16. Секта Виссариона. Ивановцы

Цель занятия – рассмотреть секты Виссариона и Порфирия Иванова.

Задачи:

  1. Дать общую информацию о сектах Виссариона и Порфирия Иванова и их основателях.
  2. Рассмотреть учения сект Виссариона и Порфирия Иванова.
  3. Рассмотреть механизмы управления сознанием в секте Виссариона и у ивановцев.

План занятия:

  1. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  2. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  3. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. Издание 3-е переработанное и дополненное, Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008.
  2. Константин (Островский), еп. Представление основателя секты «Церковь последнего завета» Виссариона о Ветхом и Новом Заветах. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bogoslov.ru/text/3977326.html (дата обращения: 20.05.2018).

Дополнительная литература:

  1. Лебедев И. Православный клуб Виссариона. Жизнь в удовольствие. Расследование - 01.03.17 [Электронный ресурс]. – URL: http://iriney.ru/postsovetskie/vissarion/novosti-o-sekte-vissariona/pravoslavnyij-klub-vissariona.-zhizn-v-udovolstvie.-rassledovanie.html (дата обращения: 20.05.2018).
  2. Константин (Островский), еп. Проблема «добра» и «зла» в учении секты Виссариона («Церковь последнего завета»). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bogoslov.ru/text/3948137.html (дата обращения: 20.05.2018).

Ключевые понятия:

  • «Единый»;
  • «Бог отец»;
  • Матушка-земля;
  • «Детка».

Содержание (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Дайте краткую характеристику секты Виссариона?
  2. В каком литературном источнике содержится основное учение секты Виссариона?
  3. Каково учение Виссариона о возникновении мира?
  4. Почему по учению Виссариона Ветхий и Новый Заветы не связаны между собой?
  5. Какую роль отводит Виссарион самому себе в своем учении?
  6. Как устроена жизнь адептов секты Виссариона?
  7. Какое разделение произошло в секте Виссариона в 2002 году?
  8. Почему систему Порфирия Иванова нельзя назвать просто оздоровительной практикой?
  9. Что вам известно о личности Иванова?
  10. Какую идею развивал Порфирий Иванов? Почему она имела успех?
  11. Что можно сказать об учении Порфирия Иванова в целом? Каковы его христология и триадология?
  12. В чем заключается поклонение Иванову?

Иллюстрации:

"Город солнца"

В "Город солнца" входят строго через аркуЗдесь молятся  "матушке Марии" и "земле матушке"

"Храм" Церкви Последнего Завета и здание школы в Черемшанке“Слияние”  с Виссарионом

В храме  Церкви Последнего Завета

Видеоматериалы:

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений. Секта Виссариона

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений. Секта Порфирия Иванова

Олег Стеняев - Диспут с Виссарионом (1995 год)

Капкан на романтика. О секте Виссариона

 

1. Общие сведения о секте Виссариона

2. Учение Виссариона

3. Жизнь адептов секты Виссариона

4. Деятельность секты Виссариона

5. Ивановство: система оздоровления или религия?

6. История возникновения ивановства

7. Учение Иванова

8. Вера ивановцев

1. Общие сведения о секте Виссариона

Виссарион – так называет себя Сергей Анатольевич Тороп, основатель «Церкви последнего завета» (более раннее название – «Община единой веры»). В 1990 году Сергею пришло откровение, что он является «новым мессией, Сыном Божиим, проводником Духа Святого Великой Мудрости Творца – Виссарионом». На основе минусинского общества уфологов – кружка местной интеллигенции, интересовавшейся различными неопознанными объектами, рассуждавшей о возможных формах внеземной цивилизации, увлекавшейся различными восточными культурами, возникает харизматическая культовая община.

С 1991 года Тороп начал общественную проповедь, вербуя своих сторонников и приглашая их поселяться близ Минусинска. В целом учение Торопа можно охарактеризовать как компот из доморощенного экологизма, неоязычества и преломленных через рерихианство восточных учений в слащавой оболочке из псевдохристианских терминов и псевдобиблейских изречений, пересыпанных полуграмотными псевдославянизмами. Не забывает Тороп и о такой неотъемлемой части учений «Новой эры», как контакты с «Внеземным Разумом». Например, он считает, что небезызвестная болгарская колдунья Ванга – это «своеобразный живой радиопередатчик, посредством которого вам дают ту информацию, которую пожелают удерживающие Вангу под контролем. Чрез нее происходит общение с Внеземным Разумом». Впрочем, контактерами с «внеземным враждебным миром», оказывается, были и Виктор Цой с Игорем Тальковым... А неоязычество виссарионовских доктрин проявляется, например, в многочисленных заявлениях типа: «появление лучезарной сущности [Отца Моего Небесного] произошло при слиянии Духа Жизни и уникального тока от Сердца Земли-Матушки».

Изложено это учение в постоянно пополняющемся издании, которое первоначально называлось «Слово Виссариона, являющего последний Завет от пославшего (прославившего) его Отца Небесного», а теперь название его сократилось до просто «Слово Виссариона». «Слово...» входит в «Последний Завет», изданный по образцу Библии: текст напечатан в два столбца, главы разбиты на стихи. Главные изречения Виссариона построены по образцу Нагорной проповеди: «древние вам говорили так-то, а я говорю так-то». Начинается «Последний Завет» с виссарионовского «Евангелия» – «Повествования от Вадима» (так зовут ближайшего сподвижника Виссариона), за которым следует уже само «Слово...», состоящее из «Предвозвещения», «Книги обращений», «Книги основ», «Послесловия» и «Заповедей»; за этим следуют «Молитва» и «Встречи». Из стилистики текста очевидно, что обозначенное авторство достаточно фиктивно, и он является плодом коллективного творчества. Содержание «Слова...» постоянно пополняется: в одном издании есть, к примеру, глава 19, а за ней сразу следует, скажем, глава 22 – недостающие главы, по словам самих авторов, пока не вызрели. Новые главы печатаются в виссарионовских газетах, затем издаются отдельными брошюрками или книгой, и самоновейший «Завет» растет и пухнет. Пополняется и «Повествование от Вадима», но тут новые главы приписываются к его концу, по мере новых событий в жизни Торопа, издаются книги-дополнения «Новые главы», а затем выходит уже дополненное новое издание. Со временем книга превращается в подробнейший и нуднейший дневник всех поездок, выступлений, бесед и встреч Виссариона.

В своих изданиях сектанты пишут, что якобы имеют благословение Русской Православной Церкви, но это ложь.

2. Учение Виссариона

Что же проповедует Виссарион? Подобные безумные притязания, как предполагал Великий Инквизитор Достоевского, могут основываться лишь на чуде, тайне или авторитете. Виссарион выбирает тайну.

Вкратце неведомая доселе «великая тайна» Виссариона состоит в том, что существующее 2000 лет христианство – это вовсе не абсолютная Богооткровенная Истина, а лишь утратившая свое значение «"часть Единой Истины", да и то в силу неразвитости "человеков"» неправильно понятая и истолкованная. Взамен же предлагается «примитивно состряпанная теософская система, куда включены несовместимые понятия, позаимствованные из различных восточных религий: индуизма, буддизма, даосизма; языческие мифология и модные нынче псевдовосточные гипотезы».

