32. Молитва «Отче наш» (прошения четвертое и пятое)

Цель занятия:

поразмышлять над 11-12 стихами 6 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл четвертого и пятого прошений молитвы Господней
  • проанализировать, что меняет в нашей жизни произнесение этих слов молитвы Господней

Использованная литература:

  1. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 1. Урок 22.
  2. Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
  3. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/19 (дата обращения 10.01.2019).
  5. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).

Дополнительная литература:

  1. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 18.
  2. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. [Электронный ресурс]. – URL: https://predanie.ru/kulomzina-sofya-sergeevna/book/74552-nasha-cerkov-i-nashi-deti/#/toc6 (дата обращения 27.02.2019). Глава «Объяснение детям молитвы «Отче наш».
  3. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».
  4. Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «О чем учил Христос?»
  5. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Глава «Молитва Господня».

Ключевые понятия:

  • Нагорная проповедь
  • Молитва Господня

Словарь урока:

  • Молитва «Отче наш»
  • Хлеб насущный
  • Прощение

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Почему в главной христианской молитве мы просим у Бога хлеба?
  2. Что значит «насущный»?
  3. В каком еще значении можно понимать слово «хлеб»?
  4. Всегда ли мы слушаемся Бога?
  5. Наказывает ли нас Бог за каждый наш грех?
  6. Какие долги есть у нас перед Богом?
  7. Может ли человек вернуть Богу долг?
  8. Чем, кроме покаяния, может человек искупить свои грехи?
  9. Вспомните евангельскую притчу, которая иллюстрирует связь между прощением обид и получением прощения долгов от Бога.
  10. Что говорил Иисус Христос о прощении наших обидчиков?
  11. Что означают слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»?
  12. Чего может ожидать человек, не прощающий своих должников?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, презентацию, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников. Заучивание молитвы наизусть.

Презентации:

Православная молитва (слайды с 17 по 18) (скачать)

Литературные источники:

Избранное из жития святых. «Свои и чужие грехи». Мансветов Г.И. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Доброе слово». Часть «Евангелие. Отче наш. Часть 4».
  2. Мультфильм «Отче наш»:

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф.6:9-13).

Текст молитвы по-церковнославянски

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.

Перевод слов молитвы

  • Отче – Отец;
  • Иже еси на небесех – Сущий (который есть) на небесах;
  • да святится – да будет свято, да прославляется;
  • яко – как;
  • насущный – необходимый для существования;
  • даждь – дай;
  • днесь – сегодня;
  • остави – оставь, прости.

Вопрос: Почему в главной христианской молитве мы просим у Бога хлеба?

Ответ: Потому что без хлеба люди не могут обойтись. Кстати, при переводе этой молитвы на китайский язык использовали слово «рис», а на якутский – «рыба», потому что для этих народов главные виды пищи другие. В прошении о «хлебе» содержатся: еда, кров над головой, одежда и все, необходимое для существования. Мы не перечисляем этих вещей в отдельности, потому что Сам Небесный Отец знает, что нам послать.

Вопрос: Что значит «насущный»?

Ответ: Это значит – необходимый на сегодня. Мы не всегда будем жить на земле: все мы умрем. Мертвому ничего не нужно. Поэтому и телесной пищи просить у Бога нужно только на один день. О завтрашнем дне мы не просим, так как не знаем, будем ли мы живы. Мы так и просим у Бога: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф.6:9-11).

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Смотри, однако, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем-либо подобном, но только о хлебе, и притом о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем, почему и присовокупил: «хлеб насущный», т. е. повседневный. Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил вслед затем и другое: «дай нам на сей день», чтобы нам не сокрушать себя заботой о наступающем дне. В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нем? Это Спаситель заповедал и далее затем в Своей проповеди: «не заботьтесь», говорит, «о завтрашнем дне» (Мф. 6:34).

Вопрос: В каком еще значении можно понимать слово «хлеб»?

Ответ: Хлеб это пища телесная, но нужна пища и душе. Мы просим, чтобы Бог помог нам развиться нравственно и духовно, помог нам очищать, возвышать и облагораживать нашу душу через наши поступки и образ жизни. Просьба о хлебе – это ещё и просьба о святом причастии в виде Пречистого Тела и Честной Крови Иисуса Христа, без которых нет спасения и жизни вечной.

