начального богословского образования
19. Запрет не только на убийство, но и на гнев, осуждение и оскорбление
Цель занятия:
поразмышлять над 21-22 стихами 5 главы Евангелия от Матфея
Задачи:
- понять смысл анализируемых стихов
- понять, кому адресованы указанные слова Иисуса Христа
- проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам
Использованная литература:
- Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «О чём учил Христос?».
- Иоанн Кронштадтский, прав. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/simfonija-po-tvorenijam-svjatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo/ (дата обращения 10.01.2019).
- Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
- Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/16 (дата обращения 10.01.2019).
- Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).
- Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014.
Дополнительная литература:
- Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
- Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».
Ключевые понятия:
- Нагорная проповедь
Словарь урока:
- Гнев
- Гнев напрасный
- Оскорбление
- Осуждение
- Рака
- Геенна огненная
- Синедрион
Содержание занятия: (открыть)
Примерные вопросы для беседы:
- Что такое гнев?
- Заметьте, что Христос называет подлежащим суду только гневающегося напрасно. Подумайте, значит, можно гневаться и не напрасно, то есть справедливо?
- Вспомните евангельский эпизод, когда Сам Иисус Христос проявлял справедливое негодование.
- Почему Христос выгонял торговцев из храма?
- Какое же определение можно дать гневу в таком случае?
- О чём напоминает людям Иисус Христос словами «сказано древним: не убивай» (Мф.5:21)?
- Как вы думаете, что легче: не убивать или не гневаться?
- А чем может удержать себя человек, который хочет кого-то убить?
- Можно ли назвать исполнение шестой заповеди декалога только из-за страха наказания показным?
- Прочитайте слова Иисуса Христа Мф.5:20 в Нагорной проповеди. Как вы их понимаете?
- В чём состоит сравнение заповеди о гневе с заповедью об убийстве?
- Что ещё, кроме гнева, запрещает Иисус Христос в Мф.5:22?
- Запретив гнев напрасный, какими именно словами Иисус Христос говорит о недопустимости оскорбления?
- Что означает слово «рака»?
- Почему нужно с уважением относиться к любому человеку?
- Что такое «геенна огненная», которой угрожает Господь тем, кто решится на оскорбление?
- Если ты уверен, что перед тобой грешник, почему нельзя его за это осуждать?
- Не кажется ли вам кара геенной огненной всего лишь за сказанные слова слишком жестокой?
Ход урока:
Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.
Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.
Литературные источники:
- Избранное из жития святых. Мансветов Г.И. (скачать)
- Рассказ «Чудный свет». Священник Петр Поляков. (скачать)
- Рассказ «Орудие погибели». Священник Петр Поляков. (скачать)
- Рассказ «Достоин наказания». Священник Петр Поляков. (скачать)
Видеоматериалы:
- Телепередача «Доброе слово». «О гневе, как о способности отвергнуть зло».
- Телепередача «Доброе слово». «О слове добром и злом. Макарий Великий».
- Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:21-22)
Ответ: Гнев это один из видов греха, страсть, при которой человек раздражается и возбуждается против своего ближнего.
Праведный Иоанн Кронштадтский о гневе
Отчего человек иногда вдруг приходит в такое неистовство, что сильно горячится, быстро, отрывисто и несвязно говорит, ломает себе руки, рвет на себе волосы или в ярости бьет других, ломает безумно все, попадающееся ему под руки, и делает другие дела, свойственные умопомешанному и исступленному? Явно оттого, что в его сердце действуют духи злобы поднебесные, подстрекающие людей ко всякому злу и дышащие злобой и убийством на всех и все. Отчего бывают и самоубийцы всякого рода, равно как убийцы других? От действия в сердцах самоубийц и убийц исконного самоубийцы – диавола. Потому-то Христос Спаситель и христианская вера заповедуют всякому кротость и смирение, которые не допускают действовать в сердцах духам злобы и гордыни, ищущим смерти всех и каждого. Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Гнев человека – страшное, противоестественное явление в человеке; он возбуждается часто в сердце из-за причин самых маловажных, по причине самолюбия, гордости, кроющихся в нашем сердце. Нужно помнить, что «гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:20).
Вопрос: Заметьте, что Христос называет подлежащим суду только гневающегося напрасно. Подумайте, значит, можно гневаться и не напрасно, то есть справедливо?
