Концепция развития воскресной школы

Юридический статус школы. Школа работает на общественных началах и существует как внутреннее структурное подразделение прихода храма Александра Невского совместно с Тульской городской казачьей общиной и Тульской воздушно-десантной дивизией. Школа не имеет обособленного юридического статуса.

Цели воскресной школы. Главной целью воскресной школы является воцерковление юношества.

Основная цель образовательного процесса в школе заключается в религиозно-нравственном образовании и воспитании обучающихся в духе верности Православному преданию и традициям Русской Православной Церкви. Обучение в воскресной школе является дополнительным к обучению в общеобразовательной школе. Воскресная школа не обеспечивает получение учащимися общего (начального, основного, среднего) образования. Помимо вероучительных предметов в школе преподаются специальные предметы, содержащие программу военно-патриотического образования и воспитания молодежи.

Основной воспитательной целью воскресной школы является воспитание подрастающего поколения в духе лучших традиций русского христолюбивого, добропобедного воинства.

Воскресная школа в своем развитии может вырасти в самостоятельное юридическое лицо, перерасти или войти в состав кадетского корпуса или духовного училища.

Реализация целей воскресной школы. Содержание образования определяется образовательными программами и учебными планами, которые самостоятельно разрабатываются и реализуются школой. Преподавание предметов происходит в виде теоретических и практических занятий в учебных классах в субботние и воскресные дни, в практических занятиях на природе, в спортзалах и стадионах. В Школьные каникулы проводятся показы видеофильмов, экскурсии, паломнические поездки, походы выходного дня. В летний период школа организует профильные военно-спортивные лагеря, многодневные туристические походы, воспитанники школы участвуют в Крестных ходах.

Организационная структура, порядок управления и финансирования воскресной школы. Организационно школа состоит из двух учебных возрастных групп, внутри которых идет подразделение на курсы обучения, а также на несколько самостоятельных кружков и факультативов.

Первая или младшая учебная группа включает в себя детей от 7 до 9 лет. В ней проходит подготовительное (огласительное) обучение детей.

Вторая или старшая (кадетская) учебная группа включает в себя ребят от 10 до 17 лет. В ней проходит основное (предметное) обучение детей.

Кроме того из воспитанников младшей и старшей группы производится набор в кружки по интересам.

Руководит воскресной школой директор, назначаемый настоятелем храма и подотчетный ему. В штат школы на постоянной основе или по совместительству входят: завуч по учебной части, завуч по воспитательной части, завхоз, преподаватели и воспитатели.

Учебный процесс, прием и отчисление из школы осуществляет директор школы совместно с Педагогическим советом. В Педагогический совет школы помимо штатных сотрудников входит настоятель храма и староста.

Финансирование школы осуществляется на отчисления от доходов прихода, добровольные пожертвования и взносы. Порядок оплаты должностных ставок и почасовой нагрузки определяет Педагогический совет школы.

Младшая (огласительная) группа

1. Возрастной состав группы 7-9 лет.

2. Обучение в группе 2 года.

3. Численность каждого курса 10-15 человек.

4. Обучение по программе «Бог и мир».

Обоснование программы

Данная программа основывается на возрастной особенности детей 7-9 лет, стремлению к подражанию, к максимально полному проживанию событий. Любое слово, сказанное старшими, воспринимается ребятами на веру. Они, как чистый лист бумаги, и что в этом возрасте будет заложено в их души, останется на многие годы. Поэтому надо учесть, что в этот период детям просто необходимы героические образы подражания, потенциальные объекты их живой любви. Если правильно построить программу, то можно поистине «зажечь» ребят подвигом святости, привить такую меру благоговения, которая не иссякнет с годами.

При составлении программы надо учесть, что дети уже обучаются в начальной школе, поэтому нельзя перегружать их объемом информации, а также ставить себе целью дать какую-либо целостную картину мировидения. Будет достаточно заложить у них интерес к Церкви, к Священному Писанию, а также дать опорные понятия о Боге и мире. Но самой главной является задача научить их христианской жизни, т. е. жить по благодати Божьей.

