Психолог Ирина Буровихина «Если подросток не хочет учиться»

Родителям подростков порой приходится наблюдать, как их умный, способный ребенок, уверенный хорошист или даже отличник в недавнем прошлом, вдруг скатывается на 3 и 2, теряет интерес к учебе и никак не повышает свою успеваемость в ответ на требования, советы или упреки родителей и учителей. Как мотивировать подростка учиться и вернуть желание заниматься школьными предметами?

Родителям современных подростков часто приходится замечать, как при переходе в 6-й, 7-й и более старшие классы успеваемость и интерес к учебе у подростка начинают снижаться. Вчерашний отличник или твердый хорошист на глазах «скатывается», хватает досадные тройки, перестает делать домашнее задание и, как говорят сами родители, совсем «забрасывает» учебу. Признание того, что подростковый возраст, конечно, непростой период в жизни ребенка и закономерно появляющиеся в нем новые интересы (первая любовь, потребность иметь настоящего друга, придирчивое внимание к собственной внешности) отвлекают его от школы – справедливо, но отнюдь не избавляет родителя от беспокойства о том, как же мотивировать подростка учиться. Слова учителя о том, что «он у Вас умный, способный мальчик, только совсем обленился» вызывают досаду и правильное желание вмешаться в ситуацию и вернуть учебе значимость и ценность. Только как это сделать? Стоять «над душой» при выполнении домашних заданий с взрослеющими детьми уже не получается – они просят выйти из комнаты, обижаются на избыточный контроль и недоверие со стороны родителей. Наказывать за плохие оценки – еще бесполезнее, так как ведет к конфликтам в семье и никак не улучшает успеваемость. Угрозы вроде «пойдешь работать дворником» совсем не пугают подростка и отлетают от него как от стенки горох.

Что же может предпринять родитель, чтобы мотивировать подростка учиться?

Прежде всего, важно понять, что стремление и готовность учиться остаются (или появляются) у подростка в двух случаях: 1) ему очень интересен процесс учебы, нравится получать новые знания, или 2) он признает необходимость, важность знаний в жизни, нуждается в них для решения конкретных жизненных задач. Получается, чтобы мотивировать подростка учиться, можно либо повысить привлекательность процесса учения в его глазах, либо убедить его в ценности усваиваемого материала.

Для воздействия на эти мотивационные рычаги, родитель может предложить подростку вместе заполнить вот такую таблицу:

В первом столбце напишите те знания и умения, которые на ваш взгляд, подростку важны в жизни, точно пригодятся ему как человеку, помогут ему в будущем. Это могут быть как «общие» умения вроде «способности логически мыслить», «аргументировать выбор», «быть порядочным человеком», так и вполне конкретные учебные знания «уметь программировать», «хорошо ориентироваться в вычислениях и формулах», «грамотно писать». Будьте готовы к тому, чтобы раскрыть для подростка многообразие полезных знаний и умений и быть убедительным в этом, потому что подросток ввиду возраста еще объективно затрудняется увидеть и назвать «внутренние» составляющие успешности и хорошей жизни.

Во втором столбце просто перечислите те школьные предметы, которые способствуют развитию знаний и умений, указанных в столбце 1.

В третьем столбце встаньте на позицию подростка и посмотрите на происходящее в жизни его глазами. Обсудите то, как содержимое столбца 1 используется сейчас в его жизни. Прямо сейчас, когда он приобретает эти знания и умения, как это влияет на его жизнь, в чем полезно?

В четвертом столбце предположите, как строится жизнь 20-30-летнего человека, обладающего знаниями и умениями из столбца 1. Зачем они ему? Как он их использует?

В пятом столбце честно расскажите подростку, почему наличие у него соответствующих знаний и умений важно для вас как родителя, почему вы стремитесь к тому, чтобы сын/дочь обладали ими?

Например, допустим, один из навыков первого столбца – умение принимать взвешенные решения. Предметы, которые его тренируют – все, где есть задачи (физика, алгебра, геометрия, химия), литература (в анализе героев, аргументировании своего понимания сказанного автором), порой – обществознание. Принимать взвешенные решения в 12-14 лет хорошо, так как жизнь по контрасту с начальной школой предлагает много соблазнов (например, покурить за компанию) и чувствовать то, что «мое», а что мне никак не подходит, и каковы последствия каждой из альтернатив, полезно. В 20-30 лет это умение и вовсе необходимо, так как в молодости предстоят серьезные выборы (семьи, места работы) и способность все тщательно взвесить, перед тем как определиться, поможет в их совершении. И родитель чувствует себя очень спокойно и свободно, когда его ребенок может сам правильно разобраться в том, какое решение принять.

Если, заполняя таблицу, вы в диалоге с подростком приходите к тому, что столбцы 3, 4 и 5 остаются пустыми (непонятно, где это знание пригодится) или пестрят ответами «незачем», то важно признать, что воспитываемый и такой, казалось бы, привлекательный навык из столбца 1 – на самом деле, бесполезен и никак не мотивирует подростка осваивать школьный предмет, в котором он формируется. Например, на недавней консультации папа с сыном пришли к тому, что «умение хорошо и прочно запоминать», которое единственное, что формирует, по их мнению, История как урок, не помогает ни в текущей, ни в будущей жизни, да и самому отцу оно не так важно в сыне, а было внесено в первый столбец как-то «по привычке». Следовательно, учить параграфы по истории именно этому подростку незачем, и тройка по предмету в четверти появилась не из-за лени, а из-за отсутствия значимости этого предмета. По этой же причине не будет у подростка и мотивации получить по истории более высокий балл впредь, с чем отец и сын согласились.

И, рассматривая заполненную таблицу, родитель с подростком могут увидеть, как алгебра, к примеру, полезна в формировании 10 умений, но только 5 из них выглядят важными и действительно используемыми в жизни. А литература, допустим, развивает 7 качеств и все они правда необходимы. Тогда мотивация учить литературу и алгебру укрепится в подростке, причем готовность вкладываться в литературу будет даже выше.

И когда таблица помогла осмыслить значимость каждого из предметов и выделить из них те, которые важно учить и знать хорошо, наступает пора признать, что оставшиеся уроки могут выполняться качественно, только если будут интересны и привлекательны. И если физика, к примеру, скучно преподается в школе и не понятно зачем нужна собирающейся на журфак 9-класснице, стремительно скатывающейся по ней на 2 и 3, то положение дел может спасти увлекательный факультатив по предмету, например, при одном из технических музеев, или репетитор, буквально влюбленный в свой предмет и интересно его преподающий. И если родителю правда необходимо дать ребенку знания и умения из физики, то важно увлечь ей, возможно, специально выделив на это время и деньги.

Вопрос вовлечения подростка в учебу интересен и сложен. Хорошо, что родитель, столкнувшись с нежеланием подростка учиться, может справляться с ситуацией не в одиночку, а обратиться к психологу за профессиональной помощью. Описанный в статье способ мотивирования старшеклассника на учебу работает, но порой необходимы дополнительные усилия и меры для того, чтобы подросток начал хорошо учиться. Сотрудничество с психологом поможет найти самые действенные из них для конкретного подростка.

 

 

По материалам:

https://www.b17.ru/article/61235/