24. «…Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»

Цель занятия:

поразмышлять над 38-39 стихами 5 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл анализируемых стихов
  • проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
  • подумать, как можно исполнять данную заповедь

Использованная литература:

  1. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/18 (дата обращения 10.01.2019).
  3. Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
  4. Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014.
  5. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).

Дополнительная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».

Ключевые понятия:

  • Нагорная проповедь

Словарь урока:

  • Кротость
  • Терпение
  • Обида
  • Месть
  • Добро

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Что за слова цитирует Иисус Христос: «око за око и зуб за зуб»?
  2. Почему была дана такая заповедь о равном ответе за обиду?
  3. Из слов Иисуса Христа «не противься злому» можно понять, на кого Он указывает в качестве источника обиды?
  4. Как нужно относиться к человеку, а как – к источнику зла?
  5. Правда ли, что Иисус Христос учит отступать перед злом и подчиняться ему?
  6. Почему месть не приносит человеку пользы?
  7. Кто может судить поступки человека?
  8. К чему приводит обычно месть?
  9. Почему Иисус Христос дал в Нагорной проповеди эту новую заповедь?
  10. В чем преимущество прощения перед местью?
  11. Какой пример показал нам позже Иисус Христос, подтверждая обсуждаемую заповедь?
  12. Как научиться прощать обидчиков?
  13. Как соотносится данная заповедь с предыдущими словами Нагорной проповеди?
  14. Как нужно правильно понимать слова Иисуса Христа о непротивлении злу силой?
  15. Приводит ли Иисус Христос конкретные примеры того, как можно победить зло добром?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Литературные источники:

  • Рассказ «Терпение». Священник Петр Поляков. (скачать)
  • Рассказ «О кротости». Священник Петр Поляков. (скачать)
  • Избранное из жития святых. «Великодушие против обид». Мансветов Г.И. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Телепередача «Доброе слово». «Об уважении к людям».
  2. Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:

  1. Цикл анимационных фильмов «Образ доброчинности». «Борис и Глеб»:

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:38-39).

Вопрос: Что за слова цитирует Иисус Христос: «око за око и зуб за зуб»?

Ответ: Это повеление еще из Ветхого Завета времен Моисея: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24:19-20). Но применять этот закон можно было только по решению суда.

Вопрос: Почему была дана такая заповедь о равном ответе за обиду?

Ответ: Допуская месть, ветхозаветный закон фактически старался ограничить ее. Часто люди совершали на мелкую обиду в ответ еще большую обиду, беспощадно мстили своим врагам. Таким образом зло в мире лишь росло.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Итак, приведя постановление ветхого закона и прочитав его от слова до слова, Спаситель опять показывает, что не брат учиняет обиду, но лукавый. Поэтому и присовокупляет: «А Я говорю вам: не противься злому». Не говорит: «не противься брату», но: злому, показывая тем, что обидчик все делает по наущению дьявола, и таким образом, слагая вину на другого, весьма много ослабляет и пресекает гнев против обидевшего. Что же, скажешь ты: ужели нам не должно противиться лукавому? Должно, но не так, а как повелел сам Спаситель, то есть, готовностью терпеть зло. Таким образом ты действительно победишь лукавого. Не огнем ведь погашают огонь, а водою. А чтобы знать тебе, что и в Ветхом завете победа и венец остаются на стороне претерпевшего обиду, рассмотри, что происходит в этом случае, и увидишь, что преимущество остается на стороне обиженного. В самом деле, кто первый поднимает руку на совершение неправды, тот вырывает два глаза, – и у ближнего и у себя. Поэтому Он справедливо подвергается общей ненависти и бесчисленным обвинениям.

Вопрос: Из слов Иисуса Христа «не противься злому» можно понять, на кого Он указывает в качестве источника обиды?

Ответ: Да, источником обиды является диавол.

Вопрос: Как нужно относиться к человеку, а как – к источнику зла?

Ответ: Воинствовать нам следует лишь против диавола и греха. Человека, через которого диавол действует, нужно пожалеть. А воспринимать вред, исходящий от зла, Иисус Христос советует со спокойствием, достоинством и мудростью.

Великодушие против обид

Некоторый старец, по имени Кир, будучи из низкого рода и весьма кроток, не понравился братии. Часто случается, что за смирение или за другие хорошие качества наконец полюбят того, кого прежде не любили, но участь преподобного Кира была не такова! С продолжением времени умножалась ненависть братии: не только старшие, но и юноши, находящиеся под искусом, оскорбляли его и нередко даже выгоняли из‑за стола. Это продолжалось пятнадцать лет.

В той обители случилось быть Иоанну Лествичнику.

Видя, что кроткий Кир, будучи выгоняем из‑за стола, часто ложился спать голодным, он спросил у него: «Скажи мне, что значат против тебя эти обиды?» – «Поверь мне, любезный о Христе гость, – отвечал смиренный старец, – что братия так поступает не по злобе; они только искушают меня, достойно ли ношу образ ангельский. Вступив в эту обитель, я слышал, что отшельнику должно быть под искусом тридцать лет, а я прожил еще одну половину».

Христиане! Вот примерный поступок против тех, которые обижают нас. Кроткий Кир не хотел мстить на деле своим гонителям и считал за высшее счастие то, что другие бы почли для себя совершенным несчастием.

Вопрос: Правда ли, что Иисус Христос учит отступать перед злом и подчиняться ему?

Ответ: Господь повелевает бороться со злом, говоря: «Если согрешит против тебя брат твой, обличи его ... Если не послушает, возьми с собою еще одного или двух свидетелей ... Если не послушает их, скажи Церкви. А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мат.18:15-17). То есть – надо пытаться вразумить согрешающего. Но если человек настолько упорен в грехе, что он уже не поддается никаким советам, то надо прекратить с ним всякие отношения.

