14. Псевдобиблейская секта «Движение веры»

Цель занятия – рассмотреть неопятидесятническую секту «Движение веры».

Задачи:

  1. Дать общую информацию о секте.
  2. Рассмотреть явление глоссолалии в секте.
  3. Рассмотреть идеологию и учение секты.
  4. Дать информацию о методах контролирования сознания адептов секты.
  5. Рассмотреть образ совершения молитвы «процветанцами».

План занятия:

  1. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  2. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  3. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, источник, по возможности, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источник:

  1. Феофан Затворник (Вышенский), свт. Толкование первого послания апостола Павла коринфянам. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/6_3 (дата обращения: 10.05.2018).

Основная учебная литература:

  1. Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. Издание 3-е переработанное и дополненное, Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Краснова А. Почему они вернулись? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/45074.html (дата обращения: 10.05.2018).
  2. Святченко Н., иер. Анализ феномена глоссолалии неохаризматических сект. 

Ключевые понятия:

  • Глоссолалия;
  • «Теология процветания»;
  • Визуализация;
  • Оккультизм;
  • Экстаз;
  • Эйфория.

Содержание (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Как можно охарактеризовать «Движение веры»? Какие секты входят в это движение?
  2. Насколько распространены в мире неохаризматические неопятидесятнические секты и каково их влияние?
  3. Что представляет собой пятидесятническая и неопятидесятническая «молитва на языках»? Какое обоснование этого приводят сектанты из Священного Писания? Почему глоссолалию нельзя считать «даром языков»?
  4. Каким образом обеспечивается в секте контроль над сознанием адептов?
  5. Каковы причины психических расстройств членов секты «Слово жизни»?
  6. Как молятся «процветанцы»?
  7. Почему «Движение веры» нельзя назвать христианским?

Иллюстрации:

Алексей Ледяев

Ульф Экман

Видеоматариалы:

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений. Неопятидесятники

Диспут отца Олега Стеняева с харизматами

 

 

 

Ульф Экман1. Общая информация о секте

2. Глоссолалия

3. Идеология и учение секты

4. Контролирование сознания в секте

5. Образ совершения молитвы

6. Выводы

1. Общая информация о секте

Может быть, вам приходилось видеть по телевидению странные молитвенные собрания, когда проповедник вещает со сцены, а весь зал отвечает «аминь!», «аллилуйя!», потом включают музыку, на сцене пританцовывает группа девиц, припевая простенькие слова типа: «О, Господь Всемогущий!» или «Я люблю тебя, Иисус!» – и все вслед за ними начинают притоптывать с поднятыми вверх руками, выкрикивая молитвы, постепенно переходящие в нечленораздельные звуки? Затем проповедник спускается в зал и начинает накладывать руки на голову людям: «Я тебя излечиваю», «Я из тебя изгоняю бесов», или просто: «Прими Духа Святого!» – и человек туг же падает и либо начинает биться в конвульсиях, либо вопит и катается по полу, либо просто лежит, «отрубившись». Это и есть неопятидесятническое «Движение веры» (Faith Movement), или «Проповедь веры», оно же «Евангелие процветания». Известно это движение также по названию одного из своих главных компонентов – «Теология процветания» и по своему основному методу – «Пауэр ивэнджелизм» (Power Evangelism). К нам «Движение веры» пришло главным образом через шведскую организацию «Слово жизни». Это одна из самых многочисленных, известных и влиятельных сект, входящих в «Движение веры», и поэтому многие ради удобства называют так все движение, хотя на самом деле в разных странах и городах принадлежащие к «Теологии процветания» секты носят разные названия. В России, помимо «Слова жизни», это может быть «Живая вода», «Новая жизнь», «Живой родник», «Слово истины», «Церковь нового поколения», «Церковь живого Бога», «Церковь Завета», «Церковь прославления», «Дело веры», «Роса», «Благодать», «Церковь любви Христа», «Церковь Иисуса Христа», «Живая вера», различные «Церкви Полного Евангелия», «N-ский Христианский центр» и т. д.

«Движение веры», в отличие от всех сект, о которых мы говорили до сих пор, не выстроено в виде жесткой международной структуры с единым центром и вертикальной системой подчинения, но внутри каждой секты, основанной каждая в своем городе, контроль не меньший, чем если бы они входили в централизованную структуру. Местные секты со всего мира поддерживают вероучительное, идеологическое и методологическое единство, оказывая друг другу материальную помощь, обмениваясь проповедниками, приглашая на гастрольные туры самых «продвинутых» из них и посылая своих проповедников в общие для всех учебные заведения.

Весь северо-восток нашей страны буквально наводнен принадлежащими к этому движению сектами. В Сибири их просто видимо-невидимо: они заполняют громадные залы своими адептами. В Абакане находится их «Школа пасторского служения»; там они активно готовят новых напористых проповедников и издают газету «Голос веры» (в одном из номеров шапка: «Бог, дай нам Россию!»). Имеется растущая школа «Слово жизни» в Новосибирске: в октябре 2001 г. там обучалось 88 «кандидатов в пастора». В Казахстане издается неопятидесятнический иллюстрированный журнал «Новая жизнь», который распространяется по всему СНГ. Впрочем, и в европейской части нашей страны их вполне хватает (в том числе имеется центр подготовки проповедников под названием «Слово жизни» в Москве и «Школа пасторов» в Санкт-Петербурге), и они весьма успешно лоббируют свои интересы в коридорах власти.

Часто «словожизневцев» относят к пятидесятникам и говорят о них как о таковых. На самом деле это не совсем корректно, так как при сходстве некоторых внешних признаков (и то относительном: у «традиционных» пятидесятников все проходит гораздо более чинно) богословие у них совершенно различное. Сами «традиционные» пятидесятники не слишком признают их за своих, часто резко критикуют и, как правило, не принимают в свои объединения. Правильнее относить «Слово жизни» к неопятидесятническому, или неохаризматическому движению.

