29. «…Когда молишься, не будь, как лицемеры»

Цель занятия:

поразмышлять над 5-6 стихами 6 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл анализируемых стихов
  • проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
  • подумать, как можно исполнять данную заповедь

Использованная литература:

  1. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/19 (дата обращения 10.01.2019).
  3. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).

Дополнительная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».
  2. Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).

Ключевые понятия:

  • Нагорная проповедь
  • Лицемерие

Словарь урока:

  • Молитва
  • Искренность
  • Тщеславие
  • Гордость
  • Славолюбие
  • Ложное благочестие

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Молятся ли в наше время христиане «на углах улиц»?
  2. Как вы думаете, за что осуждал Иисус Христос тех, кто громко молился в общественных местах?
  3. Какую «уже полученную» награду имеет в виду Господь?
  4. На что особенно обращает внимание Иисус Христос, предостерегая нас от лицемерия?
  5. Как вы думаете, почему Иисус Христос учит при молитве «плотно закрывать дверь»?
  6. Может быть, Иисус Христос вообще был против общественных молитв?
  7. Всегда ли легко бывает в храме не обращать внимания на окружающих людей, сосредоточившись на разговоре с Богом?
  8. Что аллегорически называет святитель Иоанн Златоуст «дверями комнаты»?
  9. «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:5-6). Какая награда за правильную молитву может быть дарована человеку?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на презентацию, вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Презентации:

О молитве (скачать)

Литературные источники:

Избранное из жития святых. «Посещение по пути». Мансветов Г.И. (скачать)

Избранное из жития святых. «Каков подвиг, такова и награда». Мансветов Г.И. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Воскресная школа». Часть «Что такое молитва»:

  1. Телепроект «Доброе слово». «Учитель и ученик».
  2. Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:5-6).

Вопрос: Молятся ли в наше время христиане «на углах улиц»?

Ответ: Нет. Наверное, это традиция того времени, когда жил Иисус Христос.

А.Г.Долженко. Исторические факты

В древнееврейском государстве у книжников и фарисеев существовали определенные часы, строго отведенные для молитвы. И если во время этих часов книжники или фарисеи находились в многолюдном месте «в синагогах и на углах улиц», на базарах или площадях, то они останавливались и среди суетящейся вокруг них толпы людей, чаще всего громко, начинали выкрикивать или выразительно, как актеры, читать заученные тексты своих молитв.

Люди, находящиеся рядом с книжниками и фарисеями, и видевшие усердное творение молитвы, относились к молящимся с благочестием и выказывали им свое почтение за их ревностное служение Богу. На самом деле очень часто книжники и фарисеи специально посещали многолюдные места и там творили свои молитвы, чтобы получить похвалу и одобрение от окружающих их людей.

Вопрос: Как вы думаете, за что осуждал Иисус Христос тех, кто громко молился в общественных местах?

Ответ: За то, что они делали это не ради Бога, а напоказ,  ради самовосхваления.

Вопрос: Какую «уже полученную» награду имеет в виду Господь?

Ответ: За ложное благочестие фарисеи получали только похвалы от окружающих людей и возрастание собственного почета в народе. Под наградой можно ещё понимать справедливое будущее наказание лицемеров за их греховные поступки. Ведь Господь предупреждал: «Воздам каждому из вас по делам вашим» (Откр.2:23).

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Однако, есть люди, которые, несмотря на все такие наставления, так худо себя ведут во время молитвы, что хотя самих их и не видно было бы, они своими непристойными воплями всем дают знать о себе и как видом своим, так и криком делают самих себя смешными. Не знаешь ли, что если кто и на торжище будет так делать и просить с воплем, то отгонит от себя того, кого просит, а когда спокойно и приличным образом станет просить, тогда скорее привлечет к себе могущего оказать ему милость? Итак, будем творить молитвы не с движениями тела и не с воплем гласа, но с благим и искренним расположением; не с шумом и гамом, не для показа, способного отогнать ближних, но со всей кротостью, сокрушением сердца и непритворными слезами.

Вопрос: На что особенно обращает внимание Иисус Христос, предостерегая нас от лицемерия?

Ответ: Здесь, как и раньше, Господь обращает наше внимание на цель, с которой нужно приступать к любому доброму делу и, в частности, к молитве. Молитва должна быть искренним обращением к Богу.

Вопрос: Как вы думаете, почему Иисус Христос учит при молитве «плотно закрывать дверь»?

Ответ: Иисус Христос советует творить молитву в уединенном месте с плотно закрытой дверью для того, чтобы человеку ничего не мешало и не отвлекало его внимание во время совершения молитвы.

Вопрос: Может быть, Иисус Христос вообще был против общественных молитв?

Ответ: Конечно, нет. Ведь Господь призывал именно к совместной молитве, говоря: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них» (Мф. 18:20).

Вопрос: Всегда ли легко бывает в храме не обращать внимания на окружающих людей, сосредоточившись на разговоре с Богом?

Ответ: Не всегда. Этому стоит учиться. Нужно внимательно следить за ходом богослужения, специально изучать его смысл, чтобы понимать всё происходящее.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Если в комнату войдешь и затворишь за собою дверь, а сделаешь это напоказ, то и затворенные двери не принесут тебе никакой пользы. Спаситель желает, чтобы ты, прежде чем затворить двери комнаты, изгнал из себя тщеславие и заключил двери сердца твоего. Из глубины сердца твоего извлеки глас, сделай молитву твою тайною.

Вопрос: Что аллегорически называет святитель Иоанн Златоуст «дверями комнаты»?

Ответ: «Комната», в которую надо войти для тайной молитвы Богу, это наше сердце, в глубинах которого должно совершаться общение с Господом.

Вопрос: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:5-6). Какая награда за правильную молитву может быть дарована человеку?

Ответ: Иисус Христос говорит о том, что за совершение искренней молитвы, выполненной не на показ и без лицемерия, Господь Бог, как за благочестивый поступок, пошлет человеку благоприятное воздаяние, исполнит прошения этого человека, сказанные в его молитвах. «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин.15:7).

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Если мы всюду блуждаем и носимся своими мыслями во время молитвы, то когда приступим к молитве с болезнью тщеславия, тогда и сами не услышим молитв своих. Если же и мы не слышим молитв и прошений своих, то, как можем умолить Бога, чтобы Он услышал нас?