Вопрос: Всегда ли мы слушаемся Бога?

Ответ: Нет, не всегда. Мы все часто грешим. Даже если очень стараемся, то нечаянно всё равно согрешаем.

Вопрос: Наказывает ли нас Бог за каждый наш грех?

Ответ: Нет, Бог долготерпелив, Он дает нам время на покаяние.

Вопрос: Какие долги есть у нас перед Богом?

Ответ: Получая от Бога только добро, мы платим ему непослушанием и злом, а должны были бы платить добрыми делами. Все наши грехи можно считать нашим долгом Богу, который мы Ему не вернули, потому что Господь дал человеку силы и способности для добра, а мы часто тратим их впустую.

Вопрос: Может ли человек вернуть Богу долг?

Ответ: Когда мы согрешаем, то уже никак не можем взять свои дела назад, значит, не можем ничем заплатить свои долги перед Богом. Можем только покаяться. И Сам Господь Иисус Христос учил людей покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17).

Вопрос: Чем, кроме покаяния, может человек искупить свои грехи?

Ответ: Господь велел нам любить всех людей, как самих себя. Мы должны людям делать добро, а если они нас обижают и просят у нас прощения, то мы должны их прощать. Если мы прощаем наших обидчиков, то и нас Бог простит, а если не прощаем, то и наши грехи Он не простит.

Вопрос: Вспомните евангельскую притчу, которая иллюстрирует связь между прощением обид и получением прощения долгов от Бога.

Ответ: Это притча о немилосердном должнике.

Притча о немилосердном должнике

Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф.18:21-35).

Вопрос: Что говорил Иисус Христос о прощении наших обидчиков?

Ответ: Что мы должны прощать их до седмижды семидесяти раз, то есть всегда. А не прощая другим, мы не смеем просить Бога о прощении наших грехов.

Свои и чужие грехи

Некий инок учинил прегрешение. Братия собравшись рассуждать о его деле, послали за аввой Моисее; но смиренный старец отказался быть в их совете. Скитский пресвитер приказал сходить за ним вторично и сказать, что братия ожидают его всем собором. Тогда Моисей пошёл, но каким образом? Он насыпал в ветхую кошницу песку и понёс с собой. «Что это значит, авва?» – встречая его, спросили иноки. «Видите, сколько за мною грехов? – указывая на сыплющийся песок, отвечал святой Моисей. – Я не вижу их, а между тем иду совершать суд над другим!» Услышав это, иноки ничего не сказали согрешившему брату и безмолвно простили его.

Вопрос: Что означают слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»?

Ответ: Этими словами мы просим Бога простить нам грехи наши, так как мы сами прощаем тех людей, которые нас обижали или причинили нам зло. В этом прошении под словом долги мы подразумеваем грехи, а под словом должники подразумеваем людей, которые в чем-либо виноваты перед нами.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Таким образом, это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, произносимый о нас. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел права жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судьей над самим Собой, и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние, – хотя это последнее на самом деле гораздо важнее первого.

Вопрос: Чего может ожидать человек, не прощающий своих должников?

Ответ: В молитве Господней мы просим Бога о том, что если мы сами не простили грехи обидчиков наших, то чтобы и Он не прощал нам грехи наши. Значит, человек, который гневается на своих врагов и обидчиков, проклинает их и желает им зла, не должен ожидать от Бога прощения своих собственных грехов.

Случай из жизни

Некто Исаак-монах рассказывал: «Однажды я поссорился с братом и стал гневаться на него. Сидя как-то за рукоделием, я вспомнил о ссоре, раскаялся и думал: «Что мне делать?» В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив, как следовало, крестного знамения, сказал: «Ты согрешил и тревожишься, доверься мне и будешь спокоен». Я понял, что это дьявол, и ответил: «Уйди, ибо ты не от Бога». Он же говорит: «Жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой». «Нет, – говорю, – не твой я, дьявол, а Божий». Он сказал: «Тех, кто гнев держит и зло помнит, Бог передал нам. А ты уже три недели гневаешься на своего брата». Услышав это, я тотчас же пошел к брату, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидел, что дьявол, не потерпев моего примирения, из злобы, сжег мое рукоделие и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился».