8. Трансцендентальная медитация

Цель занятия – рассмотреть учение и деятельность секты трансцендентальной медитации.

Задачи:

  1. Дать краткую информацию о распространенности секты ТМ в России и методах вербовки в нее.
  2. Познакомить слушателей с учением секты.
  3. Рассмотреть деятельность секты в мире.

План занятия:

  1. Кратко вспомнить признаки тоталитарной секты.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя иллюстрации и видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, по возможности, ознакомиться с дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Основная учебная литература:

  1. Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. Издание 3-е переработанное и дополненное, Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Письмо бывшей последовательницы "Трансцендентальной медитации". [Электронный ресурс]. – URL: http://www.k-istine.ru/sects/tm/tm_letter.htm (дата обращения: 22.04.2018).

Ключевые понятия:

  • Трансцендентальная медитация;
  • Прана;
  • Карма;
  • Пуджа;
  • Мантра.

Содержание (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Что обещают человеку, если он начнет заниматься ТМ?
  2. Каким образом человека обманывают при вербовке в секту?
  3. Почему ТМ следует отнести не к «научному» методу, а к религиозному культу?
  4. Кто основатель секты ТМ и как он формировал ее учение?
  5. Каково значение терминов «прана» и «карма»?
  6. Каков состав человека и цель его жизни?
  7. Какие состояния человека выделяет Махариши?
  8. Какие задачи ставит перед собой организация ТМ и какими способами она их реализует?

Иллюстрации:

Махариши Махеш Йоги

Видеоматериалы:

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений. Секты Махариши, Ошо

Махариши Махеш Йоги1. Секта трансцендентальной медитации в России и методы вовлечения в нее

2. Учение секты

3. Деятельность секты в мире

1. Секта трансцендентальной медитации в России и методы вовлечения в нее

Эта псевдоиндуистская тоталитарная секта, использующая новейшие разработки в области маркетинга, распространена в России довольно широко. В последнее время деятельность ее становится все более заметной. Действуют кружки и клубы по изучению трансцендентальной медитации, а в городах Щелково и Фрязино Московской области, а также в Омске, Иркутске (а возможно, и в других местах) есть заводы по производству идоложертвенных кондитерских изделий («Печенье Махариши»), которые широко продаются по всей стране. В прессе постоянно появляются рекламные публикации о секте и ее методе, а ТМ-овцы чрезвычайно активно проникают в политические и политологические круги, предлагая гарантированно навести в стране порядок при помощи разработанных их организацией «научных» методов. В то время как другие секты добиваются признания за собой религиозного статуса (например, сайентология, которая во всех странах требует, чтобы ее считали религией), ТМ, наоборот, всячески от этого открещивается. Ее организатор «Его Святейшество» Махариши Махеш Йоги (или Махеши Йоги) избрал другой путь распространения своей организации: он утверждает, что ТМ не имеет ничего общего ни с какой религией – это исключительно научный медицинский метод, который помогает человеку расслабиться, увеличить свой потенциал, улучшить здоровье.

Члены секты очень любят демонстрировать разные таблицы и графики: ТМ начала применяться в таком-то городе – и кривая преступности резко поползла вниз, и чем дальше, тем больше. А все потому, что жители начали медитировать. Начните медитировать в вашем микрорайоне, и у вас кривая преступности поползет вниз, а кривая производительности поползет вверх. И тут же нарисуют на доске кривую и покажут кучу других графиков, где кривая смертности ползет вниз, а кривая самочувствия взмывает вверх.

Допустим, вы заинтересовались этим «научным методом»: на первой лекции, где лектор показывает указкой на всевозможные кривые, вся стена увешана графиками. Вот энцефалограмма, которую сняли у медитирующего человека, и на ней кривая одна, а у не медитирующего она выглядит по другому. Посмотришь – и правда, вроде есть разница. На не информированного человека все это может произвести впечатление. А как только потенциальный клиент заинтересуется, ему говорят: у нас все начинается с инициации; в ней ничего религиозного нет, но поскольку наш организатор – индус, то обычно мы начинаем с фольклорной церемонии. Приходите, захватите с собой чистый белый платочек, яблоко или апельсин и цветок.