Проповедуемая С. Торопом доктрина отличается среди всех псевдохристианских учений крайней оригинальностью."Город солнца"

В основании виссарионовского учения о бытии лежит идея вечной материи, из которой в результате уплотнения возникает некое начало, обретающее по мере развития сверхсознание. Это начало Виссарион назвал «единым». Из «единого» произошла Вселенная с планетами, населенными существами, обладающими разумом, но не имеющими души. Бытие Вселенной и жизнь всех цивилизаций, в т.ч. и земной, осуществляется в соответствии с законами «единого», чуждого таких понятий, как снисхождение, милосердие, любовь; соответственно, его законы беспощадны к нарушителям: выход за границы этих законов ведет к разрушению цивилизаций. Виссарион наделяет внеземные цивилизации мощным интеллектом, способным постигать и использовать законы «единого» и даже моделировать ситуации будущего на много веков вперед.

Земная цивилизация в ходе своего развития оказалась на грани разрушения, и для объяснения пути ее спасения Виссарион вводит в свою мифологию еще один персонаж – это «отец небесный». Он возникает от соединения исходящего от «единого» «духа жизни» и материи («матушки-земли») и в результате эволюции обретает сверхсознание. О его существовании все цивилизации не имели никакого представления и не могут его познать, поскольку он принадлежит к иному уровню бытия. К моменту вмешательства «отца небесного» в развитие земной цивилизации он предстает как сложившееся самостоятельное начало во Вселенной с атрибутированными чертами личности. С целью предотвращения распада земной цивилизации и катастрофы Вселенной он из себя создает души и внедряет их в тела представителей земной цивилизации.

Души, оказавшись в телесной оболочке, потеряли свою идентичность, забыли о своем предназначении и не только провалили план «отца небесного», но еще более осложнили жизнь людей. Из-за влияния души на тело в человеке чрезмерно развился эгоизм, создавший предпосылки для разделения и обособления индивидов друг от друга, что нарушало целостность земной цивилизации как «живого организма в Мире материи Бытия». Несмотря на эту космическую трагедию, о появлении души у человека ничего не было известно внеземным цивилизациям.

Внеземные цивилизации обратили внимание на жизнь землян и, «просчитав» возможные варианты ее развития, заключили, что избранный человечеством путь грозит саморазрушением землян и гибелью остальных цивилизаций космоса. Поэтому они решили повлиять на землян и предотвратить всемирную катастрофу.

К влияниям извне человек был имплицитно предрасположен своей душой, подсознательно направляющей ее на поиск «отца небесного». Внеземной разум на основании наблюдений за человеческой цивилизацией подметил ее стремление «установить взаимоотношения с Тем, Кого боялись и в защите Кого нуждались, Кого хотели умилостивить и привлечь в помощь для удовлетворения своих эгоистических потребностей», а также желание человека увидеть своего бога в материальном образе.

Эти цивилизации обратили внимание на то, что человечество развивается не только по законам логики. Они осознали, что у человека есть представление о некоем чувстве – любви, «чего нет в проявлениях ни у одного представителя подвижного разума всех цивилизаций во вселенной». Самым необычным было открытие внеземной цивилизацией наличия у человека бессмертной души, чего не было у них.

Поскольку внеземной разум не знал о существовании «отца небесного» и в то же время наблюдал непонятные ему попытки найти вышестоящее начало и установить с ним контакт, он, учитывая эту склонность землян к богоискательству, начал «бережно играть в то, во что вы (человечество – еп.К.) очень хотели верить», т.е. он «инсценировал различные ситуации, при которых происходили обращения, якобы идущие… от Бога».

Считая, что земляне представляют угрозу для всего космоса, один из внешних миров – цивилизация Люцифера – решил спасти всю Вселенную, разрушив причину ее возможной катастрофы – земную цивилизацию. Цивилизацию Люцифера Виссарион связывает в своем лжеучении с Ветхим Заветом.

Эта цивилизация в своем плане учла стремление землян к поиску Бога и решила под видом религиозных представлений ввести в сознание людей план саморазрушения землян. С религиозными идеями она соединила идею (на языке Виссариона – «подсказку») создания денежно-финансовой системы, якобы для решения хозяйственно-экономических проблем (для удобства «приобретения и снабжения друг друга изделиями, необходимыми в жизнедеятельности»).

В "Город солнца" входят строго через аркуЦивилизация Люцифера посчитала, что введение денег создаст условия для их накопления, а это в свою очередь откроет большие возможности для удовлетворения эгоистических желаний людей. В результате накопление денег станет главной целью всех людей и откроет «почти полную гарантию легко привести порабощенное человечество к самоуничтожению», ведь вся денежная система «направлена на уничтожение человека. Войны, террористические акты – это все одна система творит». Человеческий разум был не в состоянии оценить опасность, скрывавшуюся за этой идеей, открывавшую наибольшие возможности удовлетворить все инстинктивно-эгоистические потребности человека. Вскоре стремление к накоплению денег стало главным мотивом в жизни людей, особенно в тех случаях, когда для этого не требовалось прикладывать физические усилия. Однако это не мешает С.Торопу самому пользоваться финансовой системой.

Для реализации этого плана цивилизации Люцифера нужен был «народ, который еще не имеет сильного стройного вероучения и эгоизм которого был бы сильно уязвлен, но который не должен был иметь внутреннего тяготения к развитию ремесел, искусств и науки, а тяготел бы к торговле, как к главной жизненной привязанности».

На эту роль подходили кочевые племена, из которых было избрано еврейское. Для большей убедительности своего учения, эта цивилизация решила привить евреям идею избранничества, имплицитно охватывавшую всю их жизнь, в т.ч. и ростовщичество, способную сделать их «чрезвычайно упорными в достижении намеченной цели». В пользу такого выбора служило то, что в период пребывания еврейского народа в египетском рабстве «отец небесный» через перевоплощения направлял в «плоть древних израильтян» души «буйных эгоистов из какого-либо иного народа».

Внеземной разум насадил евреям веру в Бога Иегову и с помощью чудес («погремушек») заставил их признать его Единым истинным Богом. Затем он вывел еврейский народ в Палестину, что было против воли «отца небесного», перевоспитывавшего в еврейской плоти эгоистов из других народов. «Отец небесный», как следует из слов Виссариона, не смог предвидеть эту ситуацию, поэтому те, кто нуждался в исправлении, обрели свободу. На роль проводника идей внеземной цивилизации был избран Моисей, взошедший на Хорив и запечатлевший на ней Ветхий Завет с Богом Иеговой, т.е., по Виссариону, фактически с цивилизацией Люцифера.

