23. «…Да будет слово ваше: да, да; нет, нет»

Цель занятия:

поразмышлять над 33-37 стихами 5 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл анализируемых стихов
  • проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
  • подумать, как можно исполнять данную заповедь

Использованная литература:

  1. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/17 (дата обращения 10.01.2019).
  3. Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014.
  4. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).

Дополнительная литература:

  1. Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».

Ключевые понятия:

  • Нагорная проповедь
  • Клятва

Словарь урока:

  • Честность
  • Ложь
  • Клятвопреступление

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Что такое клятва?
  2. А бывает ли клятва в отношении чего-то, уже прошедшего?
  3. Были ли в Ветхом Завете заповеди, связанные с клятвами?
  4. Почему клятва сопровождалась упоминанием Господа?
  5. А чего требует относительно клятв в Нагорной проповеди Иисус Христос?
  6. Как же так, ведь Иисус Христос говорил, что пришел дополнить закон, а не нарушить?
  7. Почему Иисус Христос перечисляет, чем конкретно нельзя клясться: небом, землей и Иерусалимом?
  8. Почему нельзя клясться собственной головой?
  9. Что плохого в клятве как таковой?
  10. Замечали ли вы, что часто лгуны имеют привычку клясться?
  11. Можно ли избавиться от привычки клясться, если она уже приобретена?
  12. Являются ли грехом клятвы, которые вынуждены давать люди в суде или люди определенных профессий (военная присяга, клятва Гиппократа и подобные)?
  13. Есть ли ещё какой-то смысл в словах Иисуса Христа «Да будет слово ваше: да, да, нет, нет» кроме призыва к правдивости?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Литературные источники:

  • Рассказ «О верности». Священник Петр Поляков. (скачать)
  • Рассказ «Не торопись языком твоим…». Священник Петр Поляков. (скачать)
  • Избранное из жития святых. «Наказанный клятвопреступник». Мансветов Г.И. (скачать)
  • Рассказ «Святость обета». Священник Петр Поляков. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Проект «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем». «О правде, хитрости и лжи».
  2. Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;  ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;  ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:33-37).

Вопрос: Что такое клятва?

Ответ: Чаще всего клятва обозначает торжественное обещание.

Вопрос: А бывает ли клятва в отношении чего-то, уже прошедшего?

Ответ: Да, когда человек подтверждает какой-то факт, произошедший с ним или который он наблюдал.

Вопрос: Были ли в Ветхом Завете заповеди, связанные с клятвами?

Ответ: Да, клятва до пришествия Иисуса Христа была разрешена Богом еврейскому народу. Закон ветхозаветный гласил, что клятвы нужно исполнять. Нарушивший же клятву согрешает: «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Числ.30:3).

Вопрос: Почему клятва сопровождалась упоминанием Господа?

Ответ: Сущность клятвы состояла в том, чтобы Всеведущего Бога призвать в свидетели для подтверждения правоты сказанных слов. У евреев считалось, что Господь Бог накажет человека, который призывал имя Бога в своей клятве и нарушил её.

Вопрос: А чего требует относительно клятв в Нагорной проповеди Иисус Христос?

Ответ: Теперь Он совсем запрещает клятвы.

Вопрос: Как же так, ведь Иисус Христос говорил, что пришел дополнить закон, а не нарушить?

Ответ: Как и с другими заповедями, Господь таким образом усложняет задачу. На  начальном этапе нравственного становления народа клятва была полезна тем, что заставляла человека держать свое слово. А теперь Иисус Христос призывает к тому, чтобы любое слово христианина было правдивым, а обещания исполнялись: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет» (Мф.5:37).

Вопрос: Почему Иисус Христос перечисляет, чем конкретно нельзя клясться: небом, землей и Иерусалимом?

Ответ: Понимать слова Иисуса Христа надо в том смысле, что и небо, и земля, и Иерусалим, и все остальное, принадлежит только Богу. Все к человеку приходит от Бога и все в мире Божие. Поэтому чем бы человек не клялся, по сути он клянется тем, что ему не принадлежит.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Христос показывает, что ты не властен над собою, а потому не имеешь власти и клясться головою. Если никто не согласится отдать сына своего другому, то тем более Бог не уступит Своего творения тебе. Хотя голова и твоя, но она есть собственность другого, и ты до такой степени не властен над ней, что не можешь сделать для нее и самомалейшего. Христос не сказал, что ты не можешь вырастить волоса, но что не можешь даже переменить его качества. Но как же быть, скажешь ты, если кто-нибудь требует клятвы, и даже принуждает к тому? Страх к Богу да будет сильнее всякого принуждения. Если ты станешь представлять такие предлоги, то не сохранишь ни одной заповеди. Притом, что касается рассматриваемой заповеди, то тебе может не представиться и необходимости когда-либо клясться. Кто внял учению о вышесказанных блаженствах, и устроил себя так, как повелел Христос, того всякий будет считать достойным почтения и уважения, и никто не станет принуждать к клятве.

Вопрос: Почему нельзя клясться собственной головой?

