37. «…Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло»

Цель занятия:

поразмышлять над 22-23 стихами 6 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл анализируемых стихов
  • проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
  • подумать, как можно исполнять данную заповедь

Использованная литература:

  1. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/20 (дата обращения 10.01.2019).
  3. Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
  4. Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014.

Дополнительная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».
  2. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).

Ключевые понятия:

  • Нагорная проповедь

Словарь урока:

  • Зрение духовное и телесное

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Каково значение зрения в жизни человека?
  2. Вспомним, что человек двухсоставен. Кроме тела из чего еще он состоит?
  3. Если для тела такое огромное значение имеют глаза, то что можно назвать самым важным для души?
  4. Для чего дан человеку ум и от чего его нужно уберегать?
  5. Чем может заболеть человеческая душа?
  6. В чем же смысл слов Иисуса Христа (Мф.6:22)?
  7. Что можно понимать под выражением «все тело твое будет темно»?
  8. Вспомните, в каких притчах Спаситель изображает помрачение ума богатством?
  9. В чем может заключаться духовное зрение человека?
  10. Что кроме ума помогает человеку очищать свое духовное зрение?
  11. Вспомните, какая заповедь блаженства говорит о духовном зрении человека?
  12. Как же нужно беречь свой ум и духовное зрение?
  13. Какой вывод можно сделать лично для себя из аллегорических слов Иисуса Христа (Мф.6:22-23)?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Литературные источники:

  • Рассказ «Сердце скупого». Священник Петр Поляков. (скачать)
  • Рассказ «О свободе и рабстве». Священник Петр Поляков. (скачать)

Видеоматериалы:

Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф.6:22-23)

Вопрос: Каково значение зрения в жизни человека?

Ответ: Слепой человек лишен многих возможностей. Он вынужден жить очень ограниченно. Можно сказать, все его тело страдает, если больны только глаза.

Вопрос: Вспомним, что человек двухсоставен. Кроме тела из чего еще он состоит?

Ответ: Человек состоит из тела и души.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Как бы так говорил Спаситель: если не знаешь, что значит повреждение, случающееся с умом, то научись этому из рассмотрения вещей телесных. Что значит глаз для тела, то самое и ум для души. Конечно, ты никогда бы не захотел носить золота, облекаться в шелковые одежды и, вместе, быть слепым, – но здравие очей предпочел бы всей такой пышности. Ведь если лишишься зрения, то никакой не будет для тебя приятности в жизни. Но как при слепоте очей и прочие члены, не пользуясь более светом, очень ослабевают в своей деятельности, так равно и по растлении ума жизнь твоя исполнится бесчисленных зол. Поэтому, как касательно тела мы наиболее заботимся о том, чтобы иметь здоровое зрение, так и касательно души преимущественно должны заботиться о здравии ума. Если ослепим ум, долженствующий доставлять свет и прочим способностям, то чем смотреть будем?

Вопрос: Если для тела такое огромное значение имеют глаза, то что можно назвать самым важным для души?

Ответ: Как бережет человек свое зрение, так он должен беречь и свой ум, чтобы душа была здорова.

Святитель Иоанн Златоуст о корыстолюбии

Поработить ум этой болезни – гораздо тяжелее, нежели быть ввергнутым в темницу. Притом последнее не всегда случается, а то непременно следует за привязанностью к богатству. Потому-то Христос уже после того зла упомянул об этом зле, как тягчайшем и непременно случающемся. Бог, говорит Он, даровал нам ум для того, чтобы мы рассеивали мрак неведения, имели правильное понятие о вещах и, пользуясь им, как орудием и светом против всего скорбного и вредного, пребывали в безопасности. А мы этот драгоценный дар промениваем на лишние и бесполезные вещи. Что пользы в воине, украшенном золотом, когда военачальник пленен? Какая выгода в украшенном корабле, когда кормчий сделается добычей волн? Что пользы в стройном теле, когда глаза будут лишены зрения? Если бы кто врача, который должен быть здоровым, чтобы лечить болезни других, повергнув в болезнь, положил в позолоченной храмине на серебряную кровать, то из этого какая польза вышла бы для больных? Так и ты, если повредишь ум, могущий обуздывать страсти, и привяжешь его к сокровищу, то не только не получишь никакой пользы, но, напротив, много потеряешь, и нанесешь своей душе великий вред. Видишь ли, как Спаситель тем самым, чем люди больше всего побуждаются к пороку, отвлекает их от последнего, и приводит к добродетели?

