10. Третья заповедь блаженства

Цель занятия:

понять смысл третьей заповеди блаженства

Задачи:

  • понять, как проявляется кротость в поведении человека
  • поразмышлять над добродетелью кротости
  • подумать, как можно в своей жизни применять третью заповедь блаженства

Использованная литература:

  1. Потапов В., прот. Блаженства Евангельские. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie-potapov (дата обращения 03.10.2018).
  2. Дьяченко Г., прот. Духовные посевы. – Почаевская лавра, 2011. «О третьей заповеди блаженства».
  3. Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли в 12-ти томах. Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. «Кротость». [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/ (дата обращения 20.09.2018).
  4. Коваленко В. Заповеди блаженств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kovalenko.shtml (дата обращения 26.11.2015).

Дополнительная литература:

  1. Евангельские блаженства и заповеди Господа нашего Иисуса Христа по изъяснению святых  отец и духовных писателей Православной Церкви. Сайт-библиотека. [Электронный ресурс]. – URL: https://zapovedi.wordpress.com/ (дата обращения 01.10.2018).
  2. Николай Сербский (Велимирович), свт. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: Покров, 2003.
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/15 (дата обращения 01.10.2018).
  4. Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «Блаженные кроткие, ибо они наследуют землю».
  5. Милеант А., еп. Сущность христианства. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/sushhnost-khristianstva/ (дата обращения 03.05.2017).
  6. Троицкий А.Д. Евангельские блаженства. Заветы Спасителя о жизни и счастии. Всестороннее изъяснение Христовых Заповедей блаженств. – СПб.: Ижица, 2003. Глава «Блажени кротцыи».
  7. Сосунцов Е.Ф., свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 3. Урок 26 «Учение о блаженствах».
  8. Мекрюков А., свящ., Момот Е. Основы Христианской нравственности. Часть 1 / Учебное пособие для Воскресных школ. – М., 2014. Урок 13 «Заповеди блаженства».

Ключевые понятия:

  • Кротость

Словарь урока:

  • Владение собой
  • Терпение
  • Сдержанность
  • Безгневие

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Как звучит третья заповедь блаженства?
  2. Как вы считаете, является ли Иисус Христос кротким?
  3. На Его примере поясните, что значит быть кротким?
  4. Должны ли христиане подражать Иисусу Христу?
  5. А легко ли в ответ на какую-нибудь обиду не раздражаться и не гневаться?
  6. Значит, быть кротким – трудно?
  7. Можно ли о кротком человеке сказать, что он – слабый?
  8. Когда и против кого кроткий человек может проявить гнев?
  9. Чем добродетель кротости отличается от смирения?
  10. Какие грехи противоположны кротости?
  11. Что же делать, чтобы приобрести добродетель кротости?
  12. Как третья заповедь блаженства связана со второй?
  13. Что это за земля, которую Господь обещает исполнившим третью заповедь?
  14. Попробуйте дать теперь определение понятию "кротость".

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Литературные источники:

  • «Сокровищница духовной мудрости». Подборка святоотеческих цитат о кротости.  (скачать)
  • Рассказ «Четыре стрелы, поражающие врага». Священник Петр Поляков. (скачать)
  • Рассказ «Терпение ради Христа». Священник Петр Поляков. (скачать)
  • Рассказы о третьей заповеди блаженства. Протоиерей Григорий Дьяченко. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Мультфильм «Братья»:

  1. Цикл анимационных фильмов «Образ доброчинности». «Борис и Глеб»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 189. «Нагорная проповедь. Часть 1»:

  1. Телепроект «Воскресная школа». Часть «Заповеди блаженства»:

 

Вопрос: Как звучит третья заповедь блаженства?

Ответ: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5:5).

Вопрос: Как вы считаете, является ли Иисус Христос кротким?

Ответ: Да, конечно.

Вопрос: На Его примере поясните, что значит быть кротким?

Ответ: Иисус Христос был мягким, добрым, никогда не сердился и не злился, не гневался напрасно, оставался спокойным в любых ситуациях. Он не принуждал никого ни к чему ни силой, ни криками, не отвечал злом на зло. Он терпел незаслуженные страдания, но при этом молился за своих врагов, не испытывая к ним ненависти.

Вопрос: Должны ли христиане подражать Иисусу Христу?

Ответ: Да, ведь Господь Сам сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

Образцы христианской кротости

1. Некогда святой Спиридон, епископ Тримифунтский, входил во дворец царский; одежда на нем была весьма скромная. Один из слуг царских признал его за нищего и даже ударил в ланиту, но когда св. Спиридон, по слову Господню, подставил ему и другую, то он, узнав в этом поступке святого, припал к ногам его и начал просить прощения.

