Статья "Организация внеклассной работы"

Молодежь необходимо чем-то занимать. Мы бы даже сказали "загружать". Если мы не дадим возможности для полезной реализации огромной энергии, буквально кипящей внутри молодого человека, в стенах Церкви, то он найдет себе другое место для излияния ее. Одной из основных причин ухода подростков из воскресных школ, как нам кажется, является невозможность самореализации в Церкви, "мертвость" окружающей их церковной жизни. Как это не удивительно, но ребята ХОТЯТ что-то делать, они с радостью берутся за любую работу, зачастую даже самую грязную. Единственное, что они требуют в плату за свой труд - уверенность, что их труд нужен. Любопытно, что казалось бы самые "хулиганистые" ребята и девчата спокойно начинают трудиться и делать то, что вне церкви их заставить никто не мог, и в тоже время самые покладистые, "воцерковленные" быстро остывают, угасают - почувствовав, что их труд никто не поддерживает, и он никому не нужен. Как любит выражаться небезызвестный диакон о. Андрей Кураев: "Число молодежи в наших храмах равно числу алтарников". Т.е. сколько ребят успеешь занять ДЕЛОМ, столько их в храме и останется.

Здесь мы хотели бы помочь организаторам детского и молодежного служения в определении "фронта работ" :)  для их деток. Сразу хотелось бы оговориться о том, что не все примеры служения, "загружения" молодежи используем мы в своей работе. Многие мероприятия, идеи взяты нами для сегодняшнего обзора в результате общения, обмена опытом с другими служителями Церкви. Естественно, мы их выкладываем не в качестве безоговорочного образца для действий, а лишь как "копилку идей", чтобы Вам "не изобретать велосипед" - итак времени на все не хватает :)

Каждую идею советуем тщательно рассмотреть исходя из местных условий, продумать все этапы ее реализации, убедиться в ее нужности для вас, попытаться попрогнозировать, насколько хватит Ваших сил, сколько времени своего служения Вы готовы пожертвовать для нее, даст ли церковное начальство благословение на этот труд, кто будет вас молитвенно поддерживать и прочее, прочее, прочее...

Итак, после небольшого вступления, предлагаем Вам следующее:

1. Служение в храме.  

  • Пономарство. Не трудно организовать небольшие курсы для обучения ребят пономарскому делу. Тут тебе и изучение Устава, и приобретение практических навыков чтения по-церковнославянски и т.д. Основным минусом является то, что число пономарей ограничено - кадило три человека раздувать не будут. Возможно, найти выход для маленьких детей - они могут дружно, стройными колоннами выносить свечи на Вход. Так, например, в г.Казани, в церкви св. Варвары на Вход из алтаря выходит до 12-ти мальчиков!
  • Церковный чтец. Плюсы да и минусы те же.
  • Церковный певец. Огромный плюс в том, что хор, при наличии должных специалистов, может задействовать большое число деток. Разросшиеся хоры могут делиться по половым признакам, по возрастным группам, по сложности репертуара, по предназначению (например, литургии, молебны, крестные ходы и пр.)
  • Церковнослужитель. Помощь в уборке храма, присмотр за подсвечниками и пр. Основная проблема - убедить бабушек сдать свои "обжитые" позиции.
  • Привратник. Охрана, поддержание порядка в храме. В случае необходимости, помочь людям, впервые попавшим в храм, поставить свечу, найти "нужную" икону, правильно написать записку и т.д. Для таких ребят Вам придется проводить специальные курсы по правилам поведения в храме, по основам веры, житиям святых, истории икон Божией Матери и пр. Рекомендуют их как-то выделить из общей массы: особой частью одежды, повязкой, платком, значком или табличкой на груди ("бейджик"). Это необходимо не только для их скорейшего "обнаружения", но также и для защиты их самих от "бабушек". Помимо всего прочего, ценно то, что мы можем задействовать большое число участников, т.к. в смене может быть одновременно до трех ребят, а дежурить они могут по несколько часов как в воскресные дни, так и в будни.
  • Подсобник на стройке. Не секрет, что в основном мы занимаемся восстановлением, строительством или ремонтом храмов, поэтому неквалифицированный труд нам будет весьма полезен. А деткам интересно! У нас, к примеру, им очень нравилось кидать и складывать кирпичи - явка была почти 100 процентная :) Одно необходимо учитывать, впрочем, как и при всех работах - Вы должны быть у них на виду, желательно, чтобы Вы работали с ними. Шутите с ними, поддерживайте в них боевое настроение. Не давите на них - они Вам ничем не обязаны. Чувствуйте определенную грань - как только они себя ощутят "рабами на плантации" - всё!!! - Вы их потеряете, м.б. и навсегда. После непродолжительной работы напоите их чаем, Сами будьте с ними до последнего, если есть еще силы, поиграйте.
  • Подготовка храма к Рождеству и Пасхе, храмовому празднику. Воистину общецерковное мероприятие! Мытье стен храма и воскресной школы, чистка подсвечников, паникадил и т.п. Детки с удовольствием работают допоздна, главное не переборщить, а то их больше родители не пустят!
  • Детские Богослужения. Насколько нам известно, у московских католиков пользуются огромной популярностью "детские мессы". Особенность этих служб в том, что все действия - пение, чтение, пономарство, помощь в храме и даже диаконские возгласы - совершают дети. На службе - дети и священник! До диаконских возгласов нам еще далеко, но все остальное реально. Мы такие службы обычно совершаем на Пасху - детское Богослужение, затем детский крестный ход, праздничная трапеза, можно, до кучи, впихнуть и утренник (лучше потом, в другой день), а в конце - прогулки по городу!

