начального богословского образования
22. Указание на необходимость решительного устранения всего того, что приводит к греху
Цель занятия:
поразмышлять над 29-30 стихами 5 главы Евангелия от Матфея
Задачи:
- понять смысл анализируемых стихов
- проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
- подумать, как можно исполнять данную заповедь
Использованная литература:
- Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).
- Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «О чём учил Христос?».
- Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/16 (дата обращения 10.01.2019).
- Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
- Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014.
Дополнительная литература:
- Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
- Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».
Ключевые понятия:
- Нагорная проповедь
Словарь урока:
- Искушение
- Грех
Содержание занятия: (открыть)
Примерные вопросы для беседы:
- Каким ещё словом можно назвать ситуацию, когда что-либо соблазняет человека на грех?
- Кто или что может искушать человека?
- Какое евангельское событие рассказывает нам об искушении от диавола?
- Смог ли Иисус Христос искушения диавольские выдержать?
- Стал ли Иисус Христос углубляться в беседу, размышлять над диавольскими предложениями?
- А какой самый известный из Ветхого Завета пример победы диавола над человеком Вы помните?
- Какой мы можем сделать вывод относительно действий человека в момент искушения?
- Нужно ли понимать слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди (Мф.5:29-30) буквально?
- Как толкует «отсечение членов» святитель Иоанн Златоуст?
Ход урока:
Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.
Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.
Литературные источники:
- Рассказ «Друзья и враги». Священник Петр Поляков. (скачать)
Видеоматериалы:
- Телепроект «Закон Божий». Часть 183. «Иисус Христос в пустыне и искушение Его от диавола»:
2. Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:
«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:29-30).
Вопрос: Каким ещё словом можно назвать ситуацию, когда что-либо соблазняет человека на грех?
Ответ: Обычно это называется искушением.
Вопрос: Кто или что может искушать человека?
Ответ: Искушать человека может он сам, может другой человек, а может и диавол.
Святой Иоанн Колов о борьбе с соблазнами
Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Граждане, будучи утеснены голодом и чтобы не погибнуть от голода, покоряются. Так же бывает с плотскими вожделениями. Если человек будет проводить жительство в посте и воздержании, то вожделения изнемогают в душе его.
Вопрос: Какое евангельское событие рассказывает нам об искушении от диавола?
Ответ: Диавол искушал в пустыне даже Иисуса Христа.
Вопрос: Смог ли Иисус Христос искушения диавольские выдержать?
Ответ: Да, смог.
Вопрос: Стал ли Иисус Христос углубляться в беседу, размышлять над диавольскими предложениями?
Ответ: Нет, Он сразу же твёрдо и аргументированно отказался.
Вопрос: А какой самый известный из Ветхого Завета пример победы диавола над человеком Вы помните?
Ответ: Когда Ева стала слушать диавола в виде змея, отвечать на его вопросы, раздумывать и, тем самым, дала ему себя соблазнить на грех.
Вопрос: Какой мы можем сделать вывод относительно действий человека в момент искушения?
Ответ: Если что-то и выглядит соблазнительным, не нужно о нём размышлять, а нужно отбрасывать плохие мысли сразу же.
Притча
Однажды к старцу-пустыннику пришел его молодой ученик, жалуясь на обуревающие его грешные помыслы. Старец вывел его в поле.
– Распахни полы... Открой пазуху!
Ученик повиновался.
– Можешь ты остановить ветер, чтобы он не проникал под твою одежду?
– Не могу, авва!..
– Так и мысли... Мы не можем остановить их налёт. Мы можем с ними лишь бороться, не позволяя задерживаться в душе...
Вопрос: Нужно ли понимать слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди (Мф.5:29-30) буквально?
Ответ: Думаю, нет, иначе бы большинство православных стали бы калеками. «Отсечение членов» – это образ, указывающий на то, что всё незаконно влекущее к себе, если ведёт ко греху, должно быть отсечено. Например, если кто-то привык смотреть непристойные фильмы, журналы, фотографии и картинки, которые влекут к соблазну, то лучше всё это отсечь.
Толкование святителя Иоанна Златоуста
Давая эту заповедь, Христос говорил не о членах – нет, – Он нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, а ум и сердце. Когда душа наша бывает обращена на другие какие-либо предметы, тогда глаз часто не видит того, что находится пред ним. Следовательно, не все надо приписывать действию глаза. Если бы Христос говорил о членах, то сказал бы не об одном глазе, и притом не о правом только, но об обоих. Ведь если кто соблазняется правым глазом, тот без сомнения соблазняется и левым. Итак, почему же Спаситель упомянул только о правом глазе и о правой руке. Чтобы ты знал, что речь идет не о членах, но о людях, имеющих с нами тесную связь. Если ты кого-либо столько любишь, что полагаешься на него как на правый свой глаз, или признаешь его настолько полезным для себя, что считаешь его вместо правой руки своей, и если он развращает твою душу, то ты и такого человека отсеки от себя. И заметь здесь силу выражения. Спаситель не сказал: отстань; а говорит: «Вырви его и брось от себя», желая указать на полное удаление. Далее, так как Он предписал заповедь довольно строгую, то показывает и пользу ее в обоих отношениях, – в отношении добра и в отношении зла. «Ибо лучше для тебя, – говорит Он, продолжая свое иносказание, – чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29). В самом деле, когда близкий тебе человек и себя самого не спасает, и тебя с собою губит, то какое было бы человеколюбие – обоим вам погрязать в бездне погибели, тогда как, разлучившись друг от друга, по крайней мере, один из вас может спастись? Потому Спаситель и не сказал только: «вырви», но и: «брось от себя», – так, чтобы уже никогда не восстановлять связи с другом, если он останется таким же, как и прежде. Таким образом ты и его освободишь от большого осуждения, и самого себя избавишь от погибели.
Вопрос: Как толкует «отсечение членов» святитель Иоанн Златоуст?
Ответ: Он говорит, что если кто-то так дорог тебе, как твой собственный глаз или рука, но они соблазняют тебя, в таком случае нужно прекратить всякое общение с соблазнителем. Лучше тебе лишиться его дружбы, чем лишиться вечной жизни.
Испытание самого себя. Из древнего патерика
Преподобный Зинон, путешествуя по Палестине, утомился и сел подле овощной гряды, чтобы съесть кусок хлеба. Вдруг пришла ему мысль сорвать один огурец. «Это дело не важное!» – думал он, но в тоже мгновение, убоясь сам себя, сказал: «Хищники осуждаются к наказанию; итак, Зинон, испытай сам себя, можешь ли перенести мучение!» После этого старец стал против зноя солнечного и в этом положении пробыл пять дней.
Наконец, когда почувствовал, что силы от жары совершенно, так сказать, иссохли, сделал сам себе приговор: Зинон не может сносить казни, следственно для насыщения своего не должен похищать чужого.