45. Западное влияние. Брестский Собор 1596 г. и уния

Цель занятия:

познакомиться с положением православных на территории Польско-Литовского государст­ва в XVI веке

Задачи:

  • познакомиться с положением православного населения в Речи Посполитой
  • познакомиться с попытками насадить католичество в западнорусских землях в XVI веке
  • познакомиться с результатами деятельности князя Константина Острожского
  • понять причины, приведшие к заключению Брест-Литовской унии
  • познакомиться с процессом возрождения Православия в Литве в XVII веке

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.5. Часть 2. Глава 10.
  2. Куломзина С.С. Православная Церковь. История Церкви в рассказах для детей и взрослых. – М.: ЭКСМО, 2013. Часть 2. Глава 5.

Дополнительная литература:

  1. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения 25.12.2017). Глава 42, 54.
  2. Знаменский П.В. История Русской Церкви. / Под ред. проф. К. Е. Скурата. – Сергиев Посад: 2006. Период III. Глава 5.
  3. Петрушко В.И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. – М., 2005. Глава «Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии».
  4. Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. – Сортавала: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991. Глава 26 «Киевская митрополия. Церковная уния».

Ключевые понятия:

  • Уния

Словарь урока:

  • Киевская митрополия
  • Князь Константин Острожский
  • Брест-Литовск
  • Петр Скарга
  • Митрополит Киевский Михаил (Рогоза)
  • Епископ Ипатий (Поцей)
  • Митрополит Петр Могила

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

 

Проверочные вопросы:

  1. Кто был заинтересован в обращении православных в католическую веру в Речи Посполитой?
  2. Назовите наиболее известные имена защитников православной веры в западнорусских землях.
  3. Какие города были центрами Православия в Речи Посполитой?
  4. Кто из православных епископов перешли в подчинение к Риму?
  5. Почему в Литве к концу XVI века прервалась преемственность православной иерархии?
  6. Каковы решения Брест-Литовского собора?
  7. К каким последствиям привело заключение Брест-Литовской унии?
  8. Какова роль митрополита Петра Могилы для Православия в Литве?
  9. Когда Киевская митрополия смогла вернуться в состав Московского патриархата?

Ход урока:

Рассказ учителя по новой теме с использованием презентации.

Беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Мульткалендарь. 13 января. «Святитель Петр Могила, митрополит Киевский»:

1) Католическое давление на западе Руси

2) Православные силы в Речи Посполитой

3) Предпосылки унии

4) Заключение Брест-Литовской унии

5) Возрождение Православия в Литве

1) Католическое давление на западе Руси

В западнорусских землях, находившихся под господством Польско-Литовского государства (Речи По­сполитой), положение православных было очень труд­ным. Еще в 1461 году, после кончины святого митрополита Ионы, единая прежде Русская митрополия разделилась на две – Московскую и Киевскую, с центром в Вильно (ныне Вильнюс). Последняя сохраняла формальное подчинение Константинопольскому Патриарху, но испытывала при этом сильное давление гражданских властей, стремившихся насадить католичество среди православных Украины и Белоруссии. До соединения Литовского княжества с Польшей в 1569 году православные хотя бы формально находились под охраной Литовского статута, который гарантировал им свободу исповедания.

Многие представители русских дворянских родов приняли католичество, так как без этого им был закрыт доступ к государственным должностям, но некоторые семьи во главе с князьями Острожскими твердо блюли православную веру. Польские короли пользовались правом покровительства (патроната) над архиерейскими кафедрами и монастырями и раздавали епархиальные и церковные земли кому хотели. Назначенные королевской властью попечители монастырей и приходов получали доходы, но не заботились о нуждах православного населения. Особенно трудно было материальное положение Церкви в Галиции, непосредственно связанной с польской короной.

В 1509 году состоялся Собор в Вильне, на котором были вынесены постановления о защите православия. При короле Сигизмунде Августе, склонном к протестантизму, положение православных улучшилось, так как король придерживался полной веротерпимости. Попытки  насадить католичество особенно усилились в эпоху Контрреформации во второй половине XVI века. В 1569 году Польша и Литва окончательно объединились. Для борьбы с распространившимся там кальвинизмом был призван орден Иезуитов, которые основали в Вильно Коллегию (высшую школу). Иезуитский ученый, Петр Скарга, оставил книгу о единстве Церкви, в которой доказывал, что Православная Церковь может стать великой, если объединится с Римом и откажется от некоторых своих особенностей, сохраняя свой обряд и уклад жизни.

2) Православные силы в Речи Посполитой

В то время как иезуитский орден подготовлял унию с Римом, Православная Церковь, благодаря притоку культурных сил из Москвы, изгнанных Иоанном Грозным, смогла создать ряд крупных церковно-культурных центров. Первым из них был город Острог, князья которого издавна были защитниками православия. Там князь Константин Острожский основал в 1570 году высшую православную школу, а в 1576-80 годах, пользуясь услугами бежавших из Москвы первопечатников во главе с Иваном Федоровым, издал славянскую Библию. Для издания Библии князь Острожский выписал рукописи Греции, Сербии и Болгарии, но часть книг пришлось перевести с латинского. Ее тираж в 1000 эк­земпляров по тем временам считался огромным, и это издание в течение ближайших десятилетий распро­странилось по всему православному славянскому миру. В Остроге была составлена священником Василием книга о «Единой, истиной вере» в ответ на сочинение иезуита Петра Скарги.