И вот человек приходит в полутемную комнату, где устроено что-то вроде алтаря с фотографией гуру, которого основатель ТМ Махариши Махеш Йоги называет своим учителем. Этого волосатого бородатого индуса звали Свами Брахмананда Сарасвати Махарадж, или попросту Гурудев. Курятся ароматические палочки, горят свечи. Новопришедшему велят расстелить платок и положить на него фрукт, который он принес. Он делает это, а затем его инструктор становится на колени и начинает бормотать что-то длинное и непонятное на санскрите. Естественно, новопришедший ничего не понимает, но на самом деле произносимый текст является молитвой посвящения себя гуру, который называется «богом», «всевышним» и т.п. Гурудев провозглашается воплощением индийских божеств. Потенциальный адепт стоит рядом и держит цветочек, что является типичной индусской молитвенной позой. Потом гуру шепчет что-то очень тихо – оказывается, он произносит индивидуальную мантру новопришедшего, которую тот должен будет повторять по 20 минут утром и вечером. Но поскольку он шепчет очень тихо, а мантру никому нельзя говорить, то новичок вынужденно становится рядом с ним на колени, и тогда уже ему на ухо шепчут мантру. Это и есть еще один пример так называемого «трансцендентального лукавства», когда человек, сам не ведая того и даже, может быть, являясь христианином, принес жертву идолам, принял участие в молитве им и даже встал перед ними на колени.

Новичку скажут, что его мантра индивидуально подобрана для него и известна лишь ему. Повторяя ее, он добьется положительных результатов: здоровье улучшится, умственный потенциал повысится, он получит кайф без наркотиков, из которого ему не захочется выходить, потому что он все время будет плавать в блаженстве и со всех сторон на него будут сыпаться благодеяния. Если кто-нибудь захочет его ограбить, то по пути он наверняка споткнется и упадет. И вообще если бы во всем мире медитировали, то давно бы уже наступило всеобщее благоденствие и процветание, потому что с теми, кто медитирует, ничего плохого произойти не может. Мантра – это страшная тайна; ее знал только инструктор, но и тот забыл, поэтому знает ее только человек, которому она была дана, и если, не дай Бог, он произнесет ее при ком-то вслух, это может послужить причиной ужасных несчастий как для него, так и для человека, случайно узнавшего его тайну. Таким образом человека держат в секте посредством страха, что является не чем иным, как заурядным шантажом.

На самом деле никакого секрета тут нет: мантра дается соответственно возрасту, в котором человек прошел инициацию. Если спросить у члена секты, в каком возрасте он был посвящен, а потом сказать ему вслух его мантру, это производит потрясающий эффект. Вот этот страшный «секретный» список:

Прошедшему пуджу в возрасте от 4 до 10 лет от роду дается мантра Инг, от 10 до 12 – Им, от 12 до 14 – Инга, от 14 до 16 – Имма, от 16 до 18 – Айнг, от 18 до 20 – Айм, от 20 до 22 – Айнга, от 22 до 24 – Айма, от 24 до ЗО – Ширинг, от 30 до 35 – Ширим, от 35 до 40 – Хиринг, от 40 до 45 – Хирим, от 45 до 50 – Киринг, от 50 до 55 – Кирим, от 55 до 60 – Шиам, после 60 лет – Шиама [2].

Все это – имена и эпитеты индийской богини смерти Кали, которая обычно изображается с высунутым кровавым языком, в ожерелье из черепов и с мужскими, женскими и детскими трупами, висящими у нее на поясе. В руках она держит секиры, с которых стекает кровь. Именно эту богиню призывают медитаторы, произнося свою мантру.

2. Учение секты

Вначале, когда Махариши только еще приехал в Америку, он говорил об «Абсолютном бытии», что для этой страны было слишком религиозным термином. Перерабатывая свою систему, он заменил этот термин на «Творческий интеллект» (отечественные ТМ-овцы переводят этот термин как «Созидательный разум»), что было более похоже на научный термин. Однако для Махариши этот эвфемизм значил ровно то же самое, что и «Абсолютное бытие», то есть был синонимом Бога. Бог, как понимает его Махариши, – это все, что нас окружает (типично пантеистическое мировосприятие), это та безличная сила, которая пронизывает все в этом мире, отождествляется со всеми вещами в нем. Бог больше природы – это сама вселенная и все, что есть во вселенной, кроме зла. Зло из системы Махариши совершенно выпадает: непонятно, откуда оно явилось и какова его сущность. ТМ предлагает весьма оптимистический взгляд на человека и на природу. «Я есть То, ты есть То, все это – То. Есть только одно То, и ничего нет больше Того». «То» – это и есть упоминание о Созидательном разуме, или о Боге. Таким образом, мы видим, что Бог – это не Личность.