Однако в маскировочных целях и для придания своим группам респектабельности неопятидесятники стремятся выдавать себя за протестантов и в случае периодически возникающих у них сложностей с законами того или иного государства тут же начинают шумную кампанию о «гонениях на протестантов». В России, стремясь обойти требования нового закона «О свободе совести и религиозных объединениях», они объединились в «Российский объединенный союз христиан веры евангельской» (РОСХВЕ), название которого, по некоему «странному» совпадению, почти дословно совпадает с названием объединения «традиционных» пятидесятников «Российский союз христиан веры евангельской-пятидесятников» (РСХВЕП). Причем новообъединившиеся неохаризматики на своей учредительной конференции не скрывали, что слепили свой союз лишь с целью создания себе «крыши».

Возглавил новый союз «епископ» Сергей Ряховский. Его брат Владимир Ряховский вместе со скандально известным Анатолием Пчелинцевым (оба они возглавляют ведущие российские сектозащитные организации: так называемый «Институт религии и права», а также «Славянский юридический центр») представляли в Верховном суде интересы подавших в суд на государство неопятидесятников: «Христианского центра Прославление» (Абакан) и «Христианского центра Новое Поколение» (Ярославль).

За последние годы в России выявился специфический феномен: неопятидесятническое «Движение веры» воздействует на «традиционных пятидесятников», объединения которых массово принимают новую идеологию, новые порядки и новых «авторитетов». Молодежь валом валит к «новым», у которых, как они сами выражаются, «круто» и «отвязно». Не нашедшие в нашей стране достаточно прочной базы «старые» пятидесятники, чтобы не вымереть, как динозавры, рано или поздно начинают вводить у себя рок-музыку и приглашать к себе известных зарубежных или уже отечественных проповедников, а те быстро вдалбливают аудитории, какой должна быть настоящая христианская жизнь. Слияние происходит и на административном уровне: сейчас неопятидесятнические общины принадлежат как к РОСХВЕ, так и к РСХВЕП, а также и к третьему объединению: «Ассоциации христиан веры евангельской "Глобальная стратегия"» (известная также как «Жатва мира»).

Вся эта политическая активность, влиятельные защитники и шумные рекламные кампании приносят плоды: по приблизительным подсчетам, число последователей «Слова жизни» в России перевалило за 200 тысяч, что сделало неопятидесятнические группы самым многочисленным сектантским образованием в современной России.

К сожалению, оказалось, что Православная Церковь не обладает абсолютным иммунитетом против неопятидесятничества. Уже много лет в США активно действует воспринявший всю идеологию и практику неопятидесятнического движения архимандрит Евсевий (Стефану). Неоднократно он был под запретом священноначалия, но всякий раз ему каким-то образом удавалось отменить запрет. Сегодня он является директором «Православного центра обновления (или «Православного обновленческого центра». – А. Д.) св. Симеона Нового Богослова». Гиперссылка на этот Центр стоит на интернет-сайте Свято-Филаретовской высшей православной школы священника Георгия Кочеткова.

В США имеется «Харизматическая Православная Церковь» и в качестве отдельной структуры. Возглавляет ее некий «блаженнейший епископ Симеон-Иоанн, заклятый враг сатаны», как он сам себя представляет. Штаб-квартира этой организации находится во Флориде, недалеко от штаб-квартиры Евсевия Стефану. Оба деятеля и их многочисленные помощники постоянно путешествуют и проповедуют «харизматическое возрождение» в православных церквах.

Весть о возрождении успела пустить корни и на постсоветском пространстве: бывший православный священник Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Сергей Журавлев недавно основал «Украинскую Реформаторскую Православную Церковь» и провозгласил себя ее архиепископом. Своими духовными предтечами и учителями Журавлев объявил лидеров обновленчества 20-х годов Антонина Грановского и Александра Введенского, а также всех звезд американского неопятидесятничества. Журавлев действует очень активно, проповедует где только можно, проводит семинары и конференции и уже успел открыть в Киеве свою семинарию.

Все эти тревожные сигналы указывают на то, что в ближайшем будущем мы можем столкнуться с феноменом неопятидесятничества и в Православной Церкви. И поэтому нужно хорошо знать, что он из себя представляет.

2. Глоссолалия

Самой характерной чертой пятидесятничества (и уж тем более неопятидесятничества) является «молитва на языках», от которой оно и получило свое название – как повторение описанного во второй главе Деяний апостольских «чуда языков» в день Пятидесятницы. Один из главных деятелей «Движения веры» Кеннет Хейгин пишет: «Есть переживание, которое приходит после получения спасения, и это переживание называют исполнением Духом Святым или принятием Духа Святого... Молитва на языках – это естественный начальный признак или свидетельство исполнения Духом Святым... На основании своего жизненного опыта я обнаружил: чем больше я молюсь и поклоняюсь Духу на языках, тем больше откровений, других даров Духа я получаю. Чем меньше я молюсь на языках, тем меньше проявляются и другие духовные дары. Молитва на языках – это дверь для последующих даров Духа».

На самом же деле, «молитва на языках» имеет вид либо очевидного притворства, либо неконтролируемой истерии. Как признаются многие харизматики, чтобы «завестись», они начинают имитировать языкоговорение, выкрикивая бессвязные слова. Если спросить у сектантов, на основании чего они выкрикивают бессмысленные звуки, трясутся в истерике и катаются по полу в экстазе, делая то, что определенно не одобрялось апостолом Павлом, они ответят, что Павел был всего-навсего человеком, который мог ошибаться, в отличие от Иисуса, Который был Богом и ошибаться не мог. Но главное, скажут они, что Павел называл говорение языками даром Духа.

