44. Учреждение Патриаршества в Русской Церкви. Святой Патриарх Иов

Цель занятия:

познакомиться с историей установления Патриаршества в Русской Церкви

Задачи:

  • познакомиться с житием патриарха Иова
  • познакомиться с факторами, повлиявшими на решение Восточных патриархов даровать Московскому митрополиту титул Патриарха
  • понять, какие изменения в русской церковной жизни повлекло установление Патриаршества

Использованная литература:

  1. Первушин М.В.Установление патриаршества в Русской Церкви / Христианство век за веком. Очерки по истории христианской Церкви / Под общей редакцией Архиепископа Егорьевского Марка. – М.: Дар, 2011.
  2. Знаменский П.В. История Русской Церкви. / Под ред. проф. К. Е. Скурата. – Сергиев Посад: 2006. Период IV. Глава 1.

Дополнительная литература:

  1. Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. – Сортавала: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991. Глава 25 «Установление патриаршества. Царь Борис Годунов».
  2. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения 25.12.2017). Глава 47.

Ключевые понятия:

  • Патриархат
  • Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси

Словарь урока:

  • Иоаким, патриарх Антиохийский
  • Иеремия, патриарх Константинопольский
  • Собор Восточной Церкви
  • Диптих Поместных Церквей
  • Духовный приказ
  • Казенный приказ

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Каким было экономическое и политическое положение Восточных Поместных Церквей к середине XVI века?
  2. С какой основной целью Восточные патриархи посещали Москву в XVI веке?
  3. Считаете ли вы утверждение в Москве Патриархата исторически закономерным?
  4. Какие исторические слова были произнесены митрополитом Иовом при поставлении его в патриархи?
  5. Как повел себя патриарх Иов в отношении Лжедмитрия?
  6. За что патриарх Иов был причислен Церковью к лику святых?
  7. Что изменилось в церковном управлении после утверждения Патриаршества на Руси?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с использованием презентации о святителе Иове.

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью письменного задания.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Мульткалендарь. 18 апреля. «Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 40 «Святители. Часть 2»:

  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог».  Часть «Установление патриаршества на Руси»:

      4. Телепроект «Крестный путь». Выпуск 1 «Патриарх Иов».

      5. Фильм «Иов Многострадальный»:

1) Визит в Москву патриарха Антиохийского

2) Установление Патриаршества

3) Признание Московского Патриархата собором Восточной Церкви

4) Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси

5) Права и управление патриарха

1) Визит в Москву патриарха Антиохийского

После захвата Константинополя и падения Византии в XIV веке Восточные Церкви оказались в полной зависимости от турецких султанов. С этого времени Россия осталась единственным в мире независимым православным государством. Все христиане Востока смотрели на Русское царство и Русскую Церковь как на главных защитников православия и искали в них помощи и утешения в своих бедах. Такое возвышение роли русского митрополита завершилось в конце XVI века учреждением на Руси патриаршества.

В царской Москве стало уже привычным принимать не только посольства от других православных Церквей, но и самих Восточных патриархов, приходящих для сбора милостыни на церковные нужды. Русские государи и митрополиты со всей широтой и щедростью встречали и одаривали посланцев с Востока, не забывая в то же время подчеркивать свободу и независимость от них Русской Церкви.

