5. Десять Заповедей в Ветхом Завете. Заповеди об отношении к Богу

Цель занятия:

поразмышлять над первой скрижалью заповедей Божиих

Задачи:

  • вспомнить первые четыре заповеди Моисея
  • понять смысл каждой из четырех заповедей
  • понять необходимость исполнения каждой из четырех заповедей

Использованная литература:

  1. Духанин В. Сокровенный мир Православия. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2009. Глава «Закон Твой – утешение моё».
  2. Дьяченко Г., прот. Духовные посевы. – Почаевская лавра, 2011. «О первой заповеди Закона Божия», «О второй заповеди Закона Божия», «О третьей заповеди Закона Божия», «О четвертой заповеди Закона Божия».
  3. Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014. «Святость обета».

Дополнительная литература:

  1. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 3. Уроки 20-22.
  2. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 5. Раздел «Заповеди Божии».
  3. Мекрюков А., свящ., Момот Е. Основы Христианской нравственности. Часть 1 / Учебное пособие для Воскресных школ. – М., 2014. Урок 11 «Десять заповедей».

Ключевые понятия:

  • Заповеди Моисея
  • Декалог

Словарь урока:

  • Кумир
  • Божба
  • День субботний

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Примерные вопросы для беседы:

  1. Когда первую заповедь излагают сокращенно, то какие слова обычно опускают?
  2. Какой важный смысл скрыт именно в этих словах?
  3. Какое чувство должна будить в нас эта заповедь?
  4. О каком рабстве идет речь в этой заповеди?
  5. А как еще после прихода Спасителя можно понимать слова Божии о рабстве?
  6. Какое условие ставит Господь для возможности человеку спастись?
  7. О каких кумирах говорится во второй заповеди?
  8. Какие кумиры появились у современного человека?
  9. Может ли кумиром стать человек?
  10. Может ли сам человек стать для себя кумиром?
  11. О чём ещё говорится во второй заповеди?
  12. В чём могут состоять эти награды и наказания?
  13. Как можно напрасно призывать Бога?
  14. Как вы думаете, слышит ли Бог такие призывы?
  15. Порадовало бы ли вас такое обращение?
  16. Как нужно обращаться к Богу?
  17. Нужно ли выполнять обещания, данные Богу?
  18. Можно ли назвать не исполненный обет напрасным обращением к Богу?
  19. Что может последовать за таким не выполненным словом?
  20. Известны ли вам случаи из Священного Писания, когда Господь наказывал людей за сказанные ими скверные слова?
  21. В первой заповеди человек обещал быть верным Богу. Но легко ли соблюдать верность, не встречаясь с любимым?
  22. Где человек может встретиться с Богом?
  23. Как часто нужно бывать в храме?
  24. А что означает слово «святить»? Как можно освятить день?
  25. Почему в четвертой заповеди Господь напоминает людям о сотворении мира?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, презентацию, видеоматериалы и литературные источники.

Подведение итогов по теме учителем или одним из учеников.

Презентации:

Синайское законодательство (скачать)

Литературные источники:

  • «Благодари Бога за все Его дары», «Пристрастие к нарядам недостойно христианина», «Рассказы о наказании Божием за божбу». Протоиерей Григорий Дьяченко. (скачать)
  • Рассказ «Святость обета». Священник Петр Поляков. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Воскресная школа». Часть «Десять заповедей»

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 132. «Заповеди об отношении человека к Богу»:

  1. Детям о заповедях. Слайд-фильм Московской Педагогической Академии:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 26 «Заповеди Божии. Синайское Откровение»:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 27 «Первая заповедь»:

Вопрос: Почему Господь разделил десять заповедей на две скрижали?

Ответ: На первой были написаны четыре заповеди о любви к Богу, а на второй – шесть заповедей об отношении к людям.

Вопрос: Как вы считаете, христиане исполняют заповеди Моисея точно так же, как это делали евреи до Первого пришествия, или есть отличия?

