15. Секты «Богородичный центр» и «Белое братство»

Цель занятия – рассмотреть секты «Богородичный центр» и «Белое братство».

Задачи:

  1. Дать общую информацию о сектах «Богородичный центр» и «Белое братство» и их создателях.
  2. Рассмотреть учения сект и методы контролирования сознания, применямые по отношению к их адептам.
  3. Рассмотреть деятельность сект «Богородичный центр» и «Белое братство».

План занятия:

  1. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  2. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  3. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. Издание 3-е переработанное и дополненное, Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Потапенко М. «Белое братство» возвращается. Штрихи к портрету тоталитарной секты. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/67514.html (дата обращения: 20.05.2018).
  2. Хватова Я. «Для родных я умер». Бывший участник «Белого братства» о жизни в секте. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.aif.ru/society/people/dlya_rodnyh_ya_umer_byvshiy_uchastnik_belogo_bratstva_-_o_zhizni_v_sekte (дата обращения: 20.05.2018).

Ключевые понятия:

  • «Белоцерковники»;
  • Вампиризм;
  • Марианство;
  • «Белобратчики»;
  • ЮСМАЛОС;
  • Пророчество;
  • Видение.

Содержание (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что вам известно о личности основателя секты «Богородичный центр»? Какое событие убедило его в собственной исключительности и сподвигло на организацию секты?
  2. Что является основной духовной литературой «богородичников»?
  3. Что вам известно о деятельности БЦ и его взаимоотношениях с другими сектами и с РПЦ?
  4. Как можно охарактеризовать учение секты БЦ?
  5. Каково содержание откровений Береславского?
  6. Каково учение «богородичников» о Богородице?
  7. Какое отношение к женщинам навязывается адептам секты БЦ?
  8. Какими методами контролируется сознание «богородичников»?
  9. Какова деятельность БЦ в России?
  10. Что вам известно о создателях секты «Белое братство»?
  11. Как «белобратчиками» проповедовался и организовывался конец света? К чему это привело?
  12. Какие изменения произошли в секте ББ в связи с арестом ее лидеров?
  13. Как изменилось содержание учения секты ББ после выхода из тюрьмы Марины Цвигун, Кривоногова и Ковальчука?

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений. Богородичный центр 

"Белое братство". Тоталитарная секта

Секта "Белое братство"

 

1. «Богородичный центр»

1.1. Общие сведения о секте и ее основателе

1.2. Деятельность секты БЦ

1.3. Учение секты БЦ

1.4. Отношение к женщине в секте БЦ

1.5. Контролирование сознания адептов секты БЦ

1.6. Деятельность БЦ в России

2. «Белое братство»

2.1. Общая информация о секте ББ и ее создателях

2.2. Несостоявшийся конец света

2.3. Новый виток жизни секты ББ

2.4. Обновленное учение секты

1. «Богородичный центр»

1.1.  Общие сведения о секте и ее основателе

Секта «Богородичный центр» действует или действовала под названиями «Фонд новой святой Руси», «Церковь Непорочной Девы», «Церковь Божией Матери», «Фонд "Мария XXI в."», «Российская вселенская Марианская церковь», «Церковь Божией Матери Преображающейся», «Вселенская Параклитская Богородичная Церковь», «Церковь третьего Завета», а ее нынешнее официальное самоназвание – «Православная церковь Божией Матери Державная». Названия меняются постоянно, и уследить за их переменами довольно сложно. Поэтому мы будем называть эту секту по ее первому самоназванию «Богородичный центр» (БЦ). Ее можно охарактеризовать как апокалиптическую милленаристскую (хилиастическую) псевдохристианскую (марианскую) секту профетическо-монтанистского типа.

О начале деятельности секты можно только строить различные предположения; скорее всего, она начала действовать около 1988 года, по крайней мере, с этого времени она стала делаться заметной. История этой секты, как и других тоталитарных сект, тесно связана с биографией ее основателя – «епископа», «архиепископа», впоследствии «патриарха» (а еще он называл себя красивым, но загадочным словом «магриарх», потом оно превратилось в «матриарх») Иоанна Береславского. Настоящее имя его – Вениамин Яковлевич Янкельман (Береславский – это фамилия по жене), а литературный псевдоним – Вениамин Яковлев. Детали его биографии не столь важны. Очевидно, что Береславский – человек достаточно эрудированный, по происхождению – то, что называется советский интеллигент. С 1971 по 1990 гг. Береславский наблюдался в психдиспансере по поводу хронического душевного заболевания – параноидной шизофрении, дважды находился на стационарном лечении в психиатрических больницах г. Москвы, имел вторую группу инвалидности. С 1990 г. психоневрологический диспансер посещать перестал.

По собственному свидетельству, Береславский с юности увлекался оккультизмом и теософией. Примерно в середине 70-х годов Береславский крестился в Православной Церкви, много странствовал по святым местам, побывал в разных монастырях. Из писаний Вениамина Яковлевича очевидно, что, и обратясь в Православие, он не оставил своих оккультных воззрений.

Береславский сообщает, что в 1984 году в Смоленске перед иконой Божией Матери «Одигитрия» ему было видение, которое он истолковал как явление Божией Матери. После своего видения он решил, что является пророком, собрал вокруг себя группу единомышленников и вместе с ними разработал учение о «Богородичном Завете» (о третьем Завете). По словам новоявленного «боговидца», Богородица является к нему практически ежедневно и диктует свои откровения. Он слышит ее голос, а она является ему в виде серого облачного тела. Часто эти явления сопровождаются замогильными завываниями, которые Береславский весьма артистично изображал интервьюировавшему его журналисту.

Эти откровения Береславский записывает, и сейчас (к середине 2001 г.) их набралось уже 40 томов. Кроме того, он пишет и книги, которых тоже очень много, – согласно сайту БЦ, около 130. Это не считая бесчисленного количества статей и проповедей, число которых приближается к двум тысячам, что вкупе с истеричной темностью слога, тяжестью и невнятностью изложения и суконностью неумело стилизованного языка является признаком синдрома болезненной графомании. Все эти писания для последователей Береславского – основная духовная литература и в своей совокупности составляют «Третий завет», фактически заменяющий собой Заветы и Ветхий, и Новый. А как же иначе, если Береславский утверждает, что с начала его откровений «начинается новая эпоха в летописи человечества» и «мир вступает в новое летоисчисление».

Труды Береславского написаны на особом «новоязе», несомненно, играющем важную роль в контролировании сознания адептов. Многие обычные слова употребляются в новом смысле, используется много неологизмов и странных словосочетаний: «Нечестивая мать, не выпускающая сына из духовной утробы, родового гнезда, продолжает обогревать его и в 10 и в 20 и в 50 лет, из-за чего происходит варварское прободение тонкого тела и преселение жупела. Пробитый мужчина начинает греть, что для него неестественно. Девять десятых современных мужчин греют. Женоподобный греющий мужчина – человек с преселенцем, упырно одержимый».

