17. Движение «Нью эйдж» (часть 1)

Цель занятия – рассмотреть возникновение и основные характеристики движения «Нью эйдж».

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «Нью эйдж» и представления о новой эре.
  2. Рассмотреть происхождение движения «Нью эйдж».
  3. Дать информацию о ньюэйджевских терминах.
  4. Рассмотреть характерные признаки НЭ.

План занятия:

  1. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  2. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  3. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. Издание 3-е переработанное и дополненное, Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Филипп Х. Локхаас. Движение «Новая эра». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.k-istine.ru/sects/new_age/new_age_lokhaas.htm (дата обращения: 27.05.2018).

Ключевые понятия:

  • Новая эра;
  • Эра Рыб;
  • Теософия;
  • Эра Водолея;
  • Спиритизм;
  • Ченнелинг;
  • Холистический;
  • Аура;
  • Третий глаз;
  • Энергетика;
  • Космическая энергия;
  • Реинкарнация;
  • Экстрасенсорика;
  • Чакры;
  • Мантры;
  • Шаманизм;
  • Внутреннее пространство;
  • Визуализация;
  • Сатанизм;
  • Язычество.

Содержание (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что означает термин «Нью эйдж»?
  2. Каково влияние ньюэйджевских идей на умы современных людей?
  3. Каким образом ньюэйджерам представляется вступление в новую эру?
  4. Какие три корня у древа НЭ?
  5. Какие термины используются НЭ? Как они входят в обиход современного человека?
  6. Что такое ченнелинг? Какое отношение он имеет к НЭ?
  7. Что такое визуализация? Приемлема ли она для христианина?
  8. Каким образом ньюэйджеры переосмыслили идею реинкарнации?
  9. Как ньюэйджеры используют кристаллы?
  10. Каким образом в НЭ обосновываются ведьмовство, шаманизм и поклонение сатане?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений. Движение «New Age»

 

 

 

1. Определение движения «Нью эйдж»

2. Вступление в новую эру

3. Происхождение движения НЭ

4. Ньюэджевский новояз

5. Характерные признаки НЭ

1. Определение движения «Нью эйдж»

New Age («Нью Эйдж») – английское выражение, которое переводят по-разному («Новое время», «Новый век»), но, вероятно, наиболее точный перевод – «Новая эра». Это самая известная на Западе (а теперь уже и на Востоке) и самая широко рекламируемая современная религия. Сразу отметим, что не существует единой секты под названием «Новая эра» (НЭ); секта всегда характеризуется четко организованной структурой, а «Нью эйдж» – явление широкоохватное, аморфное, в которое вовлечено много сект и организаций. Кроме того, человек может придерживаться общего круга идей НЭ, но при этом не входить ни в одну из организаций.

Собственно, за термином «Нью эйдж» стоят два понятия. В более строгом смысле – это широко распространенное оккультное неоязыческое движение, основанное на определенной довольно свободно сформулированной идеологической базе, которое сформировалось во второй половине шестидесятых годов в Калифорнии. Но можно говорить о НЭ и в расширительном смысле как о социокультурном феномене – идеологической основе современной постхристианской цивилизации. И в этом, втором смысле практически все рассмотренные секты относятся к этой парадигме.

Сознание «Нью эйдж» можно уподобить ядру в оккультной субкультуре, вокруг которого в зависимости от числа разделяемых идей концентрируются самые различные оккультные группы. Это своего рода аналог экуменического движения в оккультной среде. Ньюэйджеры склонны следовать принципу «кто не против нас, тот с нами», и даже те, кто разделяет далеко не все... [их] идеи, воспринимаются ими как единомышленники. Увлеченность духом глобальности позволяет им причислить к «своим», например, пророков ноосферы Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского, – это при том, что В.И. Вернадский вообще понимал ноосферу в материалистическом духе.

Ньюэйджеры считают, что их мировоззрение синтезирует весь религиозный опыт мира. Но на самом деле это не более чем механическое соединение упрощенных идей и обрядов, почерпнутых из самых различных религий и философских систем.

Идеи, лежащие в основе сознания «Нью эйдж», полностью отделяют его от истинного христианства, но в то же самое время делаются удобным орудием для объединения всех иных религий. Если личностный Бог может быть источником только одного учения, то безличный мистический дух в состоянии воплотиться в любой оболочке. Идея безличного божества позволяет рассматривать все религии как различные пути к одной и той же мистической истине.

2. Вступление в новую эру

Первая и основная характеристика движения «Новой Эры» – это вера в то, что современное человечество живет в переходный период вступления земли в новую эру. До сих пор мы жили в эру Рыб, под астрологическим знаком Рыб. Рыба, напоминают нам ньюэйджеры, – это знак христианства. Но сейчас владычество рыб заканчивается, и наступает эра Водолея, когда все будет новое и другое. Эра Рыб была жидкая и водянистая, а эра Водолея будет яркой и блестящей. Когда именно наступит эра Водолея, никто толком сказать не может, точнее, одни говорят одно, другие – другое, но единого мнения даже среди самих ньюэйджеров нет. Большинство из них более или менее соотносит начало новой эры с началом нового тысячелетия. Но, с другой стороны, самое общепринятое мнение среди более «научно ориентированных» новоэровцев – что звездная эра длится в среднем 2 200 лет. Согласно этому исчислению, мы эры Водолея не дождемся, если «Рыбы», конечно, не начались загодя, еще до Рождества Христова. С третьей же стороны, многие активные деятели движения, например, знаменитая американская актриса Ширли Маклейн – пророчица НЭ, считают, что эра Водолея – эра гуманизма, братства и оккультизма – уже наступила.