Религиозная часть этой информации представляет, по Виссариону, описание свойств не истинного «бога отца», а «единого» – источника материального мира, и была изложена в понятиях и терминах, свойственных только материальному миру. В итоге, с точки зрения Виссариона, произошла подмена: Бога Иегову внеземная цивилизация выдала за единственного Бога, тогда как, по мнению лже-Христа, богом был только его «отец небесный». Поэтому со времени Синая со словом «Бог» соединяли то, что с ним было не связано, а именно: учение о нем как творце материального неба, земли и плоти человека; учение о законе справедливости, который для евреев был сформулирован в идее заповеди «око за око», а для людей другой культуры выразился в законе обязательного воздаяния – кармы. Внеземная цивилизация приписала Богу волюнтаристский характер, будто бы творец и любит, и наказывает по своему предпочтению: «может пожелать помочь вам, а может и отвернуться от вас в гневе; о том, что он мудр и хитер и сам решает, кого миловать, а кого наказывать… говоря о гневе Всевышнего, преследовалась только одна цель: через ваш вероятный в таком случае страх перед наказанием внеземной разум желал оставить вас в неуемном стремлении к грубым действиям, противоречащим гармонии».

Из этого мифа Виссариона совсем не понятно, как цивилизация Люцифера узнала о переселении душ эгоистов в еврейскую плоть, ведь она неспособна постигать природу души («подвижный разум, абсолютно бессильный познать Суть Творца»). Неясно, как души эгоистов могут перевоспитываться, поскольку не помнили опыта жизни в других телах и не понимали, в чем они должны исправляться и за что же они страдают в египетском плену. Виссарионовское божество – «отец небесный» – не смогло, как оказалось, предвидеть замысел земной цивилизации по выведению евреев из египетского плена, хотя обладало для этого всеми возможностями.

Одновременно с внедрением ветхозаветной религии на почву сильно ущемленного еврейского эгоизма была удачно посажена ростовщическая система, «за послушное внедрение которой обещалось благословение на всевозможные вольности по отношению к другим народам». Чтобы успешно ее привить, она была преподнесена евреям как данная самим Богом: ростовщичество «непременно должно быть введено только на уровне якобы даваемого Богом, ибо только тогда исполнение данного правила станет национальной заинтересованностью». Внеземной разум предвидел рассеяние иудеев по земле и рассчитывал на распространение его идей по всей земле.

Со временем стало ясно, что люциферианская цивилизация сумела навязать людям денежные отношения, и деньги стали овладевать человечеством больше, нежели религиозные идеи, внедренные в людей другой цивилизацией.

Поэтому «отец небесный» для противостояния внеземной цивилизации через перевоплощения стал посылать в тела евреев души уже не «буйных», а «прежде воплощавшиеся в иных народах, с внутренним опытом, имеющим некоторые противоположные программе (внеземной цивилизации) особенности», чтобы ее нейтрализовать. Затем, на определенном этапе развития человечества, «отец небесный» решил послать на землю своего агента, который бы прямо открыл людям его план спасения. Эта духовная субстанция получила имя Христос: «Я был рожден… во исполнение прекрасной миссии, пред вами Отцом поставленной». Пребывание евреев «в состоянии ложной избранности», а также ожидание ими прихода Мессии для избавления от римлян («поработившего их иного народа») определило место рождения в их среде «Христа»-Виссариона, но тем самым «отец небесный» обесценил свою идею перевоплощения как бесполезную с точки зрения спасения.

С.Тороп отрицает церковное понимание безмужнего непорочного зачатия Иисуса Христа от Девы Марии и Святого Духа. По его мнению, любое соитие мужчины и женщины в браке является непорочным, ибо заповедь о продолжении рода, данная Богом, не может быть порочной.

Суть первой миссии Христа Виссарион видел в следующем: 1) возвестить надежду на спасение (дать информацию о спасении, но не совершить спасение людей); 2) показать, что ветхозаветное представление о Боге навязано внеземной цивилизацией, поэтому надо было отменить весь Ветхий Завет, что было сделано в Нагорной проповеди; 3) Христос должен был «познакомить людей с Сыном (т.е. убедить людей в том, что он посланник “отца небесного”), который призван учить, помогать человеку, который подобен человеку, как сын человеческий, но который (именно только Он!) имеет право быть Учителем и Наставником (все остальные – братья родные)».

Важнейшей задачей С.Торопа из трех перечисленных было разрушение учения о Боге, навязанного внеземной цивилизацией. Это учение, по мнению лже-Христа, представляло Бога гневливым, ревнивым и наказывающим незамедлительно, т.е. «злым богом», который «якобы... может во гневе закрыть от детей» свое лицо, отвернуть свой взор от них. Поскольку богом он считал только своего «отца небесного», который никого не наказывает, то Виссарион заявил, что эти свойства к его «отцу небесному» не имеют «никакого отношения».

В противовес ветхозаветной концепции «злого бога» Виссарион стал приоткрывать евреям истину об «отце» как единственном и вселюбящем, о «котором ничего не ведал человек, несмотря на сказания об этом многочисленные». Он учил о том, что «отец небесный» «всегда видит вас, ни на мгновение не отрывая Взора Своего, и что без ведома Его даже волос не упадет с головы вашей», и «никогда не судит никого, но суд отдал Сыну Своему, ибо он есть сын человеческий».

«Небесный отец» Виссариона якобы отличается от всех богов мировых религий тем, что «никого никогда не наказывает и одинаково любит любого человека», независимо от его дел. Через Виссариона им были даны законы о подлинной любви, «зовущие человека… отменить закон „око за око” и сказать о любви ко всем и даже к врагам». В словах Иисуса Христа: «Отче, Я открыл человекам имя Твое» (см. Ин. 17,6) Виссарион видит истину «о Великом Боге Любви».Здесь молятся  "матушке Марии" и "земле матушке"

Как только «Христос»-Виссарион вышел на свою проповедь, то против него восстали иудеи, ждавшие политического мессию-освободителя. Поэтому ему пришлось перенести свою проповедь главным образом в среду нищих. Учитывая веру евреев в чудеса, как подтверждение истинности вероучения, «отец небесный» «в качестве именно исключения» позволил Виссариону использовать чудеса ("погремушки"). Другими словами, «отец небесный», разрешивший использовать недостойные средства для проповеди истины, тем самым лишил людей свободы выбора, ибо чудеса – по Виссариону – не позволяют самостоятельно принять верное решение.

Тем не менее посредством этих ложных средств Виссарион достиг положительного эффекта – евреи, пребывавшие под управлением римлян, увидели, что «пробуждается в них вера настоящая».

В «Последней надежде» (1999) в круг задач Христа в Его первое пришествие Виссарионом была включена проповедь евреям «учения», которое бы позволило им «не быть исполнителями программы (внеземной цивилизации) пагубной, в сознание народа сего заложенной». Это же учение должно было вытянуть евреев «из существующего порочного общественного жизнеустройства». Евреи, принявшие тогда Христа как посланника «отца небесного», заключили с ним Новый Завет.

Таким образом, Виссарион приписывает авторство Ветхого Завета враждебной человечеству люциферианской цивилизации, а Нового Завета – своему богу – «отцу небесному», тем самым противопоставляя Ветхий и Новый Заветы и разрывая их единство.

В отношении авторства Ветхого Завета Виссарион воспроизводит идущую от гностиков (например, Василид, Валентин) идею о его происхождении от иного бога, чем Бог Нового Завета. Наиболее же близки его взгляды с заблуждениями Маркиона, представлявшего ветхозаветного Бога чуждым любви и требующим законнической правды, а новозаветного Бога – благим. Позже с подобными идеями выступили манихеи. Учение древних еретиков вело к разрыву единства двух Заветов: Ветхого и Нового.

По свидетельству бывших членов секты, «самые сокровенные тайны» Виссарион открывает в доверительных беседах. Так, в своем «устном предании» он сообщает, что каждая человеческая душа переживает некое ограниченное количество переселений, которое он оценивает по-разному, по всей видимости, в зависимости от вдохновения: от 7 до 110 раз. Но, каково бы ни было это количество, главное в том, что сейчас человечество подошло к своей последней реинкарнации. Последнее воплощение его, Сергея, – это как раз и есть Христос Виссарион. Каждый сейчас пришел к своему последнему воплощению, поэтому все зависит от того, какое решение мы примем, потому что новых реинкарнаций больше не будет.

Итак, либо мы пропадем, либо сможем достичь некоего нового единства души и тела («Помните! Когда внешнее станет внутренним и когда внутреннее станет внешним, душа ваша обретет праведный путь»), которое переживет экологическую катастрофу, выживет в ядерной войне (поселки Малой Минусы – это и будет земля обетованная, где люди, подготовившись диетой и всем остальным, выживут), и тогда начнется новая жизнь.

3. Жизнь адептов секты Виссариона

"Храм" Церкви Последнего Завета и здание школы в ЧеремшанкеСогласно Виссариону, грядущий конец света должен был начаться в 2007 году.

Движимые страхом перед грядущим апокалипсисом сектанты, поселялись в Курагинском районе Красноярского края, где они построили новый город, который называется Слово, или Город Солнца. Город на арендованном Виссарионом участке в 250 гектаров. В центре участка – гора Сухая (более 700 м высоты), на ней «город». Подъем на гору – несколько километров по узенькой тропинке. В соответствии с экологическим уклоном все там построено из дерева.

Город построен вокруг храма и дворца Виссариона; другой массивный трехэтажный дворец Виссариона сооружен в селе Петропавловское, теперь он называется «гостевой дом». Высота храма для деревянного строения довольно впечатляюща.   Рядом – дворец, в котором Виссарион живет со всей своей семьей. Все эти строения находятся на плато почти на самой вершине горы. Рядом – дома ближайших сподвижников Виссариона.

Верхнее плато называется «Небесной обителью» и, туда, кроме изредка проводящихся под строгим надзором «паломничеств», не допускается никто. За соблюдением этого запрета следит личная гвардия Виссариона, которую называют «ангелы Господни». Зато можно снизу подойти к крутому краю верхнего плато: Виссарион иногда выходит туда и произносит «нагорные проповеди», а все почтительно внимают ему, задравши головы.

Гора – это что-то вроде монастыря для людей из виссарионовских деревень.

Группа «особо избранных» виссарионовцев живет на плато пониже.

Паломники в «Город Солнца» входят строго через арку. Арка украшена надписью «прими надежду всяк сюда входящий». Каждый, кто входит, совершает поклон.

Но до того как попасть к вратам, придется пройти через КПП, на котором строгий юноша спросит – из какой деревни вы прибыли и как вас зовут.

В Городе Солнца введен особо строгий пропускной режим. Все посетители должны проходить паспортную регистрацию и допускаются в пределы Города по списку.

В центре города алтарь, последователи называют это место «природным храмом» или храмом под открытым небом. Вместо стен кустарник, в центре столб, напоминающая языческого истукана. Здесь молятся с одинаковой радостью как «матушке Марии» так и «земле матушке».

Жители Города прошли строгий отсев: всех пожилых отправили назад в деревню. Теперь на плато живут крепкие молодые люди с семьями, в количестве, приблизительно – 260 человек. Они называются «рать Виссариона». «Ратники» освобождены от основных работ: они более не занимаются ни строительством, ни сельскохозяйственным трудом. Работы по возведению жилищ для них ведутся виссарионовцами, обитающими в деревнях, работающими на строительстве вахтовым методом. Они доставляют продукты питания для «ратников».

Нужно сказать, что, в отличие от членов секты более низкого уровня, «ратники» производят вполне упитанное впечатление. В их обязанности входит поддержание порядка в Городе и в окрестностях, а также непосредственная охрана Виссариона и высшего руководства секты.

Виссарион очень заботится об экологии: в 5-километровой зоне вокруг города запрещены всякие механизмы (бензопилы и проч.); даже деревья, из которых все строится, валят вручную либо конной тягой доставляют из-за 5-километровой зоны, чтобы воздух был чистым.  Действительно, воздух в городе исключительной чистоты.

Во дворце «у Христа» есть солнечные батареи, рации, радиотелефоны и спутниковая связь, при помощи которой Виссарион подключается к Интернету. Говорят, что верхушка секты, включая Виссариона, когда их не видят, пользуется личными автомобилями.   Правда, сам он предпочитает появляться на публике верхом на подаренном ему белом коне.

Местами компактного проживания последователей Виссариона в Красноярском крае являются населенные пункты Курагинского района: с. Можарка, с. Тюхтята, с. Петропаловка, с. Черемшанка, с. Гуляевка, с. Жаровск, с. Бугуртак, с. Имиское; поселения Тиберкуль, Красный Ручей, - всего около 5 тысяч членов секты.

Многие сектанты стремятся попасть жить «на гору», но это нужно еще заслужить. Основной массе виссарионовцев дозволяется лишь работать там и совершать туда паломничества.“Слияние”  с Виссарионом

Питание у сектантов строго вегетарианское (и не чаще двух раз в день), животная пища исключена, как и дрожжевые продукты, сахар, мед. Перец и приправы тоже запрещены. Соль позволяется лишь в минимальном количестве. Поскольку грибы также не рекомендуются, то рацион питания значительно сужается.

Сам Виссарион, дорожа своим здоровьем, никогда не пьет воды, а пьет исключительно свежевыжатый сок из фруктов, которые ему туда доставляются. По слухам, он также вполне приемлет мясо и вино, во всяком случае, бывшие члены об этом сообщают.

От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, с обязательством, что они никогда не будут об этом вспоминать.

Сектанты концентрируются в медитации на портреты Виссариона, называя это «cлияниями», и пытаются во время этого «cлияния» объединить свою душу с душою «Учителя». А он якобы в то же время «сливается» с ними.

4. Деятельность секты Виссариона

В храме  Церкви Последнего ЗаветаЧтобы приобрести надежную «крышу» и возможность получения грантов из США, виссарионовцы вошли в московский «Социально-Экологический союз» (СоЭС) на правах его проблемного отделения «Тиберкуль».

Есть у «Церкви Последнего Завета» представительства в Москве, в Петербурге, есть отделения в Болгарии, Германии и США. Оттуда приезжают «паломники» в Красноярский край, и некоторые из них живут там месяцами.

По данным на 2005 года РИА «Сибирь»: «Реальное количество адептов Виссариона около 10 тысяч человек, половина из которых проживает в Красноярском крае».  

