11. Псевдобиблейская секта «Церковь Христа»

Цель занятия – рассмотреть псевдобиблейскую секту «Церковь Христа».

Задачи:

  1. Рассмотреть основные принципы устройства секты «Церковь Христа».
  2. Дать информацию о методах контролирования сознания в секте.
  3. Рассмотреть вероучение секты.
  4. Дать информацию о подготовке к крещению и работе с новообращенным.

План занятия:

  1. Обсудить со слушателями, какие черты, на их взгляд, характерны для псевдобиблейской секты.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с видеоматериалом.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. Издание 3-е переработанное и дополненное, Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008.

Ключевые понятия:

  • Наставничество;
  • Повиновение;
  • Лидер кружка;
  • Евангелист;
  • Старейшина;
  • Крещение;
  • Десятина.

Содержание (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Как выстроена иерархия в «Церкви Христа»?
  2. Какие факторы способствовали возникновению и успешному распространению наставничества?
  3. Какие правила, принятые в секте, способствуют ее финансовому благополучию?
  4. Какие методы используются в секте для контролирования сознания?
  5. Каким образом в секте создаются браки?
  6. Каково учение секты «Церковь Христа»?
  7. Каково содержание подготовительных ко крещению занятий?
  8. Какую работу проводят с новообращенным?

Иллюстрации:

Сектанты из "Церкви Христа" на улицах Новосибирска

Видеоматериалы:

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений

 

1. Устройство секты «Церковь Христова»

2. Методы контролирования сознания в секте

3. Вероучение секты «Церковь Христова»

4. Крещение в «Церкви Христовой» и жизнь новообращенного

1. Устройство секты «Церковь Христова»

«Церковь Христа» (ЦХ) обычно называется по городу, в котором она обретается: «Московская Церковь Христа», «Петербургская Церковь Христа», «Краснодарская Церковь Христа» и т.п. Все они происходят от «Бостонской Церкви Христа», поэтому сектоведы чаще всего обозначают «Международные Церкви Христа» как «Бостонское движение». Иногда можно встретить термин «Церковь Христа на перепутье (или на перекрестке)»; это тоже одно из их названий. Иногда они называются «Христианская церковь в...» или «Центральная христианская церковь в...». Сейчас центр ЦХ находится в Лос-Анджелесе, и ее членство по всему миру составляет около 120 тысяч человек.

Эта совсем новая секта была основана в 1979 г. американским пастором по имени Томас (Кип) Маккин (род. 1955 г), сыном адмирала военно-морского флота США. Когда он стал пастором, во Флориде его обратил в свое весьма своеобразное понимание христианства пастор Чарльз Лукас. Главное, чему Чарльз Лукас научил Маккина, – это теория «наставничества». Наставничество означает, что каждый член ЦХ находится под постоянным чутким руководством другого члена этой «церкви». Например, когда на улице к вам подходит член ЦХ, обращает вас и приводит в собрание, то он, как правило, и делается вашим наставником; новообращенный находится под его постоянным наблюдением и водительством. Тот, кто вас привел, в свою очередь, действует под водительством еще более авторитетного члена ЦХ – в частности, лидера кружка по изучению Священного Писания (в России эти кружки называются «Беседами по изучению Писания» – это низовой уровень организации). Лидеры «Бесед» находятся под руководством евангелистов, а те – под руководством старейшин. И так – до самого конца, до небольшой группы людей, которые окружают самого Кипа Маккина, и которых пасет он сам. На вершине пирамиды находится Маккин, у которого наставника нет.

Такое подчинение – корень и основа ЦХ, ибо так здесь понимается подражание Христу: как Христос был послушен даже до смерти, так и каждый член «Бостонского движения» должен быть послушен своему наставнику. «Ослушаться наставника – значит ослушаться Самого Христа», вновь и вновь повторяет руководство секты. В результате создается авторитарный режим, в котором поощряется подражание каждого члена секты своему наставнику, тот подражает своему наставнику и т.д. – до самого верха пирамиды. Получается, что вся группа состоит из множества маленьких кипов маккинов, потому что все возводится к Маккину, и его образ распространяется сверху вниз.

