19. Запрет не только на убийство, но и на гнев, осуждение и оскорбление

Цель занятия:

поразмышлять над 21-22 стихами 5 главы Евангелия от Матфея

Задачи:

  • понять смысл анализируемых стихов
  • понять, кому адресованы указанные слова Иисуса Христа
  • проанализировать, каким образом эти слова относятся к нам

Использованная литература:

  1. Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «О чём учил Христос?».
  2. Иоанн Кронштадтский, прав. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/simfonija-po-tvorenijam-svjatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo/ (дата обращения 10.01.2019).
  3. Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
  4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/16 (дата обращения 10.01.2019).
  5. Мансветов Г.И. Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, избранные из житий святых. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchilishe-blagochestija/ (дата обращения 01.10.2018).
  6. Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014.

Дополнительная литература:

  1. Долженко А.Г. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/ (дата обращения 10.01.2019).
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава «Нагорная проповедь».

Ключевые понятия:

  • Нагорная проповедь

Словарь урока:

  • Гнев
  • Гнев напрасный
  • Оскорбление
  • Осуждение
  • Рака
  • Геенна огненная
  • Синедрион

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Что такое гнев?
  2. Заметьте, что Христос называет подлежащим суду только гневающегося напрасно. Подумайте, значит, можно гневаться и не напрасно, то есть справедливо?
  3. Вспомните евангельский эпизод, когда Сам Иисус Христос проявлял справедливое негодование.
  4. Почему Христос выгонял торговцев из храма?
  5. Какое же определение можно дать гневу в таком случае?
  6. О чём напоминает людям Иисус Христос словами «сказано древним: не убивай» (Мф.5:21)?
  7. Как вы думаете, что легче: не убивать или не гневаться?
  8. А чем может удержать себя человек, который хочет кого-то убить?
  9. Можно ли назвать исполнение шестой заповеди декалога только из-за страха наказания показным?
  10. Прочитайте слова Иисуса Христа Мф.5:20 в Нагорной проповеди. Как вы их понимаете?
  11. В чём состоит сравнение заповеди о гневе с заповедью об убийстве?
  12. Что ещё, кроме гнева, запрещает Иисус Христос в Мф.5:22?
  13. Запретив гнев напрасный, какими именно словами Иисус Христос говорит о недопустимости оскорбления?
  14. Что означает слово «рака»?
  15. Почему нужно с уважением относиться к любому человеку?
  16. Что такое «геенна огненная», которой угрожает Господь тем, кто решится на оскорбление?
  17. Если ты уверен, что перед тобой грешник, почему нельзя его за это осуждать?
  18. Не кажется ли вам кара геенной огненной всего лишь за сказанные слова слишком жестокой?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Литературные источники:

  • Избранное из жития святых. Мансветов Г.И. (скачать)
  • Рассказ «Чудный свет». Священник Петр Поляков. (скачать)
  • Рассказ «Орудие погибели». Священник Петр Поляков. (скачать)
  • Рассказ «Достоин наказания». Священник Петр Поляков. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Телепередача «Доброе слово». «О гневе, как о способности отвергнуть зло».
  2. Телепередача «Доброе слово». «О слове добром и злом. Макарий Великий».
  3. Телепроект «Закон Божий». Часть 190. «Нагорная проповедь. Часть 3»:

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:21-22)

Вопрос: Что такое гнев?

Ответ: Гнев это один из видов греха, страсть, при которой человек раздражается и возбуждается против своего ближнего.

Праведный Иоанн Кронштадтский о гневе

Отчего человек иногда вдруг приходит в такое неистовство, что сильно горячится, быстро, отрывисто и несвязно говорит, ломает себе руки, рвет на себе волосы или в ярости бьет других, ломает безумно все, попадающееся ему под руки, и делает другие дела, свойственные умопомешанному и исступленному? Явно оттого, что в его сердце действуют духи злобы поднебесные, подстрекающие людей ко всякому злу и дышащие злобой и убийством на всех и все. Отчего бывают и самоубийцы всякого рода, равно как убийцы других? От действия в сердцах самоубийц и убийц исконного самоубийцы – диавола. Потому-то Христос Спаситель и христианская вера заповедуют всякому кротость и смирение, которые не допускают действовать в сердцах духам злобы и гордыни, ищущим смерти всех и каждого. Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Гнев человека – страшное, противоестественное явление в человеке; он возбуждается часто в сердце из-за причин самых маловажных, по причине самолюбия, гордости, кроющихся в нашем сердце. Нужно помнить, что «гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:20).

