4. Христианская добродетель

Цель занятия:

поразмышлять над понятием добродетели

Задачи:

  • понять, что такое добродетель, и чем она отличается от отдельного доброго дела
  • проанализировать, как добродетель помогает человеку бороться с грехом
  • вспомнить и обсудить разные виды добродетели

Использованная литература:

  1. Мекрюков А., свящ., Момот Е. Основы Христианской нравственности. Часть 2 / Учебное пособие для Воскресных школ. – М., 2014. Уроки 1, 2 «Что такое добродетель».
  2. Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли в 12-ти томах. Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. «Добродетель». [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/92 (дата обращения 20.09.2018).
  3. Дьяченко Г., прот. Духовные посевы. – Почаевская лавра, 2011. «Рассказы о власти святых людей над животными».
  4. Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. Запись 799.
  5. Поляков П., свящ. Рассказы и беседы для детей. – СПб., 2014. «Дела человеческие».

Дополнительная литература:

  1. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 5. Глава «Почему добрые дела творить сложнее».
  2. Таблица «Добродетели». [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/shemy/dobrodeteli.shtml (дата обращения 26.09.2018).
  3. Андрианов М.А. Философия для детей. – Минск, Современное слово, 2003.

Ключевые понятия:

  • Добродетель

Словарь урока:

  • Заповеди
  • Любовь к Богу
  • Добрый поступок
  • Привычка к добрым делам
  • Любовь к добрым делам
  • Вера
  • Надежда
  • Любовь

Содержание занятия: (открыть)

Примерные вопросы для беседы:

  1. Нравится ли вам совершать добрые поступки?
  2. Кому подражает человек, когда творит добро?
  3. Легко ли бывает совершать добрые дела?
  4. Всегда ли совершённые добрые дела приносят радость?
  5. Можно ли человека, совершившего одно или два добрых дела назвать добродетельным?
  6. А если человек совершил доброе дело не по своей воле, а потому что его заставили?
  7. Что же такое добродетель?
  8. Может ли добродетельный человек добиться успеха в жизни?
  9. Может ли грешный человек быть добродетельным?
  10. Можно ли добродетелью искупить ранее совершённый грех?
  11. Помогает ли Бог человеку, желающему стать добродетельным?
  12. Какие вам известны виды добродетелей?

Ход урока:

Беседа с детьми с опорой на вопросы, презентацию, видеоматериалы и литературные источники.

Решение детьми кроссворда и письменного задания и обсуждение полученных результатов.

Презентации:

Вера, надежда, любовь – высшие христианские добродетели (скачать)

Литературные источники:

  • «Рассказы о власти святых людей над животными». Протоиерей Григорий Дьяченко. (скачать)
  • «Сокровищница духовной мудрости». Подборка святоотеческих цитат о добродетели. (скачать)
  • Рассказ «Дела человеческие». Священник Петр Поляков. (скачать)
  • Рассказ «Дорога добра и дорога зла». М.А.Андрианов. (скачать)

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Воскресная школа». Часть «Христианская добродетель»

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 26. «О смысле добродетелей»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 27. «О добродетелях. Целомудрие»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 28. «О добродетелях. Духовная нищета»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 29. «О добродетелях. Вера, надежда, любовь»:

  1. Телепередача «Доброе слово». «О природе христианского послушания».

Вопрос: Нравится ли вам совершать добрые поступки?

Ответ: Конечно, нравится. Все люди хотят быть добрыми.

Вопрос: Кому подражает человек, когда творит добро?

Ответ: Человек подражает Богу и святым угодникам.

Вопрос: Легко ли бывает совершать добрые дела?

Ответ: Далеко не всегда. Чаще найдется в уме масса причин, чтобы уйти от совершения доброго поступка. Искушаемые диаволом, мы легче поддаемся лени, эгоизму и гордости, мешающим нам помогать ближним. Но если человек понуждает себя на добрые поступки, то привыкает их делать, они становятся для него естественными, а у человека появляется любовь к добрым делам.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о тесном пути

Замечательное явление в природе: когда посадишь растение в большой, широкий горшок или в кадку, растение сильно идет в корень: он толстеет, дает много разветвлений, и дерево худо растет вверх, дает немного и небольшие листья и цветы. А когда посажено в малый горшок, тогда корень бывает малый, а растение быстро возрастает вверх, дает хорошие листья и цветы (если растение производит цветы). Не так ли бывает с человеком? Когда он живет в просторе, изобилии и довольстве, тогда он растет в чрево свое и не возрастает духом выспрь, не приносит плодов – добрых дел, а когда живет в тесноте, в бедности, в болезнях, в напастях, в скорбях, словом, когда животная сторона его подавляется, тогда он духовно возрастает, произращает цветы добродетелей, зреет и приносит богатые плоды. Потому-то тесен путь любящих Бога.