Главная провозглашенная вначале Кипом Маккином цель была евангелизация всего населения Земли в течение жизни одного поколения. Допустим, что при основании своего движения он, возможно, руководствовался самыми альтруистическими и даже, может быть, благородными побуждениями: открыть Христа (так, как он Его понимал в своем неопротестантском окружении), открыть церковь для новых и новых людей. Может быть, и сейчас он руководствуется теми же идеями, но у него уже было достаточно шансов, чтобы оценить тот вред, который наносит человеку и обществу основанное им движение.

Причины, породившие наставничество и способствующие его распространению в харизматическом движении, очевидны: в обществе, все более и более поглощаемом потребительством и все более и более отходящем от Бога, искренне ищущая Бога молодежь, выросшая в евангелическо-постпротестантских кругах с их железным принципом безусловного отвержения всего, что не относится к Библии, на уровне интуиции ощущала свою ущербность, проявлявшуюся в отсутствии в их христианской жизни Предания. «Движение наставничества» было попыткой нащупать это Предание и ввести его в жизнь христианина, желающего посвятить себя Богу. Лидеры-наставники утверждали, что они нашли путь, открыли способ, как полностью отдать себя Христу. Этот способ – полное повиновение и полная подотчетность «учеников» своему «наставнику». Но поскольку они не имели понятия о подлинном духовном наставничестве, его методах, целях и задачах, поскольку они, находясь вне Предания, попытались создать его, у них возник лишь эрзац – жалкая пародия на подлинное Предание.

Лидеры «Движения наставничества» утверждали, что они открыли обновленное библейское понимание правления Бога на земле, которое базируется на делегированной власти и верности договору-завету. Но на практике выходило, что такая же молодежь, лишь обратившаяся чуть раньше, восприняла на себя учительско-духовническо-старческую функцию, и жизни многих людей оказались зависимыми от более или менее тоталитарного руководства не готовых к этому, неопытных, находящихся вне единого церковного Предания, а зачастую и алчных и недобросовестных людей. На практике подотчетность значила подавление всякой личной свободы и принуждение к отказу от всех мнений и убеждений, которые отличались от мнений и убеждений лидера.

Когда Кип Маккин организовал свое движение и ввел практику наставничества, то благодаря активной прозелитической деятельности его самого и его учеников и последователей, произошел резкий прирост сектантов. Средний прирост Бостонской церкви за первый год составил тысячу крещений и примерно столько же – за второй. Так началось распространение нового движения – согласно провозглашенному Маккином в 1981 г. плану евангелизации всего населения Земли в течение одного поколения. Вскоре церковь, где Маккин был пастором, оказалась для него мала, и началась практика, которая продолжается по сей день, – аренда стадионов, больших общественных помещений для проведения воскресных богослужений.

Начали создаваться филиалы ЦХ в других городах. «Материнская церковь» (это их термин) в Бостоне образовала 24 «опорные церкви» (тоже их термин) в разных городах Америки и Англии. Эти церкви положили начало другим церквам. И здесь налицо пирамидальная структура: мать-церковь, 24 опорные церкви, каждая из которых в свою очередь основывает свои церкви. И каждая церковь-основательница занимается наставничеством по отношению к своим филиалам-церквам не только на личном, но и на организационном уровне.

Вскоре молодые новообращенные Кипа Маккина почувствовали вкус к такой деятельности, потому что благодаря руководству большими группами людей у них получилась очень неплохая в финансовом отношении жизнь. Например, в Англии каждый из лидеров местной верхушки ЦХ получал, кроме жалованья (которое сравнительно невелико – около 1000 долларов в месяц), еще и около 3 тысяч долларов на представительские расходы, а также бесплатные квартиру, коммунальные услуги и машину. В США член руководящего звена секты получал от 80 до 140 тысяч долларов в год плюс бесплатные жилье и машину. Руководящее звено секты часто использует рядовых членов в качестве бесплатной домашней прислуги. И это при том, что подавляющее число членов секты живет в очень стесненных обстоятельствах, часто отдавая последнее.

Как и в других сектах, деньги собираются адептами на улицах, а члены секты платят десятину (к тому же из них постоянно что-то вытягивают дополнительно). Логика – как у мормонов: десятина – это то, что принадлежит Господу, поэтому, отдавая ее, вы ничего не отдаете, а если вы действительно хотите что-то пожертвовать, то нужно дать сверх десятины. Руководство секты всегда требует от рядовых членов больше денег и больше новых учеников. Лишь эти два показателя являют, насколько они преуспели в христианстве. Некоторых из них руководство призывало сдавать за деньги свою кровь или голодать неделю, чтобы сэкономленные таким образом деньги отдать ЦХ.