К сектантскому новоязу относятся и такие, весьма часто употребляемые в «богородичной» литературе выражения (случайная выборка): «сублимированная похоть», «астральный блуд», «прободенное слово, прободенная совесть», «блудный флюид», «раненый, приголгофский слух», «прободенное, обрезанное сердце», «окрадывание», «медоточивая Псалтирь», «родовой поток» и т. п.

Получив первые откровения, Береславский решил приобрести «законный статус». В Русской Православной Церкви у него ничего не вышло. Тогда наш «провидец» занялся поисками в дебрях различных групп и группировок, именовавших себя «катакомбными» и «истинно-православными» церквами. Сегодня сам «Богородичный центр» провозглашает себя единственной истинно православной церковью; Береславский говорит, что рукоположен в катакомбной Церкви и что-де оттуда, от Российской Православной Церкви, у него легитимная преемственность, которую Московская Патриархия утратила в связи с декларацией 1927 года митрополита Сергия (Страгородского).

Сектанты очень любят выстраивать некое фантастическое генеалогическое древо, по которому они восходят к катакомбной Церкви, к патриарху Тихону и к «старцам Соловецким».

1.2. Деятельность секты БЦ

Начал БЦ с резкой конфронтации с христианскими церквами, в основном с Православной Церковью; поначалу заигрывал (да и до сих пор заигрывает) с римо-католиками. Достоверно известно, что какую-то поддержку от Римо-католической церкви (через Польшу) он получал. Правда, сейчас Римо-католическая церковь официально заявляет, что не имеет к «богородичникам» никакого отношения. Зато береславцы наладили хорошие отношения с мунизмом. Эмиссар БЦ на Западе, профессор глубоко провинциального Алабамского университета Чарльз Мерсиека является членом мунитской «Ассоциации преподавателей за мир во всем мире», а сам «архиепископ Иоанн» «от лица Православной Церкви» в 1999 г. громогласно благословлял мунитский блессинг на нью-йоркском стадионе.

Любовь к римо-католикам, а также к мунитам и иным интересным организациям компенсируется у «богородичников» ненавистью к Православию. В одном из своих документов БЦ заявляет, что «для победы над красным драконом (коммунизмом. – А.Д.) необходимо отрубить три его головы. Две уже отрублены – КПСС и КГБ, осталось отрубить третью – РПЦ».

Поначалу в Москве у «богородичников» была большая конкуренция с другими, так же как и они, претендующими на вселенскость самозванцами. Был конфликт с «Белым братством»; как и другим сектам, им сильно подпортила репутацию «Аум Синрикё» своей историей в токийском метро. Еще в начале 1993 года БЦ заявил, что «Богородица» благословила им для дальнейшей деятельности Петербург, который они переименовали в Мариенград. Там в ДК им. Горького они провели «покаянный собор», который был сорван членами «Белого братства»: те явились на собор и устроили потасовку. История была скандальная: Марина Цвигун рассчитывала на то, что Береславский ее признает (подобно тому, как царица Мария Нагая признала Гришку Отрепьева за своего сына), но ничего не вышло. С тех пор и до самого киевского апофеоза «Белого братства» две эти секты откровенно друг друга поносили. Впрочем, народ до сих пор путает обе секты: слишком одновременно они приобрели скандальную известность и слишком похожими были их методы работы.

С некоторых пор «богородичники» стали сворачивать свою шумную публичную деятельность и перешли на полуконспиративный режим работы. Сейчас они несколько менее заметны, но это не значит, что их нет. Внешне они все больше мимикрируют под Православие, и многие маловоцерковленные люди делаются жертвой этого обмана: так, сектантам удается проникать в больницы и школы, собирать щедрые пожертвования от предпринимателей и пр.

Постепенно они начали присматриваться к другим регионам, перебираться за Уральские горы, но и там чувствуют себя комфортно далеко не везде. Например, в феврале 1996 года областной суд Иркутска запретил деятельность «Богородичного центра» на территории Иркутской области.

Одновременно береславцы ищут союзников среди родственных сект за рубежом – из так называемых марианских церквей: либо из маргинальных католических групп, которые особое внимание уделяют почитанию Девы Марии, либо из отколовшихся от римо-католичества церквей. Главный признак всех этих союзников – это то, что у них Христос постепенно замещается Божией Матерью и христианство превращается в марианство.

1.3. Учение секты БЦ

Труды Береславского известны под общим названием «Белое Евангелие». Эти писания производят такое впечатление, что первый вопрос, который обычно задают их непредвзятые читатели, всегда один: сумасшедший ли автор или он просто симулирует?

Учение БЦ – это смесь из монтанизма, хилиастического апокалиптизма (идея тысячелетнего Царства Божиего на земле), гностицизма преломленного через учение Рерихов), откровенных суеверий (сглаз, порчa, энергетические вампиры и т. д.) и личных фекально-генитальных комплексов самого Береславского. Группа проповедует «третий Завет», который был заключен накануне скорого конца света – Завет, который был заключен со Святым Духом, воплощенным в Богоматери. В соответствии с этим «третьим Заветом» была основана новая «Параклитская, Свято-Духовская, Богородичная Церковь» – «Церковь» наступившего «Третьего, Новейшего Завета»:

«Воздвигнута Церковь церквей, светоносная святыня, ангельский алтарь! <...> Покорись, земля, Пречистой Деве!».

«Церковь третьего Завета – Ковчег спасения для всех: в ней совершатся и исполнятся чаяния всего рода Адамова от сотворения мира».

«Не бойтесь учить о новой религии или о Третьем завете… Традиционные формы вероисповедания уходят в прошлое и запечатываются навсегда.

Истощилась вера во Христа. Настала эра Марии: Божия Матерь послана как Мать завета, и те, кто именуют себя сегодня христианами без Божией Матери, – самые несчастные люди на свете. Эпоха христианства завершилась.

Я (Матерь Божия. – А. Д.) учредила Свою Церковь, и в основании ее просияют все миры грядущего».

Идеи Третьего Завета и начала нового тысячелетия роднят БЦ с большой аморфной массой групп движения «Нью эйдж», о котором мы будем говорить отдельно. Роднит БЦ с этим движением и утверждение Береславского, что настало время для рождения «неохристианства». Глава секты даже дает его незамысловатую формулу: «Русский дух + христианство = неохристианство». Это новообразование, по его же словам, будет в полной гармонии с Пифагором, древнеегипетской мудростью, славянским язычеством и т.д. «Неохристианство», да еще объединенное с «древней, забытой мудростью», – это типичная ньюэйджевская доктрина.