Вообще-то глоссолалия, то есть полусознательное истеричное бормотание и выкрикивание нечленораздельных звуков (то, что харизматики называют «говорением языками»), известна с древности и является непременной принадлежностью многих экстатических языческих культов: вспомним шаманские пляски с выкриками, «трансцендентные» трясения шиваитских монахов, бормотание впавших в экстаз дервишей или нечленораздельные «пророчества» древнегреческих сивилл и пифий. Собственно, редко какой языческий культ обходится без глоссолалии. Глоссолалия встречается в  несовременных неоиндуистских и неоязыческих сектах. Новообращенные из язычников принесли глоссолалию в раннехристианские общины, где ей противостоял св. апостол Павел, с педагогической мудростью указывавший ее приверженцам на необходимость сохранения во время богослужения чинности и порядка (см. 1Кор. 14:1-40).

К концу I в. по мере воцерковления бывших язычников феномен глоссолалии полностью изжил себя в христианских общинах. Лишь во второй половине XIX в. глоссолалия вновь стала появляться в христианской среде, среди ощущавших недостаток духовности и вдохновения людей. Но, находясь вне единого Предания, они приняли душевный экстаз и массовую истерику за знак присутствия среди них Святого Духа, и последнее стало хуже первого...

Харизматикам, утверждающим, что «говорение языками» является знаком реального присутствия Святого Духа, можно напомнить о глоссолалии язычников и спросить, каким же образом Святой Дух может являть Себя в языческих антихристианских культах и зачем нужна была жертва Христа, если спастись Святым Духом можно и через, скажем, религию древних греков или шаманизм? Если же они начнут ссылаться на тот факт, что апостолы говорили языками в день Пятидесятницы (Деян. 2:4-11), то можно легко объяснить, где они заблуждаются: апостолы, не зная других языков, проповедовали Евангелие так, что их понимали уроженцы самых разных народов, а не бормотали никому непонятные нечленораздельные звуки среди говорящих на одном с ними языке людей.

Святой Дух – Дух Истины – дает дар разумения. А выкрикивание нечленораздельных, никому непонятных бессмысленных звуков – не дар, а наказание Божие, которое посылается на гордых, заносчивых людей, посчитавших себя равными Богу (вспомним библейский рассказ о строителях Вавилонской башни в Быт. 11:1-9). Бог говорит, обращаясь к погрязшему в идолопоклонстве Израилю: «За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. Им говорили: "вот – покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение". Но они не хотели слушать» (Ис. 28:11-12). Это единственное пророчество о говорении на непонятных языках в Ветхом Завете. И оно однозначно осмысляется как знамение суда над израильским народом. Именно на это пророчество ссылается апостол Павел в 1Кор. 14:21-22.

И, наверное, самым сильным свидетельством против нынешней глоссолалии неопятидесятников является то, что «говорящие языками» иностранные проповедники в нашей стране общаются со своими единоверцами через переводчиков. Пока еще ни один из них не смог обратиться к своим российским единоверцам на понятном им языке...

3. Идеология и учение секты

Назвать «Движение веры» христианским нельзя. И если одним из корней неопятидесятничества можно назвать пятидесятническое движение, то другим (и, наверное, главным) является псевдохристианское оккультное движение New Thought («Новое мышление»), популярное в США в первой половине XIX в. Это движение породило такие сектантские движения, как «Религиозная наука», «Христианская наука», «Наука разума» и «Христианская школа единства». Кстати сказать, сейчас эти секты и их производные действуют и в России.

Отцом «Нового мышления» был известный в свое время экстрасенс и хилер (целитель) Финеас Паркхерст Куимби (1802-1866). Его главная идея была в том, что причина болезней и страданий кроется в неправильном мышлении. Последователи Куимби утверждали, что человек способен творить свою собственную реальность посредством силы позитивного утверждения (исповедания), или «позитивного мышления». Нужно нарисовать в своем воображении образ здоровья и богатства, а затем утверждать или исповедовать этот образ устами и образом жизни, чтобы неосязаемый образ мог воплотиться в осязаемую реальность. Хотя проповедники «Движения веры» сегодня пытаются обелить оккультное понятие «силы разума», заменив его на «силу веры», практической разницы между этими двумя понятиями нет.

В 1983 г. в шведском городе Уппсала был создан фонд «Слово жизни», который возглавил проповедник Ульф Экман, главный лидер «Теологии процветания» в Скандинавии и духовный руководитель его экспорта в Россию. В Швеции «Слово жизни» пользуется успехом – у него более 200 филиалов в стране, а журнал «Слово жизни» (Livets Ord) выходит 35-тысячным тиражом, что для Швеции весьма солидно. Большинство проповедников «Теологии процветания» печально знамениты многими скандалами, фальсификациями исцелений и финансовыми махинациями. Такова оборотная сторона «Движения веры». Не обошла стороной эта тенденция и нашу страну. Один из наиболее известных в России проповедников «Теологии процветания» Алексей Ледяев (его секта называется «Церковь новое поколение») в своих публичных выступлениях цинично признается, что главная цель создания церкви – это «стрижка своих овец» и «сдирание с них семи шкур». Трагические события в далеком якутском городе Алдане, где лидеры секты избивали своих адептов, в особенности детей, по меньшей мере один из которых был убит сектантами, также произошли с «неохаризматиками». За несколько месяцев до этого буквально по тем же обвинениям в избиении и убийстве адептов и их детей были арестованы лидеры неопятидесятнической секты в глубине джунглей Бразилии.

Согласно учению «Движения веры», человек является духом, который - имеет душу и живет в теле. Тело это – зло, грязь и мерзость, и нужно стремиться от него избавиться: лишь в духе явлены личность и идентичность человека, лишь дух сотворен по образу и подобию Божию. Душа и тело находятся под властью сатаны, они не могут иметь общения с Богом. Таким образом, мы видим резкий дуализм: разделение между телом и душой с одной стороны и человеческим духом – с другой. Это находится в явном противоречии с христианством, которое учит о триединстве духа, души и тела в человеке. В Воскресении все три вновь воссоединятся, и лишь тогда восстановится полнота личности человека.