В социальных фантазиях ньюэйджеров можно обнаружить целый ряд аналогий с коммунистической утопией. Ньюэйджеры, как и марксисты, связывают воцарение рая на планете с революцией, только в сфере духа, которая рассматривается ими как своего рода прорыв и скачок из царства необходимости в царство свободы. Для марксистов единицей истории является общественно-экономическая формация, для ньюэйджеров – эпоха, или эра. Как марксисты учат, что поступательное движение формаций диктуется непреложными законами истории, так и ньюэйджеры считают, что эпоха Водолея  должна прийти на смену эпохе Рыб в соответствии с объективными астрологическими законами. Для ньюэйджеров она есть и некое конечное состояние человечества – царство абсолютного счастья, где все материальные и духовные проблемы будут полностью решены.

Для построения «новой эры» ньюэйджеры, также как и марксисты, готовы разрушить остатки «старого мира». Вовсе не случайно и то, что многие оккультисты – предтечи и идеологи движения НЭ – в свое время радостно приветствовали приход большевиков к власти в России.

Вот текст «Послания махатм», привезенный Н. Рерихом большевикам: «В Гималаях мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы уничтожили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлющей материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали назначение познания. Вы преклонились перед красотой. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии! Знаем, многие построения совершатся в годах 28-31-36. Привет Вам, ищущим Общего Блага! Рерих передал также Чичерину от имени тех же махатм ларец со священной для индийцев гималайской землей на могилу брата нашего махатмы Ленина».

А вот что пишет «махатма Рерих» в своей книге «Алтай-Гималаи» о Тамерлане, которого он рассматривает как орудие прогресса: «Не был ли Тамерлан великим дезинфектором? Он разрушил много городов. Мы знаем, что значит разрушить глиняные городки, полные всякой заразы. Вот мы проехали двенадцать городов. Что можно сделать с ними? Для народного блага их нужно сжечь и рядом распланировать новые селения. Пока догнивают старые, трудно заставить людей обратиться к новым местам».

Это утверждение характерно в свете «глобальной чистки», которую планируют провести плюралистично-терпимые ньюэйджеры. Этой глобальной чисткой будет сопровождаться утверждение «новой эры»; в ней погибнут не только сознательные противники нового режима, но и все, кто далек от сознания НЭ.

Пророки НЭ, говоря о планах «очищения Матери-Земли», успокаивают своих слушателей и читателей тем, что «смерти, по сути, нет», и поэтому истребленные в процессе установления «новой эры» вновь вернутся на землю в соответствии с законом переселения душ. Так оправдываются будущие убийства. Но идеи НЭ оправдывают и убийства, происходящие уже сегодня. Например, один из «космических духов» сообщает, что аборты вполне допустимы, если родители заняты собственным духовным ростом. Жизнь не является чем-нибудь неповторимым, и душа ребенка вполне может подождать до следующего воплощения. Более того, как замечает тот же дух, аборт вообще не является убийством, так как душа ребенка заранее знает, что родители совершат аборт, и просто не вселяется в такой плод.

При всех внешних различиях сект и групп входящих в движение «Нью эйдж», в основании их лежит общая философская база, которая начинается с веры в саму новую эру.

Многие ньюэйджеры разрабатывают тему тысячелетнего царствования: человечество в новой эре разовьет в себе божественные качества, достаточные знания и мужество, чтобы сотрудничать с Богом, являющимся всемирной энергией, и материализовать Царство Божие на земле.

В ньюэйджевских кругах распространена вера в новое пришествие Господа (естественно, их Господа), которого они чаще всего называют буддийским словом «Майтрейя», но иногда не прочь назвать и Христом. Правда, понимают они его по-разному. Одни верят, что Майтрейя явится как физическая личность, друге, – что он не является физическим лицом: мессия находится внутри каждого из нас, и мы просто должны его в себе открыть. Ньюэйджевская писательница Барбара Маркс-Хаббард (отнюдь не родственница основателя сайентологии) в книге «Эволюционное путешествие» пишет, что в движении нашего планетарного рождения каждый человек призван к тому, чтобы осознать, что мессия находится внутри него. Так называемое Христо-сознание, или космическое сознание, по ее словам, пробуждается в данный момент в миллионах христиан и нехристиан.

С «открытием мессии внутри себя» мы приближаемся к двум главным постулатам НЭ, один из которых вытекает из другого. Первый из них – это ньюэйджевский (или пантеистический) монизм: вера в то, что все является единым. Всякие различия между отдельными сущностями – «между Джозефом и Джуди, между Джозефом и деревом или между Богом и Джуди» – все это кажущиеся различия, а на самом деле их нет.

В этой концепции монизма не остается места для человека, для личности. Ньюэйджеры верят, что вне человека нет Бога, потому что сам человек и есть Бог (второй постулат НЭ). Следовательно, по большому счету, в ньюэйджевском мировоззрении нет ни человека, ни Бога, ни мира.