Медицина там запрещена, а вместо нее – так называемая эстетотерапия: с утра выйти полюбоваться на сибирские красоты, и все болезни должны пройти. Отсутствие медицинской помощи сказывается. По свидетельству депутата Госдумы первого созыва В. Савицкого, в Минусинске было несколько случаев смерти (в том числе детской) от истощения и неоказания медицинской помощи. А сколько там, в тайге может быть незарегистрированных смертей – Бог весть. Впоследствии Виссарион распорядился отсылать детей в школы, что раньше было запрещено.

Дети последователей ЦПЗ проходят домашнюю форму обучения, после чего в конце года сдают экзамены в средней школе села Петропавловка. В городе Солнца также находится детский центр творчества где дети изучают музыку, рисование, гончарное дело, иностранные языки.

В 2002 году община Виссариона раскололась на две религиозные организации: «Церковь Последнего Завета» и «Шаманы Последнего Завета».  Характерными признаками «Шаманов Последнего Завета» является то, что они в отличие от «Церкви Последнего Завета» открыто признают себя тоталитарной религиозной организацией, считают Виссариона главным Шаманом и исповедуют отказ от Священных Писаний. Организация «Шаманы Последнего Завета» не зарегистрирована в органах юстиции. В настоящее время обе организации существуют, не конфликтуя друг с другом.

В 2011 в самой «Церкви Последнего Завета» начались разногласия. Среди сектантов некоторые считают, что сам Виссарион исчерпал свою миссию и уже не соответствует званию Христа, нужен новый лидер.

Единства в идеологии, как раньше, уже нет. Внутри ЦПЗ появилось новое направление, которое последователи называют «Свет», со своим лидером. Сторонники «Света» призывают поклоняться напрямую люциферу (отсюда и самоназвание). Поклонение сатане основано на словах самого Виссариона о том, что Православие якобы неправильно понимает сущность люцифера, а на самом деле он совсем не злой и вообще, живет в другой части галактики.

5. Ивановство: система оздоровления или религия?

Ивановство известно, прежде всего, как система закаливания – обливания холодной водой – и здорового образа жизни. Но закаливание и обливание придумал не Иванов – о пользе этих процедур для здоровья знали еще, наверное, в каменном веке. Поэтому, рекомендуя обливаться, Иванов не открывает ровно ничего нового. А вот о подлинном лице ивановства, о его религиозной, сектантской сущности люди, как правило, не подозревают.

Иванов оставил после себя более 300 рукописных тетрадей, которые распространяются в основном ксерокопированием. Некоторые из них были изданы типографским способом. Понять в них что-либо очень сложно: так как Иванов полностью обожествлен, его последователи сохраняют орфографию, пунктуацию и стилистику своего учителя, особенность которых – полное отсутствие какой-либо орфографии, пунктуации и стилистики. Мысли у автора мешаются, одна бредовая теория следует за другой, зачастую полностью опровергая друг друга. Однако, последователи Иванова худо-бедно слепили из бредово-болезненного потока сознания своего обожествленного “Учителя” некую законченную систему, которую можно охарактеризовать как постсоветскую, неоязыческую и весьма эклектичную.

Для «внешних» же самое известное среди ивановских писаний – «Детка»: 12 правил, необходимых для сохранения здоровья – высшей ценности, согласно Порфирию Корнеевичу. На самом деле Иванов лишь подписал этот текст. «Детка» была составлена после появления в «Огоньке» (№ 8, 1982) статьи С. Власова об Иванове под названием «Эксперимент длиной в полвека». В конце статьи приводился адрес «экспериментатора», и множество людей немедленно воспользовалось им: Иванов стал получать свыше 70 писем в день. Тогда он попросил своего главного теоретика И.Я. Хвощевского составить правила для занятий «закалкой-тренировкой» и отсылать их всем желающим. Так и появилась на свет «Детка». Вот ее текст:

«Мне скоро исполнится 85 лет. 50 из них я отдал практическому поиску путей здоровой жизни. Для этого я каждодневно испытываю на себе различные качества природы, особенно суровые стороны ее. Я полон желания весь свой опыт передать нашей молодежи и всем советским людям. Это мой подарок им.

Если можно, прошу Вас написать мои советы в газете или журнале. Сердечное Вам спасибо. Иванов Порфирий Корнеевич. Ты полон желания принести пользу всему советскому народу, строящему коммунизм. Для этого ты постарайся быть здоровым. Сердечная просьба к тебе, прими от меня несколько советов в дополнение к тому, что написано в «Огоньке» № 8, 1982 г., чтобы укрепить свое здоровье:

1. Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным.

2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.

5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.

6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.

7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье – здоровайся со всеми.

8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душею и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу МИРА!

9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.

10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.

11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал – хорошо, но самое главное – ДЕЛАЙ!

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.

Я прошу, я умоляю всех людей: становись и занимай свое место в природе. Оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственными делами и трудом в природе себе на благо, чтобы тебе было легко.

Если тебе что неясно и неполно для тебя, то напиши мне. Я всегда готов передать свой опыт, чтобы дело твое было успешным. Желаю тебе счастья, здоровья хорошего.

Иванов Порфирий Корнеевич».

На первый взгляд «Детка» кажется вполне приемлемым нравственным кодексом с элементами здорового образа жизни. На самом же деле это типичный пример «эзотерического разрыва». Обратим внимание на то, что в нем конкретные поведенческие советы – обливание, голодание – перемежаются с общими пожеланиями – «победи в себе жадность, лень, страх, гордость» и т. п. – без какого-либо указания, как же этого добиться. Далее в тексте стоит и вовсе непонятная мольба автора «становиться и занимать свое место в природе». Все это в сочетании с приглашением обращаться к Иванову за дальнейшими разъяснениями указывает на то, что перед нами обыкновенная рекламная агитка, рассчитанная на то, чтобы заинтересовать потенциального адепта. В ней даже не говорится о том, что, согласно предлагаемой системе, обливание на природе должно сопровождаться вздыманием рук вверх и обращением к Иванову: «Учитель, дай мне силу, дай мне энергию!», что очевидно превращает водную процедуру в религиозную практику. Но об этом адепты узнают несколько позже...

6. История возникновения ивановства

В течение нескольких лет Иванов разрабатывал свою религиозную систему. Она основывалась на осознанной им тщетности всех людских усилий улучшить свою жизнь. Люди в его окружении старались послаще поесть, побольше выпить, получше одеться, посвободнее поблудить, урвать от жизни все возможное, но потом все равно болели, старели и умирали. Поскольку жизнь на этой земле была для них абсолютной ценностью (вспомним опять героев Платонова), то и все мечты были о том, как бы пожить (а соответственно, поесть, попить, поблудить и т. д.) подольше. Иванов пришел к выводу, что жизнь укорачивается прежде всего из-за стараний людей получше в ней устроиться. Значит, нужно отказаться от всех хлопот по устройству жизни и жить независимо от «потребностей», таких, как дом, одежда, еда и пр. Такая «независимость от природы» дарует человеку и свободу от болезней и даже от смерти: «Надо, чтобы не бояться оставаться к жаре и к холоду и голоду – человек никогда и нигде и никак не будет умирать».