Сам Маккин, его жена и их трое детей живут в роскошном доме стоимостью в 400 тысяч долларов в престижном районе Лос-Анджелеса, то есть жизнь им обеспечена вполне спокойная и респектабельная, хотя, если сравнить ее с жизнью лидеров других сект (например, Муна или руководителей сайентологов), она окажется несколько поскромнее. Но главное здесь не деньги, а абсолютная власть над членами секты.

В ЦХ праздников не признают – ни православных, ни вообще христианских. На Пасху устраивают собрания, но исключительно для внешних, потому что в России это очень чтимый праздник. Но вообще Пасха не считается особым днем. Постом считается полное воздержание от пищи, и постятся за что-нибудь или за кого-нибудь (за избавление от греха, за подругу или невесту) от одного до семи дней по указанию наставника. Деньги, сэкономленные на пище во время такого поста, передаются секте.

В общении с членами секты нужно иметь в виду, что это люди очень убежденные, но осознанной веры у них нет. Если об их вере сказать что-то нелестное, то разговора не получится; если их веру ругают, они считают, что претерпевают гонения за веру. Среди тех, кто из ЦХ выходит, есть люди, которые переходят в Православие, но процент этот неизвестен: люди, покинувшие секту, избегают контактов, и найти их очень трудно.

В последнее время Международная ЦХ проиграла несколько судебных процессов, ее вербовщики были изгнаны с территорий нескольких университетских городков в разных странах мира. Впрочем, активность секты от этого не поубавилась.

2. Методы контролирования сознания в секте

Поведение, выбор общения, все решения, которые принимают члены секты, находятся под постоянным наблюдением и контролем. Как и в любой секте, там очень жесткий график: каждое воскресенье – молитвенное собрание с причащением (практически на весь день), во вторник – так называемое «семейное время», то есть встречи по домам, небольшими группами (это называется «малой церковью», или «домашней церковью»). В этих малых группах проводятся еженедельные денежные сборы, за результаты которых несет ответственность лидер группы. Каждому участнику выдается конверт с его фамилией, так что лидер прекрасно знает, кто сколько пожертвовал, и может применить меры воздействия на тех, кто, по его мнению, недодал. В пятницу – групповое изучение Писания (так называемая «Беседа о Библии»). По меньшей мере раз в неделю – вечер социального общения, где все должны собраться и общаться друг с другом. В субботу – обязательное свидание (об этом ниже). Каждый день адепты обязаны изучать Писание, и, конечно, каждый член «Бостонского движения» должен ходить по улицам и квартирам, чтобы вербовать новых членов. В лучшем случае у адепта остается лишь один свободный вечер в неделю. Времени ни на работу, ни на учебу, ни на личную жизнь совсем не остается. Спать больше 6 часов членам секты не рекомендуется. Каждого, кто спит больше, называют чревоугодником.

В заметках, которые были сделаны во время библейских занятии членами ЦХ, рядом со словом повиновение обычно стоят такие слова, как спасение, новая жизнь, надежда, блаженство и т. п., то есть все эти слова ассоциируются с повиновением, с послушанием. Это очень важно при контролировании сознания – выстроить ассоциативный ряд.

В действительности принятое в секте повиновение есть то, что лишает человека всякого доверия к самому себе. Известен случай, когда секретарша (член ЦХ) перед тем, как печатать для начальника бумажку, всякий раз звонила своей наставнице и спрашивала, нужно ли ей это делать. В некоторых американских отделениях «Бостонского движения» каждый его член заполняет еженедельно подробную анкету, где пишет обо всем, что с ним произошло за это время, в том числе и сколько раз он имел физическое общение с супругой.