3. Происхождение движения НЭ

Мы является членами единой святой соборной и апостольской Православной Церкви, которую составляет семья православных автокефальных церквей – живое древо христианства. Есть иные христианские конфессии – ветви, которые, отпав от древа, тем не менее хотя бы отчасти сохраняют его подобие и какое-то время, по словам святителя Филарета Московского, могут еще зеленеть и даже иногда цвести. Но есть единое, мощное оккультное древо, которое противостоит христианству и всецело ему враждебно. Это ядовитое древо существовало всегда, но сегодня оно особенно разрослось и приобрело название религии «Новой эры».

Каковы корни у древа НЭ? Первый из них – это спиритизм, который сам по себе не представляет ничего нового. Он существуете давних времен и присущ самым примитивным религиям. Спиритизм – это вера в то, что мы можем установить контакт с населенным духами потустронним миром и неким образом принудить этих духов к общению с нами.

Второй корень «Нью эйдж» – теософия, основанная нашей соотечественницей Еленой Петровной Блаватской. Это явление более широкое, оно объединяет элементы спиритизма, гипнотизма, гностицизма, восточных и египетских мифов, оккультных приемов и методов, астрологии и эзотерической антропологии, а также обрывки восточных религий.

Благодаря «Тайной доктрине» Блаватской стал широко известным миф о существовании махатм – иерархии высших духов (или загадочных существ), которые тайно направляют историю человечества. Впоследствии эта идея обнаружится в учении самых различных оккультных обществ, начиная от последователей Рерихов и кончая сатанинскими группами и кружками черной магии. Близкие параллели с теософией есть у сайентологии: это космические элементы и, конечно же, сайентологическое понятие ДТ. «Действующий Тетан» – это практически то же самое, что адепт теософского движения, то есть тот, кто достиг власти, силы и очищения, которое позволяет ему умереть в физическом теле и вести сознательную жизнь в теле астральном.

Оккультные знания привлекают человека тем, что обещают возвысить его до состояния Бога.

И наконец, третий корень НЭ – это наркотическая молодежная контркультура 60-х гг. и различные эксперименты по «расширению сознания», предпринимаемые при помощи гашиша, ЛСД, мескалина и галлюциногенных грибов, которые проводились такими кумирами молодежи, как Ричард Альперт (впоследствии Рам Дас), Тимоти Лири, Олдос Хаксли, Джон Лилли, и другими в самых престижных университетах США. Их знаменитый призыв: «Включись, настройся под вибрации и выпадай в осадок» (Turn on, tune in, and fair out). Экспериментируя с психоделиками, Т. Лири обнаружил, что они пробуждают скрытые мистические силы психики. Он попытался объявить употребление наркотиков таинством и создать на этой основе «Психоделическую церковь». Однако по мере распада психоделического движения Лири пришел к выводу о неэффективности наркотиков для трансформации сознания и стал все больше склоняться к восточному мистицизму. Его ближайший коллега Ричард Альперт, совершив паломничество в ашрамы Индии, вернулся на родину в качестве гуру Рам Даса и принялся широко пропагандировать восточную технику медитации. Эти идеи распространились настолько широко, что проникли даже в христианство. Вот, что пишет католический монах Ж.М. Дешане в книге «Христианская йога»: «Как только вы приняли позу, вы чувствуете, как ваше тело расслабляется и вас наполняет чувство общего благополучия, необычное состояние покоя... Молитва становится сладостной и охватывает всего человека. Человек расслаблен и готов затрепетать при касании Святого Духа, готов принять и приветствовать то, что Господь в Своей милости сочтет нас достойными испытать... состояние полного удовлетворения... Это состояние превыше всякого думания».

4. Ньюэджевский новояз

Как и во всяком тоталитарном движении, у НЭ есть своя система паролей, по которым ньюэйджевцы друг друга узнают и признают, их общий язык, который уже проник повсюду.

Приведем несколько примеров слов, присвоенных себе ньюэйджерами, их, так сказать, «загруженных терминов».

«Холистический» – целостный (например, холистическая медицина, которая претендует на то, что лечит не отдельные органы, а весь организм в целом; в то же самое время и весь мир воспринимается как единый организм), «трансформация», «взаимозависимость» или «взаимозависимый», древняя мудрость (которая якобы была утрачена, а теперь ее ищут и кто-то находит), космический корабль Земля, глобальная деревня, наш дом Земля. Ньюэйджевским оккультизмом насквозь проникнуто все экологическое движение; вспомним такие ходовые термины, как земной организм, Мать-Земля, экология духа и т. д. Большая часть экологических организаций – ньюэйджевские, и их идеология основана на язычестве.

Продолжим нашу словарную экскурсию: духовные наставники, небесная иерархия, посвященные, перенаселенная планета, «трансцендентный» («трансцендентальный»), новое сознание, планетарное видение, паранормальные явления, повышение сознания, новая парадигма, новое видение, глобальная угроза, сценарий (когда Марину Цвигун арестовали, она сказала милиционерам: «Я написала этот сценарий, и вы его выполняете»), «Великое Белое братство» (не правда ли, знакомый термин?), «трансперсональный» («трансличностный», то есть по ту сторону личности), новый мировой порядок, единый мировой порядок и т. п. – все эти слова пронизали наш язык и наше мышление. Смена парадигм произошла. Раньше большевики пытались создать свой собственный, новый язык, вытравив из русского языка все, что связано с христианской цивилизацией. А сейчас даже вытравливать ничего не нужно: не успев как следует вспомнить «забытые» христианские понятия, народ с радостью усваивает оккультный словарь. «Кто определяет язык, тот определяет и мышление» – этот оруэлловский закон действует непреложно.