Ответ: В наше время человек уже научился красить волосы. Поэтому слова о том, что «не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» нужно понимать глубже. Этими словами Спаситель указал на то, что Бог, а не человек посылает людям такие сильные переживания и ситуации, от которых люди седеют или наоборот живут хорошей спокойной жизнью, при которой волосы их врожденного цвета. То есть не человек, а Бог стоит за всеми важными обстоятельствами жизни, от которых у людей меняется цвет волос. Поэтому и не следует клясться людской головой, так как от человека ключевые, главные обстоятельства жизни людей не зависят, а зависят только от воли Божьей.

Вопрос: Что плохого в клятве как таковой?

Ответ: Иисус Христос призывает не клясться вовсе, потому что нравственно чистый человек не способен обмануть. Еще девятая заповедь закона Моисея запрещала ложь. Если же от человека требуют клятвенного подтверждения его слов, то это говорит о том, что такому человеку не верят, потому что он запятнал себя лживой жизнью и злыми поступками и от него мало услышать слова «да» или «нет», а нужна в подтверждение его слов ещё и клятва. Честный же человек может не клясться совсем, так как всегда говорит правду. Поэтому для честных людей клятва просто не нужна. С клятвой или без клятвы человек все равно должен оставаться честным.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Сколько раз мы в раздражении и гневе клялись не примиряться с оскорбившими нас; потом когда гнев угасал и раздражение утихало, мы и хотели бы мириться, но будучи удерживаемы клятвами, скорбели как захваченные какой-либо сетью и связанные неразрешимыми узами. Потому и противостоящий Богу, зная что гнев есть огонь и легко погаснет, а по угашении гнева бывает примирение и дружба, зная это, и желая чтобы огонь этот оставался неугасимым, нередко связывает нас клятвою, дабы если и прекратится гнев, то остающийся за нами долг клятвы поддерживал в нас пламя, и произошло одно из двух, или примирившись мы нарушили бы клятву, или не примирившись подвергли бы себя осуждению за злопамятство. Зная это будем избегать клятв.

Вопрос: Замечали ли вы, что часто лгуны имеют привычку клясться?

Ответ: Да, это бывает. Им часто приходится убеждать людей в правдивости своих слов таким способом, так как знакомые им люди им уже не верят.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Еще пагубнее лживые слова, которые мы часто говорим даже без всякой нужды, а в силу приобретенной привычки. Об этом святитель Иоанн Златоуст пишет: «Ничто не может быть светлее и сильнее истины, равно как ничто не может быть бессильнее лжи, хотя бы она прикрывалась бесчисленными покровами, – ибо ложь легко уловить и опровергнуть, а истина открыто предлагает себя всем, желающим видеть ее красоту. Она не любит скрываться, не боится опасности, не домогается славы народной, она стоит выше всего, подвергаясь, конечно, тысячам наветов, но оставаясь необоримою».

Вопрос: Можно ли избавиться от привычки клясться, если она уже приобретена?

Ответ: Да, святитель Иоанн Златоуст дает такой совет.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Скажу и то, что привычка так же легко может быть исправлена, как легко может вводить в обман. Если поставишь над собою дома многих стражей, например, жену, раба, друга, то всеми побуждаемый и поощряемый легко отстанешь от худой привычки. И если займешься этим хоть только десять дней, то тебе более будет и не нужно; все счастливо совершится и устроится у тебя, добрая привычка опять твердо укоренится в тебе. Итак, когда начнешь исправлять худую привычку, то хотя бы раз, хотя бы два, три раза, хотя бы двадцать раз преступил закон, не отчаивайся; вставай и принимайся опять за тот же труд - и непременно останешься победителем.

Вопрос: Являются ли грехом клятвы, которые вынуждены давать люди в суде или люди определенных профессий (военная присяга, клятва Гиппократа и подобные)?

Ответ: Не является. Согласно учению Христову истинные христиане должны подчиняться власти. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). Поскольку христиане живут в мире людей, на территории определенного государства, то должны чтить и соблюдать его законы. Во многих странах мира имеется клятва перед судом. И как члены государства обязаны давать клятвы по требованию правительства в судах, этим поступком выражая своё уважение к существующей власти. «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит.3:1). Сам же Иисус Христос, стоя перед судом синедриона, не отказался, а клятвенно присягнул в подтверждение того, что Он Сын Божий.

Вопрос: Есть ли ещё какой-то смысл в словах Иисуса Христа «Да будет слово ваше: да, да, нет, нет» кроме призыва к правдивости?

Ответ: Призыв Христа о том, что «Да будет слово ваше: да, да, нет, нет» касается также и способа ведения бесед, построения фраз и культуры речи в целом. Этими словами Иисус Христос осуждает малозначащие беседы и пустословие, употребление в речи грубых и бранных выражений, лести и лжи и призывает людей к тому, чтобы их краткая речь была наполнена ясным смыслом и глубоким значением, и производила благоприятное впечатление на слушателя. Своим высказыванием о том, что речь людей должна быть простой и краткой «да, да», «нет, нет», Иисус Христос осуждает также вздорные, ненужные споры, ссоры, глупые шутки и насмешки, укоры и упреки, издевательские и унижающие человека слова, двусмысленные выражения и пошлые разговоры, толкающие ко греху.