9. Вторая заповедь блаженства

Цель занятия:

понять смысл второй заповеди блаженства

Задачи:

  • понять, какой плач является блаженным
  • поразмышлять над добродетелью покаяния
  • подумать, как можно в своей жизни применять вторую заповедь блаженства

Использованная литература:

  1. Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «Блаженные плачущие, ибо они утешатся».
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/15 (дата обращения 01.10.2018).
  3. Потапов В., прот. Блаженства Евангельские. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie-potapov (дата обращения 03.10.2018).
  4. Дьяченко Г., прот. Духовные посевы. – Почаевская лавра, 2011. «О второй заповеди блаженства».
  5. Коваленко В. Заповеди блаженств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kovalenko.shtml (дата обращения 26.11.2015).
  6. Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли в 12-ти томах. Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. «Покаяние», «Слезы». [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/ (дата обращения 20.09.2018).

Дополнительная литература:

  1. Евангельские блаженства и заповеди Господа нашего Иисуса Христа по изъяснению святых  отец и духовных писателей Православной Церкви. Сайт-библиотека. [Электронный ресурс]. – URL: https://zapovedi.wordpress.com/ (дата обращения 01.10.2018).
  2. Николай Сербский (Велимирович), свт. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: Покров, 2003.
  3. Троицкий А.Д. Евангельские блаженства. Заветы Спасителя о жизни и счастии. Всестороннее изъяснение Христовых Заповедей блаженств. – СПб.: Ижица, 2003. Глава «Блажени плачущие».
  4. Сосунцов Е.Ф., свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 3. Урок 26 «Учение о блаженствах».
  5. Мекрюков А., свящ., Момот Е. Основы Христианской нравственности. Часть 1 / Учебное пособие для Воскресных школ. – М., 2014. Урок 13 «Заповеди блаженства».

Ключевые понятия:

  • Покаяние
  • Утешение

Словарь урока:

  • Сострадание
  • Сочувствие
  • Страшный Суд
  • Потерянный рай

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Как звучит вторая заповедь блаженства?
  2. О чём вообще может плакать человек?
  3. О чём же призывает плакать Иисус Христос?
  4. Только ли о своих грехах может плакать христианин?
  5. Подумайте, как вторая заповедь блаженства связана с первой?
  6. Может ли быть блаженным плач о чужих страданиях, когда человек сочувствует ближнему?
  7. Какие чувства может вызвать у вас воспоминание о Страшном Суде и почему?
  8. Какие чувства будит в вас воспоминание о том, как Адам и Ева покинули рай?
  9. Могут ли слезы о потерянном рае считаться блаженными?
  10. Что обещает Господь во второй заповеди плачущим?
  11. Что делать, если сердце очерствело, и человеку кажется, что плакать ему не о чем?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Презентации:

Таинство Покаяния (скачать)

Литературные источники:

  • «Сокровищница духовной мудрости». Подборка святоотеческих цитат о покаянии.  (скачать)
  • Сказка-притча «Бриллиантовые слезы». Борис Ганаго. (скачать)
  • Рассказы о второй заповеди блаженства. Протоиерей Григорий Дьяченко. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Воскресная школа». Часть «Покаяние в жизни христианина»:

  1. Цикл анимационных фильмов «Образ доброчинности». «Мария Египетская»:

  1. Телепроект «Воскресная школа». Часть «Исповедь – ключ к раю»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 189. «Нагорная проповедь. Часть 1»:

  1. Телепроект «Воскресная школа». Часть «Заповеди блаженства»:

Вопрос: Как звучит вторая заповедь блаженства?

Ответ: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4).

Вопрос: О чём вообще может плакать человек?

Ответ: Можно плакать от боли, от обиды, от бессильной злобы, от неудовлетворенных желаний.