Когда «богородичники» обращаются к библейским текстам, они, как и «положено» в тоталитарных сектах, дают им совершенно произвольные, дикие комментарии, измышленные с одной целью – подтвердить доктрину секты. Если указать им на подлог, они ответят, что «тексты Священного Писания – живые. Им еще надлежит открыться. Они запечатаны, несмотря на свой очевидный и тысячекратно перетолкованный смысл». Библейские тексты надо читать «Богородичным оком», тогда они «предстают пред внутренним взором как бы единым благоуханным белым свитком, запечатлевшим на себе печати Приснодевы, белым пергаментом, через который проступают живые Лики Богородицы...».

Основные положения учения БЦ зиждутся на откровениях Береславского, которые затем перерабатывает «генерал-епископ» Петр Большаков. Вот их содержание вкратце: через какое-то время после того, как Господь дал человечеству два Завета – Ветхий и Новый, в физическом и в духовном мире произошли сильные изменения. Перед наступлением 1000-летнего царства, которое вот-вот должно прийти, понадобился третий Завет, который исходит от Девы Марии и доходит до людей через «магриарха и пророка» Иоанна Береславского. Начиная с первого видения Береславскому в 1984 году, Бог теперь являет Себя в мире только через Богородицу, через Ее непорочное сердце (явное влияние католической символики). Более того, согласно Береславскому, «Пресвятая Троица видится ... очами Божией Матери» и, следовательно, различия между Лицами Святой Троицы стираются в духе вполне вульгарного модализма: «Сын и есть Отец, и Он же – Дух Святой». А коль скоро стираются они, то делается и следующий шаг – стирание различий между религиями. «Премудрость Божия олицетворяет Себя, как единая Мать всех учителей человечества: Будды, Магомета, Рамы, Заратустры и прочих». Итак, мы видим типичное для «Нью эйдж» смешение всего и вся, только в данном случае оно прикрывается именем Богородицы, православно-католическим образным рядом и жесточайшим тоталитарным контролем над адептами.

Но при этой кажущейся открытости и всеядности все исторические формы христианства категорически отвергаются:

«Не удался на земле ни один христианский проект – ни человек, ни церковь, ни государство, ни монастырь, ни храм. <...> Заклинаю Духом Святым и Сыном Божиим убегать как огня адского систем, иерархий, доктрин и всего, носящего дух внешнего объединения».

Литература БЦ не только приписывает Богородице божественные атрибуты: по утверждениям Береславского, Бог сегодня является в женской ипостаси. Часто Она отождествляется с той или иной ипостасью Св. Троицы: иной раз с Отцом, иной – с Сыном, иной – с Духом Святым.

Богородица также наделяется чертами некоей «четвертой ипостаси Божества», в чем-то даже превосходящей Троицу. Она называется «Превечной Девой, стоявшей при сотворении мира», которая «входила в Превечный Совет Троицы».

У Марии есть особый источник мистической благодати. До 1984 года существовал только один источник благодати – евхаристический; но теперь уже евхаристическая благодать, идущая от Христа, более недействительна, говорит Береславский. Отныне и навеки искупительная миссия Христа дополняется и постепенно заменяется искупительной миссией Марии, сердце которой страдает при виде падшего мира. Она была сораспята со Своим Сыном и стала соискупительницей мира, сопричастницей страстей Христовых, «понесшей на Себе греховную чашу Ветхого Адама».

Именно Марии поэтому поручен суд над этим падшим миром. Чтобы помочь миру, Мария через свои явления в Лурде, в Фатиме, в Междугорье, Каире показывает человечеству путь спасения через преображение Церкви, в первую очередь Православной.

Преображение, согласно Береславскому, имеет пять ключевых мистических вех, три из которых уже обозначены. Первая – явление в марте 1917 года иконы Божией Матери «Державная», вторая – великая победа Марии над «красным коммунистическим драконом» в августе 1991 года, третья – рождение «Церкви Непорочной Девы» (иное название БЦ). И еще две вехи ожидаются в ближайшем будущем: громадное явление образа Божией Матери во все небо и излияние некой «Солнечной Пятидесятницы».

Согласно «богородичникам», тот, кто посвящает ту или иную страну «Непорочному Сердцу Божией Матери», тем самым спасает ее, а сам сподобляется особой милости. На «Первом Богородичном соборе» в 1991 г. состоялось посвящение России «Непорочному Сердцу», которая после этого стала «венчанной дочерью Божией Матери».

Богоматерь объявляется тождественной Церкви: «...для глубокого привития к мистическому древу Церкви, Которая есть Сама Пречистая (выделено нами – А. Д.), необходимо стяжание Ее духовных печатей...».

У «богородичников» есть и свое учение о таинствах. Православные церковные таинства категорически отвергаются, ибо каждое из них «выродилось в формальный обряд и ничего не значит в ином мире – мире правды». У самих же «богородичных» таинств имеется целый ряд особенностей.

Например, есть несколько, по меньшей мере пять, крещений. В первом – водном – лишь «очищается и предохраняется от болезней тело, но душа остается открытой стрелам лукавым». Второе крещение – крещение Духом, состоящее из «принятия веры и покаяния». И, наконец, огненно-кровное крещение – это высший тип крещения, предназначенный для избранных и представляющий собой «свидетельство, кризис, болезнь, буйство веры и, наконец, жертву живота». Кроме трех прижизненных крещений «богородичники» учат еще и о «небесном крещении до воплощения» и о «небесном крещении» после смерти. Также есть и несколько «причастий»: «Причащайтесь один, два и помногу раз в день. Причащайтесь чаще, как можно чаще... Причащайтесь в храме Духа – внешнее отнято... Причастие сердца – покаянная слеза! Ею сорастворяйте кровь свою в кровь Агнца».

В книге Береславского «Родовой поток» утверждается, что для спасения необходимо полное самоотречение, смирение и беспрекословное послушание «святым отцам».

Спасение, согласно Береславскому, даруется лишь через Божию Матерь (то есть через сам БЦ).

Учение о Втором Пришествии Христовом у «богородичников» со временем претерпевает изменения. В 1991 г. они учили о «промежуточном» пришествии Христа, «незадолго до II Пришествия», когда «Господь явится как нищий странник и будет говорить смиренно: “Я – тот Иисус Христос, Имя Которого ты призываешь”». В последние годы у Береславского появились новые идеи на этот счет: «В отличие от первого пришествия (когда Спасителю принадлежала явная роль, а Божией Матери – сокрытая, тайная миссия), ныне, с началом тысячелетия Иисуса Христа, Ему отводится скрытая миссия (“на облаках небесных”) (? – А. Д.), Державной Божией Матери – триумфальная».

Марианская эсхатология обещает не конец, а трансформацию мира. «Богородичники» проповедуют апокатастасис – всеобщее вечное спасение: вечность мук дана только «в субъективном переживании»; Богородица «взяла на Себя грехи мучеников преисподней» и «Страшный Суд будет заменен Преображением, а ад будет закрыт». Если произойдет всеобщее покаяние и все обратятся в истинную марианскую веру, то Богородица заменит Страшный суд на тихий сон преображения.

Единственный способ спастись – это войти в «Новейший Завет», посвятив свое сердце, семью, свой город, свою страну Богоматери. Если это произойдет, то наступит 1000-летнее правление Богоматери, а если не произойдет, то будет всеобщая гибель и разрушение. Существующие монастыри и общины БЦ как бы огоньки, звездочки, элементы грядущего мира, которые постепенно разрастутся, опутают всю землю, и тогда наступит 1000-летнее Царство Божие, во главе которого вместо царя-помазанника встанет Мария-Первопомазанница.

В откровениях последних лет у «богородичников» стала часто звучать столь любимая ньюэйджерами идея «Храма Мира». Этот «Храм Мира уже созиждется на небесах, но люди призываются в него – на земле». Новоразвиваемое «богородичниками» учение о «Храме Мира» знаменует их окончательный отход от христианства и слияние с оккультно-языческим движением «Нью эйдж».

1.4. Отношение к женщине в секте БЦ

Характерная особенность БЦ – религиозное восприятие мира через проблемы сексуальности. Весь мир населен демонами и энергетическими вампирами, которые проникли в правительство, в Православную Церковь, в семьи и в сердца людей. Береславский утверждает, что мужчина может стать свободным, лишь освободившись от культа женщины (жены или матери), который держится на генитальном уровне (в текстах здесь употребляются всякого рода нецензурные слова). Самое ругательное слово «Богородичного центра» – мать, а еще более ругательное – мама. И вообще матери – это «родовые упыри». Согласно учению БЦ, на человеке лежат грехи всего его рода – «родовая чаша», – которые передаются через женщину половым путем, то есть так же, как и венерические болезни. Для борьбы с этим злом в БЦ существует тайный чин отречения от матери. Женщины в секте находятся на положении людей второго сорта. БЦ учит, что Христа распяли... (здесь используется матерное слово, которое в секте считается собирательным образом женского начала во всем мире), а «потом свалили на евреев». Греховное женское начало концентрируется в таинственном существе женского рода, которое в «богословских» текстах БЦ называется то «домашней прабогородицей», «супротивницей», «дьяволицей семи кровей», «княгиней космической сферы», «матерью антихриста» и «блудницей вавилонской» или тем же нецензурным словом.

Береславский переносит свои очевидные детские комплексы, связанные с матерью, на учение своей «церкви». Судя по его писаниям, у него были серьезные конфликты с матерью, и он проникся к ней патологической ненавистью. Береславский не устает рассказывать о ней всякие мерзости, рисуя портрет похотливой и извращенной мегеры, ведьмы, диаволопоклонницы, «диаволицы».

Судя по всему, этот гипертрофированный образ по большей части – творение извращенной, болезненной фантазии самого Береславского, которому требуется чем-то оправдать собственную фиксацию на половых органах и женоненавистничество. Учитывая его очевидную болезненную зацикленность на вопросах, связанных с сексом, можно строить определенного рода предположения, за что именно он так страшно обиделся на мать. Теперь Береславский, а за ним и слепо верящие в него адепты пишут, что матери – родовые упыри – сосут энергию у своих детей, продлевая за счет этого свою жизнь, насилуют их физически и духовно.

Береславский подробно пишет о том, как мать, подмывая своего новорожденного младенца, медитирует на его гениталиях, примеряет его к себе в качестве будущего любовника и т.д. Она своим хищным взглядом пробивает в нем энергетические дыры, и ребенок из-за своей нечестивой матери, только родившись, начинает заживо разлагаться и умирать, а мать за счет его энергии молодеет и прибавляет себе годы жизни.

По учению Береславского, женщина – это низшее несовершенное существо, достойное лишь растительного существования. Бог сотворил Адама и Еву бесплотными, они «не имели плотских тел – тела их были светоносными и равноангельскими», а потом:

«Сатана через Древнего Змия, прельстивший и соблазнивший Адама и Еву, окрал у них светоносные ангельские Тела... прогрыз в тонком теле Евы дыру между ног... и внедрился в ее плоть, создав там свой престол через запечатление своего образа – магическую трансплантацию в чресла Евы жупела блудного разжения, шарика с энергией преисподней, семени тли. Сделав гениталии центром личности Евы, он подсоединил к их работе тончайший орган Божий – духовное сердце, разрушив херувимское око, втесненное в него».

Потому-то женщина и получилась полусатанинским существом, подверженным влиянию вампиров и рожденным с предрасположенностью к вампиризму и к собственной гибели. В силу своего физиологического устройства женщина не может сопротивляться вхождению в нее нечистых духов, которые проникают в нее через физические отверстия. Желающие спастись женщины должны отказаться от всякой индивидуальности и прислуживать мужчине, а не заражать его гибелью, опять же, через свою физиологию, посвящая его сатане.

Одним из средств для приведения адептов к послушанию является та часть культового обряда посвящения в новые члены БЦ – чина отречения от матери, в которую может входить и задание ударить собственную мать по лицу или плюнуть на ее могилу, если она к тому времени уже мертва. Психологически это очень точно рассчитанный ход, потому что тогда человек переступает внутренний порог и становится повязанным с сектой преступлением, и ему потом очень трудно оттуда уйти, он ощущает, что во внешний мир, законы которого он преступил, ему пути уже нет.

1.5. Контролирование сознания адептов секты БЦ

По сообщениям свидетелей, внутри БЦ происходят страшные издевательства над членами секты: они задавлены непосильной работой, их избивают, насилуют. Известен случай, когда адепта заставляли длительное время обливаться холодной водой на январском морозе (в результате он заболел тяжелым воспалением легких; причем во время болезни за ним не только никто не ухаживал, но и еще он был наказан за пропуск работы); в другом случае ребенка заставляли есть собственный кал.

Помимо отречения от себя, для спасения необходим строгий пост. Животная пища исключается полностью (часто позволяется только сухоядение и сыроядение), сон не более 2-3 часов в сутки: «"Убью себя, но не усну", – говорит праведник». При этом Береславский говорит о необходимости тонкого сна, то есть нужно каждый час просыпаться и прочитывать молитвенное правило, потому что, когда человек спит, он беспомощен перед энергетическими вампирами, живущими с ним в одной квартире (т.е. родителями). Представьте себе человека, живущего при полном отсутствии белковой пищи и сна, – здесь у любого начнутся видения и все что угодно. Это и есть состояние, которое медики квалифицируют как индуцированное безумие. Адепт уже совершенно некритически воспринимает целый ряд абсолютно безумных правил, которыми теперь опутана его жизнь. Вот, например, таким: «Канализационная вода – рассадник смуты и среда бесов. <...> Самое опасное – пить сырую воду ночью, когда канализационные ”водяные” справляют шабаш и подводят итоги: кого соблазнили, в чью душу въелись язвой».

Отношение «богородичников» к семейной жизни лучше всего характеризуется словами апостола Павла: «...в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил...» (1 Тим. 4:1-3). Супружеская жизнь адептам до недавнего времени запрещалась вовсе, а теперь настоятельно не рекомендуется: «христианство возможно только монашеское. <...> Какая может быть женщина, семья, брак? Время последнее. Вымолить бы грехи. <...> Старцы рекомендуют жить (с женой – А. Д.), как брату и сестре»; «Семейные узы не ведут ныне к добру. <...> Упаси Господь соединяться плотски! Думаете усладиться и породить, а уподобляетесь двум бычкам».

Все эти правила не распространяются на высшее звено секты – ее руководителей, которые, судя по сообщениям бывших членов, едят и спят вволю и ведут семейную (а также и «сверхсемейную») жизнь. Они, по всей видимости, считают, что всего достигли, взлетели на высший уровень, и для них не имеют значения аскетические подвиги – их уже ничто не может испортить. Очевидно, поэтому в противоречивые сами по себе «богородичные» заповеди вставили для самих себя и такую: «благословляется брак со всеми ближними, со всякой тварью».

Внутри секты – полная дисциплина и контроль, совместное жительство, совместное скандирование мантр. Например, одна из них: «Век святых, сила праведных!». «Богослужения» (как они их называют, «космические литургии») продолжаются нескончаемо долго под чрезвычайно нудно исполняемые на органе в замедленном ритме популярные мелодии. Эти «космические литургии» включают в себя так называемые «пластические молитвы» (замедленные синхронные приседания, размахивания руками и раскачивания), которые сектанты исполняют хороводом перед статуей Богоматери. Потом начинается всеобщая вакханалия, когда вся толпа носится вприпрыжку, как бы играя в «ручеек», со все более убыстряющимся темпом, а затем останавливается – и начинается более медленная стадия. Потом Береславский выходит и говорит часовую сверхэкзальтированную и столь же бессмысленную речь (часто нецензурную), а потом «на сладкое» может быть разыгран спектакль.

Символика, весь образный ряд, используемый сектой, состоят из мешанины православных и католических образов, но чем дальше, тем больше преобладает католицизм: Фатимская Божия Матерь, различные статуэтки, гирляндочки, белые оборочки, розарии, множество изображений сердечек и т. п. «Облачение» Береславского, которое разрабатывал, по его словам, лучший российский модельер, весьма похоже на католическую сутану, только разноцветную, с рюшечками, галунами и разрезами, на редкость безвкусную.

1.6. Деятельность БЦ в России

Посвятив Россию Божией Матери и в ожидании Ее видимого воцарения на Российском Престоле, «богородичники» ведут работу по подготовке армии к этому событию.

У БЦ хорошие связи в дивизии Дзержинского: известно, что там были офицеры, которые заодно являлись «священниками» БЦ и крестили солдат (имеются фотографии), пользуясь своим служебным положением. Есть у них так называемый «легион Божией Матери» – военизированная гвардия, состоящая из весьма крепких молодцов, которые явно едят и спят вволю. Раньше у них была хорошая связь с Жириновским и его ЛДПР; когда БЦ судился с Российским телевидением, из-за критической передачи о них, и с диаконом Андреем Кураевым, который в этой передаче участвовал, то их представителем выступал С.В. Беляк – личный адвокат Жириновского. Весной 1997 г. фракция ЛДПР пригласила Береславского выступить на конференции, организованной думским Комитетом по геополитике. Там Береславский вновь развивал свои любимые темы о том, что Россия должна присягнуть на верность своей единственной царице – Богоматери, а она уж назначит достойных людей – пророков и провидцев – быть ее наместниками и управлять страной. Все это было с большим воодушевлением воспринято депутатами-жириновцами. Осенью 1999 г., когда «богородичников», наконец, выставили из незаконно занимаемого ими помещения в центре Москвы, Жириновский немедленно написал гневное письмо с протестом против «гонений на Православную Церковь».

Сейчас БЦ понял, что конфронтационным способом многого не добьешься. Их новая задача – завоевать признание в качестве не экстремистской, а легитимной религиозной группы, поэтому Береславский дал новые указания: по возможности воздерживаться от публичной критики РПЦ; дети, которые ушли от родителей, периодически стали их навещать. В своих контактах с «внешними» береславцы стремятся мимикрировать под Православие. Их «отцы» теперь оставили свои голубые балахоны для внутренних собраний, а на улицы выходят в обычных черных рясах и подрясниках с наперсными крестами; сообщают всем встречным, а в особенности потенциальным спонсорам, что они самые что ни на есть православные и представляют «Церковь Божией Матери Державной». Человека несведущего все это вводит в заблуждение, и он помогает им, наивно считая, что таким образом помог Православной Церкви. Очень любят в БЦ окучивать больницы (до недавнего времени они активно работали среди больных неврологического и суицидального отделения Института Склифософского), куда их пускают, опять же, как представителей Русской Православной Церкви.

БЦ принадлежит ряд «монастырей», коммерческих издательств и предприятий, земля в Подмосковье, где выстроен их «монастырь», пекарня. В 1997 г. руководство БЦ утверждало, что его поддерживало более 700 общин в России и в СНГ, в том числе в семидесяти российских городах, причем более чем в тридцати они зарегистрированы. Однако на январь 1998 г. в Российской Федерации было официально зарегистрировано всего 17 общин. Помимо Москвы секта действует в таких городах, как Архангельск, Воронеж, Иркутск, Екатеринбург, Краснодар, Люберцы (Московская обл.), Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Северодвинск, Серпухов, Тверь, Улан-Удэ, Чехов, Южно-Сахалинск и др. В Балашихе Московской области у них действует школа-интернат «Вечная весна» (одно из названий Богородицы в секте), причем помещение для школы им предоставляет местная воинская часть. В 2001 г. в Москве возле станции метро «Дмитровская» секта открыла свои вербовочные пункты под громкими названиями (естественно, без какого-либо указания на конфессиональную принадлежность): «Центр русской духовности имени св. Андрея Первозванного» и «Московскую духовную академию им. преподобного Симеона Нового Богослова». Количество «духовенства» на 1998 г. составляло 100 человек, в том числе 7 «епископов». Имеется свое «монашество», женские и мужские «обители». На конец 1999 г. в московской женской общине было 12 человек, в мужской – 15 человек. Обет монашества дается как временно, на 1-3 года, так и постоянно. «Обители» выступают центрами сектантского миссионерства. В Чеховском районе Московской области сектой приобретен обширный земельный участок, на котором располагается выстроенный рабским трудом адептов монастырский комплекс «Гефсимания». В собственной «духовной академии "Свет Марии"«, имеющей очное и заочное отделения, а также филиал в Санкт-Петербурге, готовятся кадры «богородичного духовенства».

