39. «…Вынь прежде бревно из твоего глаза»

Цель занятия:

поразмышлять над 1-5 стихами 7 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл анализируемых стихов
  • проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
  • подумать, как можно исполнять данную заповедь

Использованная литература:

  1. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/21 (дата обращения 10.01.2019).
  3. Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
  4. Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли в 12-ти томах. Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/ (дата обращения 20.09.2018).
  5. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).
  6. Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014.

Дополнительная литература:

  1. Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «О чём учил Христос?».
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».

Ключевые понятия:

  • Нагорная проповедь

Словарь урока:

  • Осуждение
  • Гордость
  • Лицемерие
  • Воздаяние Божие

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. В каком смысле применяет Иисус Христос слово «судить» в (Мф.7:1)?
  2. К кому Иисус Христос, в первую очередь, обращается этими словами?
  3. Почему сказано «каким судом судите, таким будете судимы»?
  4. Кому принадлежит единственное право судить людей?
  5. Какое прошение молитвы Господней также напоминает нам о необходимости прощать грешников?
  6. Что можно посоветовать человеку, заметившему чужой неблаговидный поступок?
  7. Что символизирует сучок в глазу брата?
  8. Почему сучок сравнивается с бревном?
  9. Как нужно понимать слова Иисуса Христа «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф.7:3)?
  10. Что Господь советует делать человеку, жаждущему судить другого?
  11. Какая страсть чаще всего подталкивает человека искать недостатки в других людях, упуская из вида свои собственные?
  12. Присутствует ли в осуждающем человеке любовь?
  13. Как должен относиться христианин к ближнему, в котором заметил недостаток?
  14. Какая молитва, особо читаемая во дни Великого поста, напоминает нам о неосуждении ближнего?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Литературные источники:

  • Избранное из жития святых. Мансветов Г.И. (скачать)
  • Рассказ «Достоин наказания». Священник Петр Поляков. (скачать)
  • «Сокровищница духовной мудрости». Подборка святоотеческих цитат об осуждении. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Доброе слово». Часть «Воин Христов».
  2. Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7:1-5).

Вопрос: В каком смысле применяет Иисус Христос слово «судить» в (Мф.7:1)?

Ответ: Здесь не говорится о судах, в которых разбираются людские преступления. Здесь слово «судить» означает злословить, обсуждать чьи-то поступки, критикуя и порицая их.

Вопрос: К кому Иисус Христос, в первую очередь, обращается этими словами?

Ответ: Господь обращается к фарисеям. Именно фарисеи объявляли себя людьми, единственно правильно понимающими учение Божие, приписывали себе право пояснять Божие учение и часто поясняли его так, как это было выгодно им, вопреки истине.

Священное Писание об осуждении

  • «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).
  • «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим.2:1).
  • «Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей» (Иак.5:9).
  • «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5).

Вопрос: Почему сказано «каким судом судите, таким будете судимы»?

Ответ: Часто человек, осуждая другого за какой-то грех, сам совершает подобный грех. В этом случае, осуждая ближнего, такой человек осуждает самого себя, так как сам совершал такой же поступок.

Вопрос: Кому принадлежит единственное право судить людей?

Ответ: Только Богу. Поэтому, осуждая кого-либо, человек берётся не за своё дело, а горделиво ставит себя на место Господа.

О том, сколь спасительно жить в незлобии сердца и не осуждать других

Один инок не имел всех добродетелей, предписанных уставами святых обителей, и был довольно нерадив на пути спасения в постничестве и молитвах. Наконец, пришло время расстаться ему с жизнью, и собравшиеся вокруг одра его братия чрезвычайно удивились, видя, что этот, по мнению их, беспечный инок оставляет мир не только без трепета, но благодаря Бога и даже улыбаясь. «Отчего ты в грозный час суда Божьего так беспечален? – спросили они. – Мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушия; укрепись силой Христа, Бога нашего, и скажи нам, да прославим Его милосердие». Тогда умирающий инок, приподнявшись с одра, сказал им: «Так; отцы и братия! Я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мне и прочтены Ангелами Божьими; я с сокрушением признался в них и ожидал всей строгости суда Господня. Но вдруг Ангелы сказали мне: «При всем небрежении, ты не осуждал и был незлобив», и с этим словом раздрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости». Сказав это, инок предал с миром душу свою Господу.

Вопрос: Какое прошение молитвы Господней также напоминает нам о необходимости прощать грешников?

Ответ: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», – говорится в молитве Господней. Поэтому, чем милосерднее мы отнесёмся к согрешающему, тем милосерднее и для нас окажется Божий суд.

Вопрос: Что можно посоветовать человеку, заметившему чужой неблаговидный поступок?

Ответ: Прежде всего самому не допускать таких проступков и бороться с ними.

Вопрос: Что символизирует сучок в глазу брата?

Ответ: Сучок в плотницком деле обычно говорит о плохом качестве доски, поэтому Иисус Христос использует это слово как символ недостатка.

Вопрос: Почему сучок сравнивается с бревном?

Ответ: В разбираемых словах бревно сравнивается с сучком для того, чтобы показать по объему и внешнему виду, насколько сучок меньше бревна.

Вопрос: Как нужно понимать слова Иисуса Христа «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф.7:3)?

Ответ: Если человек сам грешен, то совесть не должна позволять ему критиковать ближнего своего за меньшие недостатки, когда сам повинен в больших.

Сокровищница духовной мудрости

  • Кто истинно приносит покаяние, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает грехи свои (прп. авва Исаия).
  • ...Те, которые разбирают чужие грехи, нисколько не заботятся о своих собственных... (свт. Иоанн Златоуст).
  • ...За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает (прп. Иоанн Лествичник).
  • Чтоб не осуждать других, надо глубоко восчувствовать свою греховность и скорбеть о ней, оплакивая душу, будто мертвую. Некто сказал: «Когда свой мертвец дома, не станешь заботиться о мертвецах в соседстве» (свт. Феофан, Затворник Вышенский).

Вопрос: Что Господь советует делать человеку, жаждущему судить другого?

Ответ: Господь подталкивает его к личному покаянию: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7:5). Это бывает сложно сделать. Ведь признать свои ошибки и перевоспитать себя намного труднее, нежели критиковать ошибки других людей.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Видишь ли, что Спаситель не запрещает судить, но прежде велит изъять бревно из собственного глаза, и тогда уже исправлять согрешения других? Всякий ведь свое знает лучше, нежели чужое, и лучше видит большее, нежели меньшее, и наконец, более себя самого любит, чем ближнего. Следовательно, если ты судишь других, желая им добра, то прежде пожелай его себе, имеющему грех и очевиднее, и более; если же нерадишь о самом себе, то ясно, что и брата своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания опозорить его. Если же и должно быть ему судимым, то пусть его судит тот, кто ни в чем подобном не согрешил, а не ты.

Вопрос: Какая страсть чаще всего подталкивает человека искать недостатки в других людях, упуская из вида свои собственные?

Ответ: Гордость. По гордости и высокомерию фарисеи считали себя вправе разоблачать чужие грехи и осуждать других людей, не замечая грехи и ошибки собственные.

Вопрос: Присутствует ли в осуждающем человеке любовь?

Ответ: В том, кто любит критиковать и изобличать, нет любви. Иначе он бы вместо осуждения проявил сочувствие и сострадание к ближнему. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин.4:20).

Вопрос: Как должен относиться христианин к ближнему, в котором заметил недостаток?

Ответ: Спаситель советует человеку исправить свои ошибки и помочь в исправлении ошибок ближнего своего, а не критиковать, изобличать и злословить. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф. 18:15). Не обругать и насмеяться, а протянуть руку помощи и оказать заботу о ближнем. Только любовь к ближнему и терпение в исполнении заповедей Божиих способны преобразить грешника.

Вопрос: Какая молитва, особо читаемая во дни Великого поста, напоминает нам о неосуждении ближнего?

Ответ: Молитва святого Ефрема Сирина.

Молитва святого Ефрема Сирина

Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.