В секте делается все возможное, чтобы адепты ни на секунду не оставались одни. Также нельзя встречаться с девушкой (или с молодым человеком) по своему произволению. Для встреч есть один день недели – суббота. Вечером этого дня все неженатые члены ЦХ ходят на свидание, или, как оно называется на языке секты, дэйт (от англ. date). Это – обязательная процедура, уклониться от которой невозможно. Невозможно и отказать в свидании пригласившему (или пригласившей) вас. Свидания назначаются по вторникам. При этом, по словам бывших членов, инициатива выбора партнера, как правило, исходит от сестер. Одиночные свидания не поощряются – можно ходить только на такие встречи, где две или больше пар гуляют вместе. С той девушкой, в которую вы влюблены, поначалу можно встречаться только один раз в месяц, а остальные три субботы вы должны встречаться с другими, чтобы никого не обижать тем предпочтением, которое вы оказываете своей избраннице. Только через некоторое время, если вы проявляете настойчивость и чувствуете стойкую симпатию к какой-то девушке – своей сестре по движению, то по согласованию с лидером вы можете предложить ей стать вашей подругой. Это происходит в торжественной обстановке с цветами и шампанским. После этого вам разрешается «строить отношения» в течение полутора лет и встречаться друг с другом каждую субботу (само собой разумеется, не наедине). Все, что можно позволить себе, – это в составе большой группы ходить по субботам вместе на какое-то мероприятие: в театр, на выставку, в кино, на стадион и т. п. Дважды в неделю юноша имеет право проводить девушку домой, в остальные дни ее провожает другой брат, который ее другом не является.

Все симпатии согласуются с лидерами. Наставницы девушек договариваются с наставниками юношей, можно ли их подопечным встречаться друг с другом. Помимо свиданий, позволяется один раз в неделю 15-минутный телефонный разговор. Иногда, в виде особого поощрения, лидер позволяет раз в неделю чмокнуть друг друга в щечку. После 18 месяцев субботних свиданий вы можете получить разрешение на обручение, а через три месяца после обручения вы должны пожениться. Однако к лидерам это не относится. Им можно проходить через все эти ступени гораздо быстрее.

Эффект, который оказывает на личность такой контроль, может привести к самым печальным последствиям. В ЦХ очень велик процент нервных срывов, психических расстройств, попыток суицида.

В ЦХ действует градация по возрастам: отдельно воспитываются подростки, не достигшие 17 лет, отдельно – студенты, а есть еще группа, которая называется «рабочей», или «солидной» («солидняк»). Солидны они не обязательно по возрасту (солидным можно быть и в 18 лет), но если адепт, например, уже полтора года как крещен, продвинулся на духовном пути и обратил в ЦХ как минимум пять человек, его записывают в «солидные». Сюда же входят люди, которые не учатся, а работают. Сейчас среди членов «Московской ЦХ» немало преуспевающих бизнесменов.

Возможности для роста в организационной структуре секты существуют для мужчин, женщины там не особенно продвигаются. Впрочем, там существует женское наставничество, потому что наставник и подопечный должны быть только одного пола. Конечно, нельзя сказать, что все, кто приходит в ЦХ, непременно приходят за властью, но, попадая туда, они оказываются в замкнутой системе, которая дает возможность честолюбивым молодым людям восходить на вершину, тем более что стремление наверх и жесткий дух соперничества в ней только поощряются. И, как в любой замкнутой системе, в любой секте, эта власть (даже и над небольшим количеством людей) носит гораздо более всеобъемлющий характер, чем в любой внешней системе.Сектанты из "Церкви Христа" на улицах Новосибирска

В замкнутом пространстве секты люди получают такую власть, такое обожание, такое подчинение им, что это невозможно сравнить ни с чем, что бывает вне секты. В любой подобной замкнутой системе ценностей власть бывает абсолютной. Тут уместно еще раз процитировать изречение Черчилля о том, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Так оно и бывает. Попадая в секту, люди видят, что внутри этой системы можно сделать такую потрясающую карьеру, которая никому вовне и не снилась.

Важно, что подавляющее большинство сект работает с молодежью – с людьми, которые пока еще ничего не достигли в жизни. Сектантам важно захватить юношу или девушку именно в начале их пути, чтобы из них можно было «сделать человека».

Когда говорят о психологии жертв сектантства, надо помнить, что в каждой секте есть модель восхождения, благодаря чему люди становятся беззаветно преданными секте (и не только низовые ее члены, но и верхушка), потому что она дала им все, что у них есть. Теперь это уже их профессия – быть «профессиональным сектантом». Ничего другого они делать не умеют и жизни вне этой системы даже в кошмарном сне представить не могут. Это называется – пожизненное рабство.