Неопятидесятники утверждают, что у каждого нехристианина природа сатаны, причем христианин, само собой разумеется, – это только тот, кто был «возрожден в Духе». Следовательно, и у всех нас, православных христиан, природа сатаны, и только если мы примем «крещение Духом» и войдем в одну из неопятидесятнических сект, мы сможем обрести в духе своем божественную природу. Именно так: лишь секта может вывести нас на путь спасения, ибо даже Бог не имеет власти спасти человека от вечной погибели, а вот посвященные в «Слово жизни» приобретают природу Бога и освобождаются от греха; они сами приобретают власть заставить Бога спасти их. Свидетельством этой власти являются духовные дары: «говорение языками», «исцеления» и пр.

Ульф Экман в записанном на аудиопленку интервью заявил: «У вас внутри имеется ядерная бомба... Сам Бог живет в вас! Это значит, что у вас есть доступ ко всей власти, которая есть у Бога, ко всей мудрости, которая есть у Бога, и ко всей любви, которая есть у Бога!».

Однако хотя дух уже обращенного человека делается совершенно свободным от греха, его душа и плоть продолжают сохранять связь с сатанинским миром (опять резкое разделение между духом и телом).

При всей своей спиритуализации, неопятидесятники не чужды и веры в талисманы и обереги. Известный пастор-целитель Т.Л. Осборн за плату рассылает своим последователям «благословленные» карточки и платочки, которые якобы должны сохранить их от несчастий и исцелять болезни.

Хейгин утверждает, что настоящие христиане – это те, кто были крещены в Духе. Водное крещение он не слишком жалует. В своей книге «Имя Иисуса» он пишет: «Верующий может быть крещен в воде для внешнего свидетельства того, что с ним случилось в новом рождении. Водное крещение не спасает вас. Я знаю это. Я был крещен в воде, и я умер, и я был отправлен в ад!». Такие путешествия характерны для Хейгина. Он описывает их в книге «Я отправился в ад». В той же самой книге он рассказывает и о своем путешествии на небеса, где он стоял очень близко от Престола Божия.

В «Слове жизни» присутствует ярко выраженная тенденция спиритуализировать человеческую деятельность и различные земные явления, объясняя их результатами действия духовных сил: все «нехристиане» и весь нехристианский мир – не более чем безвольное орудие в руках этих сил. Но это положение можно изменить. Как считают сектанты, духовный мир управляется и функционирует согласно определенным законам, знание которых может дать в руки человеку огромную силу. Главное – познать эти законы, и тогда мы сможем при помощи их манипулировать высшими силами. Это – магические законы, и любой человек, раскрывший их секрет, может ими воспользоваться.

Обращение и духовные дары, которые человек получает при крещении, дают ему возможность приобрести силу и власть в духовном мире (однако и на него в значительной степени распространяется влияние диавола и злых духов). Эти сила и власть в духовном мире нужны христианину, чтобы добиться исполнения самых сокровенных своих желаний в этом мире. А они уже заранее определены руководством секты. Дело в том, что, по вере «Слова жизни», христианин должен не только возрастать, но и процветать во всех областях жизни. Истинный христианин должен быть – и не может не быть – богатым, здоровым, процветающим и счастливым (отсюда – «теология процветания»). Если человек таковым не является, то это явное доказательство неистинности его христианства.

Один из видных украинских неопятидесятнических проповедников Валерий Иванник очень просто формулирует эту идею: «Слава Божия – это когда открываешь холодильник, и он – полный! Это когда открываешь кошелек, и он – полный!».

Но в духовном мире есть определенные силы, которые противятся такому процветанию христианина и выдвигают на его пути разные препоны. Эти препоны – работа диавола и его демонов, которые суть истинные причины болезней, нищеты и несчастий. Естественно, никакие рациональные объяснения болезней и несчастий сектантами не принимаются.

Поэтому первая задача для христианина – избавление от этих препон и расчистка пути к процветанию, богатству, красоте и т. п. Так мы приходим к идее духовной войны, которую также можно назвать одной из ключевых концепций «Движения веры». Так как все люди – духовные существа, христиане могут войти в тот же духовный мир, из которого действуют демоны, и начать в нем войну против армии духов сатаны.

Отсюда столь важная роль, которая на каждом богослужении неопятидесятников придается «исцелению от болезней». Каждому из их лидеров сопутствует слава целителя. Исцеляются ли люди на самом деле? Безусловно, многие заболевания, имеющие психосоматическую основу, при наличии веры больного в свое исцеление, могут исчезнуть. Однако проводившие исследования специалисты утверждают, что не обнаружили ни одного случая исцеления от органических заболеваний. Более того, убеждение больного человека в том, что он уже исцелен, может привести к тому, что он запустит свою болезнь до необратимого состояния. Известны многие скандальные случаи подтасовок и лжеисцелений на собраниях неохаризматиков, о которых объявлялось для того, чтобы ввести зал в экстатическо-трансовое состояние.

Учению о пожертвованиях (официально говорится о десятине, но на самом деле часто сектантов принуждают отдавать гораздо больше) отводится очень важная роль. Нужно скапливать духовный капитал, нужно вкладывать в духовный банк – и тогда у вас будут накапливаться проценты и в физическом, земном банке. Чем больше вы вложите в секту, тем больше вам вернется от Бога. Получается вполне четко вычерченный принцип пирамиды.

