34. «…Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный»

Цель занятия:

поразмышлять над 14-15 стихами 6 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл анализируемых стихов
  • проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
  • подумать, как можно исполнять данную заповедь

Использованная литература:

  1. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/19 (дата обращения 10.01.2019).
  3. Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли в 12-ти томах. Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/ (дата обращения 20.09.2018).
  4. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 18.
  5. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).
  6. Прокофьева С. Не буду просить прощения. –­ М.: Махаон, 2015.
  7. Андрианов М.А. Философия для детей. – Минск: Современное слово, 2003.

Дополнительная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».
  2. Федоров А. Господин Снов. – М., 2004.

Ключевые понятия:

  • Нагорная проповедь

Словарь урока:

  • Прощение
  • Враг
  • Обида

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Может ли человек прожить хотя бы один день, не совершая греха?
  2. Всегда ли Бог прощает нам те грехи, в которых мы каемся?
  3. Во всём ли мы должны брать пример с Иисуса Христа?
  4. Если Иисус Христос всех прощает, то можем ли мы не прощать своих обидчиков?
  5. В какой изученной нами молитве говорится о прощении обидчиков?
  6. Если мы просим Бога прощать нас так же, как прощаем других людей мы сами, то чего должны ожидать в своей жизни?
  7. Какая евангельская притча иллюстрирует связь между прощением обид и получением прощения долгов от Бога?
  8. Знакомо ли вам «золотое правило нравственности»?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, презентацию, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Презентации:

О прощении обид (скачать)

Литературные источники:

  • Избранное из жития святых. «Не должно просить Бога о погублении даже лютейших беззаконников». Мансветов Г.И. (скачать)
  • Сказка «Не буду просить прощения». Прокофьева С. (скачать)
  • Сказка «Болезнь непрощения». Андрианов М.А. (скачать)
  • Притча о диаконе Евагрии и священнике Тите. (скачать)
  • «Сокровищница духовной мудрости». Подборка святоотеческих цитат о прощении. (скачать)
  • Сказка «Господин Снов». Антоний Федоров.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Доброе слово». Часть «О милостивом сердце».
  2. Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:

  1. Диафильм «Не буду просить прощения»:

  1. Евгений Пермяк. Рассказ «Самое страшное»:

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

Вопрос: Может ли человек прожить хотя бы один день, не совершая греха?

Ответ: Нет, не может. Потому что каждый человек рождается повреждённым первородным грехом.

Вопрос: Всегда ли Бог прощает нам те грехи, в которых мы каемся?

Ответ: Да. Господь долготерпелив и многомилостив, поэтому принимает покаяние в любом, даже самом тяжёлом грехе.

Вопрос: Во всём ли мы должны брать пример с Иисуса Христа?

Ответ: Да, Он является примером того, каким должен стремиться быть каждый человек.

Вопрос: Если Иисус Христос всех прощает, то можем ли мы не прощать своих обидчиков?

Ответ: Мы должны по примеру Господа прощать всем, даже если это очень трудно.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Если ты еще не видишь, как тяжко и безрассудно молиться об отмщении врагам, то подумай об отношении к тому же людей, и тогда увидишь, как тяжко оскорбляешь ты Бога. Так, если бы к тебе, человеку, пришел кто-нибудь с просьбой о помиловании, потом увидел бы врага, и, перестав просить тебя, стал бить его, то ужели б ты еще более не разгневался? Знай, что то же и у Бога бывает. Ты обращаешься с прошением к Богу и, между тем, оставив молитву, начинаешь поносить врага своего и бесчестить заповеди Божьи, вызывая Бога, повелевшего оставлять всякий гнев, против оскорбивших тебя, и прося Его сделать противное собственным Его велениям. Неужели тебе недостаточно для наказания, что ты преступаешь закон Бога? А ты еще и Его самого умоляешь сделать то же? Разве Он забыл, что повелел? Разве Он как человек сказал это? Он – Бог, Который все знает и желает, чтобы законы Его сохраняемы были во всей точности, и не только того, о чем просишь Его, не сделает, но и тебя за то самое, что ты так говоришь, отвращается, ненавидит и подвергнет жесточайшей казни. Как ты хочешь получить от Него то, от чего сам Он повелевает тебе всеми силами удерживаться?

Вопрос: В какой изученной нами молитве говорится о прощении обидчиков?

Ответ: В молитве Господней: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12).