Идеи и парадигмы НЭ сегодня приняты «на ура» всем населением нашей страны; это те образы, в которых оно мыслит, тот язык, на котором оно говорит. Поэтому всем рассмотренным сектам так легко работать у нас. «Аура», «третий глаз», «энергетика», «космическая энергия», «реинкарнация», «экстрасенсорика», «чакры» и «мантры», «доноры и вампиры» – все это было пущено в широкий оборот благодаря НЭ. От этого просто некуда увернуться: любой человек как о чем-то само собой разумеющемся говорит про энергетику и энергетических вампиров, а когда какой-нибудь политический деятель пытается изречь что-нибудь на духовные темы, то, как правило, опять же выскажется в духе «Нью эйдж». Даже когда постсоветский человек хочет похвалить Церковь, то ничего более оригинального, чем «в храмах хорошая энергетика», он придумать не может.

5. Характерные признаки НЭ

Один из самых характерных признаков НЭ – ченнелинг. Это одна из разновидностей спиритизма, но в «классическом» спиритизме общение с духами (с точки зрения тех, кто в это верит) происходит, когда дух дает о себе знать через какие-нибудь предметы материального мира: либо тарелочкой двигает, либо в стену стучит, либо стульями кидается. Ченнелингом называется скорее медиумическое явление, когда дух вещает через кого-то, через какую-то конкретную личность, подселяется к человеку и через него говорит, при том, что начальный контакт происходит со стороны духа. При этом у человека, как правило, меняются тембр голоса, повадки, часто он впадает в транс и потом не помнит происходившего. В христианстве такое явление называется одержимостью. В отличие от «классического» спиритизма в его медиумической разновидности, когда собравшиеся на сеанс вызывают, скажем, дух Наполеона или Сократа, те духи, которые вещают через своих адептов в ченнелинге, чаще всего дотоле не были известны. Но главное, они вовсе не склонны дожидаться, когда их вызовут, и могут явиться ченнелеру в любой момент, независимо от его желания.

Другая характерная черта движения – вера во внутренние голоса. Тут ньюэйджеры валят в одну кучу самые различные примеры, не делая особой разницы между западнохристианскими святыми, которые слышали голоса (например, святая Тереза Авильская или святой Франциск Ассизский), Мартином Лютером, Сократом и Гитлером. Один из любимых рассказов – это повествование Гитлера о том, как еще в Первую мировую войну он, будучи ефрейтором, сидел и ел из банки тушенку, как вдруг услышал внутренний голос: «Отойди на 20 метров в сторону». Он отошел вместе с банкой, сел, и тут же в то место, где он сидел, ударил снаряд и всех его приятелей убило. В книге Альфреда Альтшулера «Внутренние голоса в течение всей истории» приводится учение о внутренних голосах в жизни знаменитостей.

Авторы большинства книг по мышлению НЭ утверждают, что писали их под непосредственным влиянием со стороны духов, диктовавших им тексты через внутренние голоса.

Еще одно важное понятие НЭ – «внутреннее пространство», «внутреннее Я». Одна из задач человека – открыть свое внутреннее пространство и войти в контакт с собственным «внутренним Я». Различные учителя предлагают различные методики и технологии для того, чтобы вывести «внутреннее Я» на поверхность и через этот акт преобразиться. Все беды человека – оттого, что он утерял контакт со своим «внутренним Я» и действует в отрыве от него. Выход на «внутреннее Я» приводит человека в «космическое сознание», в котором новообретенное «Я» исчезает, сливаясь с космическим универсумом.

НЭ предлагает множество самых разных упражнений – от сравнительно мягкого на первый взгляд и «внерелигиозного» «нейролингвистического программирования» до оккультного «Метода Сильвы по контролированию сознания» и т. д. Все эти и им подобные методы объединены общей целью – они направлены на восстановление контакта с «внутренним Я».

Следующий элемент НЭ – визуализация. В оккультизме, неоязычестве и в ньюэйджевской психологии визуализация определяется как «материализация при помощи интенсивных образных представлений». Ньюэйджеры верят, что образные представления развиваются постепенно до тех пор, когда они настолько начинают определять действительность, что в конце концов сами становятся действительностью.

Теория эта проста и кажется довольно убедительной: согласно естественнонаучным представлениям, вещество можно превратить в энергию, следовательно, заключают ньюэйджеры, верно и обратное (вспомним аргумент Гусеницы из «Алисы в стране чудес»: «Если справедливо утверждение: "Когда я сплю, я не ем", то верно ли обратное: "Когда я не сплю – я ем"?»): возможность превращения энергии в вещество. Если человеческие мысли и дух – это энергия, то при помощи определенных технологий воздействия на сознание или при помощи развитой творческой фантазии должна быть возможной и материализация ее.

Визуализация, также как и методы «Движения веры», основана на идее «позитивного мышления» о творческой силе человеческой мысли: если вы правильно пользуетесь своими мыслями, то они могут материализовываться. Способ достичь желаемого – это его вообразить; ваше внутреннее пространство может материализовываться: вы должны правильным образом представить себе все, что вы хотите, – и у вас это будет. Вы представляете рыбу – и становитесь рыбой; вы стоите на темной улице, ждете автобуса, вы представляете себе автобус – и он придет.