Вопрос: Для чего дан человеку ум и от чего его нужно уберегать?

Ответ: Ум дан человеку для познания себя, окружающего мира и Бога. Светлым называют ум человека, не отвлекающегося на бесполезные и даже вредные вещи.

Вопрос: Чем может заболеть человеческая душа?

Ответ: Через порабощение ума страстями человеческая душа может впасть в различные зависимости: игромания, шопоголизм, корыстолюбие и другие.

Святитель Иоанн Златоуст о духовной слепоте

Подобно тому, как актеры, изучив свои предосудительные искусства, когда показывают их, переносят много страшного и опасного, а в других, полезных и необходимых, делах оказываются всех смешнее, так точно и корыстолюбцы. Как те, ходя по протянутой веревке, показывают на ней большое присутствие духа, а когда какое-нибудь важное дело потребует от них отваги и мужества, то и придумать не могут, как на то решиться, так точно и богатые для денег на все решаются, а для любомудрия не могут отважиться решительно ни на что. И как те занимаются и опасным, и бесполезным делом, так и эти переносят множество опасностей и трудностей, но ничего полезного, в конце концов, не достигают и покрываются сугубой тьмой: и от развращения ума своего слепнут, и от несбыточности своих предприятий помрачаются великой тьмой, почему и не могут смотреть свободно. Находящийся только во мраке при появлении солнца освобождается от тьмы; лишенный же зрения даже и при появлении солнца не видит. То же самое претерпевают и богатые. Даже и тогда, когда Солнце правды сияет и наставляет их, они не чувствуют, потому что богатство ослепило их очи, – почему и страждут сугубой слепотой: и сами от себя, и от того, что не внимают Учителю.

Вопрос: В чем же смысл слов Иисуса Христа (Мф.6:22)?

Ответ: Господь сравнивает разум человека с оком (глазом), который должен служить проводником духовного света. Иными словами, как поврежденный глаз лишает человека возможности видеть свет, так и помраченная чрезмерными житейскими заботами душа не в состоянии бывает принимать духовный свет.

Вопрос: Что можно понимать под выражением «все тело твое будет темно»?

Ответ: Насколько духовное богатство просветляет душу человека, настолько томительные заботы о временных материальных благах помрачают его ум, ослабляют веру и наполняют его душу мучительным смятением.

Вопрос: Вспомните, в каких притчах Спаситель изображает помрачение ума богатством?

Ответ: Например, в притче о безумном богаче (Лк.12:13-21) и в притче о богаче и Лазаре (Лк.16:14-31).

Притча о безумном богаче

Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Вопрос: В чем может заключаться духовное зрение человека?

Ответ: Духовное зрение позволяет человеку верно расценивать самого себя, видеть свои недостатки, понимать цель и задачи своей жизни, а самое главное, видеть Бога и воспринимать Его Божественные истины

Вопрос: Что кроме ума помогает человеку очищать свое духовное зрение?

Ответ: Таинство покаяния позволяет человеку очищать душу. Святые отцы говорят, что первой наградой за искреннее покаяние является для человека дар понимания своего жизненного пути.

Вопрос: Вспомните, какая заповедь блаженства говорит о духовном зрении человека?

Ответ: Шестая: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Вопрос: Как же нужно беречь свой ум и духовное зрение?

Ответ: Можно вспомнить прошлую рассматриваемую нами заповедь – не собирать себе сокровищ на земле. Это значит, нужно думать о высоком, не позволяя своему уму задерживаться на делах мирских, житейских, чтобы заботы о них не заслонили собою главное в жизни человека – дорогу ко Христу.

Вопрос: Какой вывод можно сделать лично для себя из аллегорических слов Иисуса Христа (Мф.6:22-23)?

Ответ: Разбираемые заповеди Иисуса Христа о чистом и худом оке, о светлом и темном теле, построены на противопоставлении. Суть этого противопоставления состоит в том, чтобы показать человеку отличия и преимущества праведной жизни над грешной, когда око – светильник тела, будет чистым. То есть когда духовное око способно воспринять Божественную истину жизни и человек способен следовать ей. К такому образу жизни и призывает людей Иисус Христос. Противопоставления в Своих словах Иисус Христос использует для доказательства преимуществ праведной жизни над грешной, для того чтобы призвать людей к совершению добра, к богоугодной жизни и отказу от греха и порока.