Согласно «Движению веры», Бог повязан законом, который заставляет Его передавать магическую силу людям типа Хейгина. Таким образом, личностный Бог христианства сводится к заурядному безличному источнику магической силы. Иисус делегировал всю Свою власть христианам. Христиане должны использовать эту власть против нищеты, страданий и неудач (вспомним, что все проблемы вызваны духовными причинами, то есть деятельностью демонов), а также против угрозы войны и тех политических партий, с которыми они не согласны (например, в Швеции это левые партии). Таким образом, в силах христианина разрушить власть сатаны не только над личностью, но и над географической местностью или даже над чем-нибудь типа высокого налогообложения. Так что в «Движении веры» мы видим яркий пример духовного капитализма с крайне правыми политическими интересами.

Еще одной характерной чертой «Движения веры» является «учение о малых богах». Эти «малые боги» – сами люди, созданные по образу и подобию Божию и, значит (!), являющиеся Его стопроцентной копией. Не имеющий недостатков, свободный от власти сатаны, святой и спасенный сектант не может не обоготворять себя и не поклоняться себе. В книге «Власть верующего» Хейгин пишет: «Мы с Христом – одно. Мы и есть Христос. Мы сидим по правую руку Божия величия на небесах. Все было помещено под наши ноги... Божественный план для нас, чтобы мы правили и царили в этой жизни, как цари: мы должны править и царить над обстоятельствами, над бедностью, болезнью и всем остальным, что может нам помешать. Мы царим потому, что у нас есть власть для этого».

Темой конференции «Слова жизни» в 1986 г. был лозунг «Вы – боги». Правда, Ульф Экман позднее говорил, что эти слова не следует понимать буквально. Тем не менее если внимательно прочитать его писания, то этот лозунг будет единственным логическим выводом из учения «Теологии процветания», которое утверждает, что после обращения природа человека полностью изменяется с сатанинской на божественную; следовательно, человек делается Богом. И даже Сам Иисус Христос зависит оттого, как христиане используют свою власть над демонами, которую Он им передал, потому что Сам Он больше ничем не может помочь Своим последователям. Его власть находится в руках «истинных христиан», то есть Хейгина и его присных.

В одном из своих видений, которое «процветанцы» воспринимают как дополнение к Писанию, Хейгин вспоминает: «В 1952 г. Господь Иисус Христос явился мне в видении и говорил со мной около полутора часов о дьяволе, демонах и одержимости бесами. В конце этого видения злой дух, который выглядел как маленькая обезьянка или эльф, пробежал между Иисусом и мной, распространяя вокруг себя что-то вроде дымовой завесы или темного облака. Затем этот демон начал прыгать вверх и вниз, выкрикивая тонким пронзительным голосом: «Якети-як, якети-як, якети-як... (Распространенная детская дразнилка, ср. русское "бу-бу-бу". – А. Д.) Я почти ударился в панику. Я настолько отчаялся, что закричал: “Во имя Иисуса, нечистый дух, я приказываю тебе прекратить! Как только я сказал это, маленький демон шлепнулся на пол, как мешок с солью, и черное облако исчезло. Демон лежал на полу, трясясь, причитая и скуля, как выпоротый щенок. Он даже не смотрел на меня”. Затем Хейгин совсем прогнал беса. «Иисус посмотрел на меня и сказал: “Спасибо тебе, что сделал это, потому что Я не мог этого сделать”. Это было для меня настоящим шоком, это потрясло меня. Я ответил: “Господь, я знаю, что я просто не расслышал, что Ты сказал. Ты, наверное, сказал, что Ты не хотел этого сделать, не так ли?”. Он ответил: “Нет, если бы ты не прекратил этого, Я не смог бы этого сделать”».

Итак, Хейгин использует имя Иисуса как свою собственность, как свой личный магический талисман.Алексей Ледяев

Другая характерная Для «Движения веры» теория, которую они обозначают английской аббревиатурой JDS (Jesus Died Spiritually), в переводе прекрасно ложится в русскую аббревиатуру ИУД – «Иисус умер духовно». Оно исходит из того, что только духовные страдания, но ни в коем случае не физические, могут привести к духовным результатам. Более того, даже физическая смерть не может принести духовных результатов; никто не может умереть за кого-либо другого, и даже Христос, когда Он умер на Голгофе, умер за собственные грехи, поэтому Его победа над смертью была лишь иллюзией. И последнее слово Христа «Свершилось» было лишь «словом веры», поскольку на Кресте не свершилось ничего. Проблема в том, говорят сектанты, что, будучи Сыном Божиим, Христос был духом, а «дух не может умереть». Поэтому на Кресте Христос умер духовно (ИУД). Они считают, что примирительная работа Иисуса по-настоящему началась только тогда, когда, умерев духовно на кресте, Он приобрел природу сатаны. Три дня сатана терзал и мучил Его в аду, покуда Бог не счел, что этого достаточно. Тогда Он по Своему «слову веры» воскрес и был рожден свыше – точно так же, как христиане, обращаясь и крестясь, рождаются свыше. А после «рождения свыше» Он обрел природу Бога и был воплощен как Бог, три дня пробыв перед этим в природе сатаны.

Победа Христа над смертью, по словам идеологов ИУД, заключается в обретении Христом природы Бога после трех дней пребывания Его в природе сатаны. Именно в этом заключено основание для победы каждого христианина. Когда мы рождаемся свыше, мы делаемся Богами (еще одна оккультная идея). Когда мы поймем это и начнем реализовывать нашу божественность в жизни, мы завоюем мир. И когда это будет свершено, Христос вернется на землю, и мы вручим Ему Царство. В этом и состоит учение ИУД. Понятно, что это небиблейское и нехристианское учение – плод дуалистической философии, лежащей в основе мировоззрения «Движения веры». Мировоззрение это фактически отрицает Божество Христа, не говоря уже о том, что кощунственно и богохульно утверждает, что Иисус обрел сатанинскую природу.