Вопрос: Заметьте, что Христос называет подлежащим суду только гневающегося напрасно. Подумайте, значит, можно гневаться и не напрасно, то есть справедливо?

Ответ: Когда мы гневаемся на грех в себе или в другом человеке, то такой гнев, наверное, справедлив.

Вопрос: Вспомните евангельский эпизод, когда Сам Иисус Христос проявлял справедливое негодование.

Ответ: Когда Иисус Христос вошёл в Иерусалиме в храм и увидел торгующих там жертвенными животными, то начал выгонять их из храма и даже столы их опрокинул. Это описано у трёх евангелистов, например, во 2 главе Евангелия от Иоанна: «И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин.2:15-16).

Вопрос: Почему Христос выгонял торговцев из храма?

Ответ: Потому что они грешили, сделав дом молитвы домом торговли.

Вопрос: Какое же определение можно дать гневу в таком случае?

Ответ: Гнев – это сила души, присущая человеку для борьбы с грехом.

Вопрос: О чём напоминает людям Иисус Христос словами: «Сказано древним: не убивай» (Мф.5:21)?

Ответ: Иисус Христос напоминает о шестой из десяти заповедей Моисея, запрещающей убийство.

Вопрос: Как вы думаете, что легче: не убивать или не гневаться?

Ответ: Конечно, не убивать. Гнев намного легче охватывает человека, от него трудно уберечься.

Вопрос: А чем может удержать себя человек, который хочет кого-то убить?

Ответ: Тот, кто любит Бога, тот боится огорчить Его, и поэтому соблюдает Его заповедь. Но бывает, что человек просто боится наказания, боится того, что другим людям станет известно, кто убийца, и тем он опозорит себя перед ближними.

Вопрос: Можно ли назвать исполнение шестой заповеди декалога только из-за страха наказания показным?

Ответ: Да, можно. Такой человек только внешне хочет выглядеть добрым и хорошим.

Вопрос: Прочитайте слова Иисуса Христа Мф.5:20 в Нагорной проповеди. Как вы их понимаете?

Ответ: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20). В Новом Завете одно внешнее и показное исполнение предписаний закона является недостаточным. Богу нужна любовь от чистого сердца.

Вопрос: В чём состоит сравнение заповеди о гневе с заповедью об убийстве?

Ответ: Иисус Христос хочет нам сказать об углублении и усложнении ветхозаветной заповеди. Можно сказать, что гнев – это внутренне, скрытое желание смерти другому человеку. И даже его Господь в Нагорной проповеди, то есть в Своём новом законе, запрещает.

Вопрос: Что ещё, кроме гнева, запрещает Иисус Христос в Мф.5:22?

Ответ: Углубляя смысл шестой заповеди, Господь обращает внимание людей на те злые чувства, которые толкают человека на убийство – гнев, злобу и ненависть. Именно эти недобрые чувства побуждают человека оскорблять и унижать ближнего. Христианин должен сдерживать всякие проявления злобы против ближнего, в том числе оскорбительные и унизительные слова.

Вопрос: Запретив гнев напрасный, какими именно словами Иисус Христос говорит о недопустимости оскорбления?

Ответ: Христос запрещает называть человека словами «рака» или «безумный».

Вопрос: Что означает слово «рака»?

Ответ: Согласно объяснению переводчиков Евангелия, слово «рака» в переводе с еврейского обозначает «пустой (ветреный) человек». На первый взгляд это слово не выглядит как ругательство. Однако это слово употреблялось евреями для унижения другого человека. Этим словом евреи выражали свое презрение к человеку, которого не уважали и ни во что не ставили. Произнесение этого слова не только унижало человека и наносило обиду, но и указывало на то, что человек к которому применено это слово, не представляет сам по себе ничего ценного, он ничего не значит в жизни, то есть этот человек никто, пустое место, и с этим человеком можно не считаться, не ставить его ни во что.

Вопрос: Почему нужно с уважением относиться к любому человеку?

Ответ: Потому что каждый человек создан по образу Божию, каждый имеет ценность перед Богом.