Вторым православным центром был Ковель, где обосновался после бегства из Москвы князь Курбский. Он переводил отцов Церкви, писал письма к влиятельным гражданам, призывая их стоять за православную веру. Его друг Оболенский был послан учиться на Запад и потом помогал ему в его переводах. У князя Курбского работал также бежавший из Москвы игумен Троице-Сергиевой Лавры Артемий, который до этого был принят другим поборником православия, князем Слуцким.

Наряду с князьями встало на защиту веры и городское население, собравшееся вокруг церквей и монастырей и образовавшее братства. В Вильно основывается братство и развивается книгопечатание, в Львове местное мещанство основало не только братство, но и высшую школу (Академию), для которой выписало учителей из-за границы.

3) Предпосылки унии

Труднее всего обстояло дело с иерархией. Митрополиты жили не в Киеве, а в Вильно, Новогрудке или других городах. Часто в епископы поставлялись королевской властью люди недостойные. Были случаи женатых епископов. Большинство из них жило в богатых поместьях, вдалеке от своей паствы.

В 1586 году Константинопольский Патриарх Иеремия проездом в Москву через Киевскую митрополию по­знакомился с положением Православия в Речи Посполитой и поддержал братства, завещав им не только блюсти православие, но и, если надо, обличать неради­вых епископов.

В 1593 году ряд архиереев изменили православию. Четыре епископа подали через короля просьбу папе о подчинении Риму, но с сохранением восточного обряда и всех привилегий. Вскоре к ним присоединился вновь посвященный епископ Владимиро-Волынский Ипатий (Поцей), человек очень влиятельный и друг князя Острожского. В 1594 году король послал его и епископа Кирилла (Терлецкого) в Рим для ведения переговоров. Митрополит Киевский Михаил (Рогоза) по слабоволию не противился решению других епископов. В защиту православия первым выступил князь Острожский с посланием всем приходам, монастырям и братствам. Виленский ученый, Стефан Зизаний, написал против унии обличение.

4) Заключение Брест-Литовской унии

Епископы были приняты в Риме с почестью, подписались под актом о признании всех католических догматов и по возвращении в 1596 году приняли участие в Соборе в городе Бресте-Литовском. Собор сразу разделился на две части: православную и униатскую, и обе заседали отдельно. Экзархи патриархов Константинопольского и Александрийского, Никифор и Кирилл, возглавили православных и, после отказа митрополита Михаила и принявших унию епископов явиться, лишили их сана. Униатская часть отметила проклятием православную сторону Собора и приняла унию. Все епископы, не подписавшие унию, были объявлены ослушниками королевской власти. Экзарх Кирилл был арестован и умер в тюрьме от голода. По всей стране началось преследование православного духовенства, братств и мирян. Множество крестьян от гонений сбежало на Юг и заселило пустовавшую до того времени Украину.

Вскоре скончались последние православные архиереи, не принявшие унию, и, ввиду невозможности рукоположения новых архипастырей, прервалась преемственность православной иерархии на Литовской земле. Восстановление православной иерархии произошло только в 1620 году, что послужило толчком к духовно-нравственному возрождению Православия в Литве.

5) Возрождение Православия в Литве

В 1620 году, воспользовавшись проездом из Москвы через Киев Иерусалимского Патриарха Феофана, православным удалось восстановить свою иерархию в пределах Польско-Литовского государст­ва. Особо выдающимся православным иерархом здесь в этот период стал митрополит Петр Могила, занимав­ший Киевскую кафедру в 1633-1647 годах. При нем положение православных несколько улучшилось, по­скольку православная иерархия и духовенство получили официальное признание со стороны властей. Будучи человеком европейски образованным и озабоченный подготовкой просвещенного православного духовен­ства, он преобразовал имевшуюся в Киеве школу по образцу иезуитских коллегий, введя в ней высшее бо­гословское образование на основе схоластики. Новая Киевская коллегия, или академия, в которую Петр Мо­гила привлек для преподавания нескольких высокооб­разованных монахов, вскоре стала подлинным центром богословской учености, питомцы которой стали трудиться не только на Украине и в Белоруссии, но и в Московском государстве, где к тому времени откры­лась нужда в церковных ученых. При нем Киев вернул себе былую славу митрополичьей кафедры, а печатав­шаяся в нем церковная литература, имея широкое рас­пространение, служила добрую службу всем право­славным славянам. Сам митрополит позаботился, что­бы было подготовлено «Православное исповедание веры» – подробное наставление в вероучении Право­славной Церкви, созданное по образцу «Римского Ка­техизиса».

Позиции Православной Церкви особенно прочны были в левобережной Украине (расположенной на ле­вом берегу Днепра), где сильно было казачество, вы­ступавшее в защиту православия. В 1654 году после не­удачного восстания казаков под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого эта часть Украины, включающая Киев, сочла за благо присоединиться к Российской державе. Правда, тогда этот союз еще не был слишком прочным. Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата только в 1685 году, да и то за исключением епархий в Галиции и Литве, где продолжала удерживать сильные позиции Брестская Уния.

Окончательно разделение между Киевской митрополией и Московским патриархатом было преодолено в 1686 году.

Проверочные вопросы:

  1. Кто был заинтересован в обращении православных в католическую веру в Речи Посполитой?
  2. Назовите наиболее известные имена защитников православной веры в западнорусских землях.
  3. Какие города были центрами Православия в Речи Посполитой?
  4. Кто из православных епископов перешли в подчинение к Риму?
  5. Почему в Литве к концу XVI века прервалась преемственность православной иерархии?
  6. Каковы решения Брест-Литовского собора?
  7. К каким последствиям привело заключение Брест-Литовской унии?
  8. Какова роль митрополита Петра Могилы для Православия в Литве?
  9. Когда Киевская митрополия смогла вернуться в состав Московского патриархата?