Священное Писание о прощении

  • «Не враждуй на брата твоего... но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:17-18).
  • «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Ин.3:15).
  • «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф.5:22).
  • «А Я говорю вам: не противься злому» (Мф.5:39).
  • «Любите врагов ваших» (Мф.5:44).
  • «Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44).
  • «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18).
  • «Прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:24).
  • «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).
  • «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор.5:19).
  • «Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» (Еф.6:8).

Вопрос: Если мы просим Бога прощать нас так же, как прощаем других людей мы сами, то чего должны ожидать в своей жизни?

Ответ: Получается, что справедливости. Если мы прощаем, то и нас Господь простит. А если мы мстим, то и сами не будем прощены. Поэтому не должны жаловаться на причиняемые обиды, если сами не умеем прощать.

Притча

Кто злобится на людей, тот и христианином зовется только по имени и всегда готов отказаться от Христа. В старое время христиан мучили и гнали римские императоры. И вот во время гонения схватили двоих родных братьев, мучили и посадили в тюрьму. Братья жили между собой в ссоре. Один брат и говорит другому: «Завтра нас, брат, казнят. Давай помиримся!» А тот отвечает: «Не хочу мириться с тобой». На другой день обоих братьев повели на казнь и стали уговаривать отречься от Христа. Брат, который хотел мириться, не изменил христианской вере и умер мучеником; а брат, который не хотел мириться, отрекся от истинной веры и поклонился идолам. Мучитель спросил его: «Почему ты не отрекся до мучений?» Он ответил: «Я сделал не по-Божьи, не помирился со своим братом, за это Бог отнял от меня Свою помощь. Без помощи Божией я не мог не отречься от Христа». Поэтому мы непременно должны прощать тем людям, которые обижают нас, или нашим должникам, если хотим сами получить прощение в наших грехах или долгах.

Вопрос: Какая евангельская притча иллюстрирует связь между прощением обид и получением прощения долгов от Бога?

Ответ: Притча о немилосердном (Мф.18:24-35) должнике.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Итак, когда мы так небрежны, и в малом и великом, и в слушании и в деле, и вне церкви и в церкви, и сверх того еще молимся об отмщении врагам, то, как мы можем надеяться получить спасение, мы, которые к бесчисленным грехам нашим прилагаем еще новое равное всем им преступление, то есть, эту беззаконную молитву? Итак, нужно ли после того удивляться, когда случится с нами какое-либо неожиданное несчастье? Не должно ли, напротив, удивляться, если ничего подобного не случается с нами? Первое является естественным следствием наших дел, а последнее будет непонятным и неожиданным случаем. Подлинно, нельзя понять, как враги и оскорбители Божьи наслаждаются и сиянием солнца, и дождями, и всеми другими благодеяниями Божьими. Наслаждаются те люди, которые после духовной трапезы, после великих благодеяний, после бесчисленных наставлений, своей жестокостью превосходят зверей, восстают друг на друга, и окровавливают язык свой, угрызая ближних.

Вопрос: Знакомо ли вам «золотое правило нравственности»?

Ответ: Да, его знали ещё древние философы: «Не делай другим того, чего не хочешь себе». Иисус Христос произнес его в положительной формулировке в Нагорной проповеди: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Сокровищница духовной мудрости

  • ...Господь не прощает того, кто не прощает брата своего (прп. Ефрем Сирин).
  • Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвою. Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долга его, то совершенно напрасно постишься и молишься: Бог не приимет тебя (прп. Ефрем Сирин).
  • ...Чем более кто согрешил против нас, тем более должны мы спешить к примирению с ним, потому что он становится причиной прощения нам большего числа грехов (свт. Иоанн Златоуст).
  • ...Бог для того только и требует от нас... снисхождения к ближним нашим, чтобы Самому иметь случай прощать нам великие согрешения наши (свт. Иоанн Златоуст).
  • Ты прощаешь другого, потому что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам ни в чем не имея нужды <...> Ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен (свт, Иоанн Златоуст).
  • ...Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас (свт. Иоанн Златоуст).
  • Насколько отстоит сто динариев от десяти тысяч талантов, настолько же велико различие между нашими грехами пред Богом и проступками ближних в отношении к нам (свт. Иоанн Златоуст).
  • Оставление нами согрешений ближним нашим есть признак, что Дух Божий вселился в нас, царствует в нас, управляет, руководит волею нашею (свт. Игнатий Брянчанинов).