4. Контролирование сознания в секте

При вербовке новых членов секты хороши все средства. Так лидер российской секты «Церковь новое поколение» А. Ледяев рекомендует уподобиться диаволу: «Что имел в виду Христос, когда говорил о змеиной мудрости? Для этого не нужно копать научную энциклопедию, а всего лишь обратиться к книге Бытия. Змей проник на вражескую территорию так тихо, что Сам Господь Бог не заметил его – без шума и скандала. Для чего? Чтобы приобрести, по крайней мере, некоторых, чтобы увести их в свой лагерь.

Разжечь скандал – большого ума не надо, но чтобы из лагеря противников спасти людей, для этого требуется огромная мудрость. Змей нашел слабое место—женщину, когда она была одна... Операция прошла блестяще.

Научись без шума вторгаться на территорию противника. Найди слабое звено. Совершенно необязательно начинать с ”главного”. Задавай правильные вопросы и не болтай лишнего.

– А подлинно ли сказал ”главный”, что в нашу церковь нельзя ходить?

– Да, батюшка так и сказал, что вы все в ад идете, и если мы пойдем с вами, то умрем – гореть нам в геенне огненной и присно и во веки веков. Аминь.

Не раздражайся... но также мягко и сердечно продолжай:

– Нет, не умрете, приходите и вкусите, как благ Господь. Он прощает грехи, исцеляет от болезни, крестит Духом Святым и дает огромную радость. Когда вкусите Божьего Благословения, откроются ваши глаза, и вы станете как боги – детьми Божьими, причастниками Божественного естества.

Твоя помазанная речь непременно всколыхнет его чувства. Человек подумает: ”А что если и правда пойти в эту церковь”. И вот (пусть это будет женщина), она на служении. Помазание касается ее сердца – она принимает спасение и наполняется радостью и умилением... Будьте уверены, из-за любви к жене муж рано или поздно вкусит запретный плод. Когда, по обыкновению, их церковь соберется в прохладе дня, их там уже не будет...

Затем, безусловно, последует телефонный звонок: Адам, где ты?

– Теперь я на своем месте, ”святой отец”.

– Не вкусили ли вы запретный плод?

– Да, вкусили, как благ Господь, и теперь мы новая тварь во Христе Иисусе, ”святой отец”.

– Убирайтесь вон, еретики, из моей церкви!

– А мы уже давно убрались, “святой отец”.

Научись работать на чужой территории без срывов, осечек, инцидентов и скандалов».

«Слово Жизни» восприняло от «Нового мышления» идею, что устное слово обладает громадной творческой силой, нужно лишь научиться эту силу употреблять. Уроки начинаются с типичных методов контролирования сознания: «Очисти полностью голову от своих собственных мыслей и наполни ее словом Божиим! А затем провозгласи это слово, и случится чудо!».

Следовательно, «процветанцы» придают огромное значение провозглашению: устное слово, которое вы произносите, – это ваша власть вязать и решить в мире. Все сказанное вами должно произойти, и вы раз и навсегда связаны с произнесенным вами словом. Поэтому, скажем, если вы идете на собрание «словожизневцев» и вам говорят, что сейчас вас будут исцелять и что вы не можете не исцелиться, то далее все зависит от вас. Вы жаждете исцеления, и вот вам накладывают руки на голову или, скажем, бьют пиджаком. Если после этого вы скажете, что чувствуете себя плохо, то так вам и будет – по вашему слову. Если же вы скажете, что исцелились, то и будете исцелены. Всякие негативные заявления, учат пасторы-силовики, чрезвычайно опасны, потому что, произнося их, мы сами вносим болезни и несчастья в собственную жизнь.

Э.У. Кеньон учит, что в принятии исцеления есть три свидетеля: «Слово, боль или болезнь и ты сам. Решение за тобой. Если ты станешь исповедовать болезнь, то ты перечеркнешь Слово, которое говорит, что ты исцелен. Но если ты выровняешь свое исповедание со словом Божиим, то ты перечеркнешь болезнь. Библия учит, что устами двух свидетелей будет твердо всякое дело. Выбор за тобой. Согласись с болью, и будет господствовать болезнь. Но осмелься согласиться со Словом, и утвердится исцеление. Обстоятельства последуют за твоими действиями и исповеданием. В постоянстве и терпении знай, что Слово Божие не подводит. Отказывайся опираться на то, что ты видишь. Слово изменит то, что ты видишь. Исцеляйся от Слова и своего исповедания Иисуса как Исцелителя. Сатана пытался сказать тебе, что ты не спасен. Он приходит к новообращенным Христианам с сомнениями об их исцелении. Теперь же его симптомы боли или температуры пытаются убедить тебя, что ты не исцелен. Крепко держись знания Его Слова».

Это очень похоже на распространенную оккультную практику визуализации (т.е. творение реальности при помощи силы воображения), широко применяющуюся в неоязыческом движении «Нью эйдж». Визуализация уже тысячелетиями практиковалась колдунами, шаманами и знахарями. В своем воображении они представляли себе картины, которые затем направляли на других людей, веря в то, что смогут принести им воображенное ими благо или, наоборот, несчастье. Тем не менее многие харизматики даже не скрывают, что занимаются практикой визуализации.