Ответ: Когда мы гневаемся на грех в себе или в другом человеке, то такой гнев, наверное, справедлив.
Вопрос: Вспомните евангельский эпизод, когда Сам Иисус Христос проявлял справедливое негодование.
Ответ: Когда Иисус Христос вошёл в Иерусалиме в храм и увидел торгующих там жертвенными животными, то начал выгонять их из храма и даже столы их опрокинул. Это описано у трёх евангелистов, например, во 2 главе Евангелия от Иоанна: «И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин.2:15-16).
Вопрос: Почему Христос выгонял торговцев из храма?
Ответ: Потому что они грешили, сделав дом молитвы домом торговли.
Вопрос: Какое же определение можно дать гневу в таком случае?
Ответ: Гнев – это сила души, присущая человеку для борьбы с грехом.
Вопрос: О чём напоминает людям Иисус Христос словами: «Сказано древним: не убивай» (Мф.5:21)?
Ответ: Иисус Христос напоминает о шестой из десяти заповедей Моисея, запрещающей убийство.
Вопрос: Как вы думаете, что легче: не убивать или не гневаться?
Ответ: Конечно, не убивать. Гнев намного легче охватывает человека, от него трудно уберечься.
Вопрос: А чем может удержать себя человек, который хочет кого-то убить?
Ответ: Тот, кто любит Бога, тот боится огорчить Его, и поэтому соблюдает Его заповедь. Но бывает, что человек просто боится наказания, боится того, что другим людям станет известно, кто убийца, и тем он опозорит себя перед ближними.
Вопрос: Можно ли назвать исполнение шестой заповеди декалога только из-за страха наказания показным?
Ответ: Да, можно. Такой человек только внешне хочет выглядеть добрым и хорошим.
Вопрос: Прочитайте слова Иисуса Христа Мф.5:20 в Нагорной проповеди. Как вы их понимаете?
Ответ: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20). В Новом Завете одно внешнее и показное исполнение предписаний закона является недостаточным. Богу нужна любовь от чистого сердца.
Вопрос: В чём состоит сравнение заповеди о гневе с заповедью об убийстве?
Ответ: Иисус Христос хочет нам сказать об углублении и усложнении ветхозаветной заповеди. Можно сказать, что гнев – это внутренне, скрытое желание смерти другому человеку. И даже его Господь в Нагорной проповеди, то есть в Своём новом законе, запрещает.
Вопрос: Что ещё, кроме гнева, запрещает Иисус Христос в Мф.5:22?
Ответ: Углубляя смысл шестой заповеди, Господь обращает внимание людей на те злые чувства, которые толкают человека на убийство – гнев, злобу и ненависть. Именно эти недобрые чувства побуждают человека оскорблять и унижать ближнего. Христианин должен сдерживать всякие проявления злобы против ближнего, в том числе оскорбительные и унизительные слова.
Вопрос: Запретив гнев напрасный, какими именно словами Иисус Христос говорит о недопустимости оскорбления?
Ответ: Христос запрещает называть человека словами «рака» или «безумный».
Вопрос: Что означает слово «рака»?
Ответ: Согласно объяснению переводчиков Евангелия, слово «рака» в переводе с еврейского обозначает «пустой (ветреный) человек». На первый взгляд это слово не выглядит как ругательство. Однако это слово употреблялось евреями для унижения другого человека. Этим словом евреи выражали свое презрение к человеку, которого не уважали и ни во что не ставили. Произнесение этого слова не только унижало человека и наносило обиду, но и указывало на то, что человек к которому применено это слово, не представляет сам по себе ничего ценного, он ничего не значит в жизни, то есть этот человек никто, пустое место, и с этим человеком можно не считаться, не ставить его ни во что.
Вопрос: Почему нужно с уважением относиться к любому человеку?
Ответ: Потому что каждый человек создан по образу Божию, каждый имеет ценность перед Богом.