Методами обучения должны стать рассказ учителя, беседы с ребятами, рассказы ребят о прочитанном и узнанном, практические поделки ребят. Не стоит давать ребятам больших заданий на дом, вводить систему оценок и зачетов. Обучение целесообразно проводить в виде игры. Системой поощрения могут быть подарки, благодарственные письма родителям. Дети, которые хорошо освоили программу и имеют способности к обучению, по истечении одного года переводятся по их желанию и по желанию родителей в старшую группу. Те, кто не полностью освоил материал программы или  посещал мало занятий, могут пройти еще один год обучения.

Занятия по программе «Бог и мир» проводятся один раз в неделю 2 или 3 часа по следующим предметам:

1. Чтение Священного Писания (60 часов).

2. Церковный календарный год (60 часов).

3. Праздничное рукоделие (30 часов).

1. Чтение Священного Писания предполагает живой с диалогом рассказ учителя об основных событиях Ветхого и Нового Завета. Среди основных событий Ветхого Завета нужно выделить: сотворение мира и человека; история изгнания Адама и Евы из рая; строительство Ноем ковчега и всемирный потоп; Вавилонская башня и разделение народов; история первых патриархов; история Моисея и Синайского законодательства; история Давида и написание Псалтири; строительство Иерусалимского храма; история ветхозаветных пророков: Илии, Исайи, Даниила; пророчества о Миссии.

Из Нового Завета необходимо составить последовательный рассказ о земной жизни Иисуса Христа от его рождества до вознесения на небо, где должны быть выделены все евангельские события, связанные с праздниками, установленными в честь Иисуса Христа, а также рассказать о рождении Церкви (праздник Троицы) и о Втором Пришествии Иисуса Христа. Ребятам также нужно рассказать некоторые притчи из Евангелия.

Итогом обучения по предмету «Чтение Священного Писания» может стать способность ребят составить самостоятельный устный или письменный рассказ о каком-либо событии из Священной Истории.

2. Предмет «Церковный календарный год» предполагает изучение основных праздников Православной Церкви, молитв и семи таинств Церкви. Причем программу надо построить таким образом, чтобы в первый год обучения шло параллельно изучение праздников от начала церковного года до лета, а во второй год обучения церковных праздников в летний период, а также изучение основных православных молитв и церковных таинств. Изучение предмета «Церковный календарный год» поможет ребятам войти в жизнь Церкви, узнать житие некоторых святых.

Итогом обучения по предмету должно стать знание ребятами двунадесятых праздников, основных христианских молитв и семи церковных таинств.

3. Предмет «Праздничное рукоделие» должен внести оживление в изучение программы «Бог и мир». На уроках и дома предполагается руками ребят делать праздничные поделки и кулинарные блюда к главным христианским праздникам Рождество и Пасха, а также к важным общенародным праздникам, например: годовщине Куликовской битвы, Дню Победы и т.д.

3. Старшая (кадетская) группа

1. Возрастной состав группы 10-17 лет.

2. Обучение в группе 4 года.

3. Численность каждого курса по 15-20 человек.

4. Обучение по программе «Православный воин».

Обоснование программы

Данная программа помимо церковных предметов включает ряд дисциплин, связанных с военно-патриотическим воспитанием. Поэтому преимущество при наборе в группы отдается мальчикам. Девочки, принятые в воскресную школу, по ряду предметов должны воспитываться и обучаться по специальной программе.

По возрастному составу - это школьники среднего и старшего возраста. Лучше всего начинать работу с ребятами 11-13 лет, тогда к окончанию средней и основной школы они закончат обучение в воскресной школе и это поможет им в дальнейшем выборе профессии. Работа по программе «Православный воин» обычно начинается с ребятами среднего возраста 5-7 классы (10-12 лет). Это возраст усвоения понятий, решения задач. У ребенка появляется возможность не только проживать церковные и исторические события, но и понимать их более полно, т.е. устанавливать множественные причинно-следственные связи. Поэтому преподавание предметов для данной возрастной категории должно быть интеллектуально нагружено, но при этом нельзя скатываться к формальному заучиванию и зазубриванию. Занятия должны проводиться преимущественно в форме диалога и игры. Данной формой обучения желательно заниматься первые два года, при этом педагог воскресной школы непременно должен быть хорошо знаком со школьной программой и интересоваться, что дети сейчас проходят. Надо помнить, что дело воскресной школы – не исправлять учителей общеобразовательной школы, но дополнять их, а главное научить ребят различать: где добро, а где зло. Очень важно привить ребятам понятие греха и научить готовиться к исповеди. Это, пожалуй, самое важное в духовной жизни отрочества.