Ответ: Иисус Христос дополнил Закон Божий, поэтому христиане понимают десять заповедей не только буквально, но ища в них более глубокий смысл, раскрывая каждую из них в отношении своей души.

Первая заповедь

 «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2-3).

Вопрос: Когда первую заповедь излагают сокращенно, то какие слова обычно опускают?

Ответ: «Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства».

Вопрос: Какой важный смысл скрыт именно в этих словах?

Ответ: Господь спас свой народ от рабства.

Вопрос: Какое чувство должна будить в нас эта заповедь?

Ответ: Чувство благодарности к Богу.

Вопрос: О каком рабстве идет речь в этой заповеди?

Ответ: О времени пленения еврейского народа в Египте.

Вопрос: А как еще после прихода Спасителя можно понимать слова Божии о рабстве?

Ответ: Как Господь спас евреев из Египта, так и душа каждого человека может быть спасена Богом от рабства диаволу.

Вопрос: Какое условие ставит Господь для возможности человеку спастись?

Ответ: Очень простое: верить только одному Богу, не доверяя никаким другим религиям, так как Господь создал небо и землю, всё вокруг нас, и Он один есть истинный Бог.

Благодари Бога за все Его дары

Один прозорливый старец, сидя на общей трапезе, где всем подавалось одинаковое кушанье, увидал, что пища, вкушаемая братиею, переменяется: один вкушает мед, другой простой хлеб, а некоторые овощную зелень. Удивленный таковою переменою брашна, он вопросил Господа открыть эту тайну. Господь возвестил старцу: ядущие мед означают тех, которые со страхом и радостию духовною принимают дары Божии, обращаясь непрестанно мыслию своею к Богу, – ядущие хлеб также довольствуются с благодарностию, а ядущие зелень – это те, которые недовольны пищею и ропщут. Потому для собственного блага всем надлежит пользоваться дарами Божиими с чувством благодарения, по слову апостола: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31).

Вторая заповедь

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:4-6).

Вопрос: О каких кумирах говорится во второй заповеди?

Ответ: Кумирами здесь называются изображения, то есть творения рук человека, которым воздается служение и поклонение, равное служению Богу. Раньше у язычников это были деревянные и каменные статуи, которым приносили жертвы.

Вопрос: Какие кумиры появились у современного человека?

Ответ: Если вспомнить, что люди ценят больше всего, то это могут быть деньги и разные модные приобретения. А могут быть предметы, позволяющие развлекаться: телевизор, гаджеты, электронные приставки. Кумиром может стать и какое-то увлечение человека, которое занимает всё его время, подменяя собою Бога.

Вопрос: Может ли кумиром стать человек?

Ответ: Да, многие широко известные люди – певцы, музыканты, актеры – так и называются кумирами. Кумирами их делает не просто их популярность, а то завышенное отношение, можно сказать, поклонение, которое они у некоторых людей вызывают.

Вопрос: Может ли сам человек стать для себя кумиром?

Ответ: Да, такое часто бывает, когда человек думает только о себе, и заботится, в первую очередь, о себе. Тогда и в воскресный день, например, когда нужно встать пораньше, чтобы пойти в храм, человек может решить, что его сон важнее Бога.

Вопрос: О чём ещё говорится во второй заповеди?

Ответ: Господь обещает награду тем, кто заповедь исполняет и грозит наказанием тем, кто заповедь нарушает.

Вопрос: В чём могут состоять эти награды и наказания?

Ответ: Наказание человеку, поклоняющемуся кумиру, может состоять в том, что и дети, и внуки его тоже будут этому кумиру поклоняться, что в конце-концов приведет их всех к гибели. А награда человеку, верному Богу, состоит в том, чтобы видеть потомков своих облагодетельствованными Богом.

