О шестой заповеди Закона Божия

На прошлом занятии мы говорили о пятой заповеди  Божией. Сегодня обсудим шестую заповедь Божию, которая звучит так:

Не убивай.

Шестой заповедью Господь Бог запрещает любые убийства. 

Жизнь – самый главный подарок  человеку от Бога, поэтому лишение самого себя или другого человека жизни является большим грехом.

самоубийство особенно страшно, так как, кроме греха убийства, человек тем самым дерзко заявляет Богу, что он на Его помощь больше не надеется, Ему не доверяет, а сам знает, что делать и как поступать. Кроме того, самоубийство – это единственный грех, в котором невозможно покаяться.

Даже если кто-то убивает другого человека нечаянно, без умысла, то и такое убийство тоже является грехом, потому что убивший виноват в своей неосторожности. 

Человек бывает виновен в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает, но помогает в этом кому-то другому. Например: 

1. Судья, специально осудивший невиновного человека. 

2. Человек, организовавший убийство или даже только посоветовавший кому-то убить другого. (Вспомните историю царя Давида).

3. Человек,  не остановивший готовящееся преступление или вовремя не вмешавшийся в происходящее у него на глазах.

4. Всякий, кто сокращает собственную жизнь, относясь небрежно к своему здоровью, имея дурные привычки вроде курения, неправильного питания, несоблюдения режима дня и другие. 

Вы наверное помните, что от Иисуса Христа люди узнали, что понимать заповеди, данные Моисеем, нужно глубже и совершеннее. Поэтому грешит против шестой заповеди тот, кто:

- на словах или в душе желает смерти другому человеку,

- ненавидит другого  человека,

- злится,

- заводит с другими ссоры и драки,

- огорчает других,

- использует свою силу против слабых, обижает младшего.

Как сказано в Новом Завете: «всякий, ненавидящий брата (ближнего) своего, есть человекоубийца» (1Ин.3:15).

Шестая заповедь запрещает нам также жестокое обращение с животными, причинение им смерти или мучений.

Кроме телесного убийства, есть еще более страшное убийство: это убийство духовное. Тот, кто соблазняет другого человека к порочным поступкам или неверию в Бога, подвергает его душу духовной смерти. Иисус Христос сказал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:6-7).

Чтобы избежать греха против шестой заповеди, необходимо: помогать ближним, утешать печальных, со всеми обходиться кротко и с любовью, мириться, если вдруг поссорился, прощать обиды, делать добро врагам, а также не подавать другим дурного примера ни словом, ни делом. 

Нельзя приравнивать к преступному убийству сражение на войне. Война есть великое зло, но, в то же время, война допускается Богом. Допускает ее Господь для исправления и вразумления народа, так же как допускает Он и эпидемии, и голод, и пожары, и другие несчастья. Поэтому убийство, совершенное солдатом на войне, не считается его личным грехом. Тем более, что каждый воин готов, по заповеди Христовой, «положить душу (отдать жизнь) свою за друзей своих», для защиты веры и Отечества. 

Среди воинов нам известны святые, прославленные чудесами.

Однако на войне могут быть и преступные убийства. Это когда, например, воин убивает пленного или сдающегося, поднявшего руки противника, допускает издевательства над людьми. 

Смертная казнь преступника тоже есть великое зло, но допустима в исключительных случаях, когда является единственным способом для того, чтобы остановить новые убийства и преступления. Но за правосудие произведенной казни отвечают перед Богом совершившие эту казнь правители. Смертная казнь для человека, вновь и вновь совершающего преступления, часто бывает единственным средством для покаяния. А без воли Божией и волос с головы человека не упадет.

Видеоматериалы: "Закон Божий. Благоверный князь Александр Невский"

Кто из людей попал первым в рай?

Благоразумный разбойник - один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом (по преданию по правую руку Спасителя).

Искренне раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа Иисуса Христа обещание «ныне же» пребывать с Ним в раю.

Прочитайте детям рассказ Александр Раскин. Как папа охотился на тигра

Когда папа был маленьким и учился в школе, он один раз охотился на тигра. Тигр тоже был маленьким. И хотя он не учился в школе, но жил на школьном дворе. Вот как всё это вышло.

