8. Первая заповедь блаженства

Цель занятия:

понять смысл первой заповеди блаженства

Задачи:

  • понять, кто такие «нищие духом»
  • поразмышлять над добродетелью смирения
  • подумать, как можно в своей жизни применять первую заповедь блаженства

Использованная литература:

  1. Потапов В., прот. Блаженства Евангельские. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie-potapov (дата обращения 03.10.2018).
  2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/15 (дата обращения 01.10.2018).
  3. Дьяченко Г., прот. Духовные посевы. – Почаевская лавра, 2011. «О второй заповеди блаженства».
  4. Милеант А., еп. Нагорная проповедь. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/nagornaja-propoved/ (дата обращения 01.10.2018).
  5. Коваленко В. Заповеди блаженств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kovalenko.shtml (дата обращения 26.11.2015).

Дополнительная литература:

  1. Евангельские блаженства и заповеди Господа нашего Иисуса Христа по изъяснению святых  отец и духовных писателей Православной Церкви. Сайт-библиотека. [Электронный ресурс]. – URL: https://zapovedi.wordpress.com/ (дата обращения 01.10.2018).
  2. Николай Сербский (Велимирович), свт. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: Покров, 2003.
  3. Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «Блаженные нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
  4. Троицкий А.Д. Евангельские блаженства. Заветы Спасителя о жизни и счастии. Всестороннее изъяснение Христовых Заповедей блаженств. – СПб.: Ижица, 2003. Глава «Блажени нищие духом».
  5. Сосунцов Е.Ф., свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 3. Урок 26 «Учение о блаженствах».
  6. Мекрюков А., свящ., Момот Е. Основы Христианской нравственности. Часть 1 / Учебное пособие для Воскресных школ. – М., 2014. Урок 13 «Заповеди блаженства».

Ключевые понятия:

  • Заповеди блаженства
  • Нищета духовная

Словарь урока:

  • Смирение
  • Гордость

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Примерные вопросы для беседы:

  1. Как звучит первая заповедь блаженства?
  2. Чтобы понять, что такое «нищета духовная», объясните сначала, в чём состоит нищета телесная?
  3. От кого может надеяться обычный нищий получить пропитание?
  4. А чего же лишён человек нищий духовно?
  5. Нищий духом человек от кого надеется получить помощь?
  6. Что обещает Господь в награду исполняющим первую заповедь?
  7. Как называется добродетель человека, обладающего духовной нищетой?
  8. Кому приписывает свои добрые поступки, слова или мысли смиренный человек?
  9. В чём может состоять смирение человека по отношению к Богу?
  10. В чём может состоять смирение человека по отношению к другим людям?
  11. В чём может состоять смирение человека по отношению к самому себе?
  12. Какой грех противоположен добродетели смирения?
  13. На кого надеется гордый человек?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Литературные источники:

  • «Сокровищница духовной мудрости». Подборка святоотеческих цитат о нищете духовной.  (скачать)
  • «Примеры глубокого смирения». Протоиерей Григорий Дьяченко. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 28. «О добродетелях. Духовная нищета»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 189. «Нагорная проповедь. Часть 1»:

  1. Телепроект «Воскресная школа». Часть «Заповеди блаженства»:

  1. Телепередача «Доброе слово». «О гордом юноше».

Вопрос: Как звучит первая заповедь блаженства?

Ответ: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3).

Вопрос: Чтобы понять, что такое «нищета духовная», объясните сначала, в чём состоит нищета телесная?

Ответ: Обычный нищий не имеет крыши над головой, у него нет денег на пропитание и одежду.

Вопрос: От кого может надеяться обычный нищий получить пропитание?

Ответ: Нищий надеется только на милостыню, что люди подадут ему помощь, чтобы он выжил. Всё, чем он обладает, он получает даром от других людей.

Вопрос: А чего же лишён человек нищий духовно?

Ответ: Духовно можно обладать только добродетелями: милосердием, кротостью, верой, любовью, надеждой и другими. Вот, если человек понимает, что этих добродетелей ему недостаёт, то он нищий духовно.