С 1992 г. БЦ агрессивно пропагандирует свое учение через активную издательскую деятельность. К 1999 г. выпущено более 250 наименований авторских книг и переводов (не считая периодических изданий). Первоначально издательство секты называлось «Богородичный Центр»; в 1993 г. оно было переименовано в «Новую святую Русь». С марта 1992 г. издавалась газета «Рыцарь веры» (тираж от 10 до 80 тыс.). В настоящее время газета выходит под новым названием «Милосердие Богородицы» (тираж от 10 до 30 тыс.). В 1995-1996 гг. издавался журнал «Оазис мира» (тираж 5 тыс.). Издается собственный «Церковный календарь Державной». Имеется своя хорошо оборудованная действующая студия аудио- и видеозаписи.

В обязанность членам БЦ вменяется вести активную общественную проповедь – «благовествовать» на сектантском новоязе. Сектантские вербовщики, прикрываясь названием Православной Церкви, активно (и часто небезуспешно) пытаются проникнуть в детские дома, дома престарелых, тюрьмы, больницы, воинские части. «Богородичники» сообщают, что их «священники» проводят там «молебны, исповеди, крестят и причащают». С 1991 г. сектой проведено не менее пятидесяти «выставок» на темы: «Явления Божией Матери в XX в.», «Собор святых новомучеников», «Покров Пречистой Девы в истории России» и др. с целью завербовать жителей разных городов в свою организацию.

Большое значение «богородичники» придают своим «Всероссийским соборам», большая часть которых проходила в Москве. С 1991 по 1999 гг. они провели 19 соборов. Бывают также и «поместные соборы», например, «собор», проходивший 1-2 мая 1999 г. в Твери. Местом проведения этих мероприятий служат залы кинотеатров, дворцов культуры и дворцов спорта. Весь «собор» – это бесконечное богослужение (12-15 часов подряд), в котором экзальтированные «проповеди» Береславского перемежаются с неистовыми прыжками и беснованиями всего зала (на сектантском новоязе «веселения»), «богородичной» «литургией св. Иоанна Златоустого» (кощунственная пародия на православную литургию), мираклями (мистериями), «пластическими молитвами», выступлениями «высоких гостей» типа Глеба Якунина, Зои Крахмальниковой или каких-нибудь марианских деятелей из-за рубежа, скандированиями «мантр» и пр.

2. «Белое братство»

2.1. Общая информация о секте ББ и ее создателях

«Белое братство» (ББ) – одна из самых скандальных отечественных сект. Помимо Рерихов, в ее идеологии прослеживается очевидная связь с движением «Нью эйдж» (впрочем, Рерихи несомненно являются одними из вдохновителей движения). Основатели секты проповедовали конец эры Рыб – эры христианства и начало новой эры Водолея, которую они отождествляли с приходом к власти «Белого братства» и наступлением Царства Божиего на земле. Основатель и до недавнего времени главное действующее лицо секты (во всяком случае видимое, но возможно, что есть и некий невидимый центр) – Юрий Кривоногов.

Этот человек – творец идеи, кандидат технических наук, почти написал докторскую диссертацию. Занимался Кривоногов методами воздействия на человеческую личность, и, судя по целому ряду газетных публикаций, у него была секретная связь с определенным отделом КГБ, который занимался тем же.

В какой-то момент своей жизни Кривоногов вступил в «Общество сознания Кришны» и некоторое время пробыл кришнаитом (тут тоже прослеживается весьма любопытная связь). По свидетельству бывших кришнаитов, отечественная кришнаитская организация – очень жесткая, чрезвычайно авторитарная. Кривоногов тоже является весьма авторитарным человеком, поэтому неизбежно произошло столкновение характеров, и в конце концов он написал заявление об уходе из секты «по собственному желанию в связи с переходом в Великое Белое братство». Неизвестно, насколько искренним кришнаитом был Кривоногов, но можно предположить, что, руководствуясь своими давними интересами, он вошел в секту для того, чтобы изучать способы воздействия на человеческий разум – пресловутого «промывания мозгов».

Уйдя от кришнаитов, Кривоногов основал «Институт души» под названием «Атма», от имени которого он издавал различные брошюрки, печатавшиеся обществом «Знание». Их до сих пор можно найти в библиотеках и ознакомиться с кривоноговскими разработками о способах воздействия на человека.

Кривоногов ездил с вербовочными лекциями по всей стране и, как известно, получал в разных городах самые роскошные залы. Какие связи ему это обеспечивали, неизвестно – это должно было раскрыться в ходе киевского следствия по делу о «Белом братстве», но следствие почему-то самые важные вопросы оставило без ответа.

В одной из таких поездок, будучи в Днепропетровске, Кривоногов познакомился с молодой дамой по имени Марина Цвигун. Он сразу оценил ее по достоинству и взял в свою команду, а вскоре объявил ее «Богом» на земле, предварительно на ней женившись. По свидетельству ее мужа, во время седьмого (sic!) аборта она пережила что-то вроде клинической смерти, и у нее был какой-то опыт галлюцинаций. Во всяком случае Кривоногов объявил, что душа ее покинула тело и вознеслась на небеса, а в покинутое тело Марины вселилась другая душа – Божественная. Похоже, что сама Марина в это искренне поверила.

Кривоногов долго «искал себя»: он называл себя то Иоанном Предтечей, то Илией Пророком, но в конце концов назвался Юоанн Свами и заявил, что душа его прошла целую серию воплощений: он был и Иоанном Крестителем, и Тутанхамоном, и князем Владимиром, пророком Илией, Ноем, «пророком Иаковом» и много кем еще, прежде чем душа его поселилась в кривоноговском теле. Марина Цвигун тоже прошла эволюцию в самоидентификации: вначале она была Матерью Божией, но постепенно стала Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом, Творцом вселенной по имени Мария Дэви Христос. Не совсем понятны ее отношения с Богом Отцом, потому что Юоанн Свами тоже каким-то образом имел отношение к Богу Отцу. Тут они что-то не поделили, поэтому в их листовках и публикациях это определяется по-разному.

2.2. Несостоявшийся конец света

Марина Цвигун (сама она называла себя «Он») должна была провести три с половиной года на земле, чтобы собрать «верный остаток» – 144 тысячи верных. Это и будет новая раса юсмалиан (ЮСМАЛОС – аббревиатура от «Юоанн Свами Мария Логос»).