3. Вероучение секты «Церковь Христова»

Основные вероучительные моменты ЦХ заключаются в следующих пунктах: Библия – единственное истинное послание Бога людям, люди спасаются не только верой, но и повиновением, только крещеные ученики являются христианами, после крещения каждый новый христианин должен быть научен или «наставлен» в вере и в жизни более опытными христианами, и, наконец, каждый ученик должен делать все возможное для роста и распространения «Церкви».

Известно, что псевдобиблейские секты, заявляющие о своей полной укорененности в Библии, обычно основываются на какой-то вырванной из общего контекста части Библии, забывая обо всем остальном. Поэтому их теории по меньшей мере весьма односторонни. Такой частью Библии для бостонской «Церкви Христа» является книга Деяний апостольских. По всей видимости, она когда-то произвела сильное впечатление на Кипа Маккина, и, формируя свою секту, он взял Деяния за основу. Впрочем, и эту книгу в ЦХ воспринимают весьма избирательно.

Чтобы стать членом ЦХ, нужно искренне покаяться в своих грехах, признать, что ЦХ – единственный путь к спасению, и принять учение о повиновении. После этого человек (если он взрослый) может быть крещен полным погружением в воду; это называется «крещением в ученики». Слово «ученик» – ключевой термин. В ЦХ утверждают, что гораздо правильнее христиан называть учениками, так как в Новом Завете, дескать, слово христианин упоминается всего три раза, а ученик – 270 раз. На самом первом занятии с потенциальными адептами инструктор пишет формулу: ученик = христианин = спасенный. Эта формула, как магическое заклинание, должна постоянно присутствовать у адептов в голове.

Четкой доктрины о грехе в ЦХ не разработано (вообще здесь очень мало сколько-нибудь разработанного богословия). Из высказываний лидеров секты можно сделать вывод, что грехопадение Адама либо вовсе отрицается, либо его значение сильно преуменьшается. Каждый отвечает за свои грехи, которые смываются крещением; при этом ссылаются на стих из книги пророка Иезекииля: «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына» (18:20), естественно, не подозревая, что первородный грех не подразумевает первородной вины.

В отдельных филиалах ЦХ практикуется повторное и даже третье крещение: накопились новые грехи – нужно опять креститься. Иногда, пробыв несколько лет в ЦХ, человек вдруг заявляет, что его первое крещение было ненастоящим, а вот сейчас он наконец созрел для настоящего крещения. Тогда его крестят по второму разу. Эта практика базируется еще на одном странном учении ЦХ, согласно которому крещения Святым Духом больше не существует: оно было исполнено однажды и более не нужно; просто во время водного крещения Святой Дух может войти в нас – а может и не войти, и в таком случае необходимо повторное крещение.

Но главное в «догматике», в жизни и деятельности ЦХ, да и во всем существовании секты – это учение о повиновении. ЦХ является представителем Иисуса Христа. Как апостолы беспрекословно подчинялись Христу, так и мы должны подчиняться церкви, то есть на самом деле наставникам. Вспомним часто повторяемые слова сектантов, что ослушаться наставника – значит ослушаться Самого Христа.

Сектанты говорят, что наставники могут ошибаться, но их надо все равно слушаться, что бы они ни говорили. Таким образом – через послушание и повиновение – вы спасетесь, потому что даже Христос повиновался Пилату, а Бог Отец это повиновение обратил ко всеобщему спасению. Каждый должен быть послушен, несмотря ни на что.

Интересная метаморфоза произошла с понятием причастия. Международная ЦХ трактует причастие как некий символ Тела и Крови Христа. Совершать его нужно, чтобы настроиться на благочестивые воспоминания о распятии Христа. Их урок о том, как молиться во время причащения и о чем при этом думать, носил название «Назад ко Христу». Имелось в виду историческое событие, которое произошло в глубокой древности и которое желательно со слезами умиления вспомнить, когда принимаешь кусочек хлеба и глоточек вина. Среди рядовых членов «Московской ЦХ» распространилось по непонятной причине мнение, что причащение – это тайна; об этом иной раз говорят наставники.

Естественно, в самом воспоминании никакой тайны нет. При разговоре с рядовыми сектантами о том, как они молятся перед причастием, создается впечатление, что у них есть желание, чтобы это были Тело и Кровь Христа, а не какое-то особое воспоминание. Но дело в том, что рядовые члены ничего не решают, у лидеров же отношение вполне сложившееся – нужно вспомнить распятие – и все. И хотя на общих собраниях ЦХ, куда приходят не только члены секты, посторонним предлагают воздержаться от причащения ради своей совести, тем не менее каждому предоставляется возможность понимать это, как он хочет.

