41. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»

Цель занятия:

поразмышлять над 12 стихом 7 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл анализируемых стихов
  • проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
  • подумать, как можно исполнять данную заповедь

Использованная литература:

  1. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  2. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).

Дополнительная литература:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/21 (дата обращения 10.01.2019).
  2. Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли в 12-ти томах. Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/ (дата обращения 20.09.2018).
  3. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».

Ключевые понятия:

  • Нагорная проповедь

Словарь урока:

  • Золотое правило нравственности
  • Воздаяние
  • Любовь к ближним

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. На что указывает первое слово «итак»?
  2. Итог по какому именно вопросу подводит Иисус Христос?
  3. Как учил Ветхий Завет относиться к людям?
  4. Какие уже известные вам поучения из Нагорной проповеди подытоживает 12-й стих?
  5. Что общего во всех этих новозаветных заповедях?
  6. В чем отличие между тем, как понимали заповедь о любви к ближнему ветхозаветные евреи, и тем, в каком виде ожидает ее исполнения Иисус Христос?
  7. Как же должен относиться к ближним христианин?
  8. Только ли в материальном плане должна выражаться забота христианина о ближнем?
  9. Должен ли христианин совершать добрые поступки именно для того, чтобы Господь ему за них воздал?
  10. Что означают слова «ибо в этом закон и пророки»?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Выполнение письменного задания

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Презентации:

  • Золотоевангельское правило (скачать)

Литературные источники:

  • Избранное из жития святых. Мансветов Г.И. (скачать)
  • «Сокровищница духовной мудрости». Подборка святоотеческих цитат об отношении к людям. (скачать)

Видеоматериалы:

Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:

 

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Вопрос: На что указывает первое слово «итак»?

Ответ: Слово «итак» говорит о том, что в последующих словах содержится вывод из всего сказанного ранее. То есть в 12 стихе Иисус Христос подводит определенный итог.

Вопрос: Итог по какому именно вопросу подводит Иисус Христос?

Ответ: Этой фразой Господь завершает свои поучения о том, как людям нужно относиться друг к другу.

Вопрос: Как учил Ветхий Завет относиться к людям?

Ответ: В Ветхом Завете подобная мысль была выражена словами «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18).

Вопрос: Какие уже известные вам поучения из Нагорной проповеди подытоживает 12-й стих?

Ответ: О любви к врагам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5:44-45). О необходимости прощать: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6:14). О милостивом суде: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:2).

Послания апостолов об отношении к людям

  • «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3)
  • «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» (Иак.5:16)
  • «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1Пет.3:8-9)
  • «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:21)
  • «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим.13:9)
  • «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим.15:2)
  • «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14)
  • «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф.4:25)
  • «И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1Ин.3:22)

Вопрос: Что общего во всех этих новозаветных заповедях?

Ответ: В них говорится о возвращении к человеку его же поступков, в чём и выражается закон Божьего воздаяния. Как будешь сам прощать, так простит Господь и тебя, как будешь судить, таким же судом и судим будешь и т.д.

Вопрос: В чем отличие между тем, как понимали заповедь о любви к ближнему ветхозаветные евреи, и тем, в каком виде ожидает ее исполнения Иисус Христос?

Ответ: Евреи под словом «ближний» не хотели понимать любого человека, а пытались слукавить, чтобы относиться по любви только к своим. А Христос учит, что ближним становится каждый, кто нуждается в помощи.

Вопрос: Как же должен относиться к ближним христианин?

Ответ: Нужно заботиться о ближних, совершая добрые дела и помогая им в жизни: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить. Причем надо заботиться так, как мы сами желали бы, чтобы заботились о нас, если бы мы оказались в таком или подобном положении.

Вопрос: Только ли в материальном плане должна выражаться забота христианина о ближнем?

Ответ: Забота о ближнем должна проявляться в просвещении разума ближнего светом знания и мудростью христианского учения. Просвещение людей словом Божьим и распространение этого слова также являются добрыми поступками, признанными в христианстве религиозным подвигом. Об этой ситуации, связанной с тем чтобы вывести ближнего из тьмы неведения, апостол Павел говорил так: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» (Рим.1:14).

Вопрос: Должен ли христианин совершать добрые поступки именно для того, чтобы Господь ему за них воздал?

Ответ: Нет, конечно. Христианин должен совершать их по любви, то есть бескорыстно: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» (Мф.6:3-4).

Вопрос: Что означают слова «ибо в этом закон и пророки»?

Ответ: Этими словами Иисус Христос напоминает нам, что мы не можем оправдывать отсутствие у себя добрых поступков тем, что не знали об их необходимости, так как и в Ветхом Завете главное, к чему призывал закон, была любовь к людям.

Святые отцы об отношении к людям

  • «Уважай образ Божий в каждом человеке. Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, которого он есть раб, и которого образ на себе носит. Достоин Христос, который кровь Свою за него излил» (свт. Тихон Задонский)
  • «Хочешь чтобы тебя любили человеки? Люби человеков. Хочешь чтобы тебе делали добро все без изъятия? Делай и ты добро всем без изъятия. Приятно было бы тебе если бы с тобою все обращались кротко и смиренно? Будь сам кроток и смирен и перед всеми» (свт. Филарет Московский)
  • «И тому, кого ты знаешь недобрым для тебя, сделай возможное для тебя добро» (свт. Филарет Московский)
  • «Истинную любовь имеет тот, кто и друга любит в Боге, и врага любит ради Бога» (свт. Григорий Двоеслов)
  • «Нельзя чтобы нас все любили, но нам всех любить очень можно» (свт. Филарет Московский)
  • «Люби грешников, но ненавидь дела их» (прп. Исаак Сирин)
  • «Употребляй все усилия чтобы никому не делать зла, но иметь чистое сердце ко всем человекам» (авва Пимен)
  • «Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем» (авва Моисей)
  • «Если не хочешь терпеть зла, то не желай и делать зла. За последним непременно последует первое. Ежели что сеет человек, то и пожнет» (свт. Тихон Задонский)
  • «Не ищи своей пользы со вредом для других. Не может человек вредить ближнему не вредя себе самому. Кто никому не делает ничего худого, то ничего не может опасаться. Кто причиняет вред или наносит обиду другому, тот не имеет мудрости. Злоба сама себе вредит» (свт. Иоанн Златоуст)
  • «Не довольно удерживаться от зла если не будешь делать и добро, мало того чтобы никому не вредить, а нужно ещё стараться быть полезным для многих» (св. Августин Блаженный)