Человек сам создает свою собственную реальность. Скажем, толстяк хочет стать изящным – ему нужно сесть в кресло и как следует представить себя таковым. Чтобы сделаться богатым, нужно только правильно этого захотеть. Характерное название ньюэйджевской книги – «Получение денег и расширение сознания»: расширьте сознание – и деньги польются рекой. Вспомним, как близки к этому идеи «теологии процветания».

Следующий важный элемент мировоззрения НЭ – вера в реинкарнацию, переселение душ. Эту идею, как известно, можно найти в религиях индийского происхождения – буддизме, индуизме, джайнизме. Но то переселение душ, которое мы обнаруживаем в оккультизме, ничего общего с классическим буддистским или индуистским переселением душ (реинкарнацией) не имеет. В восточных религиях переселение душ – это неотъемлемая часть закона сансары (этот термин в переводе с санскрита буквально значит «прохождение [через воплощение]»). Сансара чаще всего сравнивается с мельничным колесом, которое крутится столько, сколько течет река, то есть вечно. Лопасть колеса погружается в воду, проходит через нее, выходит на поверхность, а потом все повторяется сначала – и так до бесконечности. В воззрениях индуизма и буддизма мы бесконечно умираем и возрождаемся к жизни. Сансара и следующая из нее реинкарнация – это проклятие для человечества. Мы несем ответственность в будущей жизни за то, что делаем в этой жизни, – и этой цепи нет конца. То, чем мы являемся сейчас, детерминировано нашими прошлыми воплощениями. Жалеть страдающего человека не за что: если с ним что-то произошло, значит, он сделал что-то плохое в прошлой жизни и несет за это ответственность. Зло, однажды сотворенное, уже никогда не пропадает из мира, также как и круги, расходящиеся по поверхности воды, потревоженной падением камня, продолжаются еще долго после того, как камень опустился на дно моря.

Поэтому приверженцы восточных религий, если они до конца последовательны, отвергают всякую благотворительность, которая по большому счету лишь вредит человеку. Известный немецкий сектовед Фридрих Хаак (ныне покойный) рассказывал такую историю. Однажды он шел с известным индийским гуру по улице Калькутты. По пути им встретился нищий, который выглядел настолько больным и несчастным, что это бросалось в глаза даже в этой стране, где, возможно, одно из самых больших в мире количество нищих на душу населения. Хаак выгреб из своих карманов все, что у него было, и отдал бедолаге. Гуру (кстати сказать, очень состоятельный человек) снисходительно усмехнулся. «Странные люди вы, христиане, – сказал он. – Дав нищему денег, ты только повредил ему. Своими страданиями он изживал свою плохую карму. Теперь он сможет облегчить свои мучения, но его плохая карма все равно останется при нем, и он вынужден будет продолжать "отрабатывать" ее в следующем воплощении. Знай, что благодаря тебе его следующее воплощение будет намного хуже, чем оно могло бы быть...».

Но, согласно восточным религиям, добрая карма ничуть не лучше, чем злая, плохая карма: она еще больше привязывает нас к колесу сансары. Даже если сковывающая вас цепь сделана из золота, она все равно остается цепью. Творили мы всю жизнь добро, делали хорошее – ну, воплотимся мы в следующий раз в семье брахмана. А потом что? Все равно что-то сделаем плохое, спустимся вниз. Восточные религии предлагают разные варианты того, как вырваться из этого круга, из этого кошмарного водоворота. Главное – это стать безучастным, отрешиться от добра и зла, еще при жизни уйти в небытие. Тогда круг страданий прекратится. Страшная и абсолютно неприемлемая для христианина система...

Теософы же вложили в идею реинкарнации свой особый смысл. Теософия – это продукт второй половины XIX в., когда резко ускорил ось развитие науки и техники, победоносно шествовал капитализм, вызывая некий общий поступательный оптимизм (все будет хорошо, наука скоро все преодолеет, и начнется новая счастливая жизнь).

Герои Жюля Верна приезжают на необитаемый остров, создают на нем ячейку идеального общества и начинают там все взрывать и переделывать, строить электростанции и поворачивать течение рек с юга на север или наоборот. В конце концов сам остров взлетает на воздух, но это неважно, это случайность, главное – в конце концов наука все познает, переделает и сделает лучше, чем было.

Не случайно появление эволюционных идей Ламарка и Дарвина, которые были тогда чрезвычайно популярными: все эволюционирует, все развивается к лучшему, все от низших ступеней продвигается к более и более совершенным.

Теософы не могли пройти мимо идей века; их духовное учение приобрело эволюционный смысл. Идея реинкарнации перешла в идею эволюции: колесо кануло в Лету, а вместо него появилась лестница. Но это не лествица Иаковлева, по которой восходят и нисходят ангелы, а шкала накопления процентов за заслуги, благодаря которым человек в каждом воплощении карабкается все выше и выше.