Необходимо помнить, что у ребят в этом возрасте еще не сформировалось сознательное отношение к жизни и учебе, поэтому, сразу же на занятиях необходимо вводить единую дисциплину и требования к учащимся. Формой поощрения или проверки знаний должна стать система зачетов и годовых экзаменов по отдельным предметам. Учащиеся, не сдавшие зачеты и экзамены, могут быть оставлены на повторный год обучения. К воспитанникам воскресной школы, систематически не посещающим занятия, а также за проступки порочащие звание «Православного воина», может быть применена такая мера наказания, как исключение из воскресной школы.

Уже с начала обучения в воскресной школе нужно организовать «внешнее» служение, где к трудам физическим можно прибавить и труды миссионерские.

Возрастной ценз ребят, обучающихся последующие два года по данной программе, подходит к критическому возрасту 13-15 лет. Это возраст приближающейся катастрофы, времени душевных землятресений, бурь и сломов. Для ребят ориентиром в жизни может быть уже не Церковь, а компания. Почему это происходит? Дело в том, что к пятнадцатилетнему возрасту у детей появляется потребность к самостоятельности, поиску идеала подражания, они наиболее подвержены соблазнам мира сего. Если ребенок перешел этот рубеж, будучи уже несколько лет в стенах воскресной школы или в воцерковленной семье, то он воспримет идеалы добра, красоты и справедливости, если же он пришел в воскресную школу в критическом возрасте и на его идеалы уже повлияла «улица», то здесь предстоит большая и осторожная работа по воцерковлению данного подростка.

Главное в педагогике этого периода ничего не сломать, не устраивать разбирательств и обсуждений личности подростка, его меняющихся представлений и чувств. Всякое давление со стороны противопоказано. Время учительствования заканчивается, теперь возможна только педагогика сотрудничества – общее дело.

Учитывая, что этот возраст в основном придется на третий и четвертый год обучения по данной программе, то нужно применять новую методику преподавания. Занятие можно уже проводить в форме лекции с тщательным конспектированием материала, требования к знаниям должны быть более жесткие. К концу обучения нужно провести экзамены по основным предметам обучения и выдать ребятам удостоверения об окончании программы «Православный воин».

Среди воспитанников воскресной школы могут быть ребята 16-17 лет, которые стоят на пороге окончания средней школы или среднего специального учреждения. Перед ними стоит выбор не только специальности, но и жизненной позиции. Для них воскресная школа – это поток новой информации, она может дать ответы на многие вопросы, которые задает современная жизнь, поставить их на путь жизни и отвести от опасной пагубы. Возможно, что ребята старших возрастов не пройдут полного курса обучения. Для них важно не полное усвоение программы, а вхождение в храм, начало новой жизни в вере. Старших ребят можно использовать как помощников преподавателей и воспитателей во время учебного процесса, а также в профильных лагерях и туристических походах.

Занятия по программе «Православный воин» проводятся в учебном классе (теоретические) и на местности (практические). Предполагается один день в неделю проводить четырехчасовые занятия в учебном классе и два дня в неделю по два часа в спортзале или на природе.

Предполагается преподавание следующих предметов:

1. Закон Божий (120 часов).

2. Житие покровителей православного воинства (30 часов).

3. Молитвослов православного воина, песни русской армии и казачества (30 часов).

4. Основы православного воспитания (30 часов).

По материалам: http://www.svt-alexander-tula.prihod.ru/schoolcategory/view/id/13353