Духовная война невозможна без духовного авторитета и беспрекословного повиновения ему. Структура неопятидесятнических сект строго авторитарна. Эта особенность основывается на неопятидесятническом учении о «теократии», т. е. о безраздельной власти пастора над своими последователями. Никакая критика внутри организации недопустима; если какой-то член организации начинает высказывать критические замечания в ее адрес, ему объясняют, что критика исходит от духа критики, который называется также «духом Иезавели», – демонического духа. По рассказам бывших членов различных неопятидесятнических сект, «духовными христианами» называются лишь те, кто встает на молитву в пять утра, а ложится не раньше двенадцати ночи. Пастор имеет право контролировать доходы прихожан, проверяя, насколько их десятина соответствует их реальным доходам, и накладывать на них взыскания, например в виде работы в его собственном (пасторском) доме. Важную роль в проведении в жизнь власти пастора играют так называемые «пророки» или «пророческие сосуды», т. е. ближайшие помощники главы секты. Их «пророчества» указывают верующим, как поступать в той или иной ситуации, сколько денег отдать пастору, в каком грехе еще покаяться и т. д. С помощью «пророков» в секте осуществляется тотальный контроль над членами. А жесткий контроль вкупе с методиками манипуляции сознанием способствует повержению членов в гипнотическую зависимость от пастора.

Групповое давление и всевластие лидера зачастую приводит к трагическим результатам: в конце 1998 г. мир был потрясен, когда по обвинению в избиениях и убийствах членов неопятидесятнической секты в джунглях Бразилии был арестован лидер секты. Он заявил, что таким образом изгонял бесов из своих последователей. Несколько месяцев спустя та же ситуация повторилась в далеком якутском городе Алдан, где сектанты захватили здание местной администрации. Телекадры с изможденными, избитыми детьми, от которых отказались родители – члены местной неопятидесятнической группы, —транслировались по всей России. Нескольких находившихся при смерти младенцев удалось в последний момент спасти, но через несколько дней было откопано тело десятилетнего Миши Дулова, замученного сектантами, изгонявшими из него бесов. Многие члены неопятидесятнических сект страдают депрессивными состояниями, среди них нередки попытки самоубийства. По данным шведской статистики, процент бывших членов секты «Слово жизни», которые оказались в психиатрических лечебницах, гораздо выше средних показателей. Многие из покончивших с собой членов секты до вступления в нее к психиатру не обращались. По данным, опубликованным в шведской газете «Sidsvenskan» 13.06.1991 г., клинический терапевт из Уппсалы Г. Свартлинг сообщает, что 85 % обследованной группы, состоявшей из членов «Слова жизни», заявили о резком сокращении контактов с семьей и старыми друзьями и о резком ухудшении личного благосостояния из-за крупных пожертвований в секту и выплаты десятины; 93 % сообщили, что они подвержены приступам панического страха и расстройству сна; 25 % всерьез предпринимали попытки самоубийства. Свартлинг делает вывод, что душевнобольные пациенты – члены «Слова жизни» – получают очень серьезные умственные повреждения с симптомами, указывающими на шизофрению.

Одна из причин серьезных психических расстройств – род исповеди, обязательной для всех членов секты. Исповедь основана на том же главном принципе «Движения веры» – «силе изреченного слова»: всякое слово обладает творческой силой, поэтому человек не имеет права исповедоваться в своих грехах, иначе он навсегда останется грешником; можно исповедоваться лишь в том, что свят и всесилен. Таким образом, человек остается один на один со своими внутренними проблемами и слабостями, которые он должен в себе подавлять, не имея права их высказать. Но он не может не замечать их присутствие в себе – и это при том, что, как он видит своими глазами, все остальные члены секты уверяют, что давно уже стали святыми и избавились от своих грехов. Опять эффект платья голого короля! В конце концов это приводит адепта к раздвоению личности, шизофрении, депрессивным состояниям. Человек даже не может сам себе признаться в своих ошибках, потому что винить он может только себя – Бог уже дал ему все, что мог, и больше Ему дать нечего.

Молитвенные собрания вводят сектантов в иррациональный экстаз, при котором они переходят в Другой мир, наполненный демонами, беспокойством, стрессом и отчаянием. Вместе с тем они делаются своеобразными наркоманами переживаемых на собраниях состояний и уже не могут жить без индуцированной эйфории от «языкоговорения», «повержения в Духе», «молитвы мук рождения» или пиджака Бенни Хинна, – только они спасают сектантов от черной бездны отчаяния. Таким образом руководство секты полностью овладевает сознанием ее членов.

Материя и творение Божие объявляются злом. От них нужно отречься. Все представляется в духовных категориях: это либо дух Бога, либо дух сатаны. Но единственный, кто мог бы нас спасти, – Христос – объявляется обретшим природу сатаны и утратившим силу спасать кого-либо. Богом объявляется сам человек; сам человек объявляется собственным спасителем.

Человек оказывается привязанным к системе, где самым главным показателем являются личные достижения. Только они могут доказать, что вы добились обожествления. В той же мере достижением (а не даром) для процветанцев считается и вера. Согласно учению «Движения веры», после того как мы делаемся христианами («рождаемся свыше»), мы делаемся заложниками нашей собственной победы, ключевыми словами которой являются ВЛАСТЬ и АВТОРИТЕТ.

5. Образ совершения молитвы

Концепция молитвы «Теологии процветания» не менее сомнительна. Она основана на упомянутом выше убеждении сектантов, что Бог не свободен и связан духовными правилами, которые мы можем познать и использовать к собственной выгоде. Суверенность и свобода действий Бога «процветанцам» незнакомы. Бог бессилен в борьбе, которая ведется в этом мире, и полностью зависит от «Слова жизни». Правила, которыми Бог связан, известны только истинным христианам, которые могут их использовать.

Хейгин утверждает: «Божие слово является юридическим документом. Новый Завет (завет значит "завещание") является завещанием Бога для меня, чтобы я приобрел все, что Его слово объявляет моим». Но завещанное мы получаем лишь от тех, кто умирает и навсегда уходит из этого мира. Фактически для «процветанцев» Бог умер. В этом мире Его нет, а в мире духовном Он покорно служит наследовавшим Его имущество, силу и власть сектантам.

