Статья "Как подготовиться к уроку в воскресной школе?"

Эта статья адресована всем, кто приступает к благодатному делу преподавания в воскресной школе, без учета того, является ли читатель основателем школы или приступает к труду в уже довольно развитом духовно-образовательном заведении. Мы не будем касаться здесь общешкольных организационных моментов, то есть не будем рассматривать вопросы от том, где, например, изыскать средства для приобретения подарков для детей на рождественский или пасхальный утренники. Информацию об этом мы разместим в других специализированных статьях. Сейчас же мы рассмотрим сам педагогический процесс. Говоря о воскресной школе, мы имеем ввиду прежде всего православную воскресную школу, однако справедливо следует признать наличие богатейшего опыта в этой сфере у разного рода протестантских общин. Этот опыт будет рассмотрен и с рассуждением использован.

Итак, чем отличается воскресная школа от общеобразовательной? Само ее название говорит о том, что бывает она, как правило (но не обязательно), однажды в неделю и, как правило, в воскресенье. Следовательно, говорить о строгом исполнении каких-либо планов и программ, а тем более, об усвоении значительных объемов информации не приходится. Впрочем при всем разнообразии методик и программ в основе своей каждая православная воскресная школа должна руководствоваться нормативными документами Русской Православной Церкви.

Очень важным принципом для организации занятий является истина, характерная прежде всего для отношений между Богом и человеком: Бог не навязывает Себя человеку, а предлагает. Так и мы пришедшим к нам на занятие детям должны не навязывать знание о Боге, а предлагать его. Следовательно, решительность и настойчивость в учебном процессе воскресной школы должна сочетаться с ненавязчивостью материала и способов его подачи.

Широко распространенной является дискуссия о том, стоит ли задавать домашнее задание учащимся воскресной школы. С одной стороны, дети за всю неделю устают от распорядка обычной школы, а значит воскресная школа должна обеспечить им некую разрядку, которая достигается в том числе, непринужденным стилем преподавания и отсутствием домашнего задания. С другой стороны, отказываясь от домашней работы, мы теряем важное средство, способствующее закреплению пройденного материала. Вескими представляются аргументы и той, и другой стороны.Далее мы предложим читателю один из возможных вариантов, который, на наш взгляд, при формальном отстутствии домашнего задания для учащихся воскресной школы, все же позволяет его задавать и тем самым закреплять пройденный материал. Существуют, и слава Богу в ассортименте, детские православные журналы. Для Беларуси примером такого издания может стать детский православный журнал "Колыбель". Смысл этих изданий при разнообразии форм одинаков: знание о Боге подается не только через краткие статьи, но и через кроссворды, ребусы, раскраски, настольные игры, пентамино и т.п. Причем издание может и не иметь периодического характера. Благодаря этому решению при отсутствии формального домашнего задания знание о Боге прививается ребенку через прочтение им кратких статей и решение разнообразных заданий. Это один из возможных вариантов решения вопроса о домашнем задании, который, конечно, имеет не только плюсы. Во-первых, ежемесячный журнал нужно ежемесячно закупать в количестве экземпляров соответственно числу учащихся, что требует изыскания определенных средств. Сумма возрастает, если издание не периодическое, так как в этом случае экземпляр более дорогостоящий. И далеко не всегда вопрос финансов можно решать путем сборов из родительских кошельков. На наш взгляд, здесь требуется поиск более менее постоянного спонсора. Однако, дело представляется стоящим того. Вторая, если можно так сказать, трудность состоит в том, что при работе ребенка с журналом в процесс должны вовлекаться родители, что требует их минимальной осведомленности в вопросах веры. А это влечет за собой следующую важнейшую мысль.

Уроки в воскресной школе не должны да и не смогут взять на себя роль единственного источника знания о Боге. Образование в приходской школе должно идти бок о бок с родительским воспитанием в вере, и только в этом случае можно надеяться на плоды от этого труда. Часто родители отдают ребенка в воскресную школу как в исправительное учреждение, и тогда преподаватель только разводит руками, так как без родительской поддержки знание, данное при храме, остается бесплодным. Преподавателю стоит говорить об этом на родительских собраниях воскресной школы.

В качестве следующего полезного, на наш взгляд, замечания следует отметить необходимость очень развитого визуального компонента в педагогическом процессе воскресной школы. Просто устный рассказ преподавателя, например, о творении мира выглядит скудно по сравнению с этим же повествованием, сопровождаемым демонстрацией картинок с днями творения, использованием фланелевой доски, показом мультфильма о шестодневе (для ознакомления с этитми средствами визуального представления посетите на данном портале раздел Воскреска Материалы). Поиск или создание визуального материала, несомненно, значительно удлиняет время, потраченное на подготовку урока, но всякое богоугодное дело требует труда и терпения.

Еще одним важнейшим, по нашему мнению, атрибутом является по возможности частая смена деятельности, и в этом случае очень помогает наличие творческого задания в канве урока. Под творческим заданием подразумевается весь арсенал изобразительного искусства: рисование, лепка, коллаж, раскраска, оригами и др.

На прочих аспектах мы будем сосредотачиваться более детально в следующих статьях. В качестве результирующей мысли этой статьи хотелось бы отметить следующее: такое богоугодное и важнейшее дело, как преподавание в воскресной школе важно делать не только с благоговением, важно делать его хорошо. Для этого, с одной стороны, нужно инвестировать в это дело немало своего времени и труда, а с другой стороны, хотеть учиться на чужом опыте, проявляя одновременно и свое изобретательное мышление. Есть один ключ к тому, чтобы трудную и важную работу делать хорошо - ее надо полюбить. Для любимого дела не жалеют сил, сколь бы трудным оно ни было. Желаем всем решившимся нести детям (и не только детям) весть о Господе Иисусе Христе усердия и искренней любви к своему служению.                                             

По материалам: https://voskreska.org/voskresnaya-shkola/88-kak-podgotovitsya-k-uroku-v-...