Святитель Иоанн Златоуст о второй заповеди блаженства

Тогда как все почитают блаженными радующихся, а сетующих, бедных и плачущих – несчастными, Он вместо первых называет блаженными последних, говоря так: «блаженны плачущие», хотя все почитают их несчастными (Матф. 5:4). Но Христос для того наперед и творил знамения, чтобы, предписывая подобные правила, более иметь доверенности к Себе. И здесь опять не просто разумеет плачущих, но плачущих о грехах своих, так как есть другой плач, вовсе непозволительный – плач о житейских предметах, на что указал и Павел, говоря: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние к спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор. 7:10). Этих-то печалящихся Христос здесь и называет блаженными; и не просто печалящихся, но тех, которые предаются сильной печали. Потому и не сказал: печалящиеся, но: «плачущие». Действительно, и эта заповедь научает также всякому благочестию. В самом деле, если тот, кто оплакивает смерть детей, жены, или кого-нибудь из родственников, в это время скорби не увлекается ни любовью к богатству и плоти, ни честолюбием, не раздражается обидами, не снедается завистью, ни другой какой-либо предается страсти, а бывает всецело поглощен скорбью, то не гораздо ли более покажут свое бесстрастие относительно всего этого те, которые подобающим образом оплакивают грехи свои? Какая же будет им награда? «Ибо они утешатся», говорит Христос. Скажи мне, где они утешатся? И здесь, и там. Так как эта заповедь была слишком тяжка и трудна, то Он обещает то, что наиболее могло бы облегчить ее. Итак, если хочешь иметь утешение – плачь. И не почитай этих слов иносказательными.

Вопрос: О чём же призывает плакать Иисус Христос?

Ответ: Наверное, Он призывает нас сокрушаться о своих грехах. Не всякие слезы ведут к блаженству.

Рассказы о покаянном плаче и сердечном сокрушении о грехе

1. Царь и пророк Давид тяжко согрешил пред Богом, убив Урию и взяв себе жену его; но, сознав свой грех, он горько и сильно плакал днем и ночью, выразив свое покаянное чувство и сокрушенное сердце в псалме: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс. 50:3).

2. Апостол Петр никогда не переставал оплакивать свое падение, свое кратковременное из чувства самосохранения троекратное отречение от Иисуса Христа: во всю жизнь свою он не переставал проливать слезы о своем поступке. Об этом свидетельствует ученик святого апостола Петра Климент, епископ Римский. Он рассказывает о святом Петре так: «На обеих щеках апостола Петра образовались две глубокие морщины или впадины, по которым, как по каналам, стекали проливаемые слезы. Он плакал не только днем, но и ночью; каждую ночь он после первого пения петухов вставал с постели и до утра со слезами молился». Он, следовательно, по праву мог сказать с псалмопевцем: слезы суть пища для меня день и ночь (Пс. 41:4), – слезы для него были как бы насущным хлебом, так как он никогда не переставал плакать. «Один раз, – говорит блаженный Августин, – Петр согрешил, но всегда плакал».

Вопрос: Только ли о своих грехах может плакать христианин?

Ответ: Нет, мы должны сокрушаться и о чужих грехах. Вот, монахи в монастырях молятся за весь мир, за всех грешных людей.

Вопрос: Подумайте, как вторая заповедь блаженства связана с первой?

Ответ: Первая заповедь рождает вторую. Человек начинает подниматься по заповедям к Богу, как по ступенькам. Человек, нищий духом, желающий от Бога получить дары, понимает, что он сам ничего не заслужил, и начинает плакать из-за совершённых грехов.

Вопрос: Может ли быть блаженным плач о чужих страданиях, когда человек сочувствует ближнему?

Ответ: Конечно, может. Господь учил людей сострадать. Он даже Сам плакал, когда пришел ко гробу умершего Лазаря.

Бриллиантовые слезы. Сказка-притча. Борис Ганаго

Появился на свет маленький человечек. Сначала новый мир испугал его и он заплакал. Это были слезы страха. Потом он узнал родной голос мамы и успокоился. Шли дни, и он уже улыбкой отвечал на ее улыбку.

Как-то ранним утром он стал разглядывать росинки на цветах, на травинках. Они светились, отражая солнечные лучи. Каждая росинка сама как бы превращалась в маленькое солнце. Это созерцание было так поразительно, что у него самого из восторженных глаз выкатились крохотные росинки-слезинки. Только роса в саду скоро испарилась, не оставив и следа, а его капельки превратились в маленькие бриллиантики. Они изумительно переливались всеми цветами радуги, будто солнце изнутри озаряло их.

В другой раз он увидел в окно, как из гнезда выпал беспомощный птенец. Птенчик жалобно пищал, пытался взлететь, но не мог: крылышки у него еще не выросли.

Мальчуган, еле ходя сам, вышел из дома, чтобы помочь упавшему, но когда он спустился с крыльца, то увидел облизывающегося черного кота, а рядом трепещущие пушинки.

