О восьмом члене Символа веры

Продолжаем изучать Символ веры. Сегодня речь пойдет о восьмом члене Символа веры, который звучит так:

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Вторая часть Символа веры начинается исповеданием нашей веры в Божество Святого Духа. Она составлена на Втором Вселенском соборе в 381 году. В то время были еретики, возглавляемые Македонием, которые неправильно говорили и учили о Святом Духе. Восьмой член Символа Веры ясно и точно, на основании слов Христа Спасителя и всего Священного Писания, выразил веру христиан в Духа Святого. Мы знаем, что при крещении Иисуса Христа Святой Дух сошел с неба в виде голубя. Знаем, что в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков, после чего они исполнились благодати, укрепились в вере, заговорили на разных языках, а проповедь их сделалась так могущественна, что в тот же день по их слову сразу уверовало в Господа три тысячи человек.

Обратите внимание, как в этом члене называется Святой Дух. Прежде всего переведем эти слова на русский язык. Первое слово — животворящий. Оно состоит из двух слов — живо и творящий. Творить — значит делать, животворить — делать живым. Следовательно, Святой Дух делает живым все, что сотворено. Все живые существа получают жизнь от Святого Духа. Иже — по-русски значит «который». Иже от Отца исходящаго — Который, т. е. Дух Святый, исходит от Бога Отца. Покланяемый — значит тот, кому поклоняются; сславимый — кого прославляют. Мы поклоняемся Богу Отцу и Богу Сыну. Их мы прославляем, а вместе с Ними поклоняемся Духу Святому и прославляем Его одинаково, как Бога Отца и Бога Сына. Поэтому и называем Духа Святого спокланяемым и сславимым со Отцем и Сыном. Глаголавшаго - по-русски «говорившего». Пророки — «через пророков». Мы знаем, что пророки предсказывали за целые сотни лет вперед о том, что будет после них. Что будет вперед, никто из людей не может знать. Это знает только Бог. Дух Святой людям иногда говорил, что будет после них, но говорил это не Сам всем людям, а говорил через особых людей, которые назывались пророками. Значит, пророки говорили не от себя, а то, что им говорил Святой Дух. В восьмом члене Дух Святой называется Господом, Животворящим, от Отца исходящим, с Отцом и Сыном спокланяемым и сславимым, говорившим через пророков.

Бога Отца и Бога Сына мы называем Господом. Мы знаем, что Бог один, но в трех Лицах. Все эти три Лица равны; никто из Них ни старше, ни моложе, ни выше, ни ниже. Поэтому и Духа Святого нужно называть так же, как мы называем Бога Отца и Бога Сына. Все православные христиане всегда так верили и верили правильно. Поэтому пастыри Церкви на Втором Вселенском Соборе и написали, что Дух Святой есть Господь, чтобы никто после против этого не спорил.

Святой Дух называется еще исходящим от Бога Отца. Об этом людям сказал Сам Иисус Христос, но люди понять не могут, как Святой Дух не моложе Бога Отца, а исходит от Него. Это такая правда, которую объяснить никто не может. Поэтому мы только будем помнить, что Дух Святой исходит от Бога Отца и называется в восьмом члене Символа веры Иже от Отца исходящим, т. е. таким, Который всегда исходил, исходит теперь и всегда будет исходить от Бога Отца. Святой Дух не отделяется от Бога Отца, но исходит. Мы не можем понять, как Святой Дух исходит, но эту правду или истину поймем после нашего воскресения из мертвых перед Страшным Судом. Богу Отцу и Богу Сыну мы молимся, поклоняемся Им и хвалим или славим Их молитвами и добрыми делами. Точно так же мы поклоняемся и Святому Духу и славим Его.