В 1586 году на Русь прибыл Антиохийский патриарх Иоаким. Царь велел сделать ему несколько почетных встреч по пути в Москву. Однако ни он сам, ни русский митрополит в этих встречах не участвовали. Лишь только через неделю по прибытии в столицу патриарх был приглашен в царский дворец. Здесь в Золотой палате его принял государь, восседавший на троне в полном царском одеянии, окруженный боярами и окольничими. Золотое убранство палат, блеск и сияние одежд царя и его окружения поразили патриарха. По воспоминаниям современников, «он, казалось, остолбенел и не мог пошевельнуться. Сопровождавшие его епископы, под руки подвели ошеломленного патриарха через всю залу к русскому царю, а тот, лишь привстал, принимая благословение от высокого гостя». Пригласив патриарха на царский обед, что считалось на Руси высшей честью, государь велел ему посетить Успенский собор, где русский митрополит намеревался служить литургию. Поспешив туда, патриарх застал там еще более ошеломляющую картину. В блеске паникадил от тысячи горящих свечей, среди икон и рак, обложенных золотом и драгоценными камнями, окруженный бесчисленным сонмом духовенства, в жемчужных ризах стоял русский митрополит. Приложившись к святым иконам, патриарх направился к митрополиту. Тот лишь на полшага сошел со своего места навстречу титулованному гостю и первым преподал ему благословение. Оторопевший патриарх только теперь осознал номинальность своего сана перед реальной главой действительно великой Церкви. «Смутившись, – как отмечает летописец, ­– он вторым благословил митрополита и еле слышно произнес, что пригоже было наперед митрополиту от него благословение принять, да и перестал о том».

2) Установление Патриаршества

Уезжая из Москвы с богатыми дарами, Антиохийский патриарх Иоаким был напутствован русским царем исходатайствовать перед другими Восточными патриархами решение учредить на Руси патриаршество. Государева просьба была удовлетворена, но исполнение ее откладывалось из-за своеволия турков. Султан в очередной раз сменил патриархов и разграбил Церковь. Вновь назначенному Константинопольскому первоиерарху Иеремии было не до того, чтобы решать вопрос о русском патриаршестве. Все церковное достояние было разграблено, здание его резиденции обвалилось, а сама патриаршая церковь обращена в мечеть. Нужно было строить новый храм, средств же для этого не было. Тогда патриарх Иеремия с разрешение султана предпринял путешествие в Россию за милостыней.

Однако в России его ждали с другой целью. Узнав о приезде Цареградского патриарха, вся столица пришла в движение. Многие хотели видеть первосвятителя Византии, матери Русской Церкви, впервые посещавшего Русь. Патриарх Иеремия с нескрываемым любопытством смотрел на многолюдство русской столицы, красоту ее церквей и удивлялся народному благочестию. Процессия, шедшая к царю постоянно останавливалась, не имея возможности идти дальше из-за большого стечения народа. Люди просили благословения и радостно приветствовали Вселенского патриарха. С такой же любовью и вниманием он был принят царем. Рассказывая государю о причине приезда, патриарх «обливался слезами, – как пишет летописец, – и жаловался на жестокость и самовольство турецкого султана, непрестанно восклицая: «Где же, кроме России, смогу я найти усердие, жалость и щедрость для всего восточного православия?» Однако царь был в недоумении, не услышав главного – про избрание на Руси патриарха. Узнав о желании царя, глава Константинопольской Церкви прекрасно понимал, что, отказав царю в его просьбе, отношение к нему русских резко поменяется. А с этим будут разбиты и все надежды на восстановление поруганной Вселенской патриархии за счет русских денег. Полгода патриарх Иеремия обдумывал свое решение, живя все это время в Москве.

В конце концов согласился, сказав: «Да исполнится воля царская! Ведь на всей земле лишь один благочестивый царь – русский. Потому здесь подобает быть Вселенскому патриарху, в старом же Царьграде за наши согрешения вера христианская изгоняется от неверных турок. Благословлю и поставлю того, кого изберет самодержец». Русский царь указал на главу Русской Церкви – Московского митрополита Иова. Когда собор утвердил это решение царя, митрополит Иов ответил: «Я раб грешный; но если церковный собор удостаивает меня этого великого сана, то приемлю его с благодарением и нимало вопреки глаголю». И по сей день эти слова первого патриарха повторяет по традиции вновь избранный первосвятитель Русской Церкви.

