Опыт дистанционного преподавания в воскресной школе при храме св. царя Николая в Аннино

Проведение дистанционных занятий мы организовали в апреле 2020 года в разгар пандемии. Педсоветом было принято решение возобновить встречи с учениками онлайн. Тогда основная цель была не столько образовательная, а сколько развивающая с эмоциональной и психологической поддержкой. Мы понимали, что дети выпали из привычного хода жизни, впереди тревога и неизвестность. И поэтому решили собирать их на небольшое время дистанционно, чтоб они увидели своих храмовых друзей, могли пообщаться с ними и педагогом на интересные темы.

Все весенние занятия не были посвящены учебным темам. Учащиеся слушали аудио рассказы, обсуждали небольшие отрывки и фильмы – такие как, фильм «Щенок», рассказы Владимира Одоевского и других. Занятия проводились по всем дисциплинам нашей Воскресной школы. Были онлайн занятия по творчеству и по хоровому пению. При этом мы ушли от программы, основная цель наших встреч – это общение на интересные темы и совместное делание.

В октябре Нового учебного года, после нескольких очных занятий, в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации, мы возобновили занятия онлайн.

Особенности дистанционной формы обучения в Воскресной школе

  1. При переходе на дистанционное обучение обязательно проведение Родительского собрания. На собрании необходимо рассказать родителям, как будут проводиться занятия, максимально конкретно объяснить, какая роль и участие требуется от них.
  • обсудить и утвердить расписание занятий ВШ. Оно может быть не таким, как в очном режиме ВШ. Занятия могут проходить вечером.
  • выбрать платформу для встреч. Основные популярные платформы – это Зум и Скайп. Определившесь с платформой, необходимо провести разъяснения по особенностям работы и заранее установить ее и добавить детей в созданную группу (если это Скайп).
  • Родители и дети должны четко понимать, когда и как подключаться к занятиям. Мы выбрали Скайп, потому что у нас есть постоянная группа «Воскресная школа», где мы всегда встречаемся. Это технически просто, нет зависимости от ссылок и технических сбоев по включению в конференцию. Мы не ограничены по времени (как в зуме). Скайп более безопасен и надежен (нет вероятности взлома конференции и попадания туда посторонних людей, как не раз наблюдалось в школах, использующих зум). Наши группы небольшие, максимум по 7-12 человек и этого вполне достаточно для бесперебойной работы по Скайпу. В Скайпе есть демонстрация экрана и чат.
  • Попросить родителей, по возможности, для занятий использовать компьютер, ноутбук или планшет. Телефон менее предпочтителен. Во время уроков всегда включена презентация, и важно, чтоб ребенок имел возможность просматривать ее на хорошем экране, чтоб можно было прочитать текст, разглядеть картинку или посмотреть небольшое видео.
  • Порекомендовать родителям настроить камеру ребенку и держать ее включенной на занятии, тогда есть возможность отслеживать вовлеченность ребенка в урок и обращаться к нему в обсуждениях. Звук при этом можно держать выключенным, включая его только по просьбе педагога.
  • Создать родительскую группу в вотсапе для ссылок, общих информационных целей и оперативного реагирования на возможные сбои и возникающие вопросы.
  • Не требовать от родителей обязательного посещения ребенком онлайн занятий. С пониманием относиться к тому, что сейчас практически все уроки обязательного и дополнительного образования переведены на дистант, и не все родители согласны, чтоб их ребенок проводил так много времени за гаджетом.
  1. При подготовке к занятию, необходимо прежде всего понимать, что сегодня дети перегружены тем учебным материалом, который им дает школа. Поэтому не надо ставить чисто учебные цели и задачи: освоение материала, закрепление, проверка и т.д. Цели уроков в воскресной школе не просто образовательные.

Цели дистанционного урока в воскресной школе:

- познание

- рассуждение, активизация интереса к обсуждаемым понятиям

- расширение знаний и формирование духовного и нравственного становления личности.