Все, о чем говорит Махариши, можно найти в индуистских писаниях, но чтобы пояснить его учение о Боге, нужно ввести еще два термина – в том смысле, в каком употребляет их он сам. Первый из них – прана. Махариши его употребляет в значении некой направленности Бога на творчество: Бог не может не творить, и прана – это его неотъемлемая часть. Махариши сравнивает Бога с океаном, из которого постоянно вытекает разнообразие жизни. В невидимой форме это ум, а в материальной – материя. Все это вытекает из Бога.

Второй термин – карма. У Махариши это – формирующая сила, которая определяет все разнообразие бытия. Если Бог – это океан, то карма – это сила, которая действует внутри океана и творит волны. Карма – это действие, это то, что заставляет все живое существовать, жить. У кармы есть цель – ум, или интеллект; у интеллекта тоже есть цель – это карма. Постоянно идет цикл превращений и перевоплощений: например, душа перевоплотилась в жука; если жук вел себя хорошо, то у него есть возможность перевоплотиться в лошадь. Если лошадь вела себя хорошо, у нее есть возможность перевоплотиться в корову, у коровы – в человека и так далее. Та же самая карма управляет и Богом, который тоже находится под властью кармы. Он определяет карму, но сам не свободен от нее.

Человек состоит из тела, ума и внутреннего «я». Тело – это оболочка, данная нам праной и кармой. Внутри тела находится ум, который сам по себе невидим, но обладает опытом и может действовать. Внутреннее «я» – это семя Бога, которое живет в каждом из нас, это некая светящаяся точка, которая проявляется в наших действиях. Пока нам повезло в воплощении и мы являемся людьми, нужно развивать в себе сознание Бога, потому что клоп, в которого мы тоже можем воплотиться, развивать в себе сознание Бога не может. Мы умираем, и тело распадается, но самое важное – внутреннее «я» – остается. Если мы сознаем, что жизнь от Бога и что Бог выражается в творчестве, чистоте и блаженстве, то мы вступаем в Божественную жизнь.

Согласно Махариши, цель жизни – это расширение счастья. Добиться расширения счастья, опять же, можно лишь будучи человеком. У каждого есть возможность эволюционировать к совершенному осознанию Бога. Разум, сила, энергия, творчество, блаженство – все это высшие качества человека. Цель человечества – расширение счастья – позволяет людям все эти качества взращивать в себе в полной, чистой форме. Человечество является мостом между Богом и всем остальным миром; его задача – приобрести разум, силу, энергию, творчество и блаженство и распространять эти качества на все остальные проявления Бога и на все остальные формы жизни. Махариши утверждает, что любой человек может развить в себе все эти характеристики, но большинству это не удается; многим – просто потому, что они безразличны к задаче воспитания в себе божественной природы, что и является причиной всех ошибок и падений человечества. Из-за того, что мы такие безразличные, мы не знаем, как открыть и достичь Бога внутри себя, а потому не видим в жизни подлинной цели и не можем соединить тело, ум и внутреннее «я», чтобы они вместе участвовали в естественном процессе эволюции. Эволюция же, согласно Махариши, – это воплощения, из которых мы можем вырваться и не превращаться ни во что более, можем развить в себе блаженное осознание Бога. То есть нужно развивать и расширять в себе Абсолютное бытие и самому в этом безличном бытии растворяться.

Пока мы живы, нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться всеми радостями жизни. Покуда мы люди, мы все равно лучше любого животного. Но у человека есть разум, и нужно помнить, что все наши злые поступки нам засчитываются. Если камень бросить в океан, волны будут распространяться бесконечно – так и любое наше дело производит волны по всему простору Божества, и когда-нибудь мы обязательно получим воздаяние за свои поступки. Если мы успели открыть в себе абсолютное бытие и уйти в него, то кару вместо нас получают наши ближайшие родственники. Как же уберечься от этого? Только ТМ может создать обратные волны, способные погасить волны от злых деяний и улучшить общее состояние мира.

