О пятом члене Символа Веры

Продолжаем изучать Символ Веры. Сегодня речь пойдет о пятом члене Символа Веры, который звучит так:

И восресшаго в третий день по Писанием.

Мы веруем, что Иисус Христос воскрес на третий день после смерти. Когда человек умирает, то душа его разлучается с телом, которое становится безжизненным и предается погребению. То же самое произошло и с умершим на кресте Иисусом Христом. Душа Его оставила тело и отошла к Отцу Небесному, а тело Его, по снятии со креста, было погребено Иосифом Аримафейским. Апостол Иаков говорит: «Тело без духа мертво» (Иак.2:26). Значит, когда Иисус Христос воскрес, то Дух Его возвратился в тело, и оно снова стало живым. Дивно и непостижимо событие Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Воскресшее тело Иисуса Христа, не будучи духом, имело свойства духа. В вечер того же дня, когда Иисус Христос воскрес, апостолы собрались в Иерусалиме в доме, двери которого они заперли, по причине страха перед иудеями. Никто, очевидно, не мог войти к ним через такие двери. И, однако, среди них явился Христос. Чудно было это явление Господа. В закрытые помещения могут проникать только духи, но здесь Господь явился в теле Своем и внешне именно в том самом, которое было пригвождено к кресту, показав ученикам Свои руки и ноги, прободенные на кресте. Но свойства Его тела изменились после Воскресения.

Явление воскресшего Иисуса Христа Луке и Клеопе

Являясь таким чудесным образом, воскресший Иисус Христос мог становиться и невидимым. Так, когда Лука и Клеопа, ученики Христа, шли из Иерусалима в Еммаус и беседовали о событиях, случившихся в последние дни в городе, то Сам воскресший Христос, приблизившись, пошел с ними, как бы исполняя слово Свое: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их». Беседуя с учениками, Иисус Христос подошел с ними к тому селению, куда они шли, и сделал вид, что идет дальше. Но ученики, не узнавая Его, удержали Его, Он вошел с ними в дом. Во время благословления пищи ученики узнали Спасителя, и тогда Он сделался невидимым для них (Лк.24:13-32). По своем Воскресении Иисус Христос еще в продолжении сорока дней пребывал на земле, являясь Своим ученикам, беседовал с ними и вкушал пищу. Это укрепило веру учеников в истину воскресения Иисуса Христа  настолько, что они во время гонений, когда их заставляли молчать, свидетельствовали: «мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян.4:20). Свидетельство Апостолов неопровержимо, потому что воскресший Иисус Христос Сам уверил их в Своем воскресении, чтобы они могли возвестить всему миру действительность этого славного события. Чудо воскресения подтвердило не только Божество Иисуса Христа, но и святость всего вообще Его учения.

Пророчества о Воскресении

О воскресении Иисуса Христа было написано еще в писаниях Ветхого Завета, в Библии, поэтому в Символе веры и говорится: воскресшего в третий день «по Писанием». В разных местах Священного Писания можно найти пророчества, предсказания о страданиях, смерти и воскресении Господа Иисуса Христа. Особенно ярко и ясно об этом говорится в 53-й главе в книге пророка Исайи. Сам Иисус Христос перед народом и учениками тоже неоднократно свидетельствовал, что Его умертвят, но потом Он воскреснет. Так, незадолго до Своих страданий Он говорил ученикам: «вот мы восходим в Иерусалим и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо придадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его и оплюют Его. И будут бить и убьют Его и в третий день воскреснет». В другой раз Иисус Христос указал на знамение Ионы пророка, которое должно было повториться на Нем, ибо как Иона был как бы погребен во чреве китовом три дня и три ночи и затем снова живым был выброшен из него, так и Иисусу Христу надлежало пребывать во гробе три дня и три ночи и затем воскреснуть.

Празднование Пасхи

Большим христианским праздником является Рождество Христово, так как в это время вспоминается величайшее событие в мире, - воплощение Сына Божия нас ради человек и ради нашего спасения. Но еще более велик для нас праздник Пасхи, в который мы торжествуем победу Иисуса Христа над смертью и Его воскресение из мертвых. Это поистине есть праздников праздник и торжество из торжеств. Уже первые христиане называли его царем всех праздников, «великим днем Господа» и подобно нам, при взаимных встречах в этот праздник, в знак радости, приветствовали друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

Тропарь праздника Пасхи

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Икона Воскресения

Икона «Сошествие во ад» представляет нам образ Сына Господня, Который спускается в ад. Иконы Воскресения Христова создавались, начиная с XIX века, в академической школе иконописи, где Спаситель выходит в белых ризах, а воины, стерегущие Его гроб, падают ниц. Однако данный сюжет не каноничен, поскольку об этом не упоминается ни в Священном Писании, ни в преданиях и апокрифах.

Канонической является икона «Сошествие Христа во ад». Главная ее фигура – Христос, расположенный в центре. Он стоит на крестообразных вратах ада. Исходя из Священного Писания, Сын Господа Бога разрушил их и сошел туда душой. Об этом нам говорит литургическое предание: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом…».

