начального богословского образования
42. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»
Цель занятия:
поразмышлять над 21 стихом 7 главы Евангелия от Матфея
Задачи:
- понять смысл анализируемого стиха
- проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
- подумать, как можно исполнять данную заповедь
Использованная литература:
- Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
- Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли в 12-ти томах. Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/ (дата обращения 20.09.2018).
- Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014.
Дополнительная литература:
- Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «О чём учил Христос?».
- Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/21 (дата обращения 10.01.2019).
- Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
- Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».
- Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).
Ключевые понятия:
Нагорная проповедь
Словарь урока:
- Заповеди
- Вера
- Исповедание веры
Содержание занятия: (открыть)
Примерные вопросы для беседы:
- Достаточно ли человеку одной веры в Бога для спасения?
- Что значит «исповедовать» веру?
- Как можно воплощать в жизнь христианское учение?
- Нужно ли изучать закон Божий для исповедания веры?
- Вспомните, за что Иисус Христос часто критиковал фарисеев?
- Должен ли человек выставлять напоказ свои знания и добродетели?
- Чего же ждет Господь от человека кроме знания Закона Божьего?
- Где в Новом Завете говорится о необходимости совершения добрых дел?
- Чем являются добрые дела по отношению к вере человека?
Ход урока:
Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.
Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.
Литературные источники:
- Рассказ «Не торопись языком твоим…». Священник Петр Поляков. (скачать)
Видеоматериалы:
Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).
Вопрос: Достаточно ли человеку одной веры в Бога для спасения?
Ответ: Вера в Бога – это не только уверенность в Его существовании, но и готовность исповедовать свою веру. Как сказал апостол Иаков: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Очень часто, чтобы ложно обосновать отказ от совершения добрых дел, люди ссылаются на такие цитаты из Библии. «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф.9:22). «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29). Из этих цитат видно, что Иисус Христос очень понятно объяснил женщине и двум слепым о том, что они получили не спасение души, не прощение грехов, а исцеление, благодаря вере.
Вопрос: Что значит «исповедовать» веру?
Ответ: Исповедовать христианскую веру – значит следовать, исполнять, воплощать в жизнь своими поступками учение Иисуса Христа. И только таким путем, через воплощение учения Иисуса Христа в жизнь, можно достичь своего спасения.
Вопрос: Как можно воплощать в жизнь христианское учение?
Ответ: В первую очередь, нужно стремиться исполнять заповеди Христовы: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин.2:4).
Вопрос: Нужно ли изучать закон Божий для исповедания веры?
Ответ: Конечно, нужно. Иначе как можно исполнять заповеди, которые плохо знаешь? Но и одного знания недостаточно. Часто, изучив закон, человек останавливается на этом, думая, что уже его исполнил: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его]» (Рим. 2:17-18).
Слово и дело
Махатма Ганди был известным политическим лидером Индии, он был вождем нации, у него был великий авторитет, сила его слова была очень большая. И одна женщина пришла с проблемой. У неё был ребенок девяти лет, сын, мальчик пристрастился есть исключительно сладкое.
К чему это ведет, если мальчик пристрастился к сладкому с раннего возраста? Мальчик, если не контролирует, не обуздывает свой язык, в будущем не сможет обуздать ни желудок, ни другие свои желания. Самоконтроль начинается с языка, это в Индии каждый знает.
И женщина обеспокоилась: «Мой сын ест одни сладости, больше ничего. Что из него будет дальше?» Она пыталась его как-то отучить, воспитывать – не слушает. Она не справляется с ним. И люди посоветовали: «А ты иди прямо к Махатме Ганди, у него приемный день, любой может прийти».
И она пришла к Махатме Ганди, и сказала: «Вот, у меня проблема, сын, девять лет, одно сладкое ест». «Ааа, понимаю», – Ганди посмотрел на неё, улыбнулся и сказал: «Приходите ко мне через неделю, я постараюсь помочь». Она ждала этого дня, неделя прошла, что-то там должно случиться.
Пришла с ребенком: «Мы были неделю назад насчет сладостей, ест ребенок...». «Помню, помню, помню... Ты ешь одно сладкое?» – спросил. И мальчик сказал: «Да». «Пожалуйста, не ешь так много сладкого!» И отпустил. И мальчик прекратил есть сладости.
Женщина подарки потом принесла, благодарила: «Ну, как же? Одно слово! Зачем же неделю ждать?» «А неделя понадобилась мне, чтобы самому отказаться от сладкого», – сказал Ганди. Вот тогда это слово стало сильным.
Вопрос: Вспомните, за что Иисус Христос часто критиковал фарисеев?
Ответ: Фарисеи и книжники были прекрасно знакомы с Законом Божиим, но исполняли его формально, да еще и хвалились своими познаниями.
Вопрос: Должен ли человек выставлять напоказ свои знания и добродетели?
Ответ: Из притчи о мытаре и фарисее (Лк.18:9-14) мы помним, что Господь учил людей следить только за своими поступками и пребывать в покаянии, а не в осуждении других.
«Не торопись языком твоим…»
Преподобный пустынник Памва Нитрийский всю жизнь свою старался исполнять слова псалмопевца Давида: «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешить мне языком моим, буду обуздывать уста мои» (Пс.38:2). Один из жизнеописателей этого пустынника отзывается о нем так: «Преподобный Памва в продолжение своей жизни говорил очень мало, но его жизнь есть назидательнейшее поучение для каждого; она весьма выразительно говорит всякому: будь осторожен в слове». Этот святой угодник Божий (он жил в IV веке), основательно изучивший Священное Писание, в начале своего иночества был совсем неграмотен; он пошел к одному из братий учиться. И вот однажды из уст своего учителя услышал выше приведенные слова 38-го псалма. Памва тотчас молча ушел в свою келью и перестал ходить к иноку. Через шесть месяцев учитель встретил Памву и спросил:
– Отчего ты не приходишь ко мне?
– Я еще не научился самым делом исполнять слова Давидовы: «Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим».
Только через девятнадцать лет этот старец осмелился сказать, что научился делом исполнять то, чему учит этот стих.
Когда преподобного Памву спрашивали о чем-либо из Священного Писания или из житейской мудрости, он никогда сразу не объявлял своего мнения, в безмолвии рассуждал сам с собой и часто говорил: «Не нахожу, что отвечать на этот вопрос». Редко через три дня, чаще через три недели, а иногда через три месяца он высказывал свое мнение. Но зато ответ его был всегда истинен и полезен. Все слушали старца и благодарили Бога.
Вопрос: Чего же ждет Господь от человека кроме знания Закона Божьего?
Ответ: Господь ждет его исполнения. Войдет в Царство Небесное только тот человек, который исполняет волю Отца Небесного, то есть на деле, а не на словах, совершает добрые поступки, и действиями своими (а не словами) доказывает исполнение Законов Божиих. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:14-17). То есть человек свою веру в Иисуса Христа и в Его учение должен подтверждать делами, воплощая в свою жизнь Заповеди Христовы. А не ограничиваться одними разговорами.
Вопрос: Где в Новом Завете говорится о необходимости совершения добрых дел?
Ответ: В послании Апостола Павла говорится о необходимости добрых дел. «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10).. В этом же послании конкретизируется, в чем должны они состоять: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2). То есть помощь ближним, как и раньше говорилось в притче о Страшном Суде (Мф.25:31-46), Господь ценит более всего остального.
Вопрос: Чем являются добрые дела по отношению к вере человека?
Ответ: Только через творение добрых дел и исполняются заповеди Христовы. Через добрые дела проявляется и подтверждается вера человека в Бога. Об этом ясно сказал апостол Иаков: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26).