Вопрос: Нищий духом человек от кого надеется получить помощь?

Ответ: Как обычный нищий просит у людей помощи, так нищий духовно просит помощи у Бога и надеется только на Него.

Сокровищница духовной мудрости

  • ...Не те нищи духом, кои отреклись от мира и терпят только внешнюю нищету, но те, кои оставили всякое зло и непрестанно алчут и жаждут памятования о Боге (прп. авва Исаия).
  • Возлюби нищету Христову, чтобы там обогатиться тебе Христовым Божеством (прп. Ефрем Сирин).
  • ...Кто ради Бога обнищает, тот обретет неоскудевающие сокровища (прп. Исаак Сирин).
  • Истинные праведники всегда помышляют в себе, что недостойны они Бога, и самое то, что они истинные праведники, дознаётся из того, что они признают себя окаянными и недостойными попечения Божия и исповедуют сие тайно и явно и умудряются на сие Святым Духом, – чтобы пребывать в труде и тесноте, пока находятся в жизни сей (прп. Исаак Сирин).
  • Нищие... духом не имеют... никакого пристрастия к благам мира сего и не помышляют о них с услаждением, но ненавидят их и отвращаются от них (прп. Симеон Новый Богослов).
  • Нищие духом – это те, которые скромно, без заносчивости и не ища наслаждений для души или разума, переносят нищету либо волею, либо в благородном расположении духа, хотя и поневоле терпят бедность (свт. Григорий Палама).
  • Нищие духом суть душевно чувствующие свое недостоинство (св. Феофилакт Болгарский).
  • Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и, таким образом, должны считать, что мы – ничто, и во всем прибегать к милосердию Божию (свт. Филарет Московский).

Вопрос: Что обещает Господь а награду исполняющим первую заповедь?

Ответ: Бог говорит, что «их есть Царство Небесное». Не потом, не в будущем, а уже сейчас. Сам Господь пребывает в Царстве Небесном. Поэтому, раз нищим духом принадлежит это Царство, значит, с ними Бог.

Вопрос: Как называется добродетель человека, обладающего духовной нищетой?

Ответ: Смирение.

Преподобный Антоний Великий о смирении

Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои. Не завидуй тому, что идёт вверх, но лучше считай всех людей высшими себя, чтобы с тобою был Сам Бог.

Вопрос: Кому приписывает свои добрые поступки, слова или мысли смиренный человек?

Ответ: Он приписывает их Богу. Он знает, что без Божией помощи не смог бы ни одного доброго поступка совершить.

Праведный Иоанн Кронштадтский о нищете духовной

Нищий духом есть тот человек, который искренно признаёт себя духовным бедняком, ничего своего не имеющим; кто всего ожидает от милосердия Божия, кто убежден, что он не может ни помыслить, ни пожелать ничего доброго, если Бог не даст мысли благой и желания доброго, что он не может сделать ни одного истинно доброго дела без благодати Иисуса Христа; кто считает себя грешнее, хуже, ниже всех, кто всегда себя укоряет и никого не осуждает; кто признаёт одеяние души своей скверным, мрачным, зловонным, негодным и не перестаёт просить Господа Иисуса Христа просветить одеяние души его, облечь его в нетленную одежду правды; кто непрестанно прибегает под кров крил Божиих, не имея нигде безопасности в мире, кроме Господа; кто всё достояние своё считает Божиим дарованием и за всё усердно благодарит Подателя всех благ и от достояния своего охотно уделяет требующим, – вот кто нищий духом.

Вопрос: В чём может состоять смирение человека по отношению к Богу?

Ответ: Не жаловаться на свою жизнь, всегда надеяться, что Бог поможет, жить так, чтобы Богу угодить.

Вопрос: В чём может состоять смирение человека по отношению к другим людям?

Ответ: Не раздражаться и не злиться ни на кого, помнить, что Бог за что-нибудь любит каждого человека. Уметь всегда просить прощения первым.

