26. «…Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного»

Цель занятия:

поразмышлять над 43-47 стихами 5 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл анализируемых стихов
  • проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
  • подумать, как можно исполнять данную заповедь

Использованная литература:

  1. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/18 (дата обращения 10.01.2019).
  3. Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014.
  4. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).

Дополнительная литература:

  1. Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».

Ключевые понятия:

  • Нагорная проповедь

Словарь урока:

  • Враги
  • Ближние
  • Любовь
  • Молитва
  • Сыны Божии

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Какая заповедь об отношении к другим людям была в Ветхом Завете?
  2. Чем отличалось ее понимание фарисеями?
  3. Как Иисус Христос разъясняет равенство всех людей перед Богом?
  4. Зачем Иисус Христос перечисляет все виды вражды – проклятие, ненависть, обиды и гонения?
  5. Чем Иисус Христос учит отвечать своим врагам?
  6. Что означает обещанное богосыновство?
  7. Как Сам Иисус Христос проявлял любовь к врагам?
  8. Как Иисус Христос показывает, что одинаково любит и праведных, и неправедных?
  9. Можно ли относить слова Иисуса Христа о любви также и к врагам Отечества?
  10. Зачем Иисус Христос приводит сравнение с мытарями и язычниками?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Литературные источники:

  • Рассказ «Терпение ради Христа». Священник Петр Поляков. (скачать)
  • Избранное из жития святых. «Исправленный мститель», «Средство сделать врага другом», «Молитва о счастье врагов», «Средство усмирять жесточайших врагов». Мансветов Г.И. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Телепередача «Доброе слово». «Добром за зло».
  2. Телепередача «Доброе слово». «Гражданство Небесное и земное».
  3. Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5:43-47).

Вопрос: Какая заповедь об отношении к другим людям была в Ветхом Завете?

Ответ: Евреи руководствовались заповедью: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как себя самого» (Лев.19:18).

Вопрос: Чем отличалось ее понимание фарисеями?

Ответ: Фарисеи считали, что любить нужно только своих, а к прочим можно относиться по-другому. Поэтому Иисус Христос и цитирует не саму заповедь, а ее понимание фарисеями: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Мф.5:43).

Вопрос: Как Иисус Христос разъясняет равенство всех людей перед Богом?

Ответ: Иисус Христос указывает слушателям на Бога Отца, Который изливает Свою любовь на всех людей в равной мере. Он приводит пример о солнце и дожде, которые не выбирают людей по их качествам.

Вопрос: Зачем Иисус Христос перечисляет все виды вражды – проклятие, ненависть, обиды и гонения?

Ответ: Иисус Христос подробно детализировал различные виды, в которых может проявляться вражда. Ведь тот, кто проклинает, ненавидит, обижает и гонит человека, проявляет к нему через перечисленные действия различные формы вражды. А Иисус Христос советовал любить врага во всех его перечисленных разновидностях.

Вопрос: Чем Иисус Христос учит отвечать своим врагам?

Ответ: Иисус Христос так же подробно, как и виды вражды, перечисляет те виды доброго отношения, которое можно проявить к врагам. Это благословение, благотворительность и молитва.

Молитва о счастье врагов

Святая девица Фавста, дочь верных и благородных родителей, уроженка Кизическая, на тринадцатом году возраста своего отдана была за веру Христову в мучительские руки жрецу Евиласию. Но её невинность, терпение и кротость так подействовали на зверское сердце идолослужителя, что он, познав силу Божью и умилившись над Фавстой, даровал ей свободу, за что сам восприял венец мученический.

После того император Максимиан повелел другому лицу истощить над Фавстой весь ужас мучений. Что же и тогда сделала Богом укрепляемая девица? Просила ли на своего тирана гнева небесного? Нет, она восклицала только: «Благодарю Тебя, Сладчайший Иисусе, свидетелю сердец, что сподобил меня исповедать святое имя Твое! Ещё молюсь Тебе, возлюби Максима (имя её мучителя), просвети его верой и утверди в страхе Твоём». Сколько тиран ни был глух к гласу невинности и к чудесам, которыми Бог прославил страдальцев, но ангельское желание святой Фавсты поразило каменное сердце его. «Помощник и Покровитель невинной девицы! – наконец воскликнул он. – Яви Твою благодать и на мне недостойном, прими меня в раба Твоего; воистину Ты един Господь и Бог сил!» В это мгновение отверзлись небеса, и явился на облаках посреди Ангелов и всех святых Сын Божий, благословляющий новообратившегося Максима.

Восхищённый небесным видением, исполнитель царского веления последовал Евиласию и Фавсте и вместе с ними крестился своею кровию. А вы, христиане, познайте из этого, какую силу и над злодеями нашими имеет молитва об их счастье.

Вопрос: Что означает обещанное богосыновство?

Ответ: Быть сыновьями Отца Небесного – значит быть достойными Бога, быть подобными Ему в мыслях и делах.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Вот высочайший верх добродетелей! Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну! Все это предложил Он для того, чтобы ты с полною готовностью мог принять и то, что гораздо выше этих предписаний. Что же выше их, скажешь ты? Не почитать того врагом, кто причиняет тебе обиды, – даже нечто и того высшее, поскольку Господь не сказал: не возненавидь, но – возлюби; не сказал: не обижай, но – и благотвори.

Но если тщательнее рассмотрим слова Спасителя, то увидим, что в них заключается новое предписание, гораздо еще высшее. В самом деле, Он повелевает не только любить врагов, но и молиться за них. Видишь ли, на какие восшел Он степени, и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй их, начавши с первой: первая степень – не начинать обиды; вторая – когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предавать себя самого злостраданию; пятая – отдавать более, нежели, сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу. Видишь ли, какая высота любомудрия? Но за то блистательна и награда. Так как повеление велико и требует мужественной души и великого подвига, то и мзду за исполнение его Спаситель обещает такую, какой не соединял ни с одною из прежних заповедей. Он обещает здесь не землю, как кротким, не утешение и помилование, как плачущим и милостивым, но царствие небесное, но, что они будут подобны Богу, насколько то возможно для людей: «Да будете сынами, – говорит, – Отца вашего Небесного» (Мф.5:45).

Вопрос: Как Сам Иисус Христос проявлял любовь к врагам?

Ответ: Например, Иисус Христос молился за людей, враждебно относящихся к Нему и распявших Его. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 23:34). Христос всегда указывал людям путь к исправлению и помогал покаяться, при помощи любви и милосердия побеждая зло в их душах.

Вопрос: Как Иисус Христос показывает, что одинаково любит и праведных, и неправедных?

Ответ: Бог проявляет Свою Любовь, Милосердие и Заботу ко всем людям мира, помогая злодеям исправиться и стать добрыми, а добрым людям помогая служить Богу. В подтверждение этого Иисус Христос сказал такие слова: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13).

Средство усмирять жесточайших врагов

В обители преподобного Кирилла Белозерского был инок, по имени Феодот, который, сам не зная за что, возненавидел святого настоятеля и в этот пагубной страсти так ожесточился, что не мог равнодушно не только видеть, но и слышать его голоса. Сколько другие иноки ни увещевали его, сколько ни доказывали, что святой Кирилл достоин всей их любви и даже благоговения, но Феодот не мог или, лучше сказать, не хотел исцелить от лютого недуга свою душу и наконец, решился оставить монастырь. Однако же, послушав одного уважаемого им старца, прежде пошёл к преподобному Кириллу, чтобы исповедать перед ним смущение своих мыслей.

Простой упрёк настоятеля, может быть, произвёл бы то, что ослеплённый старец излил бы пред ним всю свою ненависть и пошёл бы из обители на погибель души своей; но святой Кирилл, приняв его с отеческой любовью, совершенно низложил ею своего неприятеля. Устыдившись седин напрасно оскорблённого и столь кроткого начальника, Феодот не знал, что сказать, и хотел выйти вон. Тогда прозорливый Кирилл, взяв его за руку, сказал: «Возлюбленный о Христе брат! Все обманулись и погрешили, почитая меня добрым человеком; ты один истинно судил, познав мои грехи и злобу. Но уповаю на милость Господа своего, что Он поможет мне исправиться; а ты прости мне досады и оскорбления и помолись обо мне к Тому, Иже не хощет смерти грешника». Инок, глубоко поражённый прозорливостью и смирением человека по сердцу Божьему, пал к ногам его и со слезами признался, что напрасно ненавидел его. С того времени Феодот обрёл покой своему сердцу и начал более всех любить святого наставника.

Вопрос: Можно ли относить слова Иисуса Христа о любви также и к врагам Отечества?

Ответ: Спаситель заповедовал любить личных врагов, но быть непримиримым к врагам общественным, захватчикам Отечества и еретикам.

Вопрос: Зачем Иисус Христос приводит сравнение с мытарями и язычниками?

Ответ: До прихода Иисуса Христа евреи считали себя лучше языческих народов потому, что полагались на свою богоизбранность и на то, что на их народе пребывает благословение Господне. Иисус Христос сказал евреям о том, что только бескорыстная всепрощающая любовь является путем достижения богоизбранности. И только бескорыстная любовь к ближнему является отличительной чертой от мытарей, язычников и грешников, которые совершают добро только из корысти и выгоды.