начального богословского образования
35. «…Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры»
Цель занятия:
поразмышлять над 16-18 стихами 6 главы Евангелия от Матфея
Задачи:
- понять смысл анализируемых стихов
- проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
- подумать, как можно исполнять данную заповедь
Использованная литература:
- Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
- Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/20 (дата обращения 10.01.2019).
- Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли в 12-ти томах. Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/ (дата обращения 20.09.2018).
- Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).
Дополнительная литература:
- Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».
Ключевые понятия:
- Нагорная проповедь
Словарь урока:
- Пост
- Лицемерие
- Покаяние
Содержание занятия: (открыть)
Примерные вопросы для беседы:
- Как вы думаете, кого Иисус Христос назвал лицемерами в 16 стихе 18 главы Евангелия от Матфея?
- Как фарисеи показывали, что они постятся?
- Для чего фарисеи ходили с «постными лицами»?
- Какие составляющие христианского поста вам известны?
- Что является целью поста?
- Для чего служат пищевые ограничения во время поста?
- На что должны быть, в первую очередь, направлены размышления христианина во время поста?
- На основании чего посты применяются в православной Церкви?
- Как разбираемая заповедь связана с предыдущими словами Иисуса Христа о молитве и милостыне?
- Что подразумевается под «наградой» в словах о лицемерах, что они «уже получают награду свою» (Мф.6:16)?
- Чем должен отличаться настоящий пост от показного?
- Что означают слова «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:18)?
- В чем может состоять награда от Бога за тайное несение поста?
Ход урока:
Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.
Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.
Литературные источники:
- «Сокровищница духовной мудрости». Подборка святоотеческих цитат о посте. (скачать)
- Избранное из жития святых. «Урок о постничестве», «Пост и трапеза страннолюбия». Мансветов Г.И. (скачать)
Видеоматериалы:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 89. «Посты и их значение для христиан»:
- Телепроект «Человек перед Богом», Часть 5 «Исповедь, молитва и пост»:
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:16-18).
Вопрос: Как вы думаете, кого Иисус Христос назвал лицемерами в 16 стихе 18 главы Евангелия от Матфея?
Ответ: Фарисеев, которые во время поста любили всем своим видом демонстрировать, что они постятся.
Вопрос: Как фарисеи показывали, что они постятся?
Ответ: Надевали дряхлые одежды, посыпали голову пеплом и ходили унылые.
Вопрос: Для чего фарисеи ходили с «постными лицами»?
Ответ: Чтобы привлечь к себе внимание людей своей показной праведностью. Чтобы люди, глядя на них, поняли, что фарисеи выполняют Божии заповеди и восхваляли их за это.
Вопрос: Какие составляющие христианского поста вам известны?
Ответ: Православные во время поста отказываются от некоторых видов пищи, от лакомств, развлечений и других телесных удовольствий. И посвящают время поста молитве.
Толкование святителя Иоанна Златоуста
Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост – уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но становится легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. А те, кому случалось испытывать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Молитвы совершаются со вниманием, особенно во время поста, потому что тогда дума бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.
Вопрос: Что является целью поста?
Ответ: Победа духовного начала человека над телесным.
Вопрос: Для чего служат пищевые ограничения во время поста?
Ответ: Если человек не переел, ему легче молиться, он охотнее идет в храм на богослужение.
Толкование святителя Тихона Задонского
Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост бывает тогда, когда тело постится от пищи и питья. Душевный пост бывает тогда, когда душа воздерживается от злых помыслов дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты; изрядный постник есть кто положил языку своему воздержание и удерживает от празднословия, сквернословия и клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия; изрядный постник есть, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения; изрядный постник есть кто руки свои удерживает от воровства, грабления и сердце свое от желания чужих вещей – словом добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла.
Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопомнения; да постится воля от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, колдовства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова; да постятся руки твои от бесчестия и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот это христианский пост, какого Бог наш от нас требует.
Вопрос: На что должны быть, в первую очередь, направлены размышления христианина во время поста?
Ответ: Нужно размышлять о собственных грехах, стараясь победить свои страсти и добиться искреннего покаяния.
Вопрос: На основании чего посты применяются в православной Церкви?
Ответ: По примеру Иисуса Христа, который 40 дней постился в пустыне: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф.4:2).
Вопрос: Как разбираемая заповедь связана с предыдущими словами Иисуса Христа о молитве и милостыне?
Ответ: Иисус Христос продолжает учить нас, что для человека важно не показное, а искреннее служение Богу
Вопрос: Что подразумевается под «наградой» в словах о лицемерах, что они «уже получают награду свою» (Мф.6:16)?
Ответ: Можно понимать под наградой славу среди людей.
Толкование святителя Иоанна Златоуста
Так мы должны почитать ее (добродетель) не ради других, но ради нее самой. И мы сами ставим себе в обиду, когда нас любят не ради нас самих, но ради других. Точно так же рассуждай и о добродетели: не ради других люби ее, не для людей повинуйся Богу, но для Бога людям. Если же поступаешь иначе, то, хотя, по-видимому, и любишь добродетель, раздражаешь Бога наравне с тем, кто совсем не следует ей.
Вопрос: Чем должен отличаться настоящий пост от показного?
Ответ: Пост должен быть не формальным обрядом, а временем духовного очищения.
Толкование преподобного Ефрема Сирина
Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство и подвинуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то, отпадаем от источника жизни – Бога, и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедание и сластолюбие пригвождает нас к земле и отсекает так сказать у души её крылья... А посмотрите какой высокий полет был у всех постников и воздержников. Они, как орлы, парили в небесах; они земнородные жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились божественной премудрости... Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божьего природа человеческая одухотворена обожжена и мы поспешаем к горнему царству.
Вопрос: Что означают слова «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:18)?
Ответ: Поскольку от Бога ничего невозможно утаить, Он видит служение, которое мы совершаем втайне от окружающих людей.
Вопрос: В чем может состоять награда от Бога за тайное несение поста?
Ответ: Искренне постящийся человек становится добрее по характеру, миловидней по внешности, мудрее в своих речах, осмотрительней в поступках, дальновидней в своих планах и решениях. Это происходит под дейтсвием благодати Божией на душу человека, который искренне и преданно служит Богу.
Сокровищница духовной мудрости
- Пост тела есть пища для души (свт. Иоанн Златоуст).
- ...Пост – защита души и непобедимое оружие тела (свт. Иоанн Златоуст).
- Пост есть лекарство, разрушительное для греха, и мягкая мазь для души, очищающая с целию благочестия (свт. Иоанн Златоуст).
- Невозможно чтобы огонь горел в воде, невозможно покаяние без поста (свт. Иоанн Златоуст).
- ...Пост разумею не тот, который содержат многие, но тот истинный, – воздержание не от пищи только, но и от грехов: потому что пост сам по себе не может спасти соблюдающих его, если не будет сообразен с поставленным законом (свт. Иоанн Златоуст).
- Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище (Авва Пимен).
- Поелику мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтобы снова войти в рай (свт. Василий Великий).
- Сколько отнимаешь у тела, столько придаешь силы душе (свт. Василий Великий).
- Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить (свт. Василий Великий).
- Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте (свт. Василий Великий).
- ...Святой пост употребим на брань с диаволом, потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого (прп. Ефрем Сирин).
- ...Подвиг поста полезен и нужен не единственно для тела; он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца (свт. Игнатий Брянчанинов).