Бог не защищен от поступков, которые мы совершаем: они воздействуют на него; нужно соединиться общей целью с Богом – целью, ради которой он создает вселенную. Тут и вступает в действие трансцендентальная медитация. У обычного человека, учит Махариши, есть три состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений. Мы не выходим за пределы этих трех состояний. Но Махариши объявил, что есть еще четвертая стадия – полное осознание внутреннего «я». Это состояние наступает тогда, когда вы полностью отсекаете от себя все и остаетесь наедине с безличным Богом, который находится внутри вас. Именно тогда вы начинаете полностью осознавать внутреннее «я».

Махариши говорит, что это и есть та реальность, на фоне которой существуют три первых состояния. Он называет это состоянием чистого сознания и говорит, что без помощи ТМ такого состояния добиться невозможно. Когда человек, занимаясь ТМ, достигает этого состояния, то оказывается, что это еще не все – есть также пятое состояние, когда к полному осознанию внутреннего «я» добавляется новое осознание внешнего мира: не умом, а через чувства. Прожив несколько лет в этом состоянии, вы можете за определенную сумму достичь и следующего состояния, когда осознаете сущность бытия во всей полноте и придете к пониманию Абсолютного бытия. Это состояние называется «единством».

Итак, первое состояние – это бодрствование (использование чувств и разума); второе состояние – сон со сновидениями, или «глубокое мечтание» (переживание вещей, которые не являются реальностью); третье состояние – сон без сновидений (состояние бессознательности); четвертое состояние – состояние чистого сознания (очищение ума, отказ от всех внешних впечатлений, от всего известного; очищение своего ума для глубокого внушения, отлучение от мира чувств); пятое состояние – одновременное ощущение реальности и нереальности (на самом деле это смешанное первое и второе состояния, когда не ощущается различия между фантазией и реальностью); шестое состояние – полное отключение от внешнего мира (мир воспринимается как галлюцинация). И, наконец, седьмое состояние (в котором, по всей видимости, все предыдущие состояния усиливаются) – это уже чистое безумие. Начиная с четвертого состояния, ум работает без тормозов, человек уже более не является самим собой. Махариши говорит, что в седьмом состоянии нужно полностью сдаться, поклониться и покориться всемогущей силе природы. В христианской терминологии эта «всемогущая сила» называется князем мира сего. Чтобы сдаться, нужно отказаться от всех мыслей, даже от мысли о том, что вы хотите сдаться. Делается это при помощи ТМ (конечно, за определенную плату): человек «вылетает в астрал», и никакими силами до него уже не достучаться.

Само слово «трансцендентальный» означает переход границы. Махариши говорит, что нужно осознать Абсолютное бытие, которое находится по ту сторону наших ощущений. Чтобы его познать, нужно перейти границу наших чувств. Сама по себе медитация – это процесс концентрации, когда человек фокусирует свой ум лишь на одном объекте, отключаясь от всего остального. Для Махариши этот объект является Богом – Абсолютным бытием, или Созидательным Разумом (в более поздней терминологии). Но Бог далеко, концентрироваться на нем трудно. Именно поэтому дается мантра, на которую нужно медитировать. Теоретически человек должен постоянно вдумываться в звучание и смысл этой мантры, но смысла мантры ее носитель не знает – она на санскрите, поэтому медитировать остается только на звуке. А каждая мантра, как уже отмечалось выше, – это имя, титул или свойство богини смерти Кали; таким образом, адепт ТМ концентрируется на звуках имен, отключаясь от всего остального мира, иными словами, отказывается от помощи Бога и постоянно призывает неизвестное и чуждое ему божество. Посредством этого он переходит из одного состояния в другое, и таким образом движется творческая эволюция, к которой и призывает Махариши.

Для христианина совершенно очевидно, что это такое и к чему ведет. Многие бывшие «медитаторы» рассказывали, что во время упражнений переживали страшные бесовские видения. Другие говорят о каталепсии, отключении сознания, психических срывах.

3. Деятельность секты в мире

В Центре структуры ТМ – ядро распространителей, штатных сотрудников, ответственных за разрастание медитации по всему миру. Их задача – добиться, чтобы люди начали пользоваться трансцендентальной медитацией и по меньшей мере оставались в состоянии, так сказать, «внемлющих», платя денежки и медитируя. Главное – получать деньги и распространять влияние. Помимо «внемлющих», есть еще и внутренний круг, в который входят «посвященные», то есть дошедшие до высших уровней ТМ. Лучшие из «внемлющих» переходят в состояние «посвященных». Их мантра постепенно расширяется: к данному при пудже слову добавляются по одному другие слова, пока не получается целая фраза, описывающая свойства «великой богини» Кали и являющаяся молитвенным обращением к ней. Из самых надежных «посвященных» отбираются штатные сотрудники.

