22. Указание на необходимость решительного устранения всего того, что приводит к греху

Цель занятия:

поразмышлять над 29-30 стихами 5 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл анализируемых стихов
  • проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
  • подумать, как можно исполнять данную заповедь

Использованная литература:

  1. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).
  2. Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «О чём учил Христос?».
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/16 (дата обращения 10.01.2019).
  4. Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
  5. Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014.

Дополнительная литература:

  1. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».

Ключевые понятия:

  • Нагорная проповедь

Словарь урока:

  • Искушение
  • Грех

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Каким ещё словом можно назвать ситуацию, когда что-либо соблазняет человека на грех?
  2. Кто или что может искушать человека?
  3. Какое евангельское событие рассказывает нам об искушении от диавола?
  4. Смог ли Иисус Христос искушения диавольские выдержать?
  5. Стал ли Иисус Христос углубляться в беседу, размышлять над диавольскими предложениями?
  6. А какой самый известный из Ветхого Завета пример победы диавола над человеком Вы помните?
  7. Какой мы можем сделать вывод относительно действий человека в момент искушения?
  8. Нужно ли понимать слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди (Мф.5:29-30) буквально?
  9. Как толкует «отсечение членов» святитель Иоанн Златоуст?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Литературные источники:

  • Рассказ «Друзья и враги». Священник Петр Поляков. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 183. «Иисус Христос в пустыне и искушение Его от диавола»:

 

2. Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:29-30).

Вопрос: Каким ещё словом можно назвать ситуацию, когда что-либо соблазняет человека на грех?

Ответ: Обычно это называется искушением.

Вопрос: Кто или что может искушать человека?

Ответ: Искушать человека может он сам, может другой человек, а может и диавол.

Святой Иоанн Колов о борьбе с соблазнами

Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Граждане, будучи утеснены голодом и чтобы не погибнуть от голода, покоряются. Так же бывает с плотскими вожделениями. Если человек будет проводить жительство в посте и воздержании, то вожделения изнемогают в душе его.

Вопрос: Какое евангельское событие рассказывает нам об искушении от диавола?

Ответ: Диавол искушал в пустыне даже Иисуса Христа.

Вопрос: Смог ли Иисус Христос искушения диавольские выдержать?

Ответ: Да, смог.

Вопрос: Стал ли Иисус Христос углубляться в беседу, размышлять над диавольскими предложениями?

Ответ: Нет, Он сразу же твёрдо и аргументированно отказался.

Вопрос: А какой самый известный из Ветхого Завета пример победы диавола над человеком Вы помните?

Ответ: Когда Ева стала слушать диавола в виде змея, отвечать на его вопросы, раздумывать и, тем самым, дала ему себя соблазнить на грех.

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод относительно действий человека в момент искушения?

Ответ: Если что-то и выглядит соблазнительным, не нужно о нём размышлять, а нужно отбрасывать плохие мысли сразу же.

Притча

Однажды к старцу-пустыннику пришел его молодой ученик, жалуясь на обуревающие его грешные помыслы. Старец вывел его в поле.

– Распахни полы... Открой пазуху!

Ученик повиновался.

– Можешь ты остановить ветер, чтобы он не проникал под твою одежду?

– Не могу, авва!..

– Так и мысли... Мы не можем остановить их налёт. Мы можем с ними лишь бороться, не позволяя задерживаться в душе...

Вопрос: Нужно ли понимать слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди (Мф.5:29-30) буквально?

Ответ: Думаю, нет, иначе бы большинство православных стали бы калеками. «Отсечение членов» – это образ, указывающий на то, что всё незаконно влекущее к себе, если ведёт ко греху, должно быть отсечено. Например, если кто-то привык смотреть непристойные фильмы, журналы, фотографии и картинки, которые влекут к соблазну, то лучше всё это отсечь.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Давая эту заповедь, Христос говорил не о членах – нет, – Он нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, а ум и сердце. Когда душа наша бывает обращена на другие какие-либо предметы, тогда глаз часто не видит того, что находится пред ним. Следовательно, не все надо приписывать действию глаза. Если бы Христос говорил о членах, то сказал бы не об одном глазе, и притом не о правом только, но об обоих. Ведь если кто соблазняется правым глазом, тот без сомнения соблазняется и левым. Итак, почему же Спаситель упомянул только о правом глазе и о правой руке. Чтобы ты знал, что речь идет не о членах, но о людях, имеющих с нами тесную связь. Если ты кого-либо столько любишь, что полагаешься на него как на правый свой глаз, или признаешь его настолько полезным для себя, что считаешь его вместо правой руки своей, и если он развращает твою душу, то ты и такого человека отсеки от себя. И заметь здесь силу выражения. Спаситель не сказал: отстань; а говорит: «Вырви его и брось от себя», желая указать на полное удаление. Далее, так как Он предписал заповедь довольно строгую, то показывает и пользу ее в обоих отношениях, – в отношении добра и в отношении зла. «Ибо лучше для тебя, – говорит Он, продолжая свое иносказание, – чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29). В самом деле, когда близкий тебе человек и себя самого не спасает, и тебя с собою губит, то какое было бы человеколюбие – обоим вам погрязать в бездне погибели, тогда как, разлучившись друг от друга, по крайней мере, один из вас может спастись? Потому Спаситель и не сказал только: «вырви», но и: «брось от себя», – так, чтобы уже никогда не восстановлять связи с другом, если он останется таким же, как и прежде. Таким образом ты и его освободишь от большого осуждения, и самого себя избавишь от погибели.

Вопрос: Как толкует «отсечение членов» святитель Иоанн Златоуст?

Ответ: Он говорит, что если кто-то так дорог тебе, как твой собственный глаз или рука, но они соблазняют тебя, в таком случае нужно прекратить всякое общение с соблазнителем. Лучше тебе лишиться его дружбы, чем лишиться вечной жизни.

Испытание самого себя. Из древнего патерика

Преподобный Зинон, путешествуя по Палестине, утомился и сел подле овощной гряды, чтобы съесть кусок хлеба. Вдруг пришла ему мысль сорвать один огурец. «Это дело не важное!» – думал он, но в тоже мгновение, убоясь сам себя, сказал: «Хищники осуждаются к наказанию; итак, Зинон, испытай сам себя, можешь ли перенести мучение!» После этого старец стал против зноя солнечного и в этом положении пробыл пять дней.

Наконец, когда почувствовал, что силы от жары совершенно, так сказать, иссохли, сделал сам себе приговор: Зинон не может сносить казни, следственно для насыщения своего не должен похищать чужого.