2. Однажды игумен Киево-Печерского монастыря преподобный Феодосий до позднего вечера беседовал с великим князем Изяславом. Тот не хотел отпустить игумена идти в монастырь пешком и приказал одному из своих слуг отвезти преподобного в обитель. Слуга, видя инока в худой одежде, отнесся презрительно к нему и сказал: «Ты, черноризец, всегда празден, а я в постоянных трудах; дай мне отдохнуть в колеснице, а сам сядь на коня». Феодосий беспрекословно уступил и в продолжение почти всего пути то ехал верхом на коне, то шел близ него, пока слуга спал. Поутру, проснувшись, слуга увидел, что все вельможи, ехавшие к великому князю, кланяются преподобному Феодосию. Ужас его увеличился, когда, подъехав к монастырю, он увидел, что вся братия вышла к своему игумену навстречу и с благоговением принимала от него благословения. А преподобный Феодосий велел накормить слугу и даже наградил его.

3. Преподобный Ефрем Сирин любил уединение и не сходил за общую трапезу того монастыря, где жил. Пищу ему приносил один из учеников его в келью. Однажды, идучи из поварни, ученик нечаянно уронил сосуд с пищею и разбил его. Он не знал, что делать, боясь гнева своего старца. Но святой Ефрем увидел это из окна и весело сказал ему: «Не печалься, дитя мое! Если пища не хотела прийти к нам, то мы сами пойдем к ней». И пошел; сев на землю возле разбитого сосуда, начал подбирать пищу.

4. Сорок мучеников, умерших за Иисуса Христа в Севастийском озере, служат трогательным примером христианской кротости. Они были офицеры и простые воины, неустрашимые на поле брани, благочестивые и сведущие в Божественном писании. Когда они отказались обратиться к богам, по предложению князя Лисия, то он велел их бить камнями. Этого мало: обвиняя в бессилии и нерадении бьющих служителей, он сам схватил камень и бросил в одного из мучеников, и потом велел поставить их в озеро среди льда, отовсюду напирающего, где они замерзли. Не взялись они за оружие, не стали сопротивляться и защищаться, хотя бы и могли, но претерпели всё с кротостью за Христа, как агнцы.

Вопрос: А легко ли в ответ на какую-нибудь обиду не раздражаться и не гневаться?

Ответ: Трудно. Всегда хочется ответить обидчику тем же, отомстить ему.

Вопрос: Значит, быть кротким – трудно?

Ответ: Да, приходится прилагать усилия, останавливая свой гнев, и терпеть. Всё это называется – владеть собой.

Священное Писание Нового Завета о кротости

Святой апостол Петр говорит: «То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, cue угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести во усmax Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; cmрадая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет.2:19-23).

Вопрос: Можно ли о кротком человеке сказать, что он – слабый?

Ответ: Если быть кротким трудно, значит кротость – признак силы, а не слабости. Часто людям кажется, что кроткий проигрывает. Но победу или поражение, успех или провал можно оценивать по-разному. Если, к примеру, вспомнить притчу о богаче и Лазаре, то проигравшим оказался богач, а Лазарь, без ропота перенёсший свою болезнь и нищету, по духовным меркам, как раз, выиграл.

Кротость как оружие

Авва Сергий, игумен монастыря аввы Константина, рассказал нам: «Однажды мы путешествовали с одним святым старцем. Сбившись с пути, мы попали на засеянное поле и потоптали немного всходов. На поле тогда работал земледелец. Увидав нас, он в гневе осыпал нас бранью: «Монахи ли вы? Есть ли у вас страх Божий? Если бы вы имели пред очами страх Божий, вы бы так не поступали». «Ради Господа, никто ничего не говори!» – быстро сказал нам святой старец. Затем, обратившись к крестьянину, ответил: «Правильно, чадо мое, сказал ты. Если бы мы имели страх Божий, мы не поступали бы так». Но крестьянин продолжал гневно браниться. «Правду говоришь ты, чадо! – снова отвечал старец. – Если бы мы были истинными монахами, мы не делали бы сего. Но, ради Господа, прости нам, что мы согрешили против тебя». Тронутый этими словами, крестьянин, приблизившись, бросился к ногам старца. «Я согрешил! – воскликнул он. – Прости меня! И, ради Господа, возьмите меня с собой». И действительно, – присовокупил блаженный Сергий, – он последовал за нами и принял иноческий чин».

Вопрос: Когда и против кого кроткий человек может проявить гнев?

Ответ: Сила гневаться дана Богом человеку, чтобы он мог бороться с грехом. Поэтому силу христианин обязан применять, например, когда нужно вступиться за другого человека, помочь слабому или защитить Родину.