Однажды весной, после уроков, маленький папа и его товарищ сидели на школьном дворе и грелись на солнышке. На солнышке было хорошо. Ребята разговаривали, как и все ребята на свете: сразу обо всём. Они говорили о футболе, о завтрашнем диктанте, о вчерашней драке, о кинофильме "Багдадский вор", о том, кто какое мороженое любит, и о том, кто поедет в пионерский лагерь, а кто будет скучать на даче с родителями. Пока все разговаривали, маленький папа читал какую-то книгу. Я уже не помню, что он читал. Наверно, Майн Рида или Эмара Густава. А может быть, Жюля Верна. И вот, когда все замолчали, маленький папа вдруг сказал:

- Эх, хорошо бы поохотиться на тигра.

Тогда все засмеялись. А Миша Горбунов, которого все звали Горбушка, громко закричал:

- Чур, со мной!

И тут все ребята закричали:

- Чур, со мной! Чур, со мной?

Потом кто-то из ребят крикнул:

- Чур, всем классом!

И все закричали:

- Чур, всем классом!

- А как на них охотятся? - спросил Миша Горбунов.

- Очень просто, - ответил маленький папа. - Садятся на слонов и едут в джунгли. Это такой тропический лес, очень густой. Там обезьяны, бананы, лианы...

- Диваны, сарафаны, митрофаны... - подхватил Горбушка. - Ты про тигра говори.

- Я про тигра и говорю. Тигр прячется в этих джунглях. Потом он выскакивает и бросается на слона. Тут в него стреляют. А слон хватает его хоботом, бросает на землю и топчет ногой. Вот, смотрите! Тут всё нарисовано.

Все ребята долго смотрели на картинку в книжке. Потом Горбушка сказал:

- Значит, так. Ты, ты, ты, ты и ты будете слонами. Я, он, он и он будем охотниками. Наш двор - это джунгли. А вместо ружья каждый охотник берёт палку. Взяли? Теперь сели на слонов и поехали. А вот и тигр. Смотрите, какой полосатый!

- Да это же котёнок, - сказал маленький папа.

- Молчи! Ты ничего не понимаешь! Слушать мою команду! Слоны, вперёд!

Маленький папа был охотником. Сидя на своём слоне, он видел, как полосатый котёнок с удивлением смотрел на слонов и охотников, он даже не пытался бежать, так он был ошеломлён. Но тут Горбушка скомандовал:

- Пли!

На котёнка обрушился град палок и камней. Маленький папа не удержался и тоже бросил свою палку, но он не попал. Котёнок испугался и бросился бежать. Но тут чей-то камень ударил его в голову. Он дёрнулся два раза и затих.

- Тигр убит! - крикнул Горбушка.

Но кто-то из ребят закричал:

- Котёнок-то умер!..

И все побежали смотреть на котёнка.

Он лежал маленький, тихий, полосатый. Лежал и не двигался. И вдруг маленький папа понял, что котёнок-то был живой. А стал мёртвый. Никогда он теперь не будет прыгать, бегать, играть с другими котятами, никогда он не будет большим, взрослым котом. Не будет ловить мышей, не будет мяукать на крыше. Ничего не будет. Наверно, он совсем не хотел играть в охоту на тигра. Но его ведь никто не спросил об этом. Ребята стояли около котёнка и молчали. Молчал даже Горбушка. Вдруг кто-то заплакал и закричал:

- Ой, мой котик, мой котик... - Это плакала маленькая девочка с большим голубым бантом.

Она подняла котёнка и унесла его в дом. А ребята разошлись, не глядя друг на друга.

С тех пор маленький папа никогда не обижал ни кошку, ни собаку, ни других животных. И ему до сих пор жалко того котёнка.

Вопросы к рассказу:

  1. Хотели ли ребята убивать котенка?
  2. Почему, как вы думаете, никто не стал спорить с Мишей?
  3. Почему ребята расходились, не глядя друг на друга?
  4. Какую заповедь нарушили ребята?
  5. Легко ли всегда соблюдать эту заповедь?

Творческое задание

Предложите каждому ребенку составить письменно на листе бумаги короткий рассказ о ситуации, когда его обидели. Потом смешайте все листки и дайте детям выбрать каждому по одному листочку. После этого пусть они дополнят чужой рассказ своими словами о том, как нужно, по их мнению, повести себя по отношению к обидчику. Зачитайте то, что получилось и обсудите вместе с детьми. Похвалите того, кто смог обойтись без мести и убийства словом.

Что еще можно почитать и посмотреть по данной теме:

Вера святых. Шестая заповедь. 

Мультфильм «Вот так тигр»