Постепенно Иванов все больше уверялся в своих особых способностях, занялся исцелениями. Так стала складываться в общих чертах его оздоровительная система «Детка» (в виде советов желающим исцелиться). Характерно, что в предлагаемых им процедурах с самого начала присутствовала обращенная к нему просьба: «Учитель, дай мне здоровье». Имеющийся в «Детке» совет помогать нуждающимся также имел вполне ясно выраженный религиозный (а точнее, магически-суеверный) смысл: «Найди нуждающегося человека, кто боится просить, но живет плохо, и дай ему денег 10 рублей, а сам перед этим скажи слова: "Я даю тебе эти деньги, чтобы у меня не было никакой болезни"».

Чем дальше, тем больше Иванов занимался исцелениями, и те успехи, которые у него были, окончательно убедили его в верности открытой им идеи и в собственной избранности: «Таких людей еще не рождала Природа, чтобы он для этой цели родился»; «Люди стонущие выпросили меня у Природы». Такая самооценка – классическое проявление мании величия – одного из признаков душевной болезни. По всей видимости, именно тогда у Иванова начались заметные для окружающих психические сдвиги.

Свои услуги Иванов расценивал как платные. По мере роста численности клиентов росло и благосостояние его семьи. «Абсолютно независимый от Природы человек» оказался вполне зависимым от различных житейских благ.

Еще до войны Иванов полностью отказался от одежды и стал зимой и летом ходить в одних черных «семейных» трусах до колена, которые он красиво именовал элегантным заграничным словом «шорты». Он перестал бриться и стричься, и его громадные борода и шевелюра (впоследствии абсолютно седые) сделались его характерной приметой. Естественно, его, мягко говоря, неадекватность, а зачастую и агрессивность, бросалась людям в глаза. Несколько раз его направляли на лечение в психиатрические лечебницы. В ростовской больнице он получил диагноз «шизофрения» и первую группу инвалидности.

7. Учение Иванова

Мировоззрение Иванова сформировалось на основе его отказа от детской веры в Бога и восприятия им агитпроповских идей. Вступил в силу сформулированный еще Достоевским закон: «Если Бога нет, то я – Бог». Но ноша эта оказалась непосильной для психики Иванова, поэтому его теории чем дальше, тем больше граничили с чистым безумием. С учебой в партшколе Бог для Иванова окончательно и бесповоротно умер. Сам он считал себя атеистом: «В Природе Бога такого нет, которого человек держит... Иванов учит не от Бога, а от себя личного здоровья, вот в чем суть Иванова».

Но свято место пусто не бывает, и место Бога для Иванова заняли два начала. Одно из них – природа; обратим внимание на то, что слово "Природа" всегда пишет с прописной буквы. Если обратиться к тетрадям самого Иванова, то видно, что в его сознании «Природа» приобретает божественные черты наряду с другим божественным началом жизни – Человеком: «Бог это Природа, а в ней самое главное это человек», «сильнее Природы нет ничего», «Бог это человек. Он придет на землю для того, чтобы опознать Природу, как своего близкого друга, ему руку протянуть и с ним договориться, что больше мы вредного на земле, в воздухе, и в воде не будем делать».

Человек – это прежде всего сам Иванов, «Бог земли», а природа в его понимании персонифицируется, и общение с ней приобретает черты медиумических связей с духами: «Учитель Бог земли, Он с Природою разговаривает на Своем простом русском языке, она ему правду говорит, а неправду гонит. Она учит Паршека своим безсмертием. <...> Я у нее спросил: будет ли в мае дождик? Она говорит: “Нет”. А в июне будет дождик? Она сказала: ”Нет”. А в июле? Она сказала: ”Будет”. <...> Мне приходилось в Природе спросить за одного мальчика... его отец спросил Меня прежде времени: “А поступит ли мой сын в институт?”. Я за него Природу побезпокоил: она Мне сказала: ”Да”. Она мне помогает в этом. Если надо поехать она откроет эту дорогу, Я поеду; нет Я не поеду. Пишу Я историю, у нее спрашиваю: писать? Она говорит: “Да”. Я живу вместе с Природой, которая нам всем того, чего мы хотим, дает. <...> К нам приехали москвичи, муж с женой; их горе заставило опухоль живота. Я не убоялся спросить у Природы, она Мне сказала “принимай”».

Правда, гораздо чаще «Природа» бессовестно обманывала «Бога земли». Так, помимо ложных метеорологических предсказаний, она несколько раз настойчиво поведала ему, что Брежнев умрет в 1980 г., а в 1983 г. начнется третья мировая война: Китай нападет на Индию, а СССР вступится за последнюю. Москва и Киев будут уничтожены, лишь хутор Верхний Кондрючий останется невредимым. В 1987 г. Калифорнию смоет в океан, а «в 1989 году Мое состояние здоровья будет признано всеми. Сегодня вы меня не признаете а признаете в 1989 г., это точно говорит Природа. Я буду признан всеми людьми мира, а когда заговорят об этом люди всего мира, то тогда станет на арену для всех нас безсмертие. Это будет и обязательно будет!».

Однако в 1983 г. конец пришел лишь для самого Иванова. Никакое «состояние здоровья» не помогло ему избежать общей участи всех людей.

В писаниях самого Паршека мы наталкиваемся на ряд самых противоречивых высказываний на тему его соотношения с Лицами Пресвятой Троицы. Иванов писал о Христе: «Приходил от Бога такой Сын Иисус Христос, которому давалось Природою бедным помогать. Он был по этой части воин, без всякого оружия Он вел за Собою бедных».

Иванов «естественно» не избежал и отождествления себя с Христом: «Моя Идея не Господняя, как другие думают, что когда-то Христос был. Он хотел у богатых отобрать, а бедных накормить. Это Его не увенчалось. А сейчас мною делается. <...> Я не пришел с того места, откуда люди Его [Христа] ждали. Меня мать родная через отца в Природе родила так, как и все рождались люди. Паршек пришел с Духом Святым, Его никто не имеет так у себя, как имел у себя Паршек».

Если Христос был Божиим Сыном, то и Иванов видел себя сыном всесильной Природы, выразителем ее воли и единственным спасителем человеков.

Впоследствии Сын Божий стал символизировать для Иванова социалистическую эпоху; более того, оказывается, что и распяли Христа за Его революционные, бунтовщические идеи. Сил и возможностей сопротивляться у Христа не было. Но при этом Христос Свою крестную смерть принял вполне справедливо. Преступление же Христа состояло в том, что... Он въехал в Иерусалим на осле. О воскресении Христа Иванов ничего не пишет. Судя по всему, он ни в какое воскресение не верит.

Смысл же пришествия Христа был прежде всего в том, чтобы приготовить человечество к грядущему явлению «Учителя» Иванова. Поскольку выражением силы народной является сам Иванов, то «Паршек поднимет всех мертвых, а живых не пустит в землю».