Итак, неопятидесятники не верят Богу, понуждая Его исполнять желаемое при помощи правил, которыми Он связан. «Процветанцы» считают, что умелое использование устного слова действеннее молитвы. Слово, сказанное с верой во Творца и доверием Ему как Отцу, должно заставить Бога немедленно исполнить просимое, то есть, правильно произнося правильное слово, мы понуждаем Бога исполнить то, что мы просим. По-настоящему непоколебимые отношения с Богом-Творцом даются в качестве дара при крещении («завещании»). Это убеждение лежит в основании принципа молитвы, названном: «Назови – потребуй – получай» (Name it – claim it – get it!). Иными словами, нужно определить, что ты хочешь, верно сформулировать свое желание (очевидно, чтобы Бог не ошибся), потребовать это у Бога и пошире раскрывать карман.

Согласно «Движению веры», люди находятся в центре вселенной, откуда протянуты нити и «Вверх», и «вниз». Молитва приобретает характер манипулирования людьми духовным миром, с тем чтобы результаты из духовного мира проявлялись в мире физическом. Это чистейший пример оккультно-магического подхода к молитве. «Оккультный» значит «потаенный»; люди, вовлеченные в оккультизм, пытаются высвободить тайные силы с помощью совершения неких обрядов и проникновения в тайные законы. Такой подход весьма сходен с гностическим, который воспринимает духовное как верховный и основной элемент, а физическое – как низшую сферу. Оккультное знание для «Слова жизни» – сообщение от Духа Божия, которое напрямую передается нашему духу. Такое знание, считают они, дает им откровение – например, как понимать тексты Писания. Никто из тех, кто находится за рамками «Движения веры», не способен понимать Писание, потому что он не получил откровенного знания.

Характерным признаком молитвы в «Движении веры» является так называемое «повержение в Духе» или «покой в Духе». Этим термином неопятидесятники обозначают феномен, когда, обычно после возложения на них рук (или делания пассов в их сторону), люди падают на пол (как правило, на спину) и некоторое время либо лежат неподвижно, либо бьются в экстазе, безудержно хохочут, рыдают или кричат.

Особый род молитвы называется «молитвой мук рождения». Молящийся такой молитвой должен просто кричать изо всех сил, не произнося никаких слов и стараясь вопить как можно громче и дольше. Ульф Экман говорит, что такая молитва еще более важна и действенна, чем говорение языками.

Еще одна характерная черта «Движения веры» – так называемый «феномен Торонто» (сами неопятидесятники называют его «Торонтское благословение»), или «святой смех». Проповедник Родни Ховард-Браун, называвший себя «барменом Святого Духа», заражал истерическим многочасовым смехом громадные аудитории. Люди «упивались» этим смехом, катались в истерике по полу, теряли сознание. Это называлось питьем «нового вина» святого смеха, «евангельским пробуждением» и «радостью о Господе». Смех заразителен – те, кто получают «помазания» от Ховарда-Брауна, получают и власть распространять этот смех и заражать им остальных.

Все эти экстатические практики коренятся в убеждении неопятидесятников, что присутствие Бога можно почувствовать физически. Таким образом, отношения с Богом сводятся исключительно к физическим переживаниям, которые и делаются главным критерием и знаком присутствия Божия, причем сам человек совершенно не контролирует себя и зачастую даже не помнит, что с ним происходило. Пасторы грамотно (при помощи музыки, света, особых телодвижений, пассов, многократных повторений ключевых слов, рассаженных в зале в ключевых местах клакеров, «спонтанно» задающих тон для поведения и для нужных реакций зала и т. п.) вводят зал в трансовое состояние, которое и объявляется знаком нисхождения Духа. Эти ощущения и переживания индуцированной эйфории быстро делаются для сектантов своеобразным наркотиком: в кровь выбрасываются большие дозы эндорфинов и адреналина, и вскоре у человека вырабатывается стойкая зависимость от них. Он больше не может жить без того «кайфа», который он получает на собраниях, и даже в перерывах между «служениями» испытывает синдром абстиненции. И как наркоман отдает все, что имеет, в обмен на еще одну дозу дурмана, так и сектант тащит в секту последнее, чтобы вновь пережить экстаз, без которого его жизнь делается черной ямой, исполненной ужаса и отчаяния. Бывшие члены рассказывают о людях, которые, утратив эти ощущения, пропадали из дома, вешались, обливали себя бензином и поджигали и т. д. Рассказывают также об одном «служителе», который после заключения некоего договора с «Духом» утратил полруки, положив ее под идущий поезд.

6. Выводы

Из всего вышесказанного совершенно очевидно, что «Движение веры» не может считаться христианским движением – это грубая магически-оккультная система, построенная на психическом манипулировании и контролировании сознания. Прикрываясь псевдохристианской фразеологией, она отрицает практически все положения исторического христианства. Само название «Теология процветания» кощунственно, ибо основывается на том, что христианская вера гарантирует ее носителю богатство и процветание, а это противоречит словам Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня» (Мф. 5:11); «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). По существу «процветанцы» отрицают Крест Христов, без которого христианство теряет всякий смысл и делается лишь кощунственной пародией на самое себя. Именно к ним относятся слова Господа: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).

Проверочные вопросы:

  1. Как можно охарактеризовать «Движение веры»? Какие секты входят в это движение?
  2. Насколько распространены в мире неохаризматические неопятидесятнические секты и каково их влияние?
  3. Что представляет собой пятидесятническая и неопятидесятническая «молитва на языках»? Какое обоснование этого приводят сектанты из Священного Писания? Почему глоссолалию нельзя считать «даром языков»?
  4. Каким образом обеспечивается в секте контроль над сознанием адептов?
  5. Каковы причины психических расстройств членов секты «Слово жизни»?
  6. Как молятся «процветанцы»?
  7. Почему «Движение веры» нельзя назвать христианским?

Видеоматариалы:

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений. Неопятидесятники

Диспут отца Олега Стеняева с харизматами