Святой Дух всегда одинаков: Он никогда не переменяется. Он и теперь дает смысл и понимание людям. Поэтому мы и теперь перед началом урока читаем молитву Святому Духу, просим Святого Духа, чтобы Он пришел, поселился в наших душах, т. е. дал бы нашим душам умение понимать правду и делать все по правде. Такое умение и такой смысл нужны людям не в одном только учении, а во всяких хороших делах, у кого же нужно просить этого смысла и умения? Есть у нас и свой ум, да на него не всегда можно надеяться,— часто он ошибается. А Святой Дух делает невидимо наш ум чище, понятливее и правдивее.

(По материалам книги свящ. Сосунцова Е.Ф. «Уроки Закона Божия для детей»)

Вопросы по теме:

  1. Как мы называем Бога Отца и Бога Сына?
  2. Почему так же следует называть и Святого Духа?
  3. Что значит слово животворящий?
  4. Какие еще свойства Святого Духа вы запомнили?

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище Благих и жизни Подателю, Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша.

Беседа с батюшкой Серафимом о Святом Духе

Как понять и объяснить силу Духа Святого и нашу веру в Него? Об этом некогда вел подробную беседу с преподобным Серафимом Саровским Н.А. Мотовилов, человек хорошо образованный и духовной жизни. Беседа происходила вне дома, недалеко от кельи преподобного. Был снежный зимний день. Преподобный Серафим говорил о цели христианской жизни и о Святом Духе. Н.А. Мотовилов хотел это понять, как можно лучше и всё спрашивал святого Серафима: «Каким же образом узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?» Тогда святой Серафим помолился про себя, взял Мотовилова крепко за плечи и сказал: « Мы оба теперь, батюшка (так называл он Мотовилова), в Духе Божиим  с тобою… Что же ты не смотришь на меня?» Мотовилов отвечал: «Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли…» Преподобный Серафим объяснил Мотовилову, что Господь удостоил его теперь ясно, телесными глазами видеть сошествие Святого Духа Божия.

- Смотрите просто и не убойтесь, Господь с нами, - сказал святой Серафим.

«Представьте себе, рассказывал Мотовилов, в середине солнца лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите самих себя, не фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко…»

- Что же вы чувствуете теперь? – спросил святой Серафим.

- Необыкновенно хорошо! – отвечал Мотовилов.

- Да как же хорошо? Что именно?

- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!

- Что же ещё чувствуете вы? – спросил опять отец Серафим.

- Необыкновенную сладость!

- А ещё?

- Необыкновенную радость во всем моём сердце!

- Когда Дух Божий сходит к человеку и осеняет его, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостно творит всё, к чему бы он не прикоснулся. Что же вы ещё чувствуете?

Мотовилов отвечал: - Теплоту необыкновенную (а ведь был мороз и снег) и ни с чем не сравнимое благоухание.

Беседа продолжалась. Преподобный Серафим объяснял ещё, что эта теплота не в воздухе, а в самом человеке, потому что благодать Божия поселяется внутри человека, в сердце его. Если есть настоящая вера в Бога, в Господа Иисуса Христа, то тогда подается и благодать Духа Святого. Господь ищет сердце человеческое, преисполненное любовью к Богу и ближнему. «Надо стяжать Духа Святого» - говорил преподобный Серафим. Мир, тишина, сладость, благоухание, теплота – приходят с Духом Святым.

Игра «Кто светит людям»

Поделите детей на группы. Одна группа получает рисунок солнышка, другая — рисунок звезды, третья — рисунок лампы, четвертая — рисунок огня и т. д. Каждая группа с помощью мимики и жестов должна изобразить тот или иной источник света и рассказать, когда он нужен людям. По рассказам друг друга дети угадывают, кто светит людям.

Вопросы и задания для беседы:

  • Расскажите о своей самой светлой мечте.
  • Какие события в жизни человека можно назвать светлыми, и почему?

Прочитайте детям сказку У солнышка в гостях. Словацкая сказка

Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света.

— Куда это солнышко девалось? — говорят. — Нужно его поскорее на небо вернуть.

— Где же вы его найдете? — закудахтала наседка. — Разве вы знаете, где оно живет?