- встреча и общий разговор с единомышленниками

  • дистанционный урок не похож на обычный урок. Это надо учитывать при подготовке к занятию. Такое занятие требует максимальной подготовки заранее, потому что в дистанционном уроке сложней поменять сценарий урока, как в обычном очном. Поэтому составляется подробный план урока.
  • Современные дети имеют клипповое мышление. Им сложно удерживать внимание перед экраном, ориентируясь только на голос учителя. Поэтому необходима обязательная презентация с выведением на экран основных понятий, цитат и важных мыслей. Например, в PowerPoint. Кроме этого, рассказ учителя важно сопровождать фото- и видео иллюстрациями. На каждый тезис- картинка, основная мысль выводится фразой на экран.
  • На дистанционном уроке необходимо чередование видов деятельности – слушание, работа с текстом или картинкой, «мозговой штурм», творческие задания и т.д.
  • Отсутствие тетрадей и записей, только живое общение и диалог
  • Домашнее задание выполняется только по желанию.

Проведение дистанционных уроков на основе УМК диакона Ильи Кокина

По пособиям диакона Ильи Кокина мы занимаемся третий год. По методическим рекомендациям Пособия наши группы поделены на три возрастные ступени, каждая из которых занимается по его учебным материалам.Расскажу о своем опыте использования учебных пособий диакона Ильи. В этом году дистанционные уроки я готовлю на основе новой расширенной учебной программы УМК Приходская школа «под ключ». Я веду занятия в 3-й возрастной группе (9-12 лет) по предмету «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа / Церковнославянский язык».

  • Каждый урок составляется в программе Power Point с отдельным сценарием хода урока для учителя. Урок очень легко составляется, потому что каждый урок вместе с учебными материалами очень подробно представлен в Методическом пособии. Иллюстрирующий материал я использую из «диска с иллюстрациями» к курсу. Кроме этого, на уроках используются учебные и справочные видеоматериалы, рекомендованные учебной программой УМК Приходская школа «под ключ». Это отрывки видео от телеканала «Союз», студии «Благословенный Кавказ», видео уроки прот. Константина Пархоменко и другие.
  • По новой методической программе в этом году мы включили изучение церковнославянского языка в дистанционные занятия. Введение в предмет начиналось с историко-культурологического экскурса. Мы узнали о значении письменности в Древней Руси, познакомились с берестяными грамотами через творчество Евгения Гришковца и его спектакля «Прощание с Бумагой».
  • На уроках церковнославянского упор делается на практическое освоение, поэтому по большей части они проходят в форме практикума. Главная цель – чтение с пониманием. Для примера «знакомости/незнакомости» церковнославянского языка мы читали отрывок из знаменитого стихотворения Льюиса Кэрролла «Бармаглот». Ребята предлагали свои переводы и обсуждали, как мы можем понять такой текст. И уже на первом занятии мы пробовали читать слова на церковнославянском языке.
  • Помимо изучения языка методическое пособие предлагает задуматься и обсудить такой аспект – как важность слова и нравственная чистота его употребления. В приложении имеются видеоматериалы на эту тему. Например, с большим интересом ребята прослушали песню-притчу Светланы Копыловой «Писатель и вор» и обсудили ее.
  • Кроме этого, при знакомстве с церковными праздниками, мы изучили такие понятия как церковный календарь и богослужебные круги. В конце занятия ребята сами сделали вывод, что у каждого есть свои круги – годовые, недельные и суточные, и важно, чтоб и у них в этой последовательности присутствовала память о Боге и общение с Ним.

Заключение

Для меня переход на дистанционный формат обучения прошел максимально легко именно благодаря новой расширенной учебной программе УМК Приходская школа «под ключ». Это находка для педагога воскресной школы. Все занятия очень подробно расписаны и логично и просто переводятся в онлайн формат. Есть все необходимые материалы для составления презентации. При этом сохраняется многообразность всех учебных видов деятельности на занятиях. Мы проводили учебный эксперимент, читали тексты и стихи, изучали картины, смотрели видео, слушали песни, обсуждали и играли. Все это в полной мере предлагает пособие. И современным детям предложенный материал очень интересен, и они с удовольствием участвуют в занятиях. Занятия в воскресной школе теряют схоластичность и теоретичность прошлых десятилетий и становятся живыми и приближенными к той действительности, в которой растут современные дети.

Выражаю авторам благодарность и пожелание дальнейших успехов!