Вопрос: Всегда ли совершённые добрые дела приносят радость?

Ответ: После совершения доброго дела, как бы ни было оно тяжело для исполнения, совесть награждает человека радостью. Но для этого и само доброе дело должно совершаться бескорыстно, а не ради похвалы или награды от других людей.

Вопрос: Можно ли человека, совершившего одно или два добрых дела назвать добродетельным?

Ответ: Наверное, нет.

Вопрос: А если человек совершил доброе дело не по своей воле, а потому что его заставили?

Ответ: Тоже нет.

Вопрос: Что же такое добродетель?

Ответ: Добродетель – это вошедшее в привычку совершение добрых дел по любви к Богу и Его заповедям.

Рассказ «Дела человеческие». Священник Петр Поляков

Однажды преподобный Арсений сидел в келье своей, утруждённый великим бдением, и размышлял о делах и заслугах человеческих. Вдруг слышит голос Ангела Божия:

– Ступай, и я покажу тебе дела человеческие.

Арсений встал и вышел из кельи и, увидев некое светлое место, остановился. В это время голос сказал:

– Вот, смотри!

И Арсений увидел человека, который нарубил большую вязанку дров и силился поднять её на свои плечи, но не мог, ибо слишком были тяжелы дрова. И вместо того, чтобы отложить часть дров, дровосек принимался снова и снова рубить дрова и укладывать их в вязанку, которая от этого делалась всё тяжелее и тяжелее.

Затем Ангел повёл преподобного и показал другого человека, который, стоя при колодце, черпал из него воду и наливал в очень маленькое ведро. От этого вода снова лилась в колодец.

– Подожди ещё немного, – сказал Ангел, – и я покажу тебе ещё нечто.

И вот увидел Арсений церковь и двух мужей, которые сидели на конях и прилагали большие усилия, чтобы внести в двери храма бревно, но не могли попасть в церковь, так как они бревно держали поперёк ворот и никто из них не хотел развернуть дерево в длину.

Когда видение кончилось, преподобный Арсений стал молиться, чтобы Бог послал Ангела дать ему объяснение виденного.

Ангел не замедлил явиться и сказал:

– Оставшиеся вне храма с деревом – это те, кто творит добродетели с гордостью и не хочет ходить смиренным духовным путём: из-за этого они остаются вне Царствия Небесного. Секущий же дрова служит подобием тех, которые во многих грехах живут и вместо того, чтобы загладить их покаянием, к старым грехам прилагают ещё новые. Черпающий же воду есть образ человека, который и добрые дела творит, и грехов не оставляет, и потому губит награду, которую должен получить от Бога. Надо же всякому человеку добродетели стяжать с чистотою, да не напрасно трудиться.

Вопрос: Может ли добродетельный человек добиться успеха в жизни?

Ответ: Смотря что считать успехом. В современном мире часто успех измеряют количеством денег. Но духовная сила человека не в этом. Например, в житиях святых мы можем найти примеры, когда добродетельная жизнь возвращала человеку власть над животными, которую Адам утратил после грехопадения. Чем удерживал Адам власть над животными, живя в раю? Конечно, чистотою души своей, своим пребыванием в правде и истине. Изменил последним – лишился власти. Как указывает слово Божие, человек может наступать безнаказанно на аспида и василиска (Пс. 90), брать змей и заграждать уста львов (Евр. 11:33). Через что же это? Очевидно, через обращение к чистоте, правде и благочестию.