4. Крещение в «Церкви Христовой» и жизнь новообращенного

Мельчайшая ячейка ЦХ называется «Беседа о Библии». В ней от 4 до 10 человек, которые подчиняются наставнику самого низкого ранга – первичному наставнику. Каждую неделю они проводят беседу о Библии, отсюда их название. Они собираются где-нибудь на квартире или в институтской аудитории и приглашают самых разных людей. Просто подходят и спрашивают: «Вы не хотели бы узнать подробнее о Библии? Цель у них при этом, как и у лидеров других подобных собраний, – обратить как можно больше людей. Они просто молятся на статистику (в этом они тоже схожи с иеговистами). Принимается месячный план: «Наш сектор должен за этот месяц окрестить двадцать девять человек». Есть и индивидуальные планы. Например, еще недавно каждый адепт должен был «пригласить» (то есть привести на собрание) не менее трех человек в неделю, иначе он будет сурово наказан длинной выволочкой перед всем собранием. Вот так и получается, что пристающие на улице к каждому прохожему сектанты часто проповедуют не так, что «от избытка сердца говорят уста», а из самого банального страха наказания и чувства соперничества.

Перед крещением бывает подготовка: человек должен посетить пять многочасовых занятий по Библии (которые проводятся на чрезвычайно высоком эмоциональном подъеме) и выучить наизусть 25 цитат. Об этих занятиях стоит поговорить поподробнее, так как они являются в своем роде классическим примером подавления личности адепта.

Новоприведенного, как водится, «бомбардируют любовью», ни на секунду не оставляют одного и уговаривают пойти побеседовать о Библии, «чтобы побольше узнать о нашей церкви». Обычно очень трудно бывает отказать столь доброжелательным к тебе людям, которые к тому же кажутся такими отличными и «своими в доску» ребятами. Так человек попадает на первое занятие из пяти. Оно посвящено понятию ученичества. Потенциальному адепту берутся объяснить, кто такие ученики Христа. Буквально через несколько минут новопришедшего огорошивают вопросом в лоб: «Ну как, ты уже принял решение креститься у нас? Как, ты колеблешься? Ты не хочешь стать учеником Христа? А Его первые ученики небось были позанятей твоего, но и то бросили все свои дела и сразу пошли за Ним!».

Второе занятие посвящено Библии, тому, для чего она нужна и как следовать ей буквально. Как говорят бывшие члены секты, в конечном итоге оказывается, что Библия нужна им для упражнения в самоправедности и для того, чтобы обличать друг друга при помощи заученных стихов из Писания.

На третьем занятии проходят покаяние и крещение. Адепту зачитывают список грехов из Послания апостола Павла к Галатам (5:19-21) и опрашивают по списку: «Это у тебя есть? Ну, сознайся, есть?». Само собой, никакой тайны исповеди у них нет, так что признаваться во всем нужно перед всеми, а затем обещать, что раз и навсегда от этого отказываешься. Наставник аккуратно записывает все грехи адепта, а затем (естественно, без его ведома) детально обсуждает их с вышестоящими лидерами. Часто увлекательное занятие духовным эксгибиционизмом затягивается надолго, и поэтому рассказ о крещении переносится на следующий день.

Об особенностях понимания крещения в ЦХ уже было сказано выше. Можно добавить лишь то, что если спросить о крещениях в остальных церквах, то ответ можно получить разный. Человеку внешнему сектанты скорее всего скажут, что в других церквах крещение «не совсем полное и действительное». Может быть, скажут они, ваше крещение действительно на 95 процентов, но все же не на все 100. Вот и думайте, и гадайте, что это значит и можете ли вы спастись, если крещение ваше действительно всего на 95 (а может, на 89?) процентов. Ведь спастись-то можно, только приняв стопроцентное крещение!

На четвертом занятии разбирается понятие Церкви, естественно, единственная истинная церковь – это ЦХ. Единственные святые, единственные спасенные – это ученики, все остальные – грешники. Если бы они были святыми, то они уже давно были бы членами нашей семьи.