Пристрастие к нарядам недостойно христианина

К святому Петру, Антиохийскому пустыннику, прославившемуся даром исцелений, пришла однажды просить исцеления мать блаженного Феодорита, епископа Кирского, страдавшая болью в одном глазе, столь сильною, что не помогали никакие пособия самых искусных врачей. Но эта женщина была еще молода и любила украшаться золотыми серьгами, богатыми ожерельями, румянила свое лице и одевалась в роскошные шелковые платья. В таком же виде явилась она с своей просьбою и к святому Петру. Святой отшельник, заметив ее щегольство, счел нужным исцелить ее сперва от этого недуга душевного. «Скажи, – спросил он ее, – если б какой-нибудь отличный живописец представил на общественную выставку портрет, написанный им по правилам искусства, а какой-нибудь невежда, ничего не понимающий в изящной живописи, вздумал находить негодным это художественное произведение и, что еще хуже, стал бы поправлять красоты изображенного лица, удлиняя брови и ресницы, подбеливая кожу, подкрашивая щеки, – как ты думаешь, не пришел ли бы художник в гнев, видя, как невежественная рука искажает то, что написано было с отличным искусством? – Пойми же, что и Творец всех вещей, этот дивный Художник, образовавший нашу красоту, терпит не меньше, но даже гораздо больше оскорбления от твоей суетной привязанности к нарядам и прикрасам, потому что ты не стала бы намазывать своего лица разными красками, если б не думала, что творению Божию недостает изящества; а думая так, ты уже как бы укоряешь Всемогущего и Премудрого Бога в немощи и неразумии»... Тронутая таким уроком, мать блаженного Феодорита поверглась к ногам святого отшельника, умоляя простить ее легкомыслие и не оставить своим ходатайством об исцелении ее болезни. Святой крестным знамением исцелил ее.

Третья заповедь

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7).

Вопрос: Как можно напрасно призывать Бога?

Ответ: Можно упоминать имя Божие в обычном разговоре, по привычке, между делом. Тогда даже сам говорящий может не заметить, что обратился к Богу. Например, споткнувшись, воскликнуть «Господи!», а на вопрос, на который не знает ответа, сказать «Бог его знает».

Вопрос: Как вы думаете, слышит ли Бог такие призывы?

Ответ: Конечно, Бог же всегда слышит, когда человек к Нему обращается.

Вопрос: Порадовало бы ли вас такое обращение?

Ответ: Конечно, нет! Ведь это неуважительно.

Вопрос: Как нужно обращаться к Богу?

Ответ: А к Богу, тем более, нужно относиться уважительно или, как говорят, благоговейно.

Вопрос: Нужно ли выполнять обещания, данные Богу?

Ответ: Нужно стараться выполнять любые свои обещания и, конечно, исполнять обеты.

Вопрос: Можно ли назвать не исполненный обет напрасным обращением к Богу?

Ответ: Можно.

Вопрос: Что может последовать за таким не выполненным словом?

Ответ: Как сказано в третьей заповеди, Господь не оставит человека без наказания.

Вопрос: Известны ли вам случаи из Священного Писания, когда Господь наказывал людей за сказанные ими скверные слова?

Ответ: Некогда был наказан за свое богохульство царь Антиох: еще живым он стал гнить; зловоние от него исходило на целое войско и было невыносимо для всех (2Мак. 9:17-28).

Рассказы о наказании Божием за божбу

1. Пришли раз к преподобному Авксентию два прокаженных (проказа – страшная болезнь, преимущественно в жарких странах: прокаженных отделяют от прочего общества; эта отвратительная болезнь заживо уничтожает человека постепенно). Они взмолились к Авксентию исцелить их.

– За что вы наказаны, какой грех сотворили? – спрашивал преподобный несчастных. Но те лишь кланялись и просили об исцелении.

– Знайте, – сказал Авксентий, – Господь наказал вас за то, что вы имеете обычай божиться и клясться.

Прокаженные изумились прозорливости святого, действительно сознавая грех свой в этом отношении. Помазав прокаженных освященным елеем с головы до ног, служитель Бога Вышнего возгласил: Исцеляет вас Иисус Христос! И те мгновенно выздоровели.

