняку, который спасся от разбойников. Он сказал, что хотел бежать вместе с тобой, но ты отказался с ним говорить.
— Разговаривать с бедняками — ниже моего достоинства, — высокомерно ответил принц.
— Глупость и гордость растут на одном дереве, — вздохнув, заметила королева.
— На горной вершине гордости не держится вода мудрости, — согласился с ней король.

Вопросы и задания:
• Как вы думаете, помогает ли гордость в жизни?
• Может ли богатый и знатный человек быть простым, а бедняк, наоборот, гордым?
• Вспомните и перечислите все, чем вы гордитесь.
• Возьмите у своих родителей интервью на тему: «Чем вы гордитесь больше всего в жизни?»

(Материал с сайта ejka.ru)

Творческое задание  «Дотронемся до счастья»

Крупными буквами напишите на доске слово СЧАСТЬЕ и попросите детей перечислить, каким бывает счастье, например: радостным, веселым, сияющим.

Затем включите спокойную музыку, попросите детей закрыть глаза и представить, что они дотрагиваются до счастья. Предложите детям нарисовать портрет своего счастья или описать свои ощущения от этого чувства.

Из рисунков и описаний детей сделайте стенд: «Когда мы дотрагиваемся до счастья».
(Из кнги A.Лопатина, М. Скребцова «600 творческих игр»)

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Мультфильм "Преподобный Серафим Саровский" .

Сказка Г.Х.Андерсена «Лён».

А.Раскин. Рассказ «Как папа сочинял стихи» из книги «Как папа был маленьким».