В конец земного служения существа, которое вселилось в Марину Цвигун, была «включена» «программа спасения Земли – Юсмалос». Об этом было объявлено 1 июля 1990 г. Была названа и дата завершения программы – 24 ноября 1993 года. Юоанн Свами и Мария Дэви Христос должны были уйти последними. Их должны были распять, их трупы три дня пролежали бы на улице, а затем они воскресли бы и вознеслись. В этот день должен был произойти Страшный суд, мир рухнуть, а свет погаснуть. Злой мир погибнет в языках пламени, а ББ в конце концов возродится для новой жизни. Это жертва, которая необходима земле за грехи человеческие. «Белые братья» должны были оказаться в раю, а все остальные в аду. Из рая новая раса юсмалиан завладевала всем миром и начинала новую жизнь в Царстве Божием.

Все российские, украинские и белорусские города были заклеены плакатами с изображением «Марии Дэви Христос» – полногрудой «гарной дивчины» в белой простыне вокруг тела и белой же чалме на голове, с наперсным крестом и псевдоегипетским скипетром в левой руке. Пальцы правой – сложены в благословляющий жест. Картинка в стиле журнала «Воинствующий безбожник» 20-х гг. Организация ББ строилась на системе «колец». Высшее кольцо – «крестители», за ними – «вербовщики», затем – «крысы». Последними называли сочувствующих. Однако снаружи было еще одно кольцо – колеблющихся. Провинившихся жестоко наказывали и понижали в статусе.

По мере приближения назначенной даты «белобратчики» стали хулиганить, нарываясь на мученичество: вламывались в православные храмы и пытались сорвать богослужения. Кривоногов объявил: «Вас будут мордовать и рубить вам головы. Но эта кровь нужна Земле. На эту жертву согласны только истинные христово-богородичные братья и сестры». Но православные проявили достаточно выдержки и просто выводили разбушевавшихся сектантов под руки, так что мученичества не получилось. Листовки «белобратчиков» (в их терминологии «христовочки») становились все более истеричными: «Прокляните того, кто не обращается к нам! Если вы его проклянете, он потеряет необходимую жизненную силу». Эта жизненная сила называлась фохат – еще один рерихианский термин. И если человек потеряет эту силу, он сразу же заболеет всеми болезнями, которые есть на свете, и умрет в страшных мучениях. А если какой-нибудь доктор посмеет лечить того, кто потерял фохат, то и сам доктор заболеет и умрет. Словарный состав этих листовок – типичный ньюэйджевский словарь с блаватско-рерихианским акцентом.

Напряженность и истеричность постепенно нагнетались. В листовках прославлялась смерть, потому что те юсмалиане, которые претерпят все до конца и примут смерть, спасутся и сразу же вознесутся на небеса. Нет ничего лучше, чем претерпеть мучения от руки грешников. Выходило, что проклинать нужно всех, кто был вокруг: родителей, которые не понимали своих детей, правителей России и Украины, которые не поверили в «Живого Бога», руководителей всех стран мира, которые поддержали своих русских коллег, телевидение и компьютеры, потому что это инструменты Эммануила Антихриста (в их системе антихриста зовут Эммануил), который роботизирует всю планету, программирует ее, «промывает мозги» планете и всем, кто на ней живет. И только Мария Дэви Христос и ее верный соратник Юоанн Свами могут спасти от роботизации: отдайтесь нам, и вы обретете настоящую свободу, а все вокруг – с промытыми мозгами, никакой свободы у них нет.

Самый ужасный инструмент сатаны, по словам юсмалиан, – Православная Церковь, которая не признала своего владыку и отверглась от него. Правда, «Богородичному центру» тоже влетело за то, что они не поддержали ББ. Вначале ББ высказывало осторожные похвалы в адрес «Богородичного центра», но потом они разругались на почве взаимного непризнания, и начались некрасивые разборки, в которых Береславский фигурировал как «жид».

К назначенной дате в Киеве собралось несколько тысяч молодых людей, ожидавших конца света. Однако его не произошло. «Белобратчики» похулиганили в киевской Святой Софии, на этом все и кончилось. Было задержано несколько сот сектантов, которые сходу впадали в ступор и объявляли сухую голодовку. Марину Цвигун, Кривоногова и Виталия Ковальчука (тогдашний патриарх-папа секты, а по совместительству и «апостол Иоанн-Петр II») арестовали, и началось следствие. Правда, никаких ответов на вопросы оно не дало – все, что можно, замалчивалось. Подследственным предъявили обвинения в возбуждении беспорядков, нанесении ущерба здоровью и имуществу граждан и приговорили к тюремным срокам.

ББ действует; хотя большая часть адептов ушла, но костяк остался. Марина Цвигун писала из тюрьмы новые вирши и дала указание возвращаться в семьи и даже питаться нормально. Изначально система питания у них была очень строгой – агрессивное вегетарианство (да еще в сочетании с колоссальным недосыпом). Вместе с тем грозила она и возмездием: «Те города, которые стали – как Содом и Гоморра – причиной Моего и детей Божьих гонения, испытывают жуткие бедствия. Камня на камне не останется от Киева, Свердловска, Саранска, Рязани, Кургана, Тамбова, Смоленска, юга Украины и других попранных мест в день Моего гнева».

2.3. Новый виток жизни секты ББ

После ареста лидеров многие из сектантов впали в своего рода летаргическое состояние и стали ждать, когда их призовут вновь. Время от времени они где-то выплывали. Еще во время следствия Марина Цвигун поссорилась с Кривоноговым и решила в тюрьме выйти замуж за молоденького «Иоанна-Петра».

С Кривоноговым она развелась. Членам ББ было велено объявить Кривоногова Иудой и возненавидеть его, и они послушно исполнили требуемое.

Цвигун дали четыре года, Виталию Ковальчуку – шесть лет, Кривоногову – семь. В августе 1997 г. «гражданка Цвигун» вышла на свободу. Ее новый суженый Ковальчук вышел вскоре после нее – по амнистии. Кривоногов отсидел полный срок и вышел на свободу лишь в начале 2000 г. Он заявил, что «Белое братство» было ошибкой, за которую он заплатил своей отсидкой, и более не хочет о нем вспоминать.

Поначалу «живой Бог» пряталась от большинства своих приверженцев и не возвращалась к активной деятельности, общаясь с избранными «белобратчиками» по глубоко законспирированным каналам. Она дожидалась выхода на свободу гражданина Ковальчука. Как только это знаменательное событие произошло, «молодые» сочетались законным браком во дворце бракосочетаний.

Тем временем «белобратчики» начали вновь делаться заметными и высвечиваться в различных российских и украинских городах. В конце 1998 г. десять членов секты подали заявку на регистрацию в Минюст Украины. Среди их имен не было ни Цвигун, ни Ковальчука. После долгих проволочек украинский Минюст отказал им в легализации.