И опять несколько слезинок-бриллиантиков скатилось из его глаз. Родители бережно хранили эти сокровища. Иногда они устраивали для себя праздник: доставали бриллианты и любовались ими. Они никому их не показывали, никому не говорили, что их сынок порой плачет обыкновенными слезами – слезами обиды, каприза, а порой – драгоценными. Это была их тайна.

Они боялись, что злые люди похитят их сына, потому ни с кем не давали ему играть, боясь, что тайна будет открыта.

И мама, и папа окружили свое дитя такой заботой, что почти буквально носили его на руках.

Мальчик вскоре привык к такому царственному почитанию. Ему стало казаться, что весь мир создан для него и все – его подданные. Он привык повелевать, становясь все надменнее и холоднее. Родители видели, как меняется сын, но уже ничего не могли поделать. Им казалось, что он навсегда разучился плакать даже обыкновенными слезами. Это глубоко огорчало их. Ведь когда-то это был такой трогательный малыш.

Шли годы. Силы родителей иссякали, они старились. Их надежды, что сын будет их помощником и защитой в бедности и болезнях, давно растаяли, как утренняя роса. Сын был черств и равнодушен ко всем, кроме себя. Он на всех поглядывал свысока, как на рабов, никого не любя, никому не сочувствуя. Сердце его окаменело.

Ни одной слезинки не проронил он, когда стоял у гроба своего отца. Только задумался о чем-то. Быть может, ему вспомнился птенчик, который выпрыгнул из родного гнезда, но так и не смог взлететь. Впрочем, кто знает, о чем он задумался...

Когда умирающая мать попросила сына дать ей воды, тот поморщился, но принес. Подавая, он невольно обратил внимание, как ее трясущиеся руки никак не могли удержать стакан. Вода в нем расплескивалась, а сам стакан звонко ударялся о ее зубы. Он впервые внимательно посмотрел на скрюченные бугры, в которые превратились ее пальцы, ее руки. Сколько же они переделали работ, заботясь о нем?

И вот теперь эти руки не могут удержать даже стакан.

Сын взял его и бережно поднес к ней. Она удивленно и благодарно взглянула на него. Глаза ее увлажнились.

Ему пришла мысль, что скоро он останется один на всем свете и никто в мире больше не будет любить его так, как любила мать.

Он пожалел, что никогда в жизни ничем ни разу не порадовал ее, не согрел добрым словом или заботой.

Она жила для него, а для кого жил он? Она была для него матерью, а был ли он для нее сыном?

Вдруг глаза его затуманились и он услышал, как что-то упало в стакан. Это был маленький бриллиант.

Вопрос: Какие чувства может вызвать у вас воспоминание о Страшном Суде и почему?

Ответ: Наверное, если человек осознает, что он грешник, то и от этого представления о будущем суде он может заплакать, так как не готов ответить за свои поступки.

Воспоминание о часе смертном и дне Страшного Суда

1. Святые при созерцании природы и ее явлений очень часто извлекали для себя поучительные уроки веры и благочестия. Так, например, делал часто св. Ефрем Сирин.

«В один день, – пишет он, – встав очень рано, вышел я с двумя братьями из благословенного города Эдессы; возведя очи свои на небо, которое, подобно чистому зеркалу, со славою осиявало звездами землю, я в удивлении сказал: «Если звезды сияют с такою славою, то не более ли с волю святого Бога, в тот час, когда придет Господь?»

Но лишь я вспомнил о том страшном пришествии Господнем, как содрогнулись кости мои; душа и тело затрепетали; я заплакал с болезнью сердечной и сказал, воздыхая: каким я, грешник, окажусь в тот страшный час? Как предстану престолу страшного Судии? Как мне, рассеянному, иметь место с совершенными? Как мне, бесплодному, явиться в число тех, которые принесли плоды правды? Что мне делать, когда святые в чертоге небесном будут узнавать друг друга? Кто признает меня? Праведные будут в чертоге, нечестивые в огне; мученики покажут свои раны; подвижники – свои добродетели; а я что покажу, кроме лени и нерадения?»