Вместо кошмарного колесного круговорота появилось эволюционное движение наверх – своего рода проявление либерального рыночного капитализма в религиозной жизни. Мы накапливаем заслуги, делаем добрые (в понимании теософов) дела, набираемся полезных (оккультных) знаний. Тем самым мы создаем себе добрую карму и в следующем воплощении оказываемся в гораздо более выгодных условиях. Иными словами, вовремя жизни человек может сделать выгодную инвестицию, а в следующих жизнях получать проценты с капитала. Карма более не является цепью или ярмом, привязывающим нас к злому или иллюзорному материальному миру, но превращается в приятный эксперимент с капиталовложением для получения максимально высокого процента. Религия превращается в религиозную банковскую систему. Здесь есть интересный момент в сравнении с популярно понимаемой в то время теорией эволюции: тогда обычно считалось, что эволюция происходит благодаря накоплению благоприобретенных качеств. Животное приспособилось, научилось что-то лучше делать – так ему удалось выжить, а детеныши его уже отличаются от детенышей других особей этими унаследованными качествами. За счет этого за многие тысячелетия происходит развитие, переход из одного вида в другой.

В конце XIX века люди стали понимать: что-то не срабатывает. Если допустим, я выучил китайский язык, это вовсе не значит, что его будут знать мои дети или даже, что им будет чуть-чуть легче его учить – то есть приобретенные качества не передаются по наследству. Вера в эволюцию стала пробуксовывать. И тут ученица Блаватской Анни Безант предложила свой прорыв: приобретенные качества не передаются по наследству, но они передаются в следующем перевоплощении. Они наследуются таким образом, что если, скажем, я сейчас знаю китайский язык, то в следующем воплощении я, может быть, стану китайским императором. Такова поступательная схема: не биологическая эволюция, а эволюция при помощи переселения душ, реинкарнационная. Такого рода понимание реинкарнации лежит, по существу, в основе всех современных оккультных систем. Это не восточная – пессимистическая, выстраданная – идея реинкарнации, которую мы находим в буддизме или индуизме, а странный гибрид из обрывков всевозможных (и зачастую логически несовместимых) религиозных понятий и капиталистической банковской системы.

Для ньюэйджера связаны между собой бывшие жизни и раскрытие «внутреннего Я»: для того чтобы раскрыть свое «внутреннее Я», нужно войти в контакт с бывшими жизнями, а для этого надо научиться пользоваться визуализацией. Все эти элементы тесно связаны между собой. Можно лишь напомнить, что идея реинкарнации помогает обосновать безнравственность, на которой основано учение НЭ. Любая помощь страдальцу априорно отвергается.

Следующий элемент НЭ – повальное увлечение кристаллами и драгоценными камнями, которое началось в 70-е гг. Ньюэйджеры считают, что энергия кристаллов может излечивать от разных болезней. При помощи кристаллов человек может концентрироваться, потому что в кристаллах есть некая позитивная внутренняя энергия. Кристаллы обладают целительными силами и открывают внутренний мир. Есть особая кристаллическая магия, в которую верят ньюэйджеры. Например, в журнале «Тайм» была статья о женщине, у которой была кристаллическая волшебная палочка, при помощи которой она себя излечивала от разных болезней. В любом ньюэйджевском магазине (в Москве, например, это «Путь к себе» на Белорусской) на видном месте будет отдел кристаллов. «Когда вы медитируете, добавьте кристалл к вашей медитации, пусть это будет необходимым элементом вашей медитации, и вы увидите, что ваша медитация при помощи кристаллов станет намного более эффективной», – стандартно уверяют ньюэйджевские учителя. Кристаллическая энергия, сообщат они вам, состоит из «тонких вибраций», а наше тело тоже состоит из вибраций, которые соответствуют болезням, и вибраций, которые соответствуют здоровому состоянию. Кристалллические вибрации перестраивают вибрации нашего тела и выводят его из болезни в здоровое состояние.

Другой элемент, необходимый для того, чтобы высвободить весь потенциал кристаллов, – это кристаллический маятник, который вы держите в руке и заставляете крутиться при помощи взгляда, не двигая рукой, сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. Есть и упражнение для открытия «третьего глаза», которое называется «упражнением сердечного центра». Третий глаз – это центр энергии, который находится в середине лба. По мере того, как он открывается, у человека повышаются способности концентрироваться, фокусироваться, возрастают творческие способности, оригинальность мышления и различные физические данные. В соединении с открытым сердцем все это дает глубокую мудрость, как говорят изобретатели этого длинного 40-дневного упражнения. Нужно держать большой хрустальный шар перед глазами, постепенно опуская его на уровень своего пупка, приблизительно на пять сантиметров ниже, и вглядываться в него, постоянно задавая себе вопрос: «Кто я такой?» В течение 40 дней время на это медитационное упражнение все более удлиняется.

Кристаллы – это не единственные священные предметы, которые используются в НЭ, их список очень длинен и включает в себя такие вещи, как тибетские колокольчики, экзотические травяные чаи, скандинавские руны, солнечная энергия, цветные свечи (т.н. хромотерапия). Некоторые из учителей НЭ торгуют настойками на драгоценных камнях, которые, как считается, обладают целительными свойствами. Например, настаивают изумруд в чашке с водой на солнце или при полнолунии и продают этот «изумрудный бульон».

Еще одна «священная форма» для НЭ – это пирамида. Существует целая ньюэйджевская наука пирамидология: изучение египетских пирамид и сооружение новых пирамидальных конструкций для усиления медитативных вибраций.