Пятое занятие посвящено Распятию. Прошедшие называют его эмоциональным шантажом. Инструктор подробно, во всех физиологических деталях описывает этот способ казни и те муки, которые тогда претерпел Христос, а затем кричит ученику: «Вот видишь, что ты с Ним сделал! Это ты виноват! Ты распинаешь Его сейчас! Из-за тебя Он терпит эти муки! И ты отказываешься принять Его? Ты отказываешься креститься и облегчить Его страдания?». Перед таким напором мало кто устоит, и с согласившимся будет подведен «подсчет стоимости», или «взвешивание». В Евангелии Спаситель говорит о человеке, который собирается строить дом: прежде нужно сесть и подсчитать, во что это обойдется. Это своего рода экзамен, проверка того, как обучившийся премудрости ЦХ человек ее усвоил. Обычно перед «подсчетом» человека тихо готовят в углу всем правильным ответам и подсказывают ему нужные формулы, иначе догадаться, как отвечать верно, было бы весьма затруднительно. Скажем, на вопрос: «Какова твоя добрая исповедь?» – должен следовать ответ: «Иисус – мой Господь».

Затем наставник высокого ранга садится с тем, кто должен креститься, и с тем, кто занимался с ним изучением Библии, и начинает выяснять, какие грехи есть у кандидата. Тот должен вновь совершенно откровенно рассказать обо всех грехах, которые были у него в жизни, и пообещать, что он от всего этого отказывается. Далее он заученными формулами должен подтвердить свое убеждение в том, что никакая другая церковь в мире спасения не приносит и принести не может. Если он был крещен раньше в другой церкви, то это не считается.

Если он все принимает и на все вопросы отвечает правильно, ему разрешают креститься. Крещение совершается в одно погружение со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». При этом слова произносить не обязательно, можно просто сказать человеку, когда его ведут к ванне или к бассейну, что он будет сейчас крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крестить может любой ученик. Вначале крестили только лица мужского пола, но затем ввели правило, что женщин должны крестить только женщины. Когда было много обращений, для крещений арендовали бассейны и крестили сразу по 10-20 человек. Теперь крестят в квартирных ваннах, но обязательно полным погружением. На сектантском жаргоне это называется «макнуть».

Считается, что после крещения начинаются искушения, единственная защита от которых – инструкция для новообращенных «40 дней учения». Здесь даны темы для изучения Библии на 40 дней от момента крещения. Тогда же новообращенного адепта готовят к уличной вербовке, неотъемлемой части веры и жизни ЦХ. Готовят по специальным инструкциям для внутреннего пользования. Вербовку нужно разыгрывать в лицах. «А как ты пригласишь девушку в шляпе? Юношу в джинсах? Милиционера? Дяденьку в очках? и т. д.». Еще одним чрезвычайно важным элементом жизни ЦХ является так называемое «тихое время». Это обычно утреннее время, выделенное на изучение Библии и молитву. «Наставники» допрашивают учеников: «А какой библейский стих ты читал утром? А почему не другой? А где ты его читал? А с кем? А что ты при этом подумал? А сколько часов ты сегодня выделил на тихое время? Как, всего час? Нужно два! Три! Неужели ты не хочешь отдать это время Иисусу? Давай встретимся завтра в 6 утра, чтобы провести тихое время вместе». Никакие оправдания о других обязанностях и делах не действуют. В таком случае наставник сажает адепта возле себя и говорит приблизительно следующее: «кто для тебя важнее – Бог или родители?»  Если выбираешь родителей, следует угроза проклятия и попадания в ад. Говорится это не спокойно, а в темпе, с напором, глядя в глаза бедному колеблющемуся члену церкви.

Естественно, вскоре после начала такой жизни и от учебы, и от работы, и от домашних приходится отказываться.

Проверочные вопросы:

  1. Как выстроена иерархия в «Церкви Христа»?
  2. Какие факторы способствовали возникновению и успешному распространению наставничества?
  3. Какие правила, принятые в секте, способствуют ее финансовому благополучию?
  4. Какие методы используются в секте для контролирования сознания?
  5. Каким образом в секте создаются браки?
  6. Каково учение секты «Церковь Христа»?
  7. Каково содержание подготовительных ко крещению занятий?
  8. Какую работу проводят с новообращенным?

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. Издание 3-е переработанное и дополненное, Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008.

Видеоматериалы:

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений