25. «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся»

Цель занятия:

поразмышлять над 40-42 стихами 5 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл анализируемых стихов
  • проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
  • подумать, как можно исполнять данную заповедь

Использованная литература:

  1. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/18 (дата обращения 10.01.2019).
  3. Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014.
  4. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).

Дополнительная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».

Ключевые понятия:

  • Нагорная проповедь

Словарь урока:

  • Милосердие
  • Благоторительность
  • Бескорыстие

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. О чем были предыдущие слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди?
  2. Часто ли у людей возникает желание просто так раздавать своё имущество?
  3. Жадность и нежелание делиться с неимущими – это добро или зло?
  4. Какие чувства могут возникнуть у жадного человека по отношению к просителю?
  5. Продолжая прежнюю мысль Иисуса Христа, нужно ли бороться с этим злом в себе?
  6. Как можно бороться с жадностью?
  7. Каким образом в этом случае побеждается зло?
  8. Всякую ли просьбу другого человека христианин обязан исполнять?
  9. Приведите пример такой просьбы, о которой грешно просить, которую преступно исполнять, и поэтому полезно в ней отказать?
  10. Нужно ли ожидать от человека добра в ответ на сделанное ему благодеяние?
  11. Почему случается так, что люди жалуются, будто им отплатили злом за добро?
  12. Почему святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что нужно требовать возврата долга от Бога?
  13. Упоминается ли где-нибудь в Новом Завете, что человек, помогающий нищим, служит тем самым Богу?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Литературные источники:

  • Рассказ «Драгоценные камни». Священник Петр Поляков. (скачать)
  • Избранное из жития святых. «Образ подаяния милостыни», «Слава подаяния милостыни». Мансветов Г.И. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:

  1. Цикл анимационных фильмов «Образ доброчинности». «Агапит Печерский»:

  1. Цикл анимационных фильмов «Образ доброчинности». «Макарий Александрийский»:

«И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:40-42).

Вопрос: О чем были предыдущие слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди?

Ответ: О непротивлении злу силою, о том, что нужно побеждать зло добром.

Вопрос: Часто ли у людей возникает желание просто так раздавать своё имущество?

Ответ: Не часто. Те, кто так поступает, обычно считаются в обществе чудаками.

Вопрос: А как вы думаете, жадность и нежелание делиться с неимущими – это добро или зло?

Ответ: Жадность – это грех, поэтому, конечно, зло.

Вопрос: Какие чувства могут возникнуть у жадного человека по отношению к просителю?

Ответ: Состоятельный человек, охваченный жадностью, может проявлять злобу, нетерпимость, агрессию и раздражительность к тем людям, которые у него просят и хотят занять.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Бог хочет, чтобы мы были полезны не только для самих себя, но и для всех ближних. Итак, если ты отдашь требуемое без всякого спора и суда, то приобретешь пользу только себе. Если же сверх требуемого отдашь и другое что-нибудь, то и соперника отпустишь от себя лучшим. Вот что значит та соль, каковою Спаситель желает быть ученикам Своим; она и саму себя сберегает, и сохраняет другие тела, ею осоленные. Вот что значит и тот свет; он светит и самому себе, и другим. Итак, поелику Господь и тебя поставил в число учеников Своих, то просвети сидящего во тьме; научи его, что он и то, чего от тебя требовал, взял у тебя не насильно; убеди его, что ты не считаешь себя обиженным. Таким образом, и сам заслужишь большее уважение и почтение, когда уверишь его, что он ничего у тебя не отнял, а ты сам подарил ему. Своею кротостью обрати грех его в повод к проявлению твоего благородства. <…> «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42). Этими словами Спаситель требует меньшего, нежели прежними, но не удивляйся этому. Спаситель обыкновенно так делает: Он всегда к великому присоединяет малое.

Вопрос: Продолжая прежнюю мысль Иисуса Христа, нужно ли бороться с этим злом в себе?

Ответ: Да, нужно.

Вопрос: Как можно бороться с жадностью?

Ответ: Противоположной добродетелью, щедростью. И, как учит Иисус Христос, проявлением сострадания и помощи к просящему нищему и человеку, хотящему занять.

Вопрос: Каким образом в этом случае побеждается зло?

Ответ: Подавая просящему и не отказывая желающему занять, состоятельный человек, совершая добрый поступок в виде милосердия и заботы, не будет побежден злом жадности, жестокосердия, но победит зло любовью к ближнему своему.

Незлобие старца

Жил один старец в уединенной келье. К нему забрались разбойники и сказали:

– Мы все, что есть у тебя, возьмем себе.

Старец отвечал ласково и спокойно:

– Возьмите, дети, все, что вам понравится.

Воры забрали все и ушли, оставив одну сумку. Старец взял эту сумку, погнался за ними, крича:

– Дети! Возьмите от меня, что забыли в моей келье.

Разбойники, пораженные незлобием старца, возвратили все, что взяли в келье, говоря с чувством раскаяния:

– Истинно, это человек Божий!..

Вопрос: Всякую ли просьбу другого человека христианин обязан исполнять?

Ответ: Иисус Христос  не говорит: «дай буквально все, о чем просящий не попросит». Это значит, что человек должен сам выбирать, каждому ли просящему следует давать и сколько нужно давать. Дающий человек должен нести ответственность за то, для какого дела, доброго или злого, просящий использует данное ему. Поэтому нельзя давать или занимать деньги тому, кто хочет воспользоваться ими во зло.

Вопрос: Приведите пример такой просьбы, о которой грешно просить, которую преступно исполнять, и поэтому полезно в ней отказать?

Ответ: Например, в просьбе пьянице на выпивку. Повеление Спасителя «просящему у тебя дай» прежде всего нужно рассматривать в том смысле, что просящему нужно давать не то, что он просит (с учетом существования греховных просьб) а то, что полезно для просящего.

Слава подаяния милостыни

Преподобный Маркиан, пресвитер великой Константинопольской церкви, идучи на службу Божью и увидев нищего, почти нагого, от холода трясущегося, снял с себя одежду и прикрыл наготу его, а сам остался только в нижнем платье. Но посмотрите, как Господь за это прославил его! Когда святой Маркиан священнодействовал, то весь народ, причет и сам патриарх под церковными ризами приметили блистающую порфиру царскую.

Не видно ли из этого, что мы, снабжая убогих от имения своего, не теряем оное, но отдаём его в обмен на драгоценнейшие сокровища Тому, Кто и за чашу студёной воды обещал наградить нас вечным блаженством! Царская одежда, преподобному Маркиану данная, не есть ли доказательство, что подающий милостыню делает богоугодное.

Вопрос: Нужно ли ожидать от человека добра в ответ на сделанное ему благодеяние?

Ответ: Нет. Это очень удивительно, но Иисус Христос учит даже не требовать возврата долга. Эти же слова Спасителя «просящему у тебя дай» евангелист Лука пересказывает, добавляя к ним новую мысль. «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лук.6:30). Как видим, он указывает на то, что Иисус Христос учит оказывать людям помощь безвозмездно. «Взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лук.6:35).

Вопрос: Почему случается так, что люди жалуются, будто им отплатили злом за добро?

Ответ: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность» (Лука 6:34). Поэтому в жизни бывает, что когда человек кому-то делает пользу в ожидании за это получить выгоду, похвалу, благодарность или добро, то чаще всего в ответ получает неблагодарность, как плату за его собственное не бескорыстие.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Сделав доброе дело, – не ищи благодарности, чтобы не иметь тебе должником Самого Бога, Который сказал: «Взаймы давайте тем, от которых вы не надеетесь ничего получить. Имея такого должника, для чего же ты оставив Его, требуешь от меня, человека бедного и скудного? Разве Этот должник гневается, когда с Него долг? Или Он беден? Или отказывается платить? Но разве ты не видишь Его неисчислимых сокровищ? Разве ты не видишь Его неизреченной щедрости? Итак с Него спроси и требуй. Это ему приятно. А если Он увидит, что ты с другого требуешь Его долг, то Он оскорбится этим, и не только не отдаст тебе, но и осудит тебя. В чем ты нашел Меня неблагодарным – скажет Он. Какую болезнь у Меня нашел, что оставив Меня идешь к другим? Одному дал взаймы, а с другого требуешь? Ведь хотя человек получил, но велел дать Бог ... Ты дал взаймы Богу, с Него и требуй.

Вопрос: Почему святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что нужно требовать возврата долга от Бога?

Ответ: Можно вспомнить ветхозаветные слова о том, что «благотворящий бедному, дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч.19:17).

Вопрос: Упоминается ли где-нибудь в Новом Завете, что человек, помогающий нищим, служит тем самым Богу?

Ответ: Да, например, в притче о Страшном суде Иисус Христос так говорит об этом: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40).

Образ подаяния милостыни

Святая Мелания, расточая ради Христа сокровища свои, достигла Александрии и, услышав о богоугодном житии святого Памвы, пришла в его пустыню принять благословение. И принесла с собой триста литр серебра, умоляя его, чтобы из этого сокровища взял, сколько пожелает. Но человек Божий, занимаясь своим обычным рукоделием, даже не воззрел на серебро и только сказал: «Да воздаст тебе Господь Бог по усердию твоему». Когда же благодетельница бедных не переставала умолять его, чтобы принял от её усердия, хотя немного, то святой Памва сказал служащему собрату: «Возьми у праведницы, что даст тебе, и раздай старцам, живущим в Ливии и на островах, ибо земля их бесплодна; но ничего не отделяй инокам Египетским: живучи на земле плодоносной, они могут быть сыты от труда рук своих...»

Святая Мелания, отдавая серебро своё иноку, сказала преподобному Памве: «Отче! Здесь серебра ровно триста литр; посмотри его». – «Бог, Которому ты, дочь моя, принесла в жертву твое сокровище, – отвечал человек Божий, – не имеет нужды спрашивать у тебя, сколько оного. Тот, Который перстом измеряет землю и взвешивает горы, неужели не знает количества серебра твоего? Если бы ты подавала мне, я пересчитал бы оное; но ты даёшь Богу, Который не презрел и две лепты от вдовицы, но принял их лучше бесчисленных сокровищ: итак, молчи и не воструби пред тобой».

Поистине, что человек отдаёт бедному, то отдаёт Самому Богу. Сколь великое побуждение быть благодетельным!