Ад изображен на иконе черным цветом, в виде пустоты и тьмы. Мы видим, как Иисус Христос выходит из него. Фигура Спасителя направлена вверх, о чем свидетельствует развевающийся кончик Его хитона. Одежда, которая изображается таким образом, символизирует движение вверх. Христос держит за руки Адама и Еву. Он их выводит Своей Божественной силой из тьмы ада.

Вопросы по теме:

  1. О чем говорится в пятом члене Символа Веры?
  2. Что значит «воскрес»?
  3. Какие свойства имело тело Иисуса Христа после воскресения?
  4. Что значит «по Писанием»?
  5. Что укрепило веру учеников в истину воскресения Иисуса Христа?
  6. Что значит, что они были свидетелями?
  7. Что подтвердило воскресение Иисуса Христа?
  8. Как приветствуют друг друга христиане на Пасху?
  9. Какую Пасхальную молитву Вы знаете?

(По материалам:«Закон Божий», в 5-ти книгах, издательства ИМКА-ПРЕСС)

Прочитайте детям рассказ. Мария Львова. Рубашка.

В одной семье была традиция шить одежду бедным к Пасхе. И вот, в канун праздника бабушка рассказывает об удивительном случае…

 Весна. Снег почти стаял. Земля чернеет и какой-то особенный свежий сырой запах говорит о весне. Мы все собрались у бабушки и усердно работаем: шьем рубашки бедным. Мама с няней кроят, бабушка сметывает рубашки, Наташенька быстро стачивает их на машинке, тетя Маша подрубает на руках, Вера обметывает петли и пришивает пуговицы. Даже крошки Коля и Машенька обрезают нитки и вдевают их в иголки. «А ты расскажи нам, бабушка, — просит старший внук Николай, — почему у нас перед Пасхой шьют всегда мужские рубашки?»
«По завещанию моей бабушки, дружок мой… Это было давно — еще до революции. Моя бабушка, Надежда Сергеевна, проводила Великий Пост в строгом воздержании, молитве и в работе на бедных. Шила она и сама и все домашние женщины и девушки одежды бедным: платья, сарафаны, рубашки. Все это складывалось и раздавалось на Страстной неделе бедным, чтобы они имели возможность сходить к заутрене в новом чистом одеянии. Рубашки тогда шились не из ситца, как мы делаем теперь, а из белого домотканого холста, и сшивалось этих рубашек великое множество.

Однажды за год или за два до ее кончины, Надежда Сергеевна на Страстной неделе раздала все сшитые вещи бедным, и у нее осталась одна рубашка. С этой рубашкой происходило что-то странное: она несколько раз возвращалась к бабушке обратно. Один нищий уехал из города, другой умер, третий разбогател и больше не нуждался в милостыни. «Как странно, — сказала бабушка своей горничной Устеньке. — Видимо, эту рубашку Бог кому-то предназначил. Оставим ее у себя, и ты отдашь ее первому, кто придет просить Христа ради». Прошло еще два дня, наступила Великая Суббота. Надежда Сергеевна сидела у своего окна, а Устенька уже заправляла лампады к празднику. Вдруг к окошку подошел высокий благообразный старик, одетый в наглухо застегнутый зипун. Он просил помочь ему Христа ради к Светлому Дню. Бабушка послала Устеньку подать ему хлеба, денег, крашеных яичек. «Да еще не забудь рубашку, предназначенную ему, отдать», — крикнула бабушка уходящей Устеньке. Та все передала старику, а когда вынула рубашку с просьбой надеть ее в церковь к Светлой Заутрене, старик внезапно поднял руки к небу и залился слезами. «Господи, благодарю Тебя за великую милость ко мне грешному! — воскликнул он, — а тебя добрая, милая благодетельница, да благословит Господь за то, что после стольких лет к Светлому Дню ты прикрыла меня».

С этими словами он распахнул свой зипун, а не груди его ничего не было. «Вот уже 16 лет я хожу неприкрыто, а дал я обет такой перед Господом: ничего не просить для себя. Что подадут, за то и спасибо. Ты первая, ангельская душа, покрыла мою наготу! И в какой великий Святой День, в канун Светлого Праздника». И он снова заплакал радостными слезами, плакала с ним и бабушка у своего окошка; поняла она, что Господь благословил и принял ее труд и работу.
Вот когда она умирала, она и завещала своей дочери и мне, своей внучке, всегда Великим Постом шить бедным рубашки и тоже заповедовать своим детям и внукам. Мы и стараемся по мере сил исполнить бабушкино завещание, и я надеюсь, мои дружочки, что и вы его не забудете», — кончила бабушка свой рассказ.

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Библия. Евангелие от Матфея, глава 28, Евангелие от Марка, глава 16, Евангелие от Луки, глава 24, Евангелие от Иоанна, главы 20-21.

Мультфильм «Он воскрес».