Возможно, ТМ является самой американизированной из всех неоиндуистских групп, действующих в христианском мире. Махариши возглавляет весьма жесткую организацию: ее сверху донизу контролируемой структуре может позавидовать любая бизнес-корпорация. Он основал свою империю, чтобы претворить в реальность «Всемирный План», состоящий из семи последовательно ставимых амбициозных целей:

1. Развить полный потенциал личности;

2. Улучшить правительственные достижения;

3. Реализовать высшую идею образования;

4. Уничтожить вековую проблему преступности и любого поведения, приносящего несчастье семье человеческой;

5. Максимализировать разумное использование окружающей среды;

6. Добиться исполнения экономических стремлений людей и общества;

7. Добиться исполнения духовных целей человечества в этом поколении.

Иными словами, «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Другое дело, что Махариши не просто провозглашает эти цели – он реально делает все возможное для их осуществления. Деятельность империи ТМ канализируется в программы, связанные с конкретным претворением в жизнь утопии Махариши. Об этом свидетельствуют созданные им организации: «Международное студенческое общество медитации»; «Американское общество медитации»; «Всемирный плановый исполнительный совет»; «Американский фонд созидательного разума»; «Международный университет Махариши»; «Институт физической подготовки и спортивного совершенства»; «Соединенный организационный конгломерат». Отделения этих структур открываются во всех странах, где действует ТМ. Например, в России филиалы «Международного университета Махариши» действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Омске и других городах. По сообщению журнала «Деньги», главный филиал университета Махариши сейчас находится в Набережных Челнах. Возможно, в скором времени он будет переведен в Казань, где для этого возводится роскошное здание. Действует в Москве и «Международный университет технологии Махариши».

С недавнего времени в газетах стали появляться рекламные объявления «Открытого университета Махариши» с девизом – «Полное знание для полного развития мозга – основа успеха в жизни». Объявления украшены портретом изрядно постаревшего и полысевшего, но все еще бодрого Махариши в украинской рубахе. Реклама гласит: «Его Святейшество Махариши Махеш Йоги, который подарил миру Трансцендентальную Медитацию 40 лет назад и открыл путь к просветлению миллионам людей, сейчас предлагает Полное Знание каждому человеку через Открытый Университет Махариши, для полного развития мозга и полного раскрытия его космического потенциала, чтобы достичь совершенства в жизни отдельного человека и всего общества – Рая на Земле».

«Курс Полного Знания» (разумеется, платный, о чем, правда, в объявлении не сообщается) можно пройти всего за 6 месяцев, собираясь на два часа дважды в неделю. Даются контактные телефоны в 37 городах России, а также телефоны городов Казахстана, Молдовы, Украины и Белоруссии.

Весь мир поделен Махариши на 12 «часовых поясов», во главе каждого из которых стоит лично назначенный главой секты пуруши. Россия являет собой 5-й часовой пояс. Российский пуруши – француз Гвенаэль Буше.

Империя Махариши включает в себя и промышленные предприятия. Есть они и в нашей стране. Вспомним кондитерские фабрики в Подмосковье и в Сибири. А это лишь – вершина айсберга... Каждая из организаций играет весьма важную роль в исполнении «Всемирного Плана». Их развитие не пущено на самотек. Махариши весьма серьезен относительно своей религии и ее всемирного распространения.

Распространение невозможно без искусного использования средств массовой информации. Махариши держит группу экспертов, которые руководят громадным издательским комплексом, телевизионной студией и отношениями с общественностью во всех влиятельных областях человеческой жизни. Особенно они заинтересованы в том, чтобы придать ТМ видимость научного метода. ТМ платит значительные суммы ученым, публикующим материалы о научной значимости открытий Махариши и о «доказанности» благотворного влияния медитации на организм. Известна докторская диссертация, написанная членом секты Робертом Кийтом Уоллесом, в которой он утверждал, что ТМ вызывает замедление сердцебиения и общее расслабление всего организма. С тех пор было доказано, что этих результатов можно добиться и куда более простыми и безопасными методами, однако ТМ-овцы широко раструбили результаты исследований Уоллеса и продолжают ссылаться на него. Имеется и целый ряд других исследований; большая часть из них основана на нечистых и неконтролируемых экспериментах и ровно ничего не доказывает. Но сам факт, что кто-то научно изучал применение ТМ к той или иной проблеме, сектанты используют как доказательство научности всего метода.