— Знать-то мы не знаем, а кого встретим, того спросим, — ответили цыплята.

Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке — зернышко, в сумочке — маковника. Отправились цыплята. Шли-шли — и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит. Остановились цыплята и спрашивают:

— Улитка, не знаешь ли, где солнышко живет?

— Не знаю. Вон на плетне сорока сидит — может, она знает. А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята подойдут. Подлетела к ним, затараторила:

— Цыплята, куда вы идете, куда? Куда вы, цыплята, идете, куда? Отвечают цыплята:

— Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идем его искать.

— И я пойду с вами! И я пойду с вами!

— А ты знаешь, где солнышко живет?

— Я-то не знаю, а заяц, может знает: он по соседству, за межой, живет! — затрещала сорока.

Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.

— Заяц, заяц, — запищали цыплята, затараторила сорока, — не знаешь ли, где солнышко живет? Мы его ищем.

— Я-то не знаю, а вот моя соседка, утка, — та, наверно, знает: она около ручья, в камышах, живет.

Повел заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит и челнок рядом привязан.

— Эй, соседка, ты дома или нет? — крикнул заяц.

— Дома, дома! — закрякала утка. — Все никак не могу просохнуть — солнца-то три дня не было.

— А мы как раз солнышко идем искать! — закричали ей в ответ цыплята, сорока и заяц. — Не знаешь ли, где оно живет?

— Я-то не знаю, а вот за ручьем, под дуплистым буком, еж живет — он знает.

Переправились они на челноке через ручей и пошли ежа искать. А еж сидел под буком и дремал.

— Ежик, ежик, — хором закричали цыплята, сорока, заяц и утка, — ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его не было на небе, уж не захворало ли?

Подумал еж и говорит:

— Как не знать! Знаю, где солнышко живет. За буком — большая гора. На горе — большое облако. Над облаком — серебристый месяц, а там и до солнца рукой подать!

Взял еж палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди всех дорогу показывать. Вот пришли они на макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полеживает. Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и еж, уселись покрепче, и полетело облако прямехонько к месяцу в гости.

А месяц увидел их и поскорее засветил свой серебряный рожок.

— Месяц, месяц, — закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка да еж, — покажи нам, где солнышко живет! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него.

Привел их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно, света нет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет. Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а еж палочкой застучал:

— Солнышко — ведрышко, выгляни, высвети!

— Кто под окошком кричит? — спросило солнышко. — Кто мне спать мешает?

— Это мы — цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да еж. Пришли тебя будить: утро настало.

— Ох, ох!.. — застонало солнышко. — Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня тучи прятали, три дня собой заслоняли, я теперь и заблестеть не смогу…

Услыхал про это заяц — схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка — давай солнце водой умывать. А сорока — полотенцем вытирать. А еж давай колючей щетиной начищать. А цыплята — те стали с солнышка соринки смахивать.

Выглянуло солнце на небо, чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло. Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает. А цыплята тут как тут. По двору бегают, зерна ищут, на солнышке греются. Кто не верит, пусть посмотрит: бегают по двору цыплята или нет?

Вопросы и задания к сказке:

  • Представьте, что вместе с героями сказки вы отправились искать звездочку (луну, весну, лето, радугу и т. д.) Расскажите о своем путешествии.
  • Расскажите, почему герои этой сказки не могли жить без солнышка.
  • Какими были цыплята? На месте их мамы вы отпустили бы своих цыплят искать солнышко?
  • Как солнышко отблагодарит каждого из героев сказки за то, что они его разбудили?
  • Представьте, что солнышко приготовило для каждого героя сказки солнечное блюдо. Придумайте рецепт солнечного блюда для цыплят, ежа, сороки и т. д.

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Закон Божий. Беседа о VIII части Символа веры .

Закон Божий. День Святой Троицы. Пятидесятница.

Н. Гернет. Сказка про лунный свет.