начального богословского образования
33. Молитва «Отче наш» (прошения шестое и седьмое)
Цель занятия:
поразмышлять над 13 стихом 6 главы Евангелия от Матфея
Задачи:
- понять смысл шестого и седьмого прошений молитвы Господней
- проанализировать, что меняет в нашей жизни произнесение этих слов молитвы Господней
Использованная литература:
- Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
- Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/19 (дата обращения 10.01.2019).
- Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
- Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991. Глава 29 «Книга Иова».
Дополнительная литература:
- Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. [Электронный ресурс]. – URL: https://predanie.ru/kulomzina-sofya-sergeevna/book/74552-nasha-cerkov-i-nashi-deti/#/toc6 (дата обращения 27.02.2019). Глава «Объяснение детям молитвы «Отче наш».
- Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 1. Уроки 23-24. Часть 2. Урок 19.
- Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».
- Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «О чем учил Христос?»
- Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Глава «Молитва Господня».
Ключевые понятия:
- Нагорная проповедь
- Молитва Господня
Словарь урока:
- Молитва «Отче наш»
- Лукавый
- Искушение
Содержание занятия: (открыть)
Примерные вопросы для беседы:
- Что такое искушение?
- Кто может искушать человека?
- Как относится Бог к диавольским искушениям человека?
- Приведите пример того, как диавол может искушать человека.
- В чем состояло искушение Авраама, какой грех мог он совершить?
- Возможно ли искушать Бога?
- Кто может искушать Бога?
- Для чего нам знать об искушении Бога диаволом?
- Полезно ли человеку переносить искушения?
- Так почему же мы просим Бога, чтобы Он не вводил нас в искушение?
- Что означает слово «лукавый»?
- Кто назван в молитве Господней «лукавым»?
- Каким способом диавол искушает человека?
- Может ли диавол быть человеку другом?
- О чем наше последнее, седьмое прошение в молитве Господней?
- Что означают слова «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава...»?
- Как переводится слово «аминь» в конце молитвы?
Ход урока:
Беседа с детьми с опорой на вопросы, презентацию, видеоматериалы и литературные источники.
Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников. Заучивание молитвы наизусть.
Презентации:
Православная молитва (слайды с 19 по 20) (скачать)
Литературные источники:
Видеоматериалы:
- Мультфильм «Отче наш»:
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:9-13).
Текст молитвы по-церковнославянски
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.
Перевод слов молитвы
- Отче – Отец;
- Иже еси на небесех – Сущий (который есть) на небесах;
- да святится – да будет свято, да прославляется;
- яко – как;
- насущный – необходимый для существования;
- даждь – дай;
- днесь – сегодня;
- остави – оставь, прости.
«Отче наш». Поэтическое переложение. А.П. Сумароков
Отче наш, небесный Царь,
Коему подвластна вся на свете тварь,
Коему послушна суша, море, реки,
Горы и леса,
Солнце и луна, звезды, небеса,
Да Твое святится, Боже, имя ввеки,
Да приидет царствие Твое,
И в Твоей да будет воле
Все селение сие.
И Тебя увидит на Твоем престоле:
Хлеб насущный дай нам днесь,
И оставь нам долги здесь,
Яко мы своих должников прощаем,
И не отомщаем;
От искуса охраняй всяк час,
И от зла избави нас!
Ответ: Искушение представляет собой испытание, выражающееся в том, что человек может впасть в грех, то есть совершить злой, нехороший поступок. Искушение может проявляться и в испытании его веры и добродетельности.
Вопрос: Кто может искушать человека?
Ответ: Искушать человека может диавол или другой человек. Человек может искушать себя и сам, поддаваясь на свои плотские желания: вкуснее поесть, дольше поспать и другие.
Вопрос: Как относится Бог к диавольским искушениям человека?
Ответ: Бог строго наблюдает за выдавшимся испытанием, так что диавол может действовать только в пределах того, что ему Богом разрешено. Господь не посылает на человека испытаний больших, чем человек может выдержать.
Вопрос: Приведите пример того, как диавол может искушать человека.
Ответ: В ветхозаветной книге Иова описано, как Бог позволяет диаволу испытать верного Ему Иова. А ещё мы помним, как Сам Господь испытывал веру Авраама, повелев ему принести в жертву единственного сына.
Священное Писание. Искушение Авраама
[Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. <…> И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. (Быт.22:2-18).
Вопрос: В чем состояло искушение Авраама, какой грех мог он совершить?
Ответ: Он мог совершить грех непослушания, ослушавшись Бога из-за любви к сыну. Но он выдержал испытание и показал, что его любовь к Богу превосходит все земные привязанности.
Вопрос: Возможно ли искушать Бога?
