Как научить детей молитве

Какие жизненные мотивы могут понудить ребенка к молитве?

*                трудные ситуации со сверстниками, родителями: заболевание, опасность

*                молитва педагога

*                изучение устройства храма, икон

*                учеба, спорт

*                случаи, когда помогла молитва

*                поиск друга, спутника жизни

*                страх темноты, одиночества и др.

*                желание спокойствия, мира, радости, силы духа

*                изучение молитвы святых

*                определение качества дела: доброе – плохое

*                неспокойство совести, смятение, «исповедь Богу»

*                ответственность (за результат молитвы)

*                необычные, пусть даже трудные, обстоятельства

*                начало и окончание дня

*                желание избавиться от греха

*                желание быть красивым, умным

*                семья

*                друзья

*                жизнь

*                Родина

*                память о почивших

*                участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях

*                именины, дни рождения

*                церковные и исторические праздники

*                природные катаклизмы

*                трудности в походах

*                участие в Архиерейском богослужении

*                подготовка к причастию

 

Как директор может способствовать научению детей молитве?

(Действия директора)

·                   Понимать научение молитве как главную задачу школы

·                   Подать список учащих и учащихся в алтарь

·                   Обеспечитьучастие детей и родителей в богослужениях

·                   Организовать «детскую» литургию

·                   Организовать исповедь для детей школы

·                   Организовать служение детей: певческое, пономарское, чтецов и др.

·                   Организовать паломничество (богомолье) или поездки с духовным наполнением – молитвой

·                   Молитвы всей школой: перед началом уроков, по особым случаям, при всяких обстоятельствах (трапеза, поездка, общешкольное мероприятие и пр.)

·                   Личная духовная жизнь директора

·                   Молиться самому о школе: духовнике, учителях и детях

·                   Настраивать на молитву учителей, детей и родителей

Работа с педагогами

·                   Контроль духовной жизни педагогов

·                   Провести педсовет о молитве

·                   Индивидуально беседовать с учителями

·                   Провести круглый стол «Как научить детей молиться?»

·                   Помочь проводить уроки с молитвой, провести урок о молитве

·                   Иметь в школе необходимую литературу: молитвословы для уроков

·                   Пригласить духовника на уроки, на педсовет

Работа с духовником

·                   Пригласить на уроки

·                   Просить провести общешкольную встречу

Работа с родителями

·                   Родительской собрание о молитве

·                   Беседа духовника с родителями «Как организовать домашнее молитвенное правило?» «Как подготовить детей к молитве?»

·                   Организовать регулярную общую молитву родителей о детях

·                   Организовать совместную молитву родителей и детей

 

Работа с библиотекой и лавкой

·                   Организовать выставку книг

·                   Рекомендовать список книг о молитве, о научении детей молитве, детскую, в т.ч. художественную литературу

·                   Рекомендовать иметь в продаже и библиотеке молитвословы и пр.

 

Материал для педсовета

Как учитель на уроке может учить детей молиться?

(Действия учителя)

Предоставить возможность детям и родителям участвовать в молитве на богослужениях

Научение молитве – задача каждого урока

Молитва на уроке

Личная молитва учителя

Призывать к молитве

Настраивать на молитву

Изучать педагогу лично и на уроке: Священное Писание, святые отцы и писатели о молитве

Молитва в житиях святых

Организовать беседу со священником

Организовать индивидуальную встречу каждого ребенка с духовником для определения личного молитвенного правила

Объяснять, для чего нужна молитва

Обратить внимание на то, что дает человеку молитва (состояние – мир, покой, радость; результаты (осторожно!))

Разговор о молитве в нашей жизни

Находить любой повод, побудить, вызвать желание, потребность к молитве. Для детей прежде всего – радостная молитва

Показать, что в молитве необходим труд

Рекомендовать правила молитвы (утро-вечер, до-после учения…)

Обсуждать трудности в молитве у детей (осторожно, не беря на себя обязанности духовника). Как их преодолевать?

Познакомить с видами молитвы, учить благодарить и славословить

Знакомить с различными молитвами

Молитва своими словами

Молитва как проявление нашей любви к Богу в ответ на любовь Божию

Изучение текстов

Заучивание наизусть, использование различных способов заучивания (пение)

Детское исследование о молитве

Обсуждение с родителями(беседа общая и индивидуальная, приглашение на открытый урок, обсуждение – как помочь ребенку исполнять молитвенные правила)

По материалам: http://uralprosvet.ru/metodika/