12. Употребление букв «ер» и «ерь»

Цель занятия:

познакомиться с правилами употребления церковнославянских букв «ер» и «ерь»

Задачи:

  • выучить правило применения букв «ер» и «ерь»
  • научиться читать слова, оканчивающиеся на «ер» или «ерь»
  • научиться практически применять буквы «ер» и «ерь» на письме

Использованная литература:

  1. Церковнославянский язык для детей: учебное пособие. / Архипова И.Г. – Долгопрудный: Издательский дом «ИНТЕЛЛЕКТиК», 2012. Параграф 5.
  2. Церковнославянский язык для детей: рабочая тетрадь. / Архипова И.Г. – Долгопрудный: Издательский дом «ИНТЕЛЛЕКТиК», 2012. Урок 5.
  3. Церковнославянская грамота: учебные очерки. / Сост. Демидов Д.Г., Невзорова Н.Н., Шумских Н.Н. – СПб., 1998. Глава 2. «Начертание букв».

Дополнительная литература:

  1. Свирепова О.В. Церковнославянский язык: курс лекций. – Пущино, 2010. Занятие 2. «Имяслов славянской азбуки».
  2. Миронова Т.Л. Церковнославянский язык: учебное пособие. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. Параграф 2 «Трудности церковнославянской азбуки».

Ключевые понятия:

  • Ер
  • Ерь

Словарь урока:

  • Мягкий звук
  • Твердый звук

Содержание занятия (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Вспомни, какой букве в русском алфавите соответствует ъ (ер).
  2. Какую роль ъ (ер) играет в церковнославянском языке?
  3. На какую букву в русском алфавите похожа буква ь (ерь)?
  4. Какое значение ь (ерь) имеет в церковнославянском языке?

Ход урока. Вариант 1:

Закрепление ранее изученного с помощью письменного задания.

Рассказ учителя по новой теме.

Запись в тетрадь правила применения букв «ер» и «ерь».

Выполнение устных и письменных упражнений (в тексте урока).

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов (фрагментарно).

Письменное выполнение детьми задания по теме урока.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

Цикл видеоуроков «Священный язык». Автор Саблина Н.П. Урок 28:

 

 

1) Буквы «ер» и «ерь»

2) Проверочные вопросы

3) Упражнения

4) Словарь урока

1) Буквы «ер» и «ерь»

Как и ъ (твердый знак) в русском языке, так ъ (ер) никакого звука не передает.

Из истории языка известно, что буквы ъ и ь произносились. И хотя были «сверхкраткими», но могли распеваться в церковном пении: кръъъъъвььь... (слово «кровь» в древнем кондаке). После того как слабые ъ и ь «онемели», они не ушли из орфографии, определившись на скромное и полезное служение – указывать на твёрдый и мягкий согласный.

В церковнославянском языке ъ пишется в конце слова, если оно заканчивается на твердый согласный звук. Эта буква является показателем конца слова. Например: до1мъ.

Буква ъ в конце слова способствует полновесному чтению слова, без скороговорки и «поедания» конца. Обыденная речь с переходом на гражданский шрифт и потерей ъ на концах слов утратила культуру. Без ъ общий вид письма очень изменился, строка съёжилась, слова сбились, как вагоны при крушении. Не только чтение, но и письмо стало торопливее, небрежнее.

Буква ь (ер) в церковнославянском языке пишется в середине слова и в конце слов, оканчивающихся на мягкий согласный звук. Например: де1нь, ме1чь.

2) Проверочные вопросы

  1. Вспомни, какой букве в русском алфавите соответствует ъ (ер).
  2. Какую роль ъ (ер) играет в церковнославянском языке?
  3. На какую букву в русском алфавите похожа буква ь (ерь)?
  4. Какое значение ь (ерь) имеет в церковнославянском языке?

3) Упражнения

  1. Прочитайте слова: Су1дъ, ды1мъ, o3те1цъ, до1мъ, стра1хъ, да1ръ, сы1нъ, пра1ведникъ, ро1гъ.

Обратите внимание, сколько букв пишется в этих словах и сколько звуков они передают.

  1. Запишите по-церковнославянски слова:

Труд, сосуд, лис, сад, раб, шум, храм, враг.

  1. Прочитайте следующие слова: Пу1ть, де1нь, ка1мень, це1рковь, го1сть, ма1терь, реме1нь, кро1вь, тропа1рь.
  2. Запишите слова по-церковнославянски:

Трость, царь, мысль, сласть, тать.

4) Словарь урока

та1ть – вор

тропа1рь – церковное песнопение

садъ – растение, дерево, лес

тро1сть – тростинка, палочка, камыш