Ответ: Искушение Бога проявляется в требовании от Него продемонстрировать доказательства Его Всемогущества и милосердия.
Вопрос: Кто может искушать Бога?
Ответ: Искушать Бога может человек. Например, когда к Ироду привели Иисуса Христа, царь просил Его показать какое-нибудь чудо. Но Иисус Христос молчал и даже не отвечал царю Ироду (Лк.23:8-9). Может искушать Бога и диавол, как это было в пустыне с Иисусом Христом.
Священное Писание. Искушение Иисуса Христа
Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. (Мф.4:1-11).
Вопрос: Для чего нам знать об искушении Бога диаволом?
Ответ: Иисус Христос хотел показать нам пример, что человек может и должен бороться с искушениями, побеждая злых духов и отвергая их предложения.
Вопрос: Полезно ли человеку переносить искушения?
Ответ: С одной стороны, искушение – это как тренировка для спортсмена. От неё он становится сильнее и выносливее. С другой стороны, человек не должен сам искать испытаний для себя, чтобы, переоценив свои силы, не проиграть в этом случае и не согрешить.
Толкование святителя Иоанна Златоуста
Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом, и для нас победа будет блистательнее, и для дьявола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и не тщеславными, и мужественными.
Вопрос: Так почему же мы просим Бога, чтобы Он не вводил нас в искушение?
Ответ: Эта просьба выражает наше желание, чтобы Бог не посылал нам излишних испытаний. Мы просим Бога оградить нас от падения, если такое испытание наших нравственных сил нам будет полезно. И ещё, чтобы Он Сам всегда был рядом и помогал нам преодолеть соблазны.
Толкование святителя Тихона Задонского
Этим словом: «не введи нас во искушение», – молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушения мира, плоти и дьявола. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, не было бы повелено нам просить в этом помощи. Этим научаемся, как только почувствуем находящее на нас искушение, тотчас Богу молиться и просить у Него помощи. Учимся из этого на себя и свою силу не надеяться, но на Бога.
Вопрос: Что означает слово «лукавый»?
Ответ: Слово «лукавый» противоположно по смыслу слову «прямой». Рассмотрим однокоренные слова. Лук (как оружие), излучина реки, знаменитое Пушкинское лукоморье – всё это слова, родственные слову «лукавый» в том смысле, что обозначают некую кривизну, нечто непрямое, искривленное.
Вопрос: Кто назван в молитве Господней «лукавым»?
Ответ: В молитве Господней лукавым назван дьявол, который изначально был сотворен светлым ангелом, но своим отпадением от Бога исказил собственную природу, искривил ее естественные движения. Любое его действие тоже стало искаженным, то есть лукавым, непрямым, неправильным. Он же теперь является главным источником зла в мире.
Толкование святителя Иоанна Златоуста
Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: гизбави нас «от лукавых», но: «от лукавого», и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол.
Вопрос: Каким способом диавол искушает человека?
Ответ: Внушая человеку дурные мысли и желания, толкая на совершение злых поступков и произнесение злых слов. Иными словами сила злого духа в лукавстве, то есть коварстве, обмане, хитрости, посредством которых он и соблазняет человека на совершение злых поступков.
Вопрос: Может ли диавол быть человеку другом?
Ответ: Нет, диавол – непримиримый враг человека, потому что всегда его обманывает.
Священное Писание о диаволе
- Диавол «сын погибели» (2Фес.2:3).
- «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44).
- Диавол «обольщающий всю вселенную» (Откр.12:9).
- «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).
Вопрос: О чем наше последнее, седьмое прошение в молитве Господней?
Ответ: Мы просим, чтобы Бог избавил нас от всякого зла, присутствующего в этом мире, и всемогущей силой Своей защитил нас от начальника зла – дьявола (злого духа), который старается погубить людей.
Вопрос: Что означают слова «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава...»?
Ответ: Они выражают нашу полную веру в то, что Бог сделает по нашей просьбе, потому что Он нас любит, и все подчиняется Его всемогущей воле.
Вопрос: Как переводится слово «аминь» в конце молитвы?
Ответ: Слово «аминь» с еврейского переводится: «так», «действительно», «истинно», «да будет». Оно произносилось в синагогах молящимися в подтверждение молитвы, произнесенной старшим.
«Отче наш». Поэтическое переложение. Приписывается А.С. Пушкину
Я слышал – в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился так передо мной:
«Отец людей! Отец небесный!
Да имя вечное Твоё
Святится нашими сердцами!
Да прийдет Царствие Твоё.
Твоя да будет Воля с нами,
Как в небесах, так на земли!
Насущный хлеб нам ниспошли
Твоею щедрою рукою.
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей.
Не ввергни нас во искушенье
И от лукавого прельщенья
Избави нас и пожалей».