Рассказы о власти святых людей над животными

  1. Святой мученик Неофит, с раннего детства отличавшийся необыкновенным благочестием, раз в юности, пришедши к горе Олимпу, вошел в одну пещеру, где встретил его огромный лев. Неофит сказал льву: «Выйди отсюда и найди себе другую пещеру, а в этой мне велел жить Господь». И лев тотчас из пещеры удалился.
  2. В другой раз, когда Неофит был отдан мучителем Декием на растерзание зверям, тогда выпустили на него сначала медведя: зверь, приблизившись к святому, посмотрел на него и сейчас же ушел от него. Затем пустили отличавшуюся необычайною лютостию медведицу: и эта, поласкавшись у ног святого, отошла в свое логовище; вывели наконец льва свирепого: и этот зверь также только ласкался к святому и лизал ноги его и не сделал ему никакого зла.
  3. К преподобному Герасиму, иже на Иордане, лев был так привязан, что всегда и везде ходил за ним, знал его голос, понимал телодвижения, и исполнял его приказания, как самый верный слуга.
  4. По повелению Антония Великого и преподобного Зосимы львы ископали могилы для погребения Павла Фивейского и Марии Египетской.
  5. К мученику Маманту звери собирались целыми стадами и оставались при нем до тех пор, пока не получали приказания разойтись.
  6. Преподобный Сергий Радонежский и блаженный Серафим Саровский из своих рук кормили диких медведей, приходивших к ним из лесу.

Вопрос: Может ли грешный человек быть добродетельным?

Ответ: Ни один человек на земле не может прожить, не совершив греха. Но если смотреть на грех не как на отдельный поступок, а как на болезнь души, то можно заметить, что есть люди добродетельные, сразу же кающиеся в совершенных грехах и бдительно следящие за своими мыслями, чтобы вновь греха не допустить. Бывает при этом, что и погрязший в грехе человек изредка сделает доброе дело, но от этого добродетельным не станет.

Вопрос: Можно ли добродетелью искупить ранее совершённый грех?

Ответ: Да, именно так и следует поступать. Каждый вид греха «лечится» противоположной добродетелью, которую человек сознательно взращивает в своей душе.

Вопрос: Помогает ли Бог человеку, желающему стать добродетельным?

Ответ: Для преодоления греха и исполнения добродетели Господь даёт нам особую силу. Сила эта – Божия благодать. Без благодати невозможно ни зарождение добродетели, ни её совершенствование. Если человек начнёт гордиться своими делами, забывая о Том, Кто ему помог, то помощь Божия ему может и прекратиться.

Сокровищница духовной мудрости

  • ...Как странники заблуждаются на дорогах (и гибнут), так погибают непекущиеся о добродетельной жизни, будучи увлекаемы пожеланиями (прп. Антоний Великий).
  • ...Страх Божий есть корень всех добродетелей (прп. авва Исаия).
  • ...Добродетель есть какая-то средина и соразмерность, а излишек или недостаток, в ту или другую сторону выступающий из пределов добродетели, есть уже неумеренность и безобразие. Так, мужество есть средина, излишек его – дерзость, а недостаток его – робость (свт. Василий Великий).
  • Так все делай и так обо всем думай, чтобы угодить Богу, ибо если нет у тебя этой мысли, то теряет цену всякое твое делание (прп. Ефрем Сирин).
  • ...Добродетель должна быть бескорыстна, если хочет быть такою добродетелью, у которой в виду одно добро (свт. Григорий Богослов).
  • ...Все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят... (прп. Макарий Египетский).
  • Богатство добродетели так велико, настолько приятнее, настолько вожделеннее, что обладающие им никогда не захотят взять вместо него и всю землю... (свт. Иоанн Златоуст).
  • ...Добродетельная жизнь сама составляет величайшую честь и счастье, хотя бы мы и терпели наказание (свт. Иоанн Златоуст).
  • ...Ни из угождения дружбе, ни из покорности какому-либо обычаю не станем пренебрегать добродетелью... (свт. Иоанн Златоуст).
  • ...Нечестивые обыкновенно всегда издеваются над решившимися удаляться нечестия и прилепляющимися к добродетели... (свт. Иоанн Златоуст).
  • ...Никому нельзя ссылаться на юность там, где должно показать добродетель (свт. Иоанн Златоуст).
  • Бог не принимает того, что совершается в силу необходимости, но только то, что совершается свободною волею (свт. Иоанн Златоуст).
  • Недостаточно быть добрым по естеству, нужно быть добрым по Евангелию (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

Вопрос: Какие вам известны виды добродетелей?

Ответ: Вера, надежда, любовь, воздержание, надежда, кротость, милосердие, молитва, покаяние, послушание, смирение, терпение, трезвение, целомудрие и другие.