Вопрос: В чём может состоять смирение человека по отношению к самому себе?

Ответ: Уметь в каждом конфликте винить самого себя, а не валить вину на другого. Помнить о своих грехах, а не осуждать других людей.

Примеры глубокого смирения

1. Преподобный Моисей говорит: «Если человек в своем сердце не сознáет себя грешником, Бог не услышит его». Когда преподобный Моисей сделан был клириком и облекли его в стихарь, архиепископ сказал ему: «Вот ты теперь весь стал белым, авва Моисей!» Он отвечал: – «О, если бы, владыко, и извнутри так же, как извне». Архиепископ, желая испытать авву Моисея, сказал клирикам: «Когда войдет авва Моисей в алтарь, изгоните его и идите за ним, чтобы услышать, что станет он говорить». Старец вошел, клирики начали поносить его и выгнали, говоря: «Ступай вон, эфиоп!» Старец, выходя, говорил самому себе: «По правде с тобою сделано, чернокожий эфиоп: ты не человек, зачем ходишь с людьми!». Таково было смирение одного из великих подвижников!

2. Авва Миос разсказывал, что в скиту жил один высокий по своим подвигам старец, который был из рабов. Несмотря на то, что он уже имел совершенную свободу и был сам руководителем и начальником других, этот старец ежегодно ходил в Александрию и носил оброк своим господам. Приходя к ним, он наливал воду в умывальницу и умывал ноги их. Господа говорили ему: «Отец! ты заставляешь нас принимать такую тяжкую услугу от тебя!» Он отвечал им: «Чрез это свидетельствую, что я раб ваш. В благодарность за то, что дали мне свободу служить Богу, я обмываю ноги ваши». Господа не принимали оброка, а старец говорил им: «Если не хотите принять оброка, я остаюсь здесь служить вам». Господа, уважая его, оставляли его делать, что он хотел, и отпускали с великою честию и со многими пожертвованиями (из Патерика).

Вопрос: Какой грех противоположен добродетели смирения?

Ответ: Грех гордости.

Вопрос: На кого надеется гордый человек?

Ответ: Гордый человек всегда надеется на самого себя, он думает, что всего добивается сам и хвалится своими добродетелями.

Святитель Иоанн Златоуст о первой заповеди блаженства

Все величайшие бедствия, удручающие всю вселенную, произошли от гордости. Так и дьявол, не бывший прежде таковым, сделался дьяволом от гордости, на что указывая, и Павел сказал: «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом» (1Тим. 3:6). Так и первый человек, обольщенный от дьявола пагубной надеждой, пал и сделался смертным; он надеялся стать богом, но потерял и то, что имел. За то и Бог, порицая его и как бы смеясь над его неразумием, сказал: «вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3:22). Так и каждый после Адама, мечтая о своем равенстве с Богом, впадал в нечестие. Так как, следовательно, гордость есть верх зла, корень и источник всякого нечестия, то Спаситель и приготовляет врачевство, соответствующее болезни, полагает этот первый закон, как крепкое и безопасное основание. На этом основании с безопасностью можно созидать и все прочее. Напротив, если этого основания не будет, то хотя бы кто до небес возвышался жизнью, все это легко разрушится и будет иметь худой конец. Хотя бы ты отличался постом, молитвой, милостыней, целомудрием или другой какой добродетелью, все это без смирения разрушится и погибнет. Так случилось с фарисеем. Взойдя на самый верх добродетели, он ниспал с него и потерял все потому, что не имел смирения – матери всех добродетелей. Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия. Потому-то Христос и начинает со смирения, желая с корнем исторгнуть гордость из души слушателей.

Вопрос: Давайте подумаем, как выработать в себе добродетель смирения?

Ответ: Молиться Богу, чтобы стать смиренным. Стараться жить по Божиим заповедям. Помнить о том, что всё, что у нас есть, дано нам Богом во временное пользование. Наблюдать за собой в то время, когда нам делают замечания, когда нас оскорбляют или ущемляют наши права.