2. Социальное служение.

  • Организация праздничных выступлений в детдомах, школах-интернатах, домах престарелых и пр.
  • Обход домов и поздравление на дому детей-инвалидов. Собираете данные по близлежащим домам, обзваниваете и узнаете у родителей, согласны ли они вас принять. После этого, от трех до шести-семи ребят приходят в праздничных костюмах и поют колядки, рассказывают о празднике и т.д. С собой приносите небольшой вертеп (или, например, компактный фланелеграф), подготовьте сценку, изучите и сыграйте с ним в какую-нибудь игру. Замечательно, если ребята сами, своими руками приготовят подарки (но не забудьте взять и церковный "рождественский подарок" ;))
  • Организуйте вязание теплых вещей для детей сирот. Пусть дети сами участвуют в передаче этих вещей в детдома или дома ребенка. Только, не забудьте заранее связаться с конкретным детским учреждением и выяснить, в чем нуждаются именно эти дети, иначе может возникнуть такая ситуация, что результаты вашего труда будут невостребованы должным образом.
  • Организуйте посещение лежачих больных. Придите, хотя бы раз в три недели, сделайте уборку в квартире, помогите в соблюдении простых норм гигиены и т.д. Такая работа замечательно ведется в Минске братством студентов-медиков в честь свт. Николая Чудотворца. Ребята начинают участвовать в работе братства еще со школы, затем многие продолжают сотрудничество и во время обучения в медицинских училищах, колледжах, институтах, и даже став зрелым врачом. О них  у нас сложилось очень хорошее, милое впечатление, хотя нам удалось встретиться с ними только один раз.
    Небольшое напоминание: помните "невозможно объять необъятное" - не пытайтесь охватить сразу и всех. Вас на всех, скорее всего, не хватит. Попытайтесь, поначалу, помочь хотя бы нескольким людям - и только потом, разузнав свои силы и приобретя определенный опыт, расширяйте свое служение.
  • Создайте церковную "канцелярию", где учащиеся старших курсов ВУЗов могут однажды изучить и, в дальнейшем при необходимости, помогать инвалидам узнать о всех льготах, на которые они имеют законное право. Учащиеся помоложе могут просто сопровождать человека с ограниченными возможностями (глухого, слепого и пр.) при походе его в госучреждение, где сопровождающий помогает больному правильно выразить свои нужды и просьбы, а также аккуратно заполнить соответствующие бланки или заявления.

3. Миссионерское служение.

4. Помощь в воскресной школе.

  • Помощник преподавателя. Если уроки в Вашей воскресной школе проходят не в строгой академической форме преподавания, и Вы используете наглядные пособия, разучиваете песни, играете с детьми, то Вам просто необходим будет помощник. Вы изучаете песню - он подыгрывает Вам на музыкальном инструменте. Ведете детей пить чай - он, заранее собрав стол, ждет вас в трапезной и помогает напоить детей. Собираете поделку - он вместе с Вами проходит по рядам и помогает (если необходимо!) детям. Также в его обязанности входят: приготовление наглядных пособий, помощь Вам в объяснении материала, разыгрывание с Вами каких-либо диалогов, сценок по теме урока, помощь в опросе и прочее, прочее, прочее.
    Обычно, поднатаскав его, Вы, в ближайшем будущем, можете предоставить ему отдельную группу, соответственно дав ему нового помощника... Таким образом, Вы спокойно и без особого "напряга", готовите новые преподавательские кадры в воскресную школу. Также Вы можете испытывать новых кандидатов на должность преподавателя - поработайте с ними несколько занятий и Вам многое в них станет ясно. Возраст кандидатов в помощники - от 16-ти и старше. Впрочем, для организации чаепитий дошкольников, Вы можете использовать и более младших подростков.
  • Помощник библиотекаря. Оформление, выдача, ремонт книг, видео- и аудио- кассет.
  • Художник-оформитель. Изготовление наглядных пособий, оформление стендов, декораций для праздников, выпуск стенгазет и пр.

5. Разное.

  • Ухаживание за могилами одиноких священников, монашествующих или просто благочестивых мирян, оставивших след в жизни вашей епархии или прихода. Если кладбище в вашем селении одно, то можно организовать небольшую "вылазку" на могилки родственников ребят, и навести там порядок.

Просим Вас присылать свои идеи, делиться своим опытом, высказывать свою точку зрения.

По материалам: http://pedagog.eparhia.ru