Иванов был абсолютно уверен в собственном бессмертии. В собственном бессмертии были уверены и ближайшие ученики Иванова. Говорил он и о бессмертии своей второй жены Валентины Сухаревской, которую иногда также называл Богом. О посмертной участи человека Иванов ничего не писал. По всей видимости, как «последовательный материалист», он в нее не верил, главное было достичь вечной жизни на земле. Но, увы, скончались и все те, кому «Учитель» через «Природу» обещал бессмертие. Справедливости ради надо сказать, что в смертях своих учеников Иванов винил только их самих: «Учитель когда в Москве – хорошо, а когда он уезжает – люди умерают. Так скажи, почему люди не просили Учителя, чтобы остался? Видели, что хорошо стало, то зачем Учитель?! А когда Учитель уехал, то и смерть там. Так скажи всем: Учитель не виноват, надо просить, чтобы он не уезжал».

Но остается резонный вопрос: кого же надо винить в смерти самого Иванова?

Подражая Христу, Иванов избрал из среды своих последователей 12 учеников: «Он уже собрал Своих все 12 учеников, куда входят 10 мужчин да две женщины. <...> Всего 12 учеников заслуженных таких, как Валя близкая она ко Мне. Мы их хорошо знаем, встречаем, говорим как со всеми. Но они этого не знают, что знаем мы про них. За это все мы молчим <...> в Природе нас таких двое: Я и Валя, да 12 учеников, тех людей, которых нам Природа изобрала в Моей жизни».

Иванов писал и о своей встрече с неким Никодимом, который пришел к нему узнать: «Ты ли Бог есть в жизни?». Он обличал книжников и фарисеев за то, что те второй раз готовят его распятие, но предрекал, что на сей раз он сможет его избежать при помощи двух женщин: Марии и Валентины. Иванов относил к себе христианские праздники: «Воскресенье, праздник Пасхи – это будет Учителев день, Он был распят на кресте. А сейчас Он ходит по земле, с нами на нашем языке разговаривает, говорит нам: – это обязательно будет! Все мертвецы придут в нашу жизнь, все это сделают люди».

Но, самое главное, Иванов освободил все человечество из плена смерти и указал дорогу к бессмертию: «Я на это рожден: владею неумерающей жизнью. <...> Вот чего Он нам сделал: раскрыл жизнь, а смерть прогнал. <.. .> Бог со Своим стоит на очереди на это Он есть Бог во всех этих людях. Он пришел для спасения всего мира. Кто Моей Идее возразит, если она спасет все на земной коре человечество? Богу не нужна болезнь человека, Богу надо душу и сердце, а у человека это же самое есть. <.. .> Мы будем одного Учителя знать как Спасителя всего мира. <...> Мы не умеем этого человека, как Господа просить. А Он Сам к нам на землю пришел, чтобы смерть как таковую изгнать, а жизнь во славу ввести».

И горе тому, кто не примет учения Иванова: «Если заболеет человек чем-нибудь в жизни не чем не спасешься, кроме как лишь Его [Иванова] учением. Кто Его не признает, тот спасения нигде не получит».

Иванов мечтал, чтобы его деятельность сопровождалась такими же чудесами, которые творил Христос. Он желал пройти по воде, как по суше, а также вознестись в небеса. Все эти свои пожелания он аккуратно записывает в дневник. С удовлетворением Паршек помещает в свои дневники свидетельства учеников, видевших его шествующим по воздуху: «И когда Он [Иванов] шел, я смотрела Ему вслед и видела, что ноги у Учителя не касаются земли».

Но мысль Иванова не останавливалась на отождествлении себя с Христом. В его голове представления о Троице, которые запечатлелись в памяти еще со времени церковно-приходской школы, соседствовали с эволюционными идеями, а также с обрывками усвоенных им из агитпропа штампов: «Есть написано, мы с вами признаем Ветхий Завет. Когда он был, ему люди были такие, верили сохранялись за счет этого всего. Тогда человек верил Богу как Отцу. А Новый Завет выдвинул на арену Своего Сына Иисуса Христа или Будду, с чем и развивалась в человеке своя частно-индивидуальная собственность, которую сам народ не признавал и в жизни своей прогнал. А вот духа не ввел. Здоровое тело здоровый дух, это можно сказать по Истории: Бог-Отец это человек, Бог-Сын это вся сделанная техника, а Бог-дух чистое живое тело (самого Иванова. – А. Д.)... Человек в жизни своей всегда просил Бога как Отца Небесного, или Сына Его Иисуса Христа, чтобы им Он помог. Христос помогал и воровать и убивать. <...> Она [Природа] хотела у себя дождаться три самых лица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Самодержавие царя первого человека, а социализм это второй человек. Третий это будет ЭВОЛЮЦИЯ, здоровое тело здоровый в нем дух».

Первобытный человек, по мысли Иванова, был независим от природы – не ел, не пил, не спал, не дышал. А грехопадение его именно в том и состояло, что он отказался от всего этого «богатства», стал питаться, изготовил себе одежды, построил дом и «стал зависим». Это и стало причиной его смерти. Виновницей же грехопадения первого человека, по мысли Иванова, была женщина, «второй человек», которого «Природа» прислала ему непонятно откуда. А грех, по мысли Иванова, вошел в мир через рождение у мужчины и женщины «маленечкого человека», которого родители в независимости «воспитать не смогли и не знали что делать»:

«Мы же с тобой жили, не теряли самих себя до тех пор пока не сделали полового сношения. Это наша и крепко большая в Природе есть ошибка. Мы для этого на смену родили человека не для жизни своей, а для нашей с тобою, двоих смерти: мы с тобою умрем через своих родных детей».

8. Вера ивановцев

Когда ивановцы говорят о своей вере, они часто ссылаются на то, что Иванов учил только хорошему и что душа его была полна жертвенной любовью, смирением, кротостью, покаянием, радостью, миром, долготерпением, милосердием, необычайной скромностью, сдержанностью и добротой, – то есть он, по их мнению, явил в себе все нравственные идеалы христианства. Иванов, естественно, был согласен с такой оценкой своей личности, о чем неоднократно писал в своих сочинениях.

С течением времени культ Иванова все более приобретал черты религиозной практики со своей обрядностью и гимнографией. В конце жизни Иванова люди обращались к нему с просьбами освятить их дом или пищу. Многие говорили о том, что, прикасаясь к хлебу, он освящает его собой, и старались есть хлеб, побывавший в его руках. Такое же отношение было у ивановцев к крещению: «А мы не крестимся, мы крещеные нашим дорогим Учителем – перекрещеные».

Ивановцы пишут: «Паршек создал небывалый гимн жизни, который звучит по всему миру». Он поется на мотив «Марсельезы»:

«Люди Господу верили как Богу,

А Он Сам к нам на Землю пришел.

Смерть как таковую изгонит.

А жизнь во славу введет. (2 раза)

Где люди возьмутся на этом Бугре,

Они громко скажут слово.

Это есть наше райское место,

Человеку слава бессмертна. (2 раза)».

Гимн повторяется дважды. Этот «великий гимн», имеющий чрезвычайно важное значение для ивановцев, – их главный культовый текст. Вот что они пишут: «Гимн – это оберег. В любой религии существует такой прием, как заклинания, которые оберегают человека от «отрицательных сил». В христианстве, например, такими заклинаниями являются молитвы «Отче наш» и «Богородица». Это обереги (из доклада ивановца А. Захарова)».