Существует и ньюэйджевская музыка. Эта музыка пишется в разных стилях, но самый известный из них – это медитативная, тягучая, сонная музыка, сочетающаяся с чириканьем птиц, мычанием китов, воем волков, стрекотанием сверчков за печкой, воем ветра, ревом водопада и т.п. Хотя большинство людей, слушающих ее, не являются поклонниками НЭ, но сами ньюэйджеры относятся к ней весьма серьезно, считая ее религиозным действом. Как они пишут, главный принцип движения НЭ – это то, что все является вибрацией. Эта вибрация есть божественная энергия аум, которая не дает миру развалиться. Настоящая подлинная музыка НЭ произведена тем, кто находит пути к соприкосновению с Великим Аум, или Ом, кто смог проникнуть в эту вибрацию и через музыку достиг высшего сознания. Слушатель также будет возведен к высшему сознанию, которое поможет ему осуществить собственное исцеление.

Музыка НЭ была впервые выпущена на рынок в 1964 году, когда Тони Скоп записал пластинку под названием «Музыка для дзен-медитации». Несколькими годами позднее вышла рок-опера «Волосы», принесшая НЭ невероятную популярность. Там нет единого содержания, но есть главное – провозвещение пришествия Новой эры.

Следующая характеристика НЭ – возрождение языческих религий. Адепты движения черпают вдохновение не только из индуизма и христианства, но и из древних языческих религий, в частности, из самого примитивного спиритизма диких племен и народов Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии. Но содержание всех этих языческих мифов и религий используется лишь постольку, поскольку может подтвердить теории самих ньюэйджеров. Один из очень важных аспектов их философии – это ведьмовство (так называемая религия «викка») и, соответственно, поклонение «Верховной Богине». Эта религиозная философия приобрела особую популярность среди феминисток, которые яростно борются против образа мужского Бога в традиционных религиях. На христианство у них просто аллергия.

Ньюэйджеры, прежде всего феминистки, говорят, что возрождают древние традиции вавилонской религии – тайны мистериальной богини. Одна из таких женщин – Мириам Стархок – называет себя ведьмой и президентом Калифорнийской церкви, которая называется «Завет Богини». Она говорит: «Мать Богиня возрождается, и мы можем начать отвоевывать, возвращаться к нашему первородному праву – к невероятной радости оттого, что мы живы. Мы можем открыть глаза и видеть, что нам не от чего спасаться, потому что вне мира нет Бога, Которого мы должны бояться и слушаться».

Эта идея весьма близка к главному «открытию» Рона Хаббарда: главным смыслом существования человечества является выживание. В другой своей популярной книге Стархок поясняет: «Богиня... есть мир. Явленная в каждом из нас, она может быть познана каждым индивидуумом во всем своем великолепном, потрясающем разнообразии». Другая форма поклонения Матери Богине – возрождение культа древней египетской богини Изиды.

Еще одна неоязыческая черта НЭ – шаманизм, изучение и разработка шаманистических практик. Карлос Кастанеда, разрабатывавший теорию шаманизма, стал одним из главных идеологов НЭ. Шаман, как его описывают ньюэйджеры, несет в себе спиритуалистическую традицию, являясь кем то вроде «техника экстаза». Его задача – вновь соединить людей с областью священного, с мистической медитацией, а сам он – посредник, целитель и учитель. Согласно одному из современных шаманов, шаман – это мужчина или женщина, которые по своей воле могут входить в измененное состояние сознания, а также контактировать с миром духов, который обычно скрыт от людей, и использовать его в своих целях, чтобы приобрести знания, власть и иметь возможность помогать другим людям. Шаманы утверждают, что у каждого из них есть как минимум один дух, а то и больше, который находится у него в услужении.

Известная американская шаманка Лин Эндрюс (Lynn Andrews) училась шаманизму в течение 15 лет, разъезжая по всему миру и встречаясь с известными шаманками. Она училась жить в лесу, питаясь только тем, что найдет, например, поджаривая личинки на костре или употребляя в пищу сырое мясо оленя, которого она сама же и освежевала, чтобы убить в себе всякое чувство сострадания. Она использовала камни и кристаллы для излечения людей от болезней. А в 1988 г. Эндрюс уже называлась «шаманом Беверли-Хиллз» (это один из наиболее престижных районов Калифорнии). Жареных личинок она больше не ела и брала 150 долларов в час за консультацию. Она ездила в «мерседесе», имела две виллы – одну в Беверли-Хиллз, другую в Нью-Мексико. Работу свою она рассматривает как «мост между первородным умом и сознанием белого человека».

Не обошло это новомодное увлечение и Россию: хватает и отечественных шаманов. Вспомним, как в 1996 г. все газеты были полны объявлениями о «верховном шамане Сибири» и «верховном шамане Севера», которые практиковали в столичных кинотеатрах, а также о всевозможных «бабушках» – «бабушке Неле», «бабушке Маше» и т.д.