По ряду сообщений, международная экологическая организация «Гринпис» связана с ТМ. В ряде стран ТМ создала свои политические партии под названием «Партия естественного закона». Правда, им пока еще нигде не удавалось добиться успеха на выборах. Самого большого на сегодняшний момент успеха ТМ добилась в 1997 году, когда медитатор Уильям Хэйг был избран лидером консервативной партии Великобритании. Но с тех пор консерваторы так и не смогли выйти из глубокого внутреннего кризиса.

ТМ использовалась в различных программах по излечению от алкоголизма и наркомании, в том числе и в армии США (до 1977 г.). Использовалась она и в тюрьмах. Махариши смог добиться этого, уверяя, что ТМ не имеет никакого отношения к религии. Не оставил он своим вниманием и мир бизнеса. В бизнес-журналах стали появляться статьи, превозносящие выгоду от ТМ для предпринимателей и воспроизводящие графики Уоллеса и других. Была опубликована и широко распространена брошюра «Созидательный разум для бизнесменов». Хвалебные статьи о ТМ появлялись в журналах, используемых авиакомпаниями для перелетов. Их можно было увидеть повсюду. 70-е годы стали годами триумфа ТМ.

Махариши стремился к большему. Он приложил максимальные усилия, чтобы проникнуть в систему образования, в систему юриспруденции и в структуры управления. В результате его усилий с 1974 г. ТМ стали преподавать во многих американских школах. Махариши была предоставлена государственная субсидия для разработки школьного учебника. Все это стало возможным благодаря постоянным утверждениям Махариши, что ТМ не является религией. Таким образом был обойден параграф американской Конституции о разделении церкви и школы.

По всей видимости, Махариши положительно относится к возможности применения «трансцендентального лукавства». Ведь если он действительно считает, что ТМ не является религией, то как следует трактовать его высказывание: «Трансцендентальная медитация – это путь к Богу»? В другом месте Махариши называет ТМ «воплощением всех религий, простой практикой, глубокой трансцендентальной медитацией». Махариши открыто признается в необходимости применения тактики обмана: «В те времена и в тех местах, где религия доминирует в массовом сознании, трансцендентальная, глубокая медитация должна преподаваться в религиозных терминах... Сегодня, когда политика руководит судьбой человека, учение должно прежде всего основываться на сфере политики, а затем – на уровне экономики... Похоже, что в настоящий момент наша глубокая трансцендентальная медитация должна стать доступной для людей через правительственные агентства».

Точка в этой противоречивой ситуации была поставлена судом штата Нью-Джерси (США), который в 1977 г. запретил распространение учения НТИ/ТМ («Наука Созидательного Разума/Трансцендентальная Медитация») в школах, придя к следующему выводу: «... Учение НТИДМ религиозно по своей природе; другое заключение недопустимо и необоснованно... Хотя ответчики предоставили суду более 1500 страниц писем, аффидевитов и свидетельств для противопоставления ходатайству истцов о вынесении определения в их пользу, ответчики не смогли вызвать даже малейшего сомнения по поводу фактов или религиозной природы учения НТИ и пуджи. Учение НТИДМ в ньюджерсийских государственных средних школах нарушает суть Первой Поправки (к Конституции США. – А. Д.), и ее преподавание должно быть запрещено».

Проверочные вопросы:

  1. Что обещают человеку, если он начнет заниматься ТМ?
  2. Каким образом человека обманывают при вербовке в секту?
  3. Почему ТМ следует отнести не к «научному» методу, а к религиозному культу?
  4. Кто основатель секты ТМ и как он формировал ее учение?
  5. Каково значение терминов «прана» и «карма»?
  6. Каков состав человека и цель его жизни?
  7. Какие состояния человека выделяет Махариши?
  8. Какие задачи ставит перед собой организация ТМ и какими способами она их реализует?

Видеоматериалы:

Дворкин А.Л. Тайна ложных учений. Секты Махариши, Ошо