Блаженная кротость

Аристотель определяет кротость как середину между сильным гневом и чрезмерной беззлобностью. Добродетелен тот, кто гневается, когда это уместно и никогда не гневается беспричинно. Не нужно сердиться и гневаться из-за оскорблений и обид, причиненных тебе  лично. Но не следует оставаться безучастным, когда обиды причинены другим людям.

Вот как характеризует эту грань кротости святитель Иоанн Златоуст:  «Когда мы, видя других оскорбленными, не защищаем их, а молчим, это – малодушие; когда же, сами получая оскорбления, терпим, это – кротость… Кроткий есть отец сирот, защитник вдовиц, покровитель бедности, помощник притесняемых, всегда защищающий справедливое» («Беседы на деяния апостольские»).

Спаситель никогда не защищал Сам Себя, но когда Он увидел, как обесчестили храм Его Отца Небесного, Он взял бич и начал бить и выгонять всех из храма. Он обличал лицемеров, обвинял лживых лидеров Израиля,  без страха предупреждал людей о грядущем Божьем суде.

Вопрос: Чем добродетель кротости отличается от смирения?

Ответ: Между кротостью и смирением есть много общего, иногда их употребляют как синонимы. Но есть между этими понятиями и разница. Смирение относится к внутреннему пониманию человеком своей греховности. Кротость – внешнее проявление внутренней перемены, состоящей в послушании Богу, проявляющееся в незлобии.

Сокровищница духовной мудрости

  • ...Когда желающий обижать найдет, что обижаемый готов потерпеть более, нежели сколько ему хотелось, и, удовлетворив своей страсти, увидит, что оскорбленный с преизбытком выказывает свое великодушие, то отойдет прочь, побежденный и посрамленный превосходством терпения; и хотя бы он был зверь и даже свирепее его, сделается потом скромнее, ясно увидев из сравнения и свою злость, и его добродетель (свт. Иоанн Златоуст).
  • Нет ничего могущественнее кротости. Как вылитая вода погашает сильно горящее пламя, так и слово, сказанное с кротостью, утишает гнев, воспламененный сильнее огня в печи, вследствие чего происходит двоякая для нас польза, этим и сами мы обнаруживаем в себе кротость и, успокоив раздражительный дух брата, спасаем от потрясения его рассудок (свт. Иоанн Златоуст).
  • ...Кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, и защищает несправедливо обижаемых, и сильно восстает против обижающих... (свт. Иоанн Златоуст).
  • Каким же образом мы можем стяжать... кротость? Если будем постоянно размышлять о своих грехах, если будем скорбеть и плакать. Душа, погруженная в такое сетование, не может ни раздражаться, ни гневаться (свт. Иоанн Златоуст).
  • Человек кроткий и сам себе приятен, и остальным полезен, а гневливый – и сам себе неприятен, и прочим вреден (свт. Иоанн Златоуст).
  • Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Неужели ты думаешь, что мало нужно (силы душевной), чтобы получать оскорбления и не возмущаться? Не погрешит тот, кто назовет такое расположение к ближним даже мужеством... (свт. Иоанн Златоуст).
  • Если мы обнаружили кротость, то сделаемся для всех непобедимыми, и ни один человек, ни малый ни большой, не в состоянии будет причинить нам вреда. Если кто-нибудь станет говорить о тебе худо, он тебе не повредит нисколько, а себе самому нанесет величайший вред; если кто причинит тебе обиду, весь вред падет на обидчика (свт. Иоанн Златоуст).
  • ...Как луч солнца, появившись, быстро прогоняет тьму, так добрый и кроткий быстро изменяет смущение и ссору в мир и тишину (свт. Иоанн Златоуст).

Вопрос: Какие грехи противоположны кротости?

Ответ: Раздражительность, обидчивость, мстительность, злорадство, ропот (недовольство), малодушие, высмеивание других людей.

Вопрос: Что же делать, чтобы приобрести добродетель кротости?

Ответ: В ситуации, когда нужно проявить кротость и сдержать свои страсти, нужно, во-первых, попросить у Бога помощи, во-вторых, подумать о собственных грехах, в-третьих, попытаться простить обижающего тебя человека. А потом хорошо бы ещё сделать этому человеку что-нибудь доброе и помолиться за него. Также нужно самому стараться никого никогда не обижать.

Вопрос: Как третья заповедь блаженства связана со второй?

Ответ: Тот человек, который осознаёт свои грехи и кается в них, не станет раздражаться на других, потому что сочувствует им и понимает, как каждому человеку тяжело бороться с грехами.

Вопрос: Что это за земля, которую Господь обещает исполнившим третью заповедь?

Ответ: Может быть, это Царство Небесное. Говоря о рае, Псалтирь называет его «землей живых»: «Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых» (Пс.26:13).

Вопрос: Попробуйте дать теперь определение понятию кротости.

Ответ: Кротость есть готовность терпеливо переносить страдания и при этом сохранять радость.