Еще одна попытка заимствования из древних религий – возрождение интереса к поклонению Люциферу. Поклонение падшему ангелу практиковалось в древних гностических культах II века по Р Х. Позднее оно было возобновлено в XIV веке в тайном движении, которое называлось «люциферианцы». Тонкой струйкой это поклонение протекло через всю историю христианства в различных тайных оккультистских группах. Но оно не принималось (во всяком случае открыто) в респектабельных кругах. НЭ сделала поклонение Люциферу вполне респектабельной, допустимой и модной практикой. В написанной Эклалом Нуэшаной (Eklal Kueshana) книге «Последняя граница» (The Ultimate Frontier), моментально ставшей бестселлером, заявляется, что Люцифер – это глава тайного братства духов, высший орден, до которого человек сам себя может возвысить. Другие ньюэйджевские писатели кощунственно превозносили Люцифера, чтобы не только сделать поклонение ему почтенным занятием, но и снять с этого поклонения печать диаволопоклонства. Вот цитата из книги Дэвида Спенглера «Размышления о Христе»: «Христос – та же сила, что и Люцифер; Люцифер подготовляет человека для отождествления себя с Христом. Люцифер – ангел внутренней эволюции человека – работает внутри каждого из нас, чтобы привести нас к целостности, благодаря чему мы сможем войти в Новую эру. Каждый из нас в тот или иной момент своей жизни приходит к такому переживанию, которое я называю “Люциферовская инициация”. Многим людям и сейчас, и в предстоящих днях предстоит Люциферовская инициация в Новую эру... Принятие Люцифера – это включение в Новую эру».

Именно на этой теоретической основе стал возможным нынешний всемирный расцвет увлечения сатанизмом и возникновение множества сатанинских сект и кружков. Сколько существует христианство, столько же существует и его антипод – поклонение диаволу. Всегда находились люди, которые в надежде получить особые тайные знания, могущество и власть, причем как можно скорее и на своих условиях, обращались к начальнику духов тьмы. При этом как-то забывалось, что диавол – обманщик и человекоубийца, который готов прельстить человека чем угодно, чтобы завладеть его волей и жизнью, поэтому сатанинские секты и их основатели никогда хорошо не кончали, да и редко какая из них не распадалась вскоре после смерти своего «учителя». Лишь считанному числу удавалось протянуть еще одно-два поколения. Ведь «диавол» в переводе с греческого означает «разделяющий», «разрывающий», «разрушающий», и он не может объединить даже своих поклонников; между ними очень быстро возникают раздоры и разделения, и, кстати сказать, различные группировки сатанистов ненавидят друг друга куда больше, чем христиан. Поэтому ни одна из нынешних сатанинских сект не может похвастаться длительной преемственностью традиции.

Теоретики сатанизма были в каждую эпоху, но нужно сказать, что их имена забывались очень быстро. Отцом современного сатанизма считается англичанин Алистер (Александр) Кроули (1875-1947), написавший основополагающий труд сатанизма «Книга закона» и в течение долгих лет возглавлявший международную сатанинскую ложу «Ordo Templi Orientis» («Орден восточного храма») – ОТО. Кроули считал, что «Сатана – не враг человека, а Жизнь, Свет и Любовь». «Великий маг XX века», как называли его при жизни, Алистер Кроули прославился не только своими теоретическими трудами, но и отталкивающими сексуально-магическими оргиями с использованием наркотиков и галлюциногенов. Кроули называл себя апокалиптическим «Зверем 666» и изобретал чудовищные сексуально-магические обряды, чтобы добиться рождения антихриста. Когда незадолго до смерти его спросили, почему он именует себя «Зверем Апокалипсиса», он ответил, что так называла его мать, наблюдая, как ее сыночек отрывает головы голубям и сосет из них кровь.

Психология «духовного супермаркета» позволяет случайным посетителям легко переходить от одного увлечения к другому, конечно, пока человек не попадет в руки одной из тоталитарных сект, действующих на торговом поле «Нью эйдж». Исследователи отмечали, что некоторые ньюэйджеры меняют маршруты своих мистических путешествий почти что каждую неделю: от дзен-буддизма к айки-до, затем к пирамидологии, потом ребефинг и холотропное дыхание и т. п. А переменчивая мода услужливо выдвигает на первый план новое повальное увлечение ньюэйджеров – скажем, кристаллотерапию, которая после вспышки интереса тоже уйдет на периферию сознания НЭ.

В литературе, посвященной НЭ, часто встречается информация о некоем широком политическом заговоре ньюэйджеров для захвата власти в мировом масштабе. Сами ньюэйджеры также нередко упоминают о своем тайном обществе, объединяющем все ведущие политические фигуры во всем мире. Неизвестно, насколько эти слухи истинны, но несомненно то, что движение НЭ очень широко распространено во всех слоях общества и сферах жизни. Для пропаганды своих идей ньюэйджеры активно используют структуры ООН, а из них в особенности ЮНЕСКО. О степени их влияния на эту организацию говорит тот факт, что 1991 г. был объявлен ЮНЕСКО годом Блаватской.

Особенно заинтересованы ньюэйджеры в проникновении в систему образования. Они не только создали целую сеть учебных центров, но и просочились в систему государственного образования.

Проверочные вопросы:

  1. Что означает термин «Нью эйдж»?
  2. Каково влияние ньюэйджевских идей на умы современных людей?
  3. Каким образом ньюэйджерам представляется вступление в новую эру?
  4. Какие три корня у древа НЭ?
  5. Какие термины используются НЭ? Как они входят в обиход современного человека?
  6. Что такое ченнелинг? Какое отношение он имеет к НЭ?
  7. Что такое визуализация? Приемлема ли она для христианина?
  8. Каким образом ньюэйджеры переосмыслили идею реинкарнации?
  9. Как ньюэйджеры используют кристаллы?
  10. Каким образом в НЭ обосновываются ведьмовство, шаманизм и поклонение сатане?

Видеоматериалы:

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений. Движение «New Age»