2. 1865 г. июня 14 дня, один крестьянин, по имени Игнатий Григорьев, разгорячившись, побил деревенского пастуха. Пастух на крестьянина принес жалобу на сходке. Крестьянин, стыдясь своего поступка и желая скрыть его, поклялся пред мирскою сходкою такими словами: «Убей Бог меня громом, если я бил пастуха».

Крестьяне так и оставили Григорьева без наказания, уважая его за трезвую его жизнь; но Бог взыскал злоупотребившего клятвою, для общего вразумления. На другой день после сходки крестьянин Игнатий Григорьев, идя по своим делам из одного села в свою деревню, по слову своему, сказанному на мирской сходке, действительно был убит громом. Вот что значит во лжу божиться пред людьми. Божба часто считается делом маловажным, только бы поверили человеку, но пред Богом она имеет высокую цену.

3. Один мелкий торговец Владимирской губернии был весьма ловок в обмане. Войдет, бывало, в дом самым скромным образом, поклонится пред святыми иконами, осведомится о здоровье хозяина и хозяйки, и так вежливо и убедительно предложит купить у него что-нибудь, что редко уходил из дома без продажи. К словам: «Товар заграничный, краски прочные», он постоянно прибавлял свою заветную божбу: «Ей Богу, копейка на погибель, без покаяния умереть, с ума сойти». И не прошли даром несчастному такие страшные, напрасные клятвы. Торговля его расстроилась, он обеднел, сошел с ума и найден был замерзшим под березою, при большой дороге! Таким образом этот несчастный, самовольно обрекавший себя, быть может из-за копейки, на сумасшествие, и так охотно желавший умереть без покаяния, по неисповедимым судьбам Божиим, получил и то, и другое.

Четвертая заповедь

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11).

Вопрос: В первой заповеди человек обещал быть верным Богу. Но легко ли соблюдать верность, не встречаясь с любимым?

Ответ: Тяжело. Если ничто не мешает встречам людей, которые любят друг друга, то они обычно встречаются как можно чаще.

Вопрос: Где человек может встретиться с Богом?

Ответ: В храме за богослужением, особенно, участвуя в Таинствах Покаяния и Причащения.

Вопрос: Как часто нужно бывать в храме?

Ответ: Как можно чаще. Хотя бы во все воскресные и праздничные дни.

Вопрос: А что означает слово «святить»? Как можно освятить день?

Ответ: Само слово «святое» означает что-то особенное. Святость для христианина состоит в том, чтобы встретить Бога. Как говорит нам притча о Страшном Суде (Мф.25:31-46), встретить Его можно не только в храме, но еще и совершая дела милосердия и помощи ближним.

Вопрос: Почему в четвертой заповеди Господь напоминает людям о сотворении мира?

Ответ: Потому что люди должны стать похожими на Бога и в этом. Бог трудился шесть дней, а в седьмой – отдыхает от творения. Но это не значит, что Бог бездействует, Он занят промышлением о мире, то есть заботой обо всём созданном. Так и человек должен в седьмой день оставлять свои привычные дела и вспоминать о своём Творце, посвящая Ему свои мысли и дела.

Притча

Некий ремесленник жаловался священнику на свою бедность, из-за которой он вынужден работать и по праздникам. А священник сказал:

– Нет ничего удивительного, что ты беден. Как Бог будет благословлять твой труд, когда ты нарушаешь Его святую заповедь? Перестань хоть на какое-то время работать по праздникам, проводи эти дни благочестиво и если что-нибудь потеряешь, я обещаю все тебе возместить.

Через несколько месяцев батюшка вновь увиделся с ремесленником и спросил:

– Сколько должен я тебе заплатить?

Тот ответил:

– С тех пор как я перестал работать по праздникам, я стал счастливее и не понес никакого убытка. Никогда еще не был я так доволен и теперь верю, что приобретенное в воскресенье впрок не идет.