2. Преподобный Феофил подвизался в Киево-Печерском монастыре. Однажды Феофил был в пещере, где недавно погребен был родной брат его Иоанн. Бывший там преподобный Марк Пещерник, по внушению от Бога, сказал Феофилу, что и ему не много остается жить, что, если бы он был готов к смерти, не вышел бы сейчас из пещеры, но ему Господь дает некоторое время для приготовления к исходу. Феофил был так поражен этим извещением о близости смертного часа, что, пришедши в келлию, роздал всё, что имел, и с того времени непрестанно день и ночь проливал горькие слезы. Сколько ни утешали его братия, ничем не мог он утешиться; от непрестанного плача он наконец лишился зрения. Излияние слез у преподобного было столь велико, что он скоро наполнил ими целый сосуд, чтобы при кончине жизни своей возлить их на грешное свое тело во свидетельство своего оправдания пред Богом. Господь внял плачу раба Своего: за три дня до кончины преподобному возвращено было зрение, и он утешен был явлением Ангела Господня, который, держа в руках другой сосуд, больший того, в котором собраны были его слезы, сказал: «Вот в этом сосуде твои же слезы, которые я, по повелению Господа, собирал каждый раз, как они изливались от воздыхания сердца твоего, и теперь я послан возвестить тебе радость, что ты с веселием отыдешь ко Господу, рекшему: «Блажени плачущие, яко тии утешатся» (Мф. 5:4). Так преподобный Феофил слезами покаяния приобрел себе наследие праведных в Царствии Небесном.

Вопрос: Какие чувства будит в вас воспоминание о том, как Адам и Ева покинули рай?

Ответ: Становится их жалко до слез. И себя тоже немного жалко. И других людей, которые из-за этого дерева познания добра и зла вынуждены сейчас страдать на земле вместо того, чтобы жить в раю. Хочется, чтобы Господь пустил в рай всех добрых людей.

Вопрос: Могут ли слезы о потерянном рае считаться блаженными?

Ответ: Могут, наверное.

Вопрос: Что обещает Господь во второй заповеди плачущим?

Ответ: Он говорит, что плачущие утешатся. А раз люди эти плакали от разлуки с Богом, то становится понятно, что утешением для них будет встреча с Богом. Господь уже рассказывал об этом в притче о богаче и Лазаре: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк.16:25).

Божие обетование утешения

Скорбящие о своем падшем состоянии и о грешном мире возрадуются в будущем веке, по слову Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.16:20). Плачущие в этой жизни возрадуются в жизни вечной, ибо подлинное, блаженное радостное утешение даётся только в вечном пребывании в Царстве Божием, ибо там, как сказано в Откровении Иоанна Богослова «…отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

Вопрос: Что делать, если сердце очерствело, и человеку кажется, что плакать ему не о чем?

Ответ: Помнить о Христе, страдавшем за всех людей, и просить Его помощи. Бороться с собственной гордыней. Поменьше проводить времени в бурных развлечениях, не забывая о нуждах своей души, осторожнее относиться к смеху.

Сокровищница духовной мудрости

  • У кого лежит родной мертвец перед глазами, того нужно ли учить плачу? Перед тобою лежит душа твоя, умерщвленная грехами, она для тебя дороже всего мира: неужели не будешь плакать о ней? (прп. Исаак Сирин).
  • Как после проливного дождя воздух делается чистым, так и по пролитии слез настает тишина и ясность, и мрак греховный исчезает (свт. Иоанн Златоуст).
  • От тебя не требуется никаких трат или издержек, – только обратись к Нему <Богу> с плачем и тотчас преклонишь Его на милость к тебе (свт. Иоанн Златоуст).
  • Покаяние есть зеркало, поэтому лукавый не оставляет его в нас, чтобы не увидели мы в нем себя и не смыли своих нечистот (прп. Ефрем Сирин).
  • Горе нам, что так окаменены сердца наши, что часто, напряженно ища сокрушения слез, не успеваем в этом по причине крайнего нерадения и разленения (прп. авва Исаия).
  • ...Плач требует соразмерности с разумом касательно того, о ком, сколько, когда и как должно проливать слезы (свт. Василий Великий).
  • ...У людей бывают трех различных родов слезы. Бывают слезы о вещах видимых, и они очень горьки и суетны. Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, и они весьма сладки и полезны. И бывают слезы раскаяния там, где плач и скрежет зубом (Мф. 8:12), и эти слезы горьки и бесполезны, потому что вовсе безуспешны... (прп. Ефрем Сирин).
  • ...Твои глаза пусть прольют слезы; и слезы могут погасить костер грехов (свт. Иоанн Златоуст).
  • Кающемуся двери рая отворяются и объятия Отца Небесного простерты к нему (свт. Феофан Затворник)