38. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить…»

Цель занятия:

поразмышлять над 24-34 стихами 6 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл анализируемых стихов
  • проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
  • подумать, как можно исполнять данную заповедь

Использованная литература:

  1. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/21 (дата обращения 10.01.2019).
  3. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).

Дополнительная литература:

  1. Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».

Ключевые понятия:

  • Нагорная проповедь

Словарь урока:

  • Маммона
  • Сребролюбие
  • Забота Бога о человеке

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Что такое маммона?
  2. Как называется грех пристрастия к богатству?
  3. Чем так притягательно для человека земное богатство?
  4. Какую заповедь Декалога нарушает сребролюбец?
  5. Какой самый яркий Евангельский пример выбора между Богом и деньгами вы можете вспомнить?
  6. О чем говорит Иисус Христос в 25 стихе «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить»?
  7. Для чего Иисус Христос приводит поэтические примеры птиц и полевых лилий?
  8. Какому положительному качеству человек может научиться у птиц? (Мф.6:25)
  9. Какой вывод об отношении Бога к человеку можно сделать?
  10. О чем говорят слова: «Душа не больше ли пищи, и тело одежды»?(Мф.6:25)
  11. Какие дела в человеческой жизни можно назвать главными, а какие – второстепенными?
  12. Как нужно понимать слова: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф.6: 27)
  13. Всякий ли человек может рассчитывать на помощь и поддержку Божию?
  14. Как аллегорически можно понимать слова о лилиях и их связи с человеческой душой?
  15. Каким выводом заканчивает Иисус Христос рассматриваемый отрывок?
  16. Как нужно понимать слова «завтрашний [день] сам будет заботиться о своем» (Мф.6: 34)?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Литературные источники:

  • Высказывания отцов Церкви о богатстве. (скачать)
  • Избранное из жития святых. «О том, как трудно исправить сребролюбца», «Дом земной и дом небесный». Мансветов Г.И. (скачать)

Видеоматериалы:

Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.  Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Мф.6:24-34).

Вопрос: Что такое маммона?

Ответ: Маммона представляет собой языческое божество, покровительствующее богатству. В странах древнего Ближнего Востока оно символизировало неправедное богатство.

Вопрос: Как называется грех пристрастия к богатству?

Ответ: Сребролюбие.

Вопрос: Чем так притягательно для человека земное богатство?

Ответ: Обладая деньгами, человек обманывается, что может купить за деньги всё, что угодно.

Вопрос: Какую заповедь Декалога нарушает сребролюбец?

Ответ: Вторую – «не сотвори себе кумира», потому что деньги становятся для него кумиром, любовь к которому заслоняет для него любовь к истинному Богу.

Священное Писание о богатстве

  • «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Прит.22:1).
  • «Не поможет богатство в день гнева» (Прит.11:4).
  • «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мк.10:24).
  • «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его» (Прит.28:22).
  • «И на что имение человеку недоброжелательному? Кто собирает, отнимая у души своей, тот собирает для других, и благами его будут пресыщаться другие» (Сир.14:3-4).
  • «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2Кор.9:8).
  • «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61:11).
  • «Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого» (Сир.13:30).

Вопрос: Какой самый яркий Евангельский пример выбора между Богом и деньгами вы можете вспомнить?

Ответ: Иуда Искариот предал Господа Иисуса Христа за тридцать сребренников. Тем самым он показал, что более надеялся на деньги, чем на Бога.

Вопрос: О чем говорит Иисус Христос в 25 стихе «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить»?

Ответ: Этими словами Господь имеет в виду не отказ от зарабатывания денег, но подчеркивает ранее высказанную мысль, что вредны именно чрезмерные мирские заботы.

Святые отцы о богатстве

  • «Как Иуда продал Христа за тридцать серебренников, так многие благодать Христову продают за богатства тленные» (Святой Иоанн Златоуст).
  • «Золото – такая же ловушка для людей, как сеть для птиц» (Святой Григорий Богослов).
  • «Все спрашивают, богат ли такой-то? А никто почти не спрашивает умный или добрый человек?» (Святой Григорий Богослов).
  • «Как Исав продал первенство за некую пищу, так многие наследие Царства Небесного, обещанного от Христа, продают за временное сокровище» (Святой Иоанн Златоуст).
  • «То истинное богатство, которое, обладая им, потерять не можем» (Блаженный Августин).
  • «Бог дал тебе богатство с тем, чтобы ты им купил небо» (Святой Иоанн Златоуст).
  • «Не тот богат, который много имеет, но тот, кто много дает» (Святой Иоанн Златоуст).
  • «Бедность Евангельская состоит не в лишении богатства, но в отсутствии привязанности к нему» (Святой Иоанн Златоуст).

Вопрос: Для чего Иисус Христос приводит поэтические примеры птиц и полевых лилий?

Ответ: Нельзя сказать, что птицы вообще ничего не делают, они целый день добывают пропитание себе и своим детям. Важно понять, во-первых, что это пропитание дает им Бог, и во-вторых, что птицы не занимаются пустым накопительством, а питаются ровно в той мере, в какой это необходимо для поддержания жизни. Мирская роскошь и излишества птицам не свойственны.