Долженко А.Г. Что такое синедрион
Синедрион – слово греческое, еврейское слово – санхедрин. Синедрион у древних евреев являлся высшим судилищем, разбиравшим наиважнейшие дела и рассматривающим в первую очередь религиозные преступления и прегрешения против веры. Синедрион заседал в центральном городе еврейского государства в Иерусалиме и состоял из семидесяти двух человек. Свои заседания синедрион проводил в одном из дворов Храма в особой зале называемой Гаццит. Решению синедриона должен был повиноваться весь народ и даже царь. Своими словами о том, что за употребления разбираемого бранного слова, сказанного в адрес брата своего, человек должен предстать не просто перед судом, а перед синедрионом (рассматривающим преступления против религии), Иисус Христос указал, что это слово является именно религиозным оскорблением, унижающим не только человеческое достоинство оскорбленного, но и посягающее на авторитет Бога, как Создателя человеческой души, как Творца человека не пустого, а нужного и созданного для исполнения определенной цели в жизни.
Вопрос: Что такое «геенна огненная», которой угрожает Господь тем, кто решится на оскорбление?
Ответ: Наверное, это ад с его вечными мучениями.
Протоиерей Валерий Духанин о геенне огненной
Геенною называлась долина к югу от Иерусалима. Здесь во времена нечестивых царей иудейских стоял медный идол Молох с головой быка в царской короне. Руки у него были протянуты так, как будто он принимал от людей жертву. Внутри идола разводили огонь, и когда весь идол накалялся, то на руки ему нечестивые родители бросали в жертву живых детей, которые тут же и сожигались. Впоследствии, когда иудеи вернулись к истинному Богу, они с ужасом вспоминали эти жертвы и с отвращением смотрели на самое место, где они совершались. Поэтому в долину Геенну стали выбрасывать всякие нечистоты; тут совершались смертные казни; тут валялись трупы казненных и воздух был заражен нестерпимым зловонием. Во избежание заразы здесь постоянно горел огонь, на котором и сожигались трупы. Вот это-то ужасное место, всем внушавшее отвращение и ужас, могло напоминать собою место вечных мучений адских, где, по слову Спасителя, червь не умирает и огонь не угасает. Вот почему Спаситель, желая дать понятие об ожидающих грешника ужасах адских, называет вечные мучения именем геенны огненной.
Вопрос: Если ты уверен, что перед тобой грешник, почему нельзя его за это осуждать?
Ответ: Во-первых, мы до конца не знаем душу человека, причины его поступков. Во-вторых, Господь предоставляет любому, даже самому ужасному грешнику возможность покаяться и исправиться. В-третьих, мы все создания Божии, поэтому только Богу дано право судить людей.
Праведный Иоанн Кронштадтский о гневе и возмездии Божием
Есть, братья, другой род беснующихся – это люди злые, раздражительные, гневливые. Видели вы гневливых, сердитых, злых людей? Как они нехороши в гневе!.. Как безобразится у них все лицо! Какие сверкающие, как у лютых зверей, глаза, в которых видны злоба и ярость! Все мы бываем раздражительны, все склонны к гневу, и потому все должны в покаянии просить у Господа духа кротости, смирения и терпения. «Не мстите за себя, возлюбленные, – увещевает апостол, – но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19).
Вопрос: Не кажется ли вам кара геенной огненной всего лишь за сказанные слова слишком жестокой?
Ответ: Бывает, что слова очень ранят человека. От слов могут в дальнейшем родиться и действия, поэтому лучше словесных оскорблений не допускать.
Толкование святителя Иоанна Златоуста
Потому и Христос, чтобы ослабить крепость его (диавола), постановил этот закон. Он имеет великое попечение о любви, поскольку любовь есть мать всех благ, есть отличительный признак Его учеников; она одна содержит в себе все наши совершенства. Поэтому Христос справедливо с такою силою истребляет самые корни и источники вражды, разрушающей любовь. Итак, не думай, чтобы в словах Христовых было преувеличение; но, размыслив, какие от этих постановлений происходят блага, удивляйся их кротости. Ведь Бог ни о чем так не печется, как о том, чтобы мы жили в единении и союзе между собою. Потому-то Господь и сам, и через Своих учеников, как в Новом, так и Ветхом завете, много говорит об этой заповеди, и показывает Себя строгим мстителем и карателем за пренебрежение ею. Ничто столько не способствует ко введению и укоренению всякого зла, как истребление любви, почему и сказано: когда умножится беззаконие, «во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Так Каин сделался братоубийцею; так предались жестокости Исав и братья Иосифовы; так бесчисленное множество зол вторглось в мир от разрыва любви. Потому-то Христос со всею заботливостью истребляет все то, что разрушает любовь.