Спаситель призывает нас бороться со злом и учит побеждать зло, но не методами агрессии и насилия, то есть не оружием зла, а добром. Поэтому апостол Павел говорит: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:17-18). Но наряду с этим, далее разъясняя учение Христа, он пишет: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21). Не противиться злу Христос также рекомендует и для того, чтобы человек ответил на вред, причиненный ему злодеем, не агрессией, а милосердием, лаской, то есть добром, и таким образом сделал первый шаг к примирению.

Вопрос: Почему месть не приносит человеку пользы?

Ответ: Богу не так важно, кто нанес удар первым. Если мы отвечаем ближнему равным ударом, то и перед Богом будем отвечать за одно и то же и будем одинаково осуждены.

Вопрос: Кто может судить поступки человека?

Ответ: Только Бог. А нам Он велел не осуждать никого. Еще в Ветхом Завете было сказано: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч.25:21-22) за твои добрые дела добром. Эту фразу нужно понимать так: Господь видит, что твой враг тебе делает зло, а ты за это врагу делаешь добро в виде того, что его кормишь и поишь. Поэтому Господь каждому воздаст по заслугам. Враг понесет наказание, а ты будешь Богом вознагражден. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Он (Иисус Христос) не только предписывает, чтобы мы переносили великодушно одни заушения, но чтобы мы не смущались и всяким другим страданием. Вот почему, как и там Он избрал обиду самую чувствительную, так и здесь упомянул об ударе по щеке, который считается особенно позорным и составляющим великую обиду. Давая эту заповедь, Спаситель имеет в виду пользу и наносящего удары, и терпящего их. В самом деле, если обиженный вооружится тем любомудрием, которому научает Спаситель, то он не будет и думать, что потерпел обиду, он даже не будет и чувствовать обиды, почитая себя скорее ратоборцем, чем человеком, которого бьют. А обижающий, будучи пристыжен, не только не нанесет второго удара, хотя бы он был лютее всякого зверя, но и за первый будет крайне обвинять себя. Поистине, ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых. Оно не только удерживает их от дальнейших порывов, но еще заставляет раскаяться и в прежних, и делает то, что они отходят от обиженных, удивляясь их кротости, и наконец, из неприятелей и врагов делаются не только их друзьями, но даже самыми близкими людьми и рабами. Наоборот, мщение производит совершенно противные следствия. Оно обоим причиняет стыд, ожесточает их и еще больше воспламеняет гнев, и зло, простираясь далее, доводит нередко до смерти. Вот почему Спаситель заушаемому не только запретил гневаться, но и повелел насытить желание ударяющего так, чтобы вовсе и неприметно было, что ты первый удар претерпел невольно. Действительно, таким образом ты поразишь бесстыдного гораздо чувствительнее, чем в том случае, если бы ты ударил его рукою, и из бесстыдного сделаешь его кротким.

Вопрос: К чему приводит обычно месть?

Ответ: Месть не оставляет места прощению. Она может продолжаться очень долго, до тех пор, пока слабейший из двоих просто не сможет продолжать и прекратит борьбу. В больших масштабах это может привести к неутихающей вражде и, например, войне между народами. А прощение, наоборот, может помочь из врага сделать друга.

Вопрос: Почему Иисус Христос дал в Нагорной проповеди эту новую заповедь?

Ответ: Потому что существующее ограничение мести не решало основного вопроса: как совсем пресечь вражду между людьми. Господь дал нам единственное действенное оружие против зла – это любовь.

Вопрос: В чем преимущество прощения перед местью?

Ответ: Бывает, ближний не сразу вразумляется нашим снисхождением. Однако, главная цель достигается: зло не распространяется на нас. Уступая физически, мы побеждаем духовно. За эту победу нам надо благодарить Бога.

Вопрос: Какой пример показал нам позже Иисус Христос, подтверждая обсуждаемую заповедь?

Ответ: Он Сам добровольно не только подставил другую щеку, но и принял смерть, хотя мог сойти с креста и отомстить всем обидчикам в силу Своего всемогущества.

Вопрос: Как научиться прощать обидчиков?

Ответ: Нужно вспомнить, что и мы сами, бывает, совершаем подобные поступки. Самоукорение и воспоминание о своих прегрешениях помогает прощать других. Кроме того, нужно молиться за своих врагов, как научил нас Господь: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).

Вопрос: Как соотносится данная заповедь с предыдущими словами Нагорной проповеди?

Ответ: Иисус Христос уже сказал, что попасть в Царство Небесное могут не все люди, а лишь те, которые станут кроткими (нищими духом), плачущими о своих и чужих грехах (раскаявшимися), правдивыми, милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами. То есть такие люди, которые проявят иную, более высшую праведность, чем фарисеи. Как видим по учению Христову, кротость, миротворчество, милосердие, чистота сердца и всепрощающая любовь последователей Иисуса Христа абсолютно несовместимы с ненавистью, местью, злопамятством.

Вопрос: Как нужно правильно понимать слова Иисуса Христа о непротивлении злу силой?

Ответ: Как особую форму наиболее правильного поведения человека при встрече со злом. Этот особый способ поведения состоит в том, чтобы не проявлять противодействие, связанное с враждой и местью в адрес зла. А отвечая добром на зло, постараться не допустить нового проявления зла, которое может возникнуть в ответ на ваше противодействие злу злом. В подтверждение этой мысли можно привести еще такие слова апостола Павла: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1Фес.5:15).

Вопрос: Приводит ли Иисус Христос конкретные примеры того, как можно победить зло добром?

Ответ: Да, Он говорит об этом в следующих словах, продолжающих Нагорную проповедь: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5:40-41). То есть советует выполнять просимое доброе дело сверх меры, в два раза больше требуемого.