26 января 1589 года в Успенском соборе Кремля при огромном стечении народа совершилось торжество поставления первого Московского патриарха. Покидая Москву с богатыми дарами, глава Византийской Церкви оставил русскому царю особую грамоту об учреждении в Москве патриаршества.

3) Признание Московского Патриархата собором Восточной Церкви

Возвратившись в Константинополь в 1590 году, патриарх Иеремия созвал собор всей Восточной Церкви. На нем он объявил, что поставил в Москве патриарха Иова и утвердил право Московского собора впредь самому избирать и поставлять себе патриархов. Другие Восточные первоиерархи признали это решение вполне законным. Собор также постановил считать Московского патриарха равным по чести и достоинству прочим четырем православным патриархам и определил ему пятое место в диптихе Восточных патриархов, после Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Однако несмотря на это соборное определение, Русский первоиерарх фактически как был, так и остался надеждой и опорой всего восточного христианства.

4) Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси

Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI века в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571-1572 годах он настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575-1580 годах – Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году – митрополитом Московским. 23 января 1589 года при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января – торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», – отмечает его жизнеописатель.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить Литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Через два года, 19 июня 1607 года, патриарх Иов скончался. В 1652 году мощи святителя перенесены в Москву в Успенский собор. Прославлен святитель в 1989 году.

5) Права и управление патриарха

Учреждение патриаршества не произвело никаких существенных перемен в правах русского первосвятителя. Общий иерархический строй Русской церкви остался таким же, каким был при митрополитах. Вся разница сравнительно с прежним временем сводилась в этом отношении лишь к тому, что он сравнялся с другими православными патриархами по своей самостоятельности, и к преимуществам его иерархической чести.

Прежние богослужебные преимущества первосвятителя – белый клобук и саккос (с 1675 г.) – перешли ко всем митрополитам нового патриархата; патриарх стал отличаться от них крестом на митре и на клобуке, бархатной цветной мантией с образами на скрижалях, саккосом с нашивной епитрахилью, преднесением пред ним креста и в церковных ходах свечи; во время служения он облачался среди церкви, тогда как прочие сослужившие с ним архиереи – в алтаре; один только он садился на горнее место, наконец, один только причащался сам, прочие же архиереи принимали причащение из его рук. В своей административной обстановке патриарх окружил себя большей сравнительно с прежним временем пышностью и величием, по крайней мере, после успокоения России от смут, при царе Михаиле Феодоровиче.

Прежде все дела по церковному управлению митрополиты поручали вести разным доверенным лицам; теперь место этих лиц занимают целые учреждения – приказы наподобие царских, состоявшие каждый из боярина, дьяков и подьячих и решавшие дела с доклада патриарху. Таких приказов в течение почти всего XVII века было три: 1) судный или разряд, заведовавший судебной частью – после 1667 года в нем образовалось отделение ­ духовный приказ – специально для духовного суда, состоявшее под начальством доверенного духовного лица или судьи; 2) казенный, занимавшийся церковными сборами патриарха; 3) дворцовый, заведовавший вотчинами и домовым хозяйством патриаршего дома. К концу XVII века появился еще четвертый приказ – церковных дел – по делам церковного благочиния. По примеру патриарха стали заводить у себя приказы и другие архиереи; но в епархиях заводились обыкновенно только по два приказа – духовный для епархиального управления и суда и казенный, сосредоточивавшийся около личности архиерейского казначея.

Проверочные вопросы:

  1. Каким было экономическое и политическое положение Восточных Поместных Церквей к середине XVI века?
  2. С какой основной целью Восточные патриархи посещали Москву в XVI веке?
  3. Считаете ли вы утверждение в Москве Патриархата исторически закономерным?
  4. Какие исторические слова были произнесены митрополитом Иовом при поставлении его в патриархи?
  5. Как повел себя патриарх Иов в отношении Лжедмитрия?
  6. За что патриарх Иов был причислен Церковью к лику святых?
  7. Что изменилось в церковном управлении после утверждения Патриаршества на Руси?