Но секта живет и на Украине, и в России. Правда, акцент их деятельности несколько изменился. Секта теперь издает журнал «Юсмалос» (тираж 777 экземпляров), являющийся главным вероучительным источником для членов «Белого братства». Главная тема глянцевого цветного журнала – брак и счастливая семейная жизнь «Матери Мира Марии Дэви Христос» и «Отца Светов Иоанна-Петра Второго». В отличие от времени с апокалиптически настроенным Кривоноговым, теперь гражданка Цвигун упивается семейным счастьем с молоденьким мужем и более не желает скорого конца света. Все прошлые неприятности секты объявляются виной гнусного провокатора Иуды Кривоногова.

2.4. Обновленное учение секты

В учении секты еще более усилился рерихианский акцент. И рерихианские термины, и постоянные ссылки на Рерихов переполняют новые публикации «Белого братства». Апокалиптизм секты сохранился, но приобрел отчасти эволюционный характер. Человеческое тело должно пройти «все семь октав своего развития» и «49 циклов» переходов от тела к телу. Пройдя через семь ступеней развития, человек достигает «последней формы перевоплощения»:

Семь основных октав развития души. Ступени: минеральный мир – 1-я октава развития души; растительный мир – 2-я; животный – 3-я; средний человек – 4-я; гений – 5-я; пророк – 6-я; богочеловек – 7-я, последняя форма перевоплощения (Логос).

Современное человечество по уровню развития находится на 4 и 5 ступенях. Человек 6-й расы будет полностью отличаться от современного человека уровнем своего сознания. Он будет мыслить Космическими категориями, станет полным отражением Макрокосма Вселенной. Микрокосм (человек) будет тонко чувствовать окружающее его естество. Люди будут общаться друг с другом на расстоянии – телепатически, посылая любовь, радость и необходимую информацию.

Продолжение следует во вполне «среднестатистическом» ньюэйджевском духе. Каким образом достичь 6-й и 7-й расы, также не сообщается. Высказываются некие общие словеса про любовь, но конкретных рецептов не дается. Таким образом, опасность того, что нынешний латентный период существования секты вновь перейдет в любого рода обострение, остается.

Еще один компонент содержания публикаций секты – это «персональные разборки» со всеми «врагами»: прокурором Анной Мулюн, полковником милиции С. Подгородецким, украинскими и российскими чиновниками, иерархами «черной» Православной Церкви (им, естественно, достается наибольшая доза ненависти) и, в конечном итоге, со всеми, кто не принимает учения секты.

Но пока преобладающее настроение журналов, наверное, все же благостно-умильное. Они наполнены фотографиями «божественной четы» (под одной из них стоит подпись «Богосоитие»). На фотографиях, выдержанных в лучших традициях даже не индийской, а какой-то узбекско-таджикской кинематографической эстетики, изображена заметно раздобревшая дамочка средних лет, милующаяся, целующаяся и обнимающаяся с худеньким длинноволосым (в последних номерах коротко стриженным) юношей с пушком на верхней губе. Пара наряжена в чудовищно безвкусные экзотические одежды – все время разные: псевдоегипетские, псевдосредневековые, псевдогавайские, псевдоиндийские и пр., и пр., и пр. (в последних номерах Цвигун перешла на вечерние платья с глубоким декольте, а Ковальчук – на пиджаки, галстуки и бабочки, делающие его похожим на официанта). Целуются они и хлопают в ладошки на фоне пальм, пирамид, эзотерических знаков, цветущих садов и прочих задников, которые можно отыскать в провинциальных фотолабораториях.

Помимо фотографий и обличений в журналах печатаются графоманские вирши «живого Бога», которые она продолжает производить в завидных количествах. Приведем примеры творений госпожи Цвигун (правописание и заглавные буквы даны по оригиналу):

«Господь Мария ДЭВИ Христос Иоанну-Петру Второму.

Как Я Люблю Иоанна-Петра Второго! Это – Мой Синий Атлантический Океан, Восточный Ветер, Сиреневый Туман, Яблоневый Рассвет, Горизонт Непостижимости Истечения Моей ЛЮБВИ, Которой нет конца, нет предела, а Есть только Вечность. И это запечатлит Вселенная. Я ОБЪЯВЛЯЮ об этом Всем Мирам и Пространствам!».

Вот еще стишок:

«Первосвященнику

Я – Пламя Огня!

Нет Тебя вне Меня!

Я —Свет в Ночи!

Ты – Прозрел! Излучи!

Я – Твой Елей!

На Церковь Меня Возлей!

Открой незрячим глаза!

Я всё Сказала...».

Дальше можно не продолжать. Небольшие группы адептов «Белого братства» – по большей части «священники» и «диаконы» (вспоминается американская поговорка: «Все вожди и ни одного индейца») – собираются на конспиративных квартирах, рассматривают журналы, любуясь на такое счастье своих кумиров, и проводят многочасовые богослужения, состоящие из скандирования стишков Цвигун и бесконечных призывов к ней. Естественно, такие иссушающие мозг ритуалы воздействуют на сознание и разум адептов, пребывающих в весьма зависимом и совершенно неадекватном состоянии.

Секта продолжает представлять значительную потенциальную опасность. Каждое слово, исходящее от «живого Бога», абсолютно и подлежит немедленному исполнению. Вполне возможно, что благодушное настроение госпожи Цвигун вновь сменится на истерический апокалиптизм. При явной ее психической неадекватности она может принять любое, даже самое страшное решение, а члены ее секты безоговорочно последуют за ней. История «Белого братства» еще не закончена...

Проверочные вопросы:

  1. Что вам известно о личности основателя секты «Богородичный центр»? Какое событие убедило его в собственной исключительности и сподвигло на организацию секты?
  2. Что является основной духовной литературой «богородичников»?
  3. Что вам известно о деятельности БЦ и его взаимоотношениях с другими сектами и с РПЦ?
  4. Как можно охарактеризовать учение секты БЦ?
  5. Каково содержание откровений Береславского?
  6. Каково учение «богородичников» о Богородице?
  7. Какое отношение к женщинам навязывается адептам секты БЦ?
  8. Какими методами контролируется сознание «богородичников»?
  9. Какова деятельность БЦ в России?
  10. Что вам известно о создателях секты «Белое братство»?
  11. Как «белобратчиками» проповедовался и организовывался конец света? К чему это привело?
  12. Какие изменения произошли в секте ББ в связи с арестом ее лидеров?
  13. Как изменилось содержание учения секты ББ после выхода из тюрьмы Марины Цвигун, Кривоногова и Ковальчука?

Видеоматериалы:

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений. Богородичный центр 

"Белое братство". Тоталитарная секта

Секта "Белое братство"