Долженко А.Г. Что такое синедрион

Синедрион – слово греческое, еврейское слово – санхедрин. Синедрион у древних евреев являлся высшим судилищем, разбиравшим наиважнейшие дела и рассматривающим в первую очередь религиозные преступления и прегрешения против веры. Синедрион заседал в центральном городе еврейского государства в Иерусалиме и состоял из семидесяти двух человек. Свои заседания синедрион проводил в одном из дворов Храма в особой зале называемой Гаццит. Решению синедриона должен был повиноваться весь народ и даже царь. Своими словами о том, что за употребления разбираемого бранного слова, сказанного в адрес брата своего, человек должен предстать не просто перед судом, а перед синедрионом (рассматривающим преступления против религии), Иисус Христос указал, что это слово является именно религиозным оскорблением, унижающим не только человеческое достоинство оскорбленного, но и посягающее на авторитет Бога, как Создателя человеческой души, как Творца человека не пустого, а нужного и созданного для исполнения определенной цели в жизни.

Вопрос: Что такое «геенна огненная», которой угрожает Господь тем, кто решится на оскорбление?

Ответ: Наверное, это ад с его вечными мучениями.

Протоиерей Валерий Духанин о геенне огненной

Геенною называлась долина к югу от Иерусалима. Здесь во времена нечестивых царей иудейских стоял медный идол Молох с головой быка в царской короне. Руки у него были протянуты так, как будто он принимал от людей жертву. Внутри идола разводили огонь, и когда весь идол накалялся, то на руки ему нечестивые родители бросали в жертву живых детей, которые тут же и сожигались. Впоследствии, когда иудеи вернулись к истинному Богу, они с ужасом вспоминали эти жертвы и с отвращением смотрели на самое место, где они совершались. Поэтому в долину Геенну стали выбрасывать всякие нечистоты; тут совершались смертные казни; тут валялись трупы казненных и воздух был заражен нестерпимым зловонием. Во избежание заразы здесь постоянно горел огонь, на котором и сожигались трупы. Вот это-то ужасное место, всем внушавшее отвращение и ужас, могло напоминать собою место вечных мучений адских, где, по слову Спасителя, червь не умирает и огонь не угасает. Вот почему Спаситель, желая дать понятие об ожидающих грешника ужасах адских, называет вечные мучения именем геенны огненной.

Вопрос: Если ты уверен, что перед тобой грешник, почему нельзя его за это осуждать?

Ответ: Во-первых, мы до конца не знаем душу человека, причины его поступков. Во-вторых, Господь предоставляет любому, даже самому ужасному грешнику возможность покаяться и исправиться. В-третьих, мы все создания Божии, поэтому только Богу дано право судить людей.

Праведный Иоанн Кронштадтский о гневе и возмездии Божием

Есть, братья, другой род беснующихся – это люди злые, раздражительные, гневливые. Видели вы гневливых, сердитых, злых людей? Как они нехороши в гневе!.. Как безобразится у них все лицо! Какие сверкающие, как у лютых зверей, глаза, в которых видны злоба и ярость! Все мы бываем раздражительны, все склонны к гневу, и потому все должны в покаянии просить у Господа духа кротости, смирения и терпения. «Не мстите за себя, возлюбленные, – увещевает апостол, – но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19).

Вопрос: Не кажется ли вам кара геенной огненной всего лишь за сказанные слова слишком жестокой?

Ответ: Бывает, что слова очень ранят человека. От слов могут в дальнейшем родиться и действия, поэтому лучше словесных оскорблений не допускать.

Толкование святителя Иоанна Златоуста

Потому и Христос, чтобы ослабить крепость его (диавола), постановил этот закон. Он имеет великое попечение о любви, поскольку любовь есть мать всех благ, есть отличительный признак Его учеников; она одна содержит в себе все наши совершенства. Поэтому Христос справедливо с такою силою истребляет самые корни и источники вражды, разрушающей любовь. Итак, не думай, чтобы в словах Христовых было преувеличение; но, размыслив, какие от этих постановлений происходят блага, удивляйся их кротости. Ведь Бог ни о чем так не печется, как о том, чтобы мы жили в единении и союзе между собою. Потому-то Господь и сам, и через Своих учеников, как в Новом, так и Ветхом завете, много говорит об этой заповеди, и показывает Себя строгим мстителем и карателем за пренебрежение ею. Ничто столько не способствует ко введению и укоренению всякого зла, как истребление любви, почему и сказано: когда умножится беззаконие, «во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Так Каин сделался братоубийцею; так предались жестокости Исав и братья Иосифовы; так бесчисленное множество зол вторглось в мир от разрыва любви. Потому-то Христос со всею заботливостью истребляет все то, что разрушает любовь.