К гимну Ивановым был написан текст «Победа моя», который его ученики считают чрезвычайно значимым. Текст был создан в казанской психбольнице; в написании его Иванову помог лежащий там вместе с ним некий директор школы. «Победа моя» много раз приводится в сочинениях Иванова, всякий раз в несколько иных редакциях. Вот одна из этих редакций, в которой полностью сохранено правописание Иванова:

«По делу своему я само родок. Я тружус на благо всего народа, учус в природе, хвалюс перед миром. Истено хочу сказат за само хранение лично клетки. Мое сердце Молодое заколеное здоровое 25 лет человека Мой выход усвете. Я не боюс врага ни какого даже не боюс своей смерти. Если бы этого не было я бы давно умер. Я человек земли дышу очен крепко, реско говорю не про какое либо чудо. А про природу про физическою про практику самое главное это чистый воздух, вдох и выдох, снежное пробуждение Мнгновенное выздоровление. Нервное части мозга Я люблю болного ценю храню его знаю душу и его сердце. Хочу ему помоч как нуждающему через руки током убиваю бол Это нам не слова говорят а все делается делом. Рука пишет она Владыка ни когда про это не забыт, очен справедливое. Меня надо просит будеш в этом здоровый. Кому это будет не надо нашему юноше молодому дак нет уважаемой. Это мировое значение. Нам надо любит мать природу ей ниско кланятся Это правда ест очем говорит не болезн на человеке играет рол а играет ролю человек над болезнию. Нам надо учится в Иванова чтобы не попадат в тюрму и не ложится в болницу. Не лест на рожно жит свободно какая будет нам слава если мы будем обходится с людями вежливо. Головку ниско кланится им говорит: Здравствуйте дедушка и бабушка да дядя с тетей и молодой человек. Эх и жизн моя тежелая сердца свои закалите. Милой мои вы люди вы глянте на солнышко вы увидете правду свое выздоровление быт таким как я Победител природы Учител народа и Бог земли. Бог отец Бог сын и Дух святой».

Три текста («Гимн жизни», «Победа моя» и «Детка») выделялись Ивановым из всего его творчества и назывались им «оставленными для людей тремя живыми атомами».

Дополняют «Детку» многие другие указания Иванова, сколь эзотеричные, столь же и невыполнимые. Например, он говорил, что не умрет лишь тот, кто никогда не садится и не ложится, что человек должен отказаться от сна, а уж если спит, то всенепременнейше с закрытой форточкой. В «Детке» имеется совет никогда ничего не «выплевывать из себя», а все проглатывать, потому что плевание «вызывает ослабление и ведет к смерти». Однако, судя по тетрадям Иванова, под «плеванием» подразумеваются вообще любые телесные выделения человека. Возникает естественный вопрос, который можно даже и не формулировать.

Имеются свидетельства и о том, что Иванов каким-то образом «крестил» своих последователей.

Ивановцы совершают паломничества на родину своего учителя – хутор Верхний Кондрючий (как мы помним, сам Иванов называл его «Боги»). Особенно многолюдными паломничества становятся весной, так как 25 апреля празднуют «День Идеи Учителя». На хуторе находится «Дом здоровья», построенный Ивановым в 1971 г. «для всех людей». Для празднования завершения строительства «Дома» трезвенник Иванов с Сухаревской приготовили 200 литров самогона, которым они поили всех. Сейчас ивановцы относятся к «Дому здоровья», как к религиозному храму.

В заключение приведем один из призывов Иванова, опубликованный его учениками в журнале «Наука и религия» (№№2,3):

«ПРОСИ МЕНЯ как УЧИТЕЛЯ. Проси Меня, а не Природу – вы перед ней не заслужили. Я заслужил перед Природой и выпросил у нее эти силы для того, чтобы помогать обиженному, больному, нуждающемуся человеку. Она Меня ими одарила. Лишь бы с душой и сердцем просил, все будет. Учитель про это не забывает и не забудет. Скоро на земле наступят такие времена, когда каждый шаг только со мной. А сейчас пришел человек с делом истины, он заслужил, его назвали Бог, его просят, а он им во всем помогает – вот это есть наших людей Бог. А Бог не тот, которого не видели, а держали в своем уме, крепко просили, чтобы получить нужное, в жизни этого не было. Люди две тысячи годов проходили, но их вера не оправдалась. Одни люди не верят богу, другие крепко верят, но разницы между ними нет – никто не выполняет. Лучше уж совсем не верить, чем так верить...

История старого покроя заканчивается, сейчас перед всеми истина раскрывается на живом факте, эволюция, сознание определяет бытие. А люди все сделают, конца и края нет практическому учению.

Мое обязательно признается, потому что Мое – это всем людям надо иметь: это жизнь бессмертная! Если Мое только не подойдет, то ничье не подойдет! Хоть как хотите поступайте, но дорога одна к Двухтысячелетию! Сменится в Природе жизненный поток, через одно это независимое дело человек завоюет бессмертие».

Секта ивановцев – одна из наиболее распространенных и быстрорастущих в нашей стране. «Методику Иванова» рекомендуют различные народные целители и «экстрасенсы», о ней высоко отзывались, например, Виссарион, Береславский и автор «Анастасии» В. Мегре. Но, к сожалению, и многие весьма добросовестные люди считают, что ивановство – не более чем один из методов народной медицины, основанный на закаливании и здоровом образе жизни, и не подозревают о его религиозной сущности. Как уже говорилось в начале, именно в этом и заключена главная опасность ивановства. На самом деле, учение Иванова – дремучее язычество, основанное на обожествлении «духов природы» и поклонении им, примитивный оккультизм и доморощенный шаманизм. Основанная несомненно больным и столь же несомненно одержимым человеком, секта ивановцев, как мы видели, несет в себе мощный антихристианский, антигуманный и античеловеческий заряд, характеризуется полным отказом от христианства. Сектанты обожествляют своего «Учителя», ставят свою жизнь по Иванову гораздо выше Евангелия и при этом резко отрицательно относятся к Православной Церкви и православной вере. Это наша «родная» постсоветская секта, порожденная уродливым советским атеизмом, но тем не менее она полностью вписывается в парадигмы международного неоязыческого движения «Ньюэйдж».

Проверочные вопросы:

  1. Дайте краткую характеристику секты Виссариона?
  2. В каком литературном источнике содержится основное учение секты Виссариона?
  3. Каково учение Виссариона о возникновении мира?
  4. Почему по учению Виссариона Ветхий и Новый Заветы не связаны между собой?
  5. Какую роль отводит Виссарион самому себе в своем учении?
  6. Как устроена жизнь адептов секты Виссариона?
  7. Какое разделение произошло в секте Виссариона в 2002 году?
  8. Почему систему Порфирия Иванова нельзя назвать просто оздоровительной практикой?
  9. Что вам известно о личности Иванова?
  10. Какую идею развивал Порфирий Иванов? Почему она имела успех?
  11. Что можно сказать об учении Порфирия Иванова в целом? Каковы его христология и триадология?
  12. В чем заключается поклонение Иванову?

Видеоматериалы:

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений. Секта Виссариона

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений. Секта Порфирия Иванова

Олег Стеняев - Диспут с Виссарионом (1995 год)

Капкан на романтика. О секте Виссариона