42. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»

Цель занятия:

поразмышлять над 21 стихом 7 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл анализируемого стиха
  • проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
  • подумать, как можно исполнять данную заповедь

Использованная литература:

  1. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  2. Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли в 12-ти томах. Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/ (дата обращения 20.09.2018).
  3. Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014.

Дополнительная литература:

  1. Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «О чём учил Христос?».
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/21 (дата обращения 10.01.2019).
  3. Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
  4. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».
  5. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).

Ключевые понятия:

Нагорная проповедь

Словарь урока:

  • Заповеди
  • Вера
  • Исповедание веры

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Достаточно ли человеку одной веры в Бога для спасения?
  2. Что значит «исповедовать» веру?
  3. Как можно воплощать в жизнь христианское учение?
  4. Нужно ли изучать закон Божий для исповедания веры?
  5. Вспомните, за что Иисус Христос часто критиковал фарисеев?
  6. Должен ли человек выставлять напоказ свои знания и добродетели?
  7. Чего же ждет Господь от человека кроме знания Закона Божьего?
  8. Где в Новом Завете говорится о необходимости совершения добрых дел?
  9. Чем являются добрые дела по отношению к вере человека?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Литературные источники:

  • Рассказ «Не торопись языком твоим…». Священник Петр Поляков. (скачать)

Видеоматериалы:

Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:

 

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).

Вопрос: Достаточно ли человеку одной веры в Бога для спасения?

Ответ: Вера в Бога – это не только уверенность в Его существовании, но и готовность исповедовать свою веру. Как сказал апостол Иаков: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Очень часто, чтобы ложно обосновать отказ от совершения добрых дел, люди ссылаются на такие цитаты из Библии. «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф.9:22). «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29). Из этих цитат видно, что Иисус Христос очень понятно объяснил женщине и двум слепым о том, что они получили не спасение души, не прощение грехов, а исцеление, благодаря вере.

Вопрос: Что значит «исповедовать» веру?

Ответ: Исповедовать христианскую веру – значит следовать, исполнять, воплощать в жизнь своими поступками учение Иисуса Христа. И только таким путем, через воплощение учения Иисуса Христа в жизнь, можно достичь своего спасения.

Вопрос: Как можно воплощать в жизнь христианское учение?

Ответ: В первую очередь, нужно стремиться исполнять заповеди Христовы: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин.2:4).

Вопрос: Нужно ли изучать закон Божий для исповедания веры?

Ответ: Конечно, нужно. Иначе как можно исполнять заповеди, которые плохо знаешь? Но и одного знания недостаточно. Часто, изучив закон, человек останавливается на этом, думая, что уже его исполнил: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его]» (Рим. 2:17-18).

Слово и дело

Махатма Ганди был известным политическим лидером Индии, он был вождем нации, у него был великий авторитет, сила его слова была очень большая. И одна женщина пришла с проблемой. У неё был ребенок девяти лет, сын, мальчик пристрастился есть исключительно сладкое.

К чему это ведет, если мальчик пристрастился к сладкому с раннего возраста? Мальчик, если не контролирует, не обуздывает свой язык, в будущем не сможет обуздать ни желудок, ни другие свои желания. Самоконтроль начинается с языка, это в Индии каждый знает.

И женщина обеспокоилась: «Мой сын ест одни сладости, больше ничего. Что из него будет дальше?» Она пыталась его как-то отучить, воспитывать – не слушает. Она не справляется с ним. И люди посоветовали: «А ты иди прямо к Махатме Ганди, у него приемный день, любой может прийти».

И она пришла к Махатме Ганди, и сказала: «Вот, у меня проблема, сын, девять лет, одно сладкое ест». «Ааа, понимаю», – Ганди посмотрел на неё, улыбнулся и сказал: «Приходите ко мне через неделю, я постараюсь помочь». Она ждала этого дня, неделя прошла, что-то там должно случиться.

Пришла с ребенком: «Мы были неделю назад насчет сладостей, ест ребенок...». «Помню, помню, помню... Ты ешь одно сладкое?» – спросил. И мальчик сказал: «Да». «Пожалуйста, не ешь так много сладкого!» И отпустил. И мальчик прекратил есть сладости.

Женщина подарки потом принесла, благодарила: «Ну, как же? Одно слово! Зачем же неделю ждать?» «А неделя понадобилась мне, чтобы самому отказаться от сладкого», – сказал Ганди. Вот тогда это слово стало сильным.

Вопрос: Вспомните, за что Иисус Христос часто критиковал фарисеев?

Ответ: Фарисеи и книжники были прекрасно знакомы с Законом Божиим, но исполняли его формально, да еще и хвалились своими познаниями.

Вопрос: Должен ли человек выставлять напоказ свои знания и добродетели?

Ответ: Из притчи о мытаре и фарисее (Лк.18:9-14) мы помним, что Господь учил людей следить только за своими поступками и пребывать в покаянии, а не в осуждении других.

«Не торопись языком твоим…»

Преподобный пустынник Памва Нитрийский всю жизнь свою старался исполнять слова псалмопевца Давида: «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешить мне языком моим, буду обуздывать уста мои» (Пс.38:2). Один из жизнеописателей этого пустынника отзывается о нем так: «Преподобный Памва в продолжение своей жизни говорил очень мало, но его жизнь есть назидательнейшее поучение для каждого; она весьма выразительно говорит всякому: будь осторожен в слове». Этот святой угодник Божий (он жил в IV веке), основательно изучивший Священное Писание, в начале своего иночества был совсем неграмотен; он пошел к одному из братий учиться. И вот однажды из уст своего учителя услышал выше приведенные слова 38-го псалма. Памва тотчас молча ушел в свою келью и перестал ходить к иноку. Через шесть месяцев учитель встретил Памву и спросил:

– Отчего ты не приходишь ко мне?

– Я еще не научился самым делом исполнять слова Давидовы: «Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим».

Только через девятнадцать лет этот старец осмелился сказать, что научился делом исполнять то, чему учит этот стих.

Когда преподобного Памву спрашивали о чем-либо из Священного Писания или из житейской мудрости, он никогда сразу не объявлял своего мнения, в безмолвии рассуждал сам с собой и часто говорил: «Не нахожу, что отвечать на этот вопрос». Редко через три дня, чаще через три недели, а иногда через три месяца он высказывал свое мнение. Но зато ответ его был всегда истинен и полезен. Все слушали старца и благодарили Бога.

Вопрос: Чего же ждет Господь от человека кроме знания Закона Божьего?

Ответ: Господь ждет его исполнения. Войдет в Царство Небесное только тот человек, который исполняет волю Отца Небесного, то есть на деле, а не на словах, совершает добрые поступки, и действиями своими (а не словами) доказывает исполнение Законов Божиих. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:14-17). То есть человек свою веру в Иисуса Христа и в Его учение должен подтверждать делами, воплощая в свою жизнь Заповеди Христовы. А не ограничиваться одними разговорами.

Вопрос: Где в Новом Завете говорится о необходимости совершения добрых дел?

Ответ: В послании Апостола Павла говорится о необходимости добрых дел. «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10).. В этом же послании конкретизируется, в чем должны они состоять: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2). То есть помощь ближним, как и раньше говорилось в притче о Страшном Суде (Мф.25:31-46), Господь ценит более всего остального.

Вопрос: Чем являются добрые дела по отношению к вере человека?

Ответ: Только через творение добрых дел  и исполняются заповеди Христовы. Через добрые дела проявляется и подтверждается вера человека в Бога. Об этом ясно сказал апостол Иаков: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26).