Вопрос: Какому положительному качеству человек может научиться у птиц? (Мф.6:25)

Ответ: Трудолюбию. В разбираемых словах птицы не являются символом безделья, потому что согласно предназначению Божьему, трудятся по своему, о чем было сказано выше. Поэтому Отец Небесный обеспечивает птиц небесных необходимым пропитанием.

Вопрос: Какой вывод об отношении Бога к человеку можно сделать?

Ответ: Этим примером Иисус Христос показал сколь дорого для Отца Небесного любое из Его творений. И если Господь сотворил какое-либо творение, будь то трава, птица или человек, то Он и заботится о Своем творении как внимательный и любящий Отец. А поскольку человек является венцом творения Божия, то Бог заботится о людях более, чем о каком-либо из Своих творений: «Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26)

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Спаситель не сказал: смотрите на птиц – они летают; это человеку невозможно; но сказал: смотрите – они питаются без заботы. А это и нам, если захотим, легко исполнить. И это доказали те, которые самым делом то исполнили. Потому-то особенно и должно удивляться благоразумию Законодателя, что Он, хотя и мог представить в пример людей и указать на Илию, Моисея, Иоанна и других подобных, не заботившихся о пище, но чтобы сильнее поразить слушателей, упомянул о бессловесных. Если бы Он указал на тех праведников, то слушатели могли бы сказать Ему, что мы еще не сделались подобными им. А теперь, умолчав о них и приведши в пример птиц небесных, пресек всякий повод к извинению, подражая и в этом случае древнему закону. И ветхий завет посылает то к пчеле, то к муравью, то к горлице, то к ласточке. Немалую честь приносит нам, когда мы силой воли совершаем то, что они имеют от природы. Итак, если Бог имеет такое попечение о вещах сотворенных для нас, то тем более о нас; если печется о рабах, то тем более о господине.

Вопрос: О чем говорят слова: «Душа не больше ли пищи, и тело одежды»?(Мф.6:25)

Ответ: Душа важнее тела, потому что душа – это дар Божий, искра Божия. Как одежда создана для тела, так и тело является одеждой для души. Без души невозможна жизнь человека, и через спасение души человек достигает Царства Небесного. Поэтому прежде надо заботиться не о телесных потребностях человека, а о духовных.

Вопрос: Какие дела в человеческой жизни можно назвать главными, а какие – второстепенными?

Ответ: К главным делам относится служение Богу, достигаемое через совершение добрых поступков путем исполнения заповедей и законов Божиих. К второстепенным делам относится удовлетворение бытовых нужд и прочие необходимые мирские заботы.

Вопрос: Как нужно понимать слова: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф.6: 27)

Ответ: Эти слова Иисуса Христа нужно понимать не прямо, а иносказательно. Господь в разбираемых словах говорит об ограниченности возможностей человека, указывая на то, что человек сам по себе мало что может совершить. Какие бы заботы он не проявлял и как бы не трудился сам по себе, без Бога ничего не может достичь. То есть в этих словах наглядно говорится о разнице между напрасными стараниями и усилиями, проявляемыми человеком, и Всемогуществом усилий и забот Божиих.

Вопрос: Всякий ли человек может рассчитывать на помощь и поддержку Божию?

Ответ: Конечно, Бог любит всех людей. Но по-настоящему счастливым сможет стать только человек, служащий Богу через исполнение Его Закона: «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1Пет.3:12).

Вопрос: Как аллегорически можно понимать слова о лилиях и их связи с человеческой душой?

Ответ: Лилия издавна считалась символом чистоты и красоты. Как по слову Божьему были созданы все цветы мира, в том числе и лилии, точно также под влиянием слова Божьего в человеке, как лилия, расцветает духовная красота его души. А усилия, которые предпринимает росток лилии, расталкивая земляные комья, чтобы выйти на поверхность земли и пробиться к солнцу, подобны усилиям человеческой души, которая должна оттолкнуть от себя грязные комья соблазнов и греховных помыслов и после этого выйти на поверхность духовного развития и попасть под спасительное воздействие теплых солнечных лучей Божьей благодати.

Вопрос: Каким выводом заканчивает Иисус Христос рассматриваемый отрывок?

Ответ: Он говорит о том, что Господь поможет человеку удовлетворить жизненно необходимые, насущные потребности для того, чтобы предоставить человеку возможность искать «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6: 33).

Вопрос: Как нужно понимать слова «завтрашний [день] сам будет заботиться о своем» (Мф.6: 34)?

Ответ: Эти слова указывают на то, что каждый день в жизни любого человека не случаен, а наполнен определенными событиями. События каждого дня человеческой жизни возникают не просто так, а представляют собой определенные испытания, ниспосланные Богом для укрепления и проверки совести и веры человека, его чести и достоинства. Поэтому человеку нужно в этих событиях разбираться именно в тот день, в который эти события дал человеку Господь. И прожить этот день достойно, не попав в сети греха. А проблемы и заботы следующего дня человек будет решать в тот день, когда они наступят